рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научное знание как система, его особенности и структура

Научное знание как система, его особенности и структура - раздел Философия, Ответственный редактор: доктор философских наук,профессор В. П. Кохановский Наука — Это Форма Духовной Деятельности Людей, Направ­ленная На Про...

Наука это форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. ; Наука — это и творческая деятельность по получению нового | знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний (пре-"? имущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их вос­производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических све­дений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».


Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового зна­ния; во-вторых — результат этого процесса, т. е. объединение по­лученных знаний в целостную, развивающуюся органическую си­стему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, на­учные учреждения и т. п.; этос (нравственность) науки, профес­сиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное обо­рудование, система научной информации, различного рода ком­муникации ученых и т. п.; в-четвертых — особая область челове­ческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или кри­терии научности, которые отличают ее от других форм познания (искусства, обыденного познания, религиозного постижения мира

и др.).

1. Его основная задача обнаружение объективных законов дей­
ствительности
— природных, социальных (общественных),
законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориента­
ция исследования главным образом на общие, существенные
свойства предмета, его необходимые характеристики и их вы­
ражение в системе абстракции, в форме идеализированных
объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие
научности предполагает открытие законов, углубление в сущ­
ность изучаемых явлений. Это основной признак науки, глав­
ная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития ис­
следуемых объектов наука осуществляет предвидение буду­
щего
с целью дальнейшего практического освоения действи­
тельности. Нацеленность науки на изучение не только объек­
тов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, кото­
рые могут стать предметом практического освоения в буду­
щем, является важной отличительной чертой научного позна­
ния.

Предвидение будущего — это, во-первых, такая категория, ко­торая объединяет любые способы получения и использования ин­формации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и которая конкретизируется в понятиях «прогноз», «план», «програм­ма», «проект» и др. Во-вторых, под будущим понимается глав­ным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало из­вестным.

Предвидение будущего — третье звено в цепи логической опе­рации, два предшествующих звена которой составляют анализ на­стоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются прежде всего тем, насколько глубо­ко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его из­менения. Без знания этих двух важнейших моментов в их един­стве невозможно и само научное предвидение как таковое.

Хотя «механизм» превращения прошлого в настоящее и на­стоящего в будущее в принципе одинаков (оно, в частности, не­осуществимо без определенных предпосылок и известной степе­ни их зрелости, развитости), однако, с точки зрения познающего эти процессы мышления, здесь имеется существенное различие. Последнее заключается в том, что если в первом случае познание имеет дело с тем, что уже было и прошло, то во втором — с тем, чего еще не было и что может только произойти. Первый путь — это реконструкция прошлого по его «обломкам» в настоящем, вто­рой путь — конструирование будущего по его «зародышам» в на­стоящем, так как будущее вырастает не откуда-нибудь, а именно из настоящего.

Теоретический, строго научный анализ действительности ис­ходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историчес­кая система взаимодействия — настоящее превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

Таким образом, научное предвидение в своей сущности сво­дится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответ­ствии с выявленными законами, сконструировать «модель» буду­щего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосыл­кам и т. п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-ис­торической целостности. Наука, тем самым, «постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов прак­тического освоения мира и открывает человечеству новые пред­метные меры его возможной будущей деятельности».

Когда осуществляется предвидение событий, еще не имею­щих места в действительности, то на основе уже известных зако­нов и теорий происходит экстраполяция на будущее процессов на­стоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предоп­ределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допу­стимые пределы, в рамках которых можно проецировать в буду­щее закономерности, выявленные в настоящем, возможность из­менения данных пределов и данных тенденций и т. д.

Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) никогда, ни при каких условиях не может. По мере развития практики и самого познания предвидение ста­новится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реали­зацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, на­полняется новым, более глубоким содержанием.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в поря­док на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную орга­ническую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем бо­лее их механический агрегат, «суммативное целое»), не объе­диненных в систему, еще не образует науки. Знания превра­щаются в научные, когда целенаправленное собирание фак­тов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гума­нитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастия­ми и интересами и т. п. Поэтому-то и невозможно его дея­тельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния объективная истина, постигаемая преимущественно ра­циональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. От­сюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективи­стских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта —важнейшее условие и предпосылка научного познания. Пос­леднее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологе­тику, субъективизм.

Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценнос­ти, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях — су­щественная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности. Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть науки, чем ги­потезы и теории (которые преходящи), поскольку научная истина «переживает века и тысячелетия».

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих це­лостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: ма­тематическая символика, химические формулы и т. п. Выра­ботка специализированного (и прежде всего — искусственно­го) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. . Процесс непрерывного самообновления наукой своего концепту­ального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

7. В процессе научного познания применяются такие специфи­ческие материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелеско­пы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, харак­терно использование для исследования своих объектов и са­мой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, си­стемный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы (см. об этом ниже). Широкое применение экспери­ментальных средств и систематическая работа с идеализиро­ванными объектами — характерные черты развитой науки.

8. Научному познанию присуши строгая доказательность, обо­снованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус научного) должно быть подтверждено фактами и аргументами. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суж­дений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логи­ко-методологическая подготовка исследователей, их философ­ская культура, постоянное совершенствование своего мыш­ления, умение правильно применять его законы и принципы.

9. Опытная проверяемость и возможность многократного вос­произведения результатов (другими исследователями, в раз­ных странах и т. д.). Если этот критерий «не работает», то нет и науки как таковой.

В современной методологии выделяют различные уровни кри­териев научности, относя к ним — кроме названных — такие, как формальная непротиворечивость знания, открытость для крити­ки, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Интересные и оригинальные идеи об отличиях научного мышлшия~от других Духовных «исканий человечества» развивал В. И. Вернадский. Он, в частности, считал, что только в ис­тории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сторонах культурной жизни (в искусстве, литературе, музыке) и даже в истории человечества, которую «едва ли мож­но принимать за нечто единое и целое». По мнению русского мыслителя, характерными особенностями исторического процес­са научного творчества являются, во-первых, единство процесса развития научной мысли; во-вторых, общеобязательность науч­ных результатов; в-третьих, большая и своеобразная независи­мость науки (по сравнению с другими духовными образования­ми — философией, религией, искусством и др.) от исторической обстановки; в-четвертых, очень глубокое (подобно религии), но совершенно своеобразное влияние научного познания на пони­мание человеком смысла и цели своего существования; в-пя­тых, научное творчество является основным элементом «науч­ной веры» (противоположной религиозной), которая является мо­гущественным созидательным фактором в науке.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, име­ющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной си­стемы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специ­фических своих элементов.

Предварительно отметим, что в структуре всякого научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традицион­ное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не под-< дающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологичес-1 "кие стереотипы, интересы и потребности; определенные конвен­ции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных при­страстий и антипатий, привычек, ошибок и т. д. Имея в виду по­добные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно ко­ренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от ут­верждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений». Этим наука отличается и от всякого другого знания и духовного проявления человечества. Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вер­надский считал, что «основной неоспоримый вечный остов на­уки» (т. е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны): «1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания — единой науки — находят­ся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличи­вается»2. При этом, согласно Вернадскому, во-первых, новые на­уки всецело проникнуты этими элементами и создаются «в их всеоружии». Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии. В-третьих, живой, динамичный процесс такого бы­тия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отра­жается в среде жизни человечества, является все растущей геоло­гической силой, превращающей биосферу в ноосферу — сферу разума.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых ком­понента в их единстве:

а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследо­ватель, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в ко­нечном счете — общество целом. Они-то, т. е. субъекты на­уки, и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время. Научная деятельность требует спе­цифической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концепту­альный материал, сложившиеся средства и методы его по­стижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных,

мировоззренческих и нравственных ориентации и целевых установок, специфичных именно для научного познания.

б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мыш­лении и т.п. В широком смысле понятие «предмет», во-пер­вых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выде­ленную из мира объектов в процессе человеческой деятельно­сти и познания; во-вторых, — объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъек­ту познания.

Понятие «предмет» может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, пред­мет диалектики — всеобщие законы развития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, кото­рые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (напри­мер, анатомия изучает строение организма, физиология — функ­ции его органов, медицина — болезни и т. п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электро­магнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познава­тельный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем са­мым в гносеологическом плане различие предмета и объекта от­носительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

г) Свой специфический, именно для них язык — как естествен­ный, так и особенно искусственный (знаки, символы, мате­матические уравнения, химические формулы и т. п.).

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, по­черпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначаль­ного концептуального его обобщения в понятиях и других абст­ракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регу-лятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Идеалы и нормы научного познания — совокупность опреде­ленных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историчес­ком этапе ее развития. Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных ре­зультатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в пер­вую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объек­тов, а их содержание всегда формируется в конкретном социо­культурном контексте.

Целостное единство норм и идеалов научного познания, гос­подствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления*. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и цен­ностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллек­туальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышле­ния всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Понятие «философские основания науки* выражает философ­ские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (науч­ной дисциплине, концепции и т. п.) и дают самые общие ориен­тиры для познавательной деятельности. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний вы­полняют также эвристическую (участвуют в построении новых те­орий) и методологическую функции. Являясь средством (оруди­ем) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа раз­вития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, пост­роенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных на­учных понятий и принципов. В зависимости от основании деле­ния различают общенаучную картину мира, которая включает пред­ставления о всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. После­дняя — в зависимости от предмета познания — может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает ли­дирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фун­даментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строи­лась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом — квантовой механики и теории относи­тельности (с начала XX в.), а сегодня — на основе синергетики.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в про­цессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питатель­ных источников его формирования.

Сложную и своеобразную структуру имеет социально-гума­нитарное научное познание, по поводу которой (структуры) идут оживленные дискуссии как в отечественной, так и западной лите­ратуре.

Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологи-ей, социологией науки, психологией научного творчества, науко­ведением и др. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объе­динить все эти дисциплины в комплексное, системное, всесто­роннее исследование — философию науки.

§3. Наука и философия. Наука и искусство

Соотношение науки и философии

На вопрос «Что такое философия?» — можно услышать от­вет: «Это наука всех наук». И он во многом удобен. Такой статус философии — быть наукой всех наук — внушает априорное к ней уважение. Ее царственное положение обращает в ее ведение все сферы человеческой мысли. Однако средневековый принцип гла­сит: «Незачем множить сущности без надобности», следователь­но, если бы философия выступила в роли совокупного свода кон­кретных наук, то, растворясь в нем, оказалась бы излишней. Пе­реносить на одно полотно достижения многообразных наук, со­здавая научную картину мира, — занятие трудоемкое. Однако в нем нет ни грана специфически философского. Философия как сжатая сумма знания обречена на жалкий жребий шекспировско­го короля Лира. Раздав дочерям все свое состояние, он, как изве­стно, остался ни с чем и был выдворен на улицу. Так и у филосо­фии, в случае отождествления ее с наукой при отпочковании и дальнейшей дифференциации наук, не остается ни собственного предмета, ни собственной специфики, ни самостоятельной про­блематики, о чем весьма громко заявляют позитивисты.

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокуп­ность специально-научных знаний о мироздании. Философ не мо­жет и не должен подменять собой работу медика, биолога, мате­матика, физика и т. п. Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается обще­ство — в философии или науке, какова их действительная взаи­мосвязь, породил множество точек зрения и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?

• Специальные науки служат отдельным конкретным потреб­ностям общества: технике, экономике, обучению, законода­тельству и пр. Они изучают свой специфический срез дей­ствительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдель­ными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсу­ма. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение филосо­фии как науки «о первоначалах и первопричинах».

• Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, за­конах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональ­ное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем соци­альным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные урав­нения, система Менделеева, законы термодинамики объек­тивны. Их действие реально и не зависит от мнений, настро­ений и личности ученого.

Мир в глазах философа — не просто статичный пласт реаль­ности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимо­действий, в котором переплетены причина и следствие, циклич­ность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен опре­делить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос фи­лософии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные дан­ные, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смыс­ле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

• Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научно-исследовательской деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфи­ка и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, «узкий ученый» вступает в сферу истории и философии на­уки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно фило­софского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критери­ем для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, ко­торыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских раз­мышлений.

• Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих, обо­снованных объективных знаний о действительности. Наука —это форма общественного сознания, направленная на пред­метное постижение мира, выявление закономерностей и по­лучение нового знания. Цель науки всегда была связана с опи­санием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Философия основывается на теоретико-рефлексивном и ду­ховно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказыва­ет активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гно­сеология, диалектика, логика, этика, эстетика, а также антропо­логия, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенден­ции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилиза­ции, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответственный редактор: доктор философских наук,профессор В. П. Кохановский

Введение... Предметная сфера Философии... Наука в культуре современной цивилизации О многообразии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научное знание как система, его особенности и структура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кохановский В.П., Лешкевнч Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б.
К55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Рос­тов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с. (Серия «Высшее образование».) Учебное пособие написано в соответствии с новыми требо

От авторов
Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей — мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность п

Философии науки
Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем идет речь: о философии науки каконаправлении западной и отечественной философии, или же о философии науки как о фи­лософской

О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждо

Специфика понятийного аппарата философии и науки
• Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения человека к действи­тельности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной сх

О статусе научности философии
В многочисленных учебниках и учебных пособиях по так на­зываемому диамату (диалектическому материализму), которыми так богата наша отечественная философская школа, философию определяли именно как н

О практической значимости философии и науки
Разделение науки и философии частенько проводится со ссыл­кой на то, что наука обладает непосредственной практической зна­чимостью, а философия нет. На основании открытий и достиже­ний науки можно

О перспективах взаимоотношений философии и науки
Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Так, американский мысли­тель Ричард Рорти утверждает, что «постепенное отделение фи­лософии от науки стало во

Наука и искусство
Искусство — это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Понятие «искусство» помимо обозна­чения многоплан

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества
Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Осо­бенно значима ее роль в образовании. В основании современного образовательног

Периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле
Как своеобразная форма познания — специфический тип ду­ховного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления ка­питалистического сп

Основы философии науки
рут (973—1048), в произведениях которого трактовались вопро­сы математики, астрономии,

Основы философии науки
В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими формальными «ме­тафизическими» принципами. Один из них — принцип единооб­разия (ишГогтпу) природы, по

Основы философии науки
вначале некий светящийся пункт, который, мгновенно расширя­ясь, рождает огромную сферу, где слиты начала материи и фор­мы. На поверхности сферы материя более разрежена, но она сгу­щается к центру.

Основы философии нау
вать возможность найти в конце концов единую структуру, лещ щую в основе разных физических областей»1. Это стремление к всеохватывающему объединению, попьц истолковать вс

Технологическое применение науки. Формирование технических наук
Возникновение технических наук имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой новых функций — б

Структура научного познания
§1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование В истории познания сл

Специфика теоретического познания и его формы
Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственн

Основы философии науки
онального познания, такие как гипотеза, теория и другие, кото­рые будут рассмотрены ниже.

Основы философии науки
Единственно достоверным средством познания считали ин­туицию сторонники такого философского течения XX в., как ин-туитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, считал последнюю подли

Основы философии науки
в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей ги­потезой; с другой стороны, осуществ

Основы философии науД
Гипотеза как метод развития научно-теоретического значим в своем применении проходит следующие основные этапы. 1 1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных ' фак

Основы философии науки
мости) во всей его целостности и конкретности, как единство мно­гообразного. В самом общем виде закон можно определить как связь (от­ношение) между явлениями, процессами, которая является:

И теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
При всем своем различии эмпирический и теоретический уров­ни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблю­дений и экспериментов

Основы философии науки
межуточных) звеньев, тесно связанный с существованием и функционированием особого социально-ку

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования
Наука, выступая как целостная, развивающаяся система зна­ния, имеет многочисленные определения. Она понимается как спе­цифическая форма духовной деятельности,как система

Основы философии науки
тический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтер­нативы, опирающиеся на закон и

Основы философии Haywg
кой ее стадии1. Европейская наука стартовала с принятия классня ческой научной картины мира, основанной на достижениях Копер! ника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяж

Основы философии науки Щ
Иногда прообраз синергетики видят в работе отечественного! ученого А. А. Богданова «Тектология. Всеобщая организацией-И ная наука». Тектология (от греч. — учение о строительстве), в ко-И

Динамика науки как процесс порождения нового знания
§1. Динамика научного знания: модели роста Важнейшей характеристикой знания является

Основы философии науки

Основы философии науки
мещает реальный инженерный объект идеализированным пред­ ставлением (схемой, моделью). Необходимым условием являет- сяматематизация. Различают технические науки классического! ти

Основы философии науц
лемые, так и псевдобъяснения, и, наконец, удовлетворительны объяснения. Гемпель предусмотрел необходимость процедурыда полнения, предполагающую форму постепенно растущего у

Основы философии науки
язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, сам

Проблемные ситуации в науке
Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мышления, простираю­щийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного

Основы философии науки
нала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теор

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблема включения новых теоретических представлений в льтуру связана с обеспечением преемственности в развитии на­пой мысли. Она затрагивает две плоскости: во-первых, матери-ьное воплощение и внед

Основы философии науки
Классический тип кабинетного ученого был назван чучелом и пу­ галом и подвергался всяческой критике. Лозунги типа: «Догнать и перегнать природу!», «Борьба с природой!», «За революцию в

Преемственность в развитии научных знаний
Данная закономерность выражает неразрывность всего позна­ния действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая б

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, н

Дифференциация и интеграция наук
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодей­ствием двух противоположных процессов — дифференциацией

Взаимодействие наук и методов
Разделение науки на отдельные области было обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развива­ются не независимо, а в

Основы философии науки
ластей и дисциплин. Методологический плюрализм — характер­ная особенность современной науки, благодаря которой создают­ся необходимые условия для более полного и глубокого раскры­тия сущности, зако

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Одна из важных закономерностей развития науки — усил^ ние и нарастание сложности и абстрактности научного знани| углубление и расширение процессов математизации и компыоте ризации науки как базы но

Ускоренное развитие науки
Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что на­ука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследо­ванных ею от предш

Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противо­речий, сильных и слабых сторон и т. д. Существуют две основ­ные формы кри

Основы философии науки
принцип противостоит «иллюзионистскому нигилизму» (термин известного физика К. Вейцзеккера), т. е. нигилизму, полному ил­люзий, самообмана, «веры в ничто» и многообразных предрас­судков. Значение к

Методология научного исследования
§1. Метод и методология Как подчеркивает современный американский философ на­уки М. Т

Основы философии науки
философии и методологии — важнейшее, существенное условие успешного плодотворного развития и одной, и другой, и их един­ства в целом. Из других дисциплин методология наиболее тесно смыкает

Основы философии науки
своем единстве есть аналог, отражение реальной действительнос­ти. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосред­ственно одн

Основы философии науки
Тем самым метод проявляется не как «внешняя рефлексия», а берет определения из самого предмета, есть его «имманентный принцип». В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а по

Основы философии науки
как нет универсального алгоритма созидания новых форм соци­альной жизни. Хотя и в том, и в другом случаях роль метода весьма важна. Однако любой метод (даже самый важный) — лишь один из мн

Основы философии науки
философская концепция имеет методологическую функцию, явля­ется своеобразном способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также отно

Основы философии науки
1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос­ нованный на признании действительности в ее реальных за­ кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан­ ног

Основы философии науки
своих формах); односторонность или субъективистское объедине­ние случайно «вырванных» сторон п

Основы философии науки
кация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и перепле­таются с рядом философских катего

Основные модели соотношения философии и частных наук
Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолюти­зация одной из этих сторон (метафизическийподход): б) взаи­мосвязь,

Основы философии науки
ности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), един­ства материи, движения, пространст

Основы философии науки
жений: критика чисто умозрительного философствования; выяв­ление роли знаково-символических ср

Основы философии науки
закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и кон­цепция Дарвина. Эти и дру

Функции философии в научном познании
Х.Интегратшная (синтетическая) функция философии — сис­темное, целостное обобщение и синтез (объединение) разно­образных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом.

Основы философии науки
ная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся; б) конструк­тивная, созидательная, не уничт

Основы философии науки
иске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Однако, как отмечает сов

Общенаучные методы и приемы исследования
Как уже говорилось, наиболее общими, «верхним уровнем» методов являются философские — метафизический, диалектичес­кий, феноменологический, герменевтический и т. п. Что касается общенаучных методов

Методы эмпирического исследования
1. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о

Методы теоретического познания
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). После­дний создается для точного выражения мыслей с целью исключе­ния возможности д

Общелогические методы и приемы исследования
1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на со­ставные части, и синтез — их объединение в единое органи­ческое целое, а не в механический агрегат. Результат синте за — со

Основы философии науки
тах на другие, составляют гносеологическую основу модели­рования — метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методо­логии науки — аналог определе

Прва V. Методология научного исследования
;, в) исследование механизма взаимодействия системы и сре-.;; ды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного опи­сания сис

Понимание и объяснение
Проблема понимания и его соотношения с познанием (и объ­яснением) обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание представ­лено как п

Основы философии науки
скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприят­ных для этого развития смысловых культурных контекстах пос­ледующих эпох.

Рава У. Методология научного исследования
I. Его краеугольным камнем является принцип герменевтичес­кого круга, выражающий циклический характер понимания. Этот принцип связывает объяснение и понимание: для того, чтобы нечто понять, его нуж

Основы философии науки
  вая научно-познавательную деятельность в целом, можно гово­рить о единой объяснительно-предсказательной функции научнп^ го познания по отношению к его объекту. Ин

Проблема научных традиций
Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и филосо­фов науки, но только Т. Кун (один из лидеров современной пост­позитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной консти

Основы философии науки
нается этап нормальной науки. На этом этапе наука характеризу­ется наличием четкой программы д

Многообразие научных традиций
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечествен­ные философы науки1. Это усовершенствование связано, прежде всего, с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое осн

Возникновение нового знания
Вопрос о том, как возникает новое знание в науке — главный в истории как зарубежной, так и отечественной философии на­уки. Выше было показано, как решал этот вопрос Т. Кун. С точки зрения от

Основы философии науки
В естествознании и философии естествознания тезис об исто­ричности разума, а следовательно, относительности истинного зна­ния не признавался вплоть до начала XX в., несмотря на кризис оснований мат

Открытие рациональности в философии античности
Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом, кото­рый выразил его так: «Мысль в

Основы философии науки
артикуляции. Тождество содержания мысли содержанию бытия предполагает возможность адекватно выразить то и другое содер­жание в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точн

Основы философии науки
тествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складыва­лись в ходе научных революций.

Основы философии науки
связано с субъектом и используемыми им средствами познания. Абстрагируясь от всякой соотнесенности с познающим субъек­том, естествознание претендовало на статус точной науки о при­родных телах. Гус

Основы философии науки
лись прежде всего в языке, а потому логика и грамматика взаи­мосвязаны: анализируя грамматические формы, можно открыть логические категории. А это значит, что язык обладает способно­стью адекватно

Вторая научная революция и изменения в типе рациональности
Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал клас­сического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все о

Основы философии на
науки. Как известно, физика была лидером естествознания,, потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассическо! мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возш новения парадигмы неклас

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов иссле­дования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рожд,а.етс

Основы философии науки
3. Вторая революция в научной космологии связывается с разра­боткой физиком-теоретиком А. Д. Линде инфляционной кос­мологии, которая окончательно утверждает статус научной кос­мологии как дисциплин

Основы философии науки
 

Особенности современного этапа развития науки
§1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки 1. Широкое распро

Основы философии науки
Общее — это спонтанное образование структур («Strakturbilding»), качественные изменения на макроскопическом уровне, эмерджен-тное возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых си

Основы философии на

Основы философии науки
«сознание—материя» становится серьезной проблемой физики»1, а не только философии. 6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, од­носторонности любой методол

Основы философии науки
мого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход событий», просто не существу­ет. Человека — «единственного наблюдателя», которого мы спо­собны себе предс

Основы философии науки
онарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция био­сферы и ноосферы1.

Основы философии науки
абсолютной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин.

И современная научная картина мира
Одйо из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизм ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальн

Основы философии науки
наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. «Сильный» антроп-ный принцип утверждает, что Вселенная должна быть такой, что­бы в ней на некото

Основы философии науки
Образование ноосферы-из биосферы предполагает проявле­ние всего человечества как единого целого. Чтобы ноосфера оп­равдала свое наименование как «сфера разума», в ней действи­тельно должна господст

Этические проблемы науки XXI в.
Этические проблемы современной науки являются чрезвычай­но актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований1. Новая дисциплина — этика науки — изу

Основы философии науки
Глава VII. Особенности современного этапа развития науки   Клонирование в целях помощи бездетным семьям также про­блемат

Основы философии науки
Глава VII. Особенности современного этапа развития науки  

Современных глобальных кризисов
Наука стала одним из источников глобальных кризисов со­временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду, технологи

Основы философии нау
природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и без­отходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология
§1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)
Уже с первой половины XIX в. начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провоз­глашается не только познание общества, но и участие в его регу­ляции и преобразова

И «понимающая социология» М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эко­номист, энциклопедический представитель социально-гумани­тарного знания, успешно разрабатывавший и его методологичес­кие проблемы. В

Философская герменевтика
и гуманитарное знание (Г. Гадамер) Вопросы социального познания и его методов являются пред­метом пристального внимания в современной герменевтике. Гер­меневтика — термин

Особенности современного социального познания
Выше мы уже говорили о некоторых своеобразных чертах со­циально-гуманитарного познания по сравнению с естественнона­учным, приводили высказывания мыслителей разных направле­ний на сей счет. Система

Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии
В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы и принципы (о которых шла речь в гл. V). Однако они здесь до

Наука как социальный институт
§1. Наука как социокультурный феномен Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельно­сти, либо как система или совокуп

Основы философии науки
даря трем разным способностям человеческого духа. И если экс­периментальная проверка совершается благодаря способности на­блюдать, фиксировать чувственные впечатления; а вторая часть требует логиче

Институциональных форм научной деятельности
Науку не следует отождествлять только с гипотезами и тео­риями. Она сильна своей институциональной стороной. Возник- новение науки как социального института связывают с кардиналь­ными

Основы философии науки
альных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы Наука как социал

Основы философии науки
равляет группой ученых-исследователей, которые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.

Основы философии науки
гут сливаться в научные направления, а сами направления зачас­тую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на раз­личия, научные сообщества, школы и научные коллективы пред­ставляют собой оп

Эволюция способов трансляции научных знаний
Человеческое общество нуждается в способах передачи опы­та и знания. Синхронный способуказывает на оперативное ад­ресное общение, на возможность согласования деятельности ин­дивидо

Основы философии науки
Глава IX. Наука как социальный институт   устную речь. Вместе с тем более древней египетской цивилизации были известны способы

Основы философии науки
Глава IX. Наука как социальный институт  

Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки
Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоемкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует ог­ромных капиталовл

Основы философии науки
Заключение  

Основы философии науки
ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.......................................................... 371 § 1. Взаимодействие традиций и возникнове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги