рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

«Христианская антропология»

«Христианская антропология» - раздел Философия, Министерство Транспорта Российской Федерации    ...

Министерство транспорта Российской Федерации

 

 

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра теологии

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

 

«Христианская антропология»

 

для студентов всех специальностей

дневного обучения

 

д.п.н. Шестун Е.В.

к.пс.н. Подоровская И.А.

к.пс.н. Морозова Е.А.

 

 

Самара 2010

 


УДК 261

ББК 63.3

 

Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Е.В. Шестун, И.А. Подоровская, Е.А. Морозова. – Самара: СамГУПС, 2010. – 170 с.

 

Утвержден на заседании кафедры теологии 15.10.2010 г., протокол № 2.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

 

 

Конспект лекций составлен для подготовки к зачету и семинарским занятиям для студентов по рассматриваемой дисциплине.

В конспекте лекций содержатся основные сведения по дисциплине «Христианская антропология»: изучение природы человека, его происхождение, метафизическое назначение, строение, его свободу и бессмертие, типологию и призвание к творчеству и самотворчеству, а также основные вопросы христианской нравственности и духовного становления личности.

 

 

Авторы: д.п.н., профессор Шестун Евгений Владимирович,

к.пс.н., доцент Подоровская Ирина Анатольевна,

к.пс.н., доцент Морозова Елена Анатольевна.

Рецензенты: д.ф.н. Д.Ю. Лескин, СамГУПС;

к.пс.н. И.Н. Шапкина, СамПДС.

 

 

Редактор:…

Компьютерная верстка:…

 

Подписано в печать………. Формат 60х90 1/16

 

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.

Тираж…….экз. Заказ №……

 

 

Ó Самарская государственная академия путей сообщения, 2010


Предисловие

Данный конспект лекций составлен в помощь студентам, избравшим для изучения спецкурс «Христианская антропология». Работ по христианской антропологии не очень много, и написаны они преимущественно для студентов теологических отделений светских вузов или для студентов православных духовных учебных заведений. К этим работам можно отнести фундаментальный труд профессора архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы» написанная им в эмиграции, книгу известнейшего современного греческого богослова Христоса Яннараса «Вера Церкви. Введение в православное богословие», труды иерея Олега Давыденкова, недавно вышедшую книгу иерея Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики», «Православную антропологию» иерея Андрея Лоргуса, «Основы христианской антропологии и психологии» Ю.М. Зенько, труды д.пс.н. М.Я. Дворецкой, пожалуй, и все.

Перед нами, преподавателями дисциплины «Христианская антропология» в светском, да еще и техническом вузе, с самого начала стояла задача разработать небольшой по объему, адаптированный к задачам данного учебного заведения курс лекций, который поможет студентам вуза, избравшим данный спецкурс в самостоятельной работе над темами курса, а также при подготовке к семинарским занятиям и итоговой аттестации. Надеемся, что данная работа послужит повышению эффективности учебного процесса при изучении дисциплин по выбору студентов.

Первый раздел составлен кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Подоровской И.А.. Второй раздел «Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии» и тема «Семья» написаны доктором педагогических наук, профессором игуменом Георгием (Шестуном Евгением Владимировичем). Тема «Семейная иерархия» раскрыта кандидатом психологических наук доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Е.А. Морозовой.

 

 


Оглавление

Часть I. Лекции по христианской антропологии

Введение...................................................................................................................5

1. Гносеологические основы христианской антропологии.................................7

2. Понятие об аскетике. Исихазм...........................................................................9

3. Христианская антропология и ее основные положения...............................11

3.1. Человек и духовный мир.................................................................................11

3.2. Понятие об ангельском мире........................................................................16

3.3. Падение ангелов. Демонический мир............................................................20

3.4. Христианское представление об освобождении человечества от рабства демоническому миру.........................................................................................25

4. Происхождение человека..................................................................................29

5. Двуединство человеческой природы...............................................................32

5.1. Христианский взгляд на брак.......................................................................35

5.2. Понятие о семейной иерархии.....................................................................38

5.3. Семья – малая Церковь.................................................................................41

6. Строение человека в свете христианской антропологии..............................43

6.1. Значение тела в составе человеческой природы........................................44

6.1.1. Понятие о страсти....................................................................................46

6.1.2. Понятие о грехе...........................................................................................50

6.2. Душа.................................................................................................................54

6.3. Дух. Святоотеческое понимание духовности.............................................56

6.4. Иерархичность человека...............................................................................59

7. Назначение человека.........................................................................................63

8. Понятие о грехопадении...................................................................................66

9. Телесная смерть и бессмертие души...............................................................71

10. Соотношение светской и святоотеческой антропологической модели.....80

Часть II. Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.................................................................................82

Часть III. Методические материалы..................................................................121

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии................................121

Темы семинарских занятий................................................................................123

Темы рефератов...................................................................................................123

Основная и дополнительная литература...........................................................124

Приложения ............................................................................................

Текст 1...........................................................................................

Текст 2............................................................................................

Текст 3............................................................................................

Текст 4............................................................................................

Текст 5............................................................................................

Текст 6............................................................................................

Текст 7............................................................................................

Текст 8.....................................................................................

Текст 9.................................................................................

Текст 10...................................................................................


Часть I. Лекции по христианской антропологии

Введение

Что изучает курс христианской антропологии?

Антропология (греч. "антропос" - человек, "логос" - слово, учение) - учение о человеке, "человековедение".

Слово антропология имеет античное происхождение. Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, – то и труды антропологов относились или к гуманитарной сфере (богословие, философия, психология), или к естественнонаучной (например, к физиологии).

Христианская антропология – это раздел богословия, который раскрывает нам учение Православной Церкви о человеке: о его происхождении, природе, назначении (для чего человек живет на земле), строении, о свободе человека, о телесной смерти и бессмертии души.

Зачем мы изучаем этот курс?

Знаменитый австрийский психолог ХХ века В. Франкл, описывая состояние современного западноевропейского и американского общества, сделал интересный вывод. До середины ХХ века, до послевоенного времени, эти сообщества были христианскими, в основном неправославными (католическими, протестантскими), но, все-таки, христианскими. Что это означало? А вот что: ребенок рождался, рос, воспитывался в христианской среде. В этой среде были заложены христианские смыслы существования, они пронизывали все бытие ребенка, да и взрослого человека тоже. Для чего живет человек в христианском понимании? Для того чтобы любить Бога и ближнего своего, для того, чтобы угождать Богу, для того, чтобы жить по Божьим законам на Земле, чтобы спасти свою бессмертную душу и т.д.

И вот, в западноевропейском обществе и в американском тоже с начала ХХ века начинаются апостасийные процессы (отход от христианства). Апостасия (греч.) - отступление. Под апостасией, как правило, понимается отступление людей от Бога, обмирщение, секуляризация церковного сознания. Христианские ценности и смыслы жизни стали уходить, вернее, от них стали уходить, а что стало на их месте? Пустота, смысловая пустота, В. Франкл назвал ее экзистенциальным вакуумом, бессмысленностью существования. Последствия утраты смысла жизни по Франклу[1] таковы: алкоголизм, наркомания, агрессивность, самоубийства, сексуальная распущенность. Франкл бил тревогу: Европе и Америке угрожает опасность, среднестатистический европеец и американец перестали понимать, для чего они живут, утратили смысл бытия. Потеря смысла жизни ведет угасанию воли к жизни, при этом распадается личность, семья, государство. Западноевропейские страны стали вымирающими, рождаемость падает, их территории все больше и больше заселяется другими народами. Арабы, турки, китайцы все больше и больше вытесняют коренное население Европы. Самым популярным именем, которым называют родившихся малышей мужского пола в Лондоне в 2009 г., является имя Мухаммед. Как говорится, без комментариев.

Россия до 1917 г. была страной православной. Население ее росло быстрыми темпами. Если в 1648 г. в нашей стране проживало около 7 млн. человек, то по переписи 1913 г. в Российской Империи население составляло 171 млн. человек. Семьи были большие, многодетные, крепкие. За годы правление последнего русского царя – Николая II, канонизированного Русской Православной Церковью, население России увеличилось на 20 млн. человек. Экономика развивалась невиданными темпами. Россия занимала 5 место в мире по экономическим показателям. Страна обладала огромной территорией. В состав Российской империи входили Польша, Финляндия, Средняя Азия, Кавказ и т.д. Преступность в православной Российской Империи была значительно меньше из-за высокой нравственности населения. По данным ГУФСИН России по Самарской области в нашей губернии до революции она была меньше в 100 раз.

После 1917 года Россия еще долго жила по инерции христианской моралью и нравственностью. Лозунги того времени «Сам погибай, а товарища выручай», «Раньше думай о Родине, а потом о себе» напоминают нам христианскую мораль «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «Кто не любит свое Отечество земное, не достоин и Отечества Небесного». Новые лозунги: «Земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным» кажущейся справедливостью вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги. Только закончилось это печально. Рай на земле не построишь. А тот запас прочности нашего народа, то духовное и нравственное наследие, которое получили мы от наших предков, кончились. После перестройки идеалов и смысла жизни и у нашего народа не стало. Для чего живет каждый конкретный человек, для чего живет наша страна? Россию накрыл экзистенциальный вакуум со всеми последствиями, описанными В. Франклом.

Смысл жизни каждый человек ищет сам. Задача курса показать, чем жила Россия традиционно в течение тысячи лет, что давало ей запас прочности, что ее питало и делало великой державой с великой культурой, чем руководствовались русские князья и цари, военноначальники и простые люди в своей жизни, каково было их мировоззрение.

 

 


Гносеологические основы христианской антропологии.

В данном параграфе мы рассмотрим источники и способы получения знаний о человеке в христианской антропологии. Во-первых, христианская антропология, как и все православное богословие,… Православная мысль так описывает это гносеологическое положение. Опираясь на святоотеческую традицию, академик А.А.…

Понятие об ангельском мире

Все ангелы являются по природе добрыми, все они сотворены единым преблагим Богом (наличие среди них ангелов злых обусловлено падением последних). … Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. 3):… Свойства ангельской природы. Природа ангельского мира для нас непостижима. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Один только…

Падение ангелов. Демонический мир

Прежде падения человека совершилось падение ангелов падших: праотцы наши были еще в раю, а падшие ангелы, низвергнутые с неба, уже скитались в… Пророк Иезекииль: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.… Итак, Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей…

Происхождение человека.

Что касается националистических языческих религиозных точек зрения, то среди них можно встретить расистские языческие идеи о том, что человечество… Что касается атеистической эволюционной точки зрения, то и теория Большого… Все экспериментальные наблюдения подтверждают, что 2-й закон термодинамики справедлив для всех долгосрочных процессов…

Двуединство человеческой природы

Все творение Божие "весьма хорошо". Это вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как Бог, завершая творение… На основании Священного Писания можно сделать только один вывод: разделение… После того как среди животных не нашлось Адаму помощника соответственного ему, Бог приводит к нему жену, и Адам…

Христианский взгляд на брак

Духовные основы православной семьи

По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе (Лев. 20, 10), но и возвел его… Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью… "Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреди их присутствует", – говорит о святости брака Климент…

Семья – малая Церковь

Церковь – это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус… Семья даже в самые трудные времена – это "малая Церковь", если в ней… Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать их…

Строение человека в свете христианской антропологии

В этом отношении богословы делятся на два условных лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различные природы:… В пользу своей гипотезы трихотомисты приводят следующие ссылки на Священное… У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Святой Иустин ("О…

Значение тела в составе человеческой природы

Отношение античного человека к телесности запечатлено в известной поговорке эллинистического периода "тело – темница" или "тело –… Примером такого отношения к телесности могут быть следующие слова известного… "Я – высокое существо и рожден для большего, нежели быть рабом своего тела, на которое я смотрю лишь как на…

Понятие о страсти

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха»… Понимание страсти как болезни человеческой души свойственно уже… Древнегреческое понимание страсти, как мы видим, близко к христианскому пониманию страстей. Но как святые отцы…

Понятие о грехе

Церковь из своего опыта знает, что грех — это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души. Бог дал… У святых отцов есть разделение греха на три категории: первородный, родовой и… Как уже говорилось, греческое слово амартиа, обозначающее грех, имеет несколько значений. А буквально оно переводится…

Душа

В христианской антропологии тема души является достаточно разработанной. Общее определение человеческой души дает святой Иоанн Дамаскин ("Точное изложение…", кн. 2, гл. 12): "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающая способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли".

Прп. Макарий Великий дает следующее определение души: «…Душа есть тварь умная, исполненная красоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий… Нет иной такой близости и взаимности ни у одной твари, какая есть у души с Богом и у Бога с душою».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Душа – младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему – свою душу. Как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни. О, как нужно очищать даже малейшее пятнышко с нее…».

Основные свойства человеческой души: духовность, самостоятельность, разумность, сознательность, бессмертие, свобода.

Самостоятельность тесно связана с духовностью, с отличием от тела. Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека.

Самостоятельность проявляется, прежде всего, в способности самосознания, т.е. в способности отличить себя от своего тела, от видимого мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков.

Разумность и сознательность души выражается в способности рассудочного познания и в способности религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

Наиболее ярко вера Ветхого Завета в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнал о смерти Иосифа: "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю".

В Новом Завете вера в бессмертие души выражена наиболее ясно.

Свобода – это нечто такое, что принадлежит не только душе, но человеку как таковому. Это скорее характеристика не души, а личности, состоящей из души и тела.

О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны о свободе формальной или психологической, и о свободе нравственной или духовной, с другой. Православная антропология, основываясь на учении преподобного Максима Исповедника (VII в.), различает в человеке две воли: волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т.е. избирать одни желания, а другие отвергать.

Формальная (психологическая) свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или иной путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Священного Писания. Втор. 30, 15: "Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло". Дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: "Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли. Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас". Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот. Она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гностической, т.к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным существом. Он свободен в том смысле, что Он всегда является таким каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость, ни внутренняя, ни внешняя, над Ним не довлеет. Такая свобода называется свободой нравственной, духовной. Поэтому сама по себе способность выбора, без духовной свободы, еще не делает человека свободным.

Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим. 7, 19-23: "Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю". Поэтому путь к истиной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения.

"Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 34-36). Апостол Павел говорит: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2) и: "Где дух Господень, там свобода!" (2 Кор. 3, 17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает свободу, освобождаясь от власти греха и природной необходимости.

"Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 31-32).[88]

Христианская антропология дает нам также признаки отличия души человеческой от душ животных.

Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа может существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она, тем не менее, обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от тела жизнь.

Все отцы Церкви, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны. Кроме того, души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.

 

Вопросы и задания по теме:

1. Каковы основные свойства человеческой души?

2. Чем душа человека отличается от души животного в свете христианской антропологии? Как Вы думаете, чем это различие обусловлено?

 

Дух. Святоотеческое понимание духовности

В последнее время тема духовности все чаще и чаще находит свое отражение на страницах психологической литературы. В этой связи нам кажется уместным… Создатель психологии как науки о духе Э. Шпрангер писал, что "субъект с… Современные отечественные психологи, авторы "Психологии человека", В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев…

Иерархичность человека

Данное апостолом Павлом деление на человека плотского, душевного и духовного (1Кор. 2:14) стало общепринятым в христианской антропологической… Итак, рассмотрим подробнее три уровня становления человека в христианской… 1) плотской (телесный) уровень – уровень земного благополучия;

Назначение человека

Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с богом, служение Ему. Назначение человека по отношению к самому себе достаточно разнится в… Психологический подход к человеку – это взгляд на человека как на существо, в общем и целом весьма хорошее, которое…

Понятие о грехопадении

Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи создан Богом, человек не есть некая постоянная величина, он призван к совершенству:… Все его (человека) силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой… Сам способ познания человеком окружающего мира существенным образом отличался от того, которым мы обладаем сейчас. В.…

Телесная смерть и бессмертие души

В Священном Писании говорится о смерти как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы… Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам…

Порядок мытарств

2. Мытарство лжи. 3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осуждения,… 4. Мытарство чревоугодия (объедение).

Соотношение христианской и светской антропологических моделей

В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличностного, семейного или… Сравнение христианской и светской антропологических моделей можно провести по… 1. Любая антропологическая модель, прежде всего, отвечает на вопрос о происхождении человека. Христианская…

Часть II

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.

Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский… Если человек отпал от Бога, то источник жизни иссяк. Чем стала питаться душа?… Когда душу питает благодать Божия, то ее уже не питает плоть. Благодать освящает плоть, укрепляет, и человек не…

О послушании

Мы не только умом познаем мир, но и настроением, и характером, и волей, и чувствами. Собрать воедино все – это идеальная попытка человека… Вспомним пословицу: любовь зла, полюбишь и кого-нибудь. И ничего с этим не… Ум с сердцем в идеале должны соединиться. Но чувства все равно ум преодолеют: ты все будешь понимать, и будешь жить…

Часть III

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии

2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и познания.

Темы семинарских занятий

Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т.… 2) Серафим (Звездинский), епископ. Ангелы: Ангельский мир по учению Православной Церкви. – М., 1995. – 32 с.

Приложения

Текст 1

Цивилизационный подход к изучению православной культуры

В. Н. Тростников

Ныне понятие цивилизации является основным для социальных наук, по выражению знаменитого английского историка Арнольда Тойнби (1889-1975),… За всю историю человечества Тойнби насчитал около двадцати цивилизаций. В… Познакомимся с общей структурой, свойственной всякой зрелой цивилизации. Ее структура изображается схемой, приведенной…

Ядро (тип верования, религия)

Питательная мякоть (культура)

Защитная скорлупа (государство)

Когда есть и ядро, т.е. тип верования, и защитная скорлупа, т.е. государство, молодая цивилизация может спокойно расти и крепнуть. Промежуток между… Теперь мы можем ответить на вопрос: что такое православная культура?… Иногда спрашивают, зачем нам нужно знать основы православной культуры, можно задать встречный вопрос: а разве не…

Текст 2

Житие преподобного Серафима Саровского

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила… Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и… Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в…

Текст 3

Из жития преподобного Сергия Радонежского

Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудесах… Дойдя до места, бывшего напротив обители святого, чудный епископ Стефан…

Текст 4

О страсти курения.

Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки». Я уже упоминал о… Совет, который он мне дал, мне тогда чрезвычайно понравился. Он сказал: «Вы…  

Текст 5

Туринская плащаница.

  Плащаница получила название "Туринская", поскольку с XVI века и до…  

Текст 6

Начало мира

Еще недавно было широко распространено утверждение, что наука опровергает Библию. На самом деле проблемы разногласия науки и Библии не существует,… Но все же кое-что Библия говорит и об этих физических небесах, сообщая нам о…  

Комментарии

2. У творения есть Творец. Различать Творца и творение очень важно в связи с извечной потребностью человека найти Бога, найти того, кому можно… 3. Слова «в начале сотворил Бог небо и землю» принято пони­мать как сотворение… 4. Слова «и сказал Бог» открывают нам, что мир сотворен не безличной силой, а Творцом-Личностью. Бог общается со Своим…

Текст 7

Игумен Георгий (Шестун) Какверно заметил А.П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». Можно… Но если для женщины жить жизнью семьи – мужа, детей – есть призвание Божие, то для мужчины семейная жизнь не может…

Текст 8

Семейная иерархия

  Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: ●соподчиненность одного члена семьи другому;

Текст 9

О монашестве

Я приступаю к беседе о монашестве с большим внутренним трепетом, потому что, перечитывая службу пострига, с такой мучительной ясностью вижу, что… Говорить о монашестве в отрыве от размышления о браке невозможно. Я вскоре… Пока Церковь была гонимой, монашества в ней не было. Все верующие стояли перед угрозой пыток, смерти, мученичества.…

Текст 10

О монашестве

Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в… Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С… Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество – на самом деле великая тайна. Если вы…

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

http://www.stsl.ru/lib/book2/chap_e18-31.htm#ch_e18

 

[129] Протоиерей Георгий Нейфах. О страстях и покаянии. Аскетика для мирян. http://theprayerbook.info/page,1,846-o-strastyax-i-pokayanii.html

[130] Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. – С. 448 – 463.

[131] Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца. – М., 2004. – С. 95.

[132] Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

[133] Из доклада «О браке и монашестве» на конференции в Киевской Духовной академии «Аскетика семьи. Семья в пост-атеистических обществах», 2001.

[134] Издание Псково-Печерского монастыря, 1998.

[135] Письмо датировано 1908 годом.

[136] Старец Ефрем Катунакский. – М., 2002. – С. 275 – 280.

[137] Там же. С. 274.

[138] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. Слова. Т. 1. – М., 2002. – С. 323.

– Конец работы –

Используемые теги: Христианская, антропология0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: «Христианская антропология»

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192
ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...

Антропология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... Биолого почвенный факультет...

Антропология права
Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
http www agnuz info library books anthropology...

АНТРОПОЛОГИЯ
А Е Хомутов... АНТРОПОЛОГИЯ... Учебное пособие...

Антропология мифа
Антропология мифа...

Антропология права
А И Ковлер... Антропология права... Учебник для вузов...

Антропология
Высшего профессионального образованиЯ... Восточно Европейский Институт Психоанализа... Утверждаю...

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ... Античная и средневековая философия... II ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ...

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (КУРС ЛЕКЦИЙ)
Библиотека... Учебной и научной литературы...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам