рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Телесная смерть и бессмертие души

Телесная смерть и бессмертие души - раздел Философия, «Христианская антропология» Идея Бессмертия Души Есть Идея Чисто Христианская. За Пределами Христианской ...

Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что Они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции – оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Священное Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть…" (Прем. 2, 23-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смерть не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блаженный Августин говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.

В Священном Писании говорится о смерти как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую.

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Апостол Павел о телесной смерти сказал: "…когда земной наш дом, эта хижина, разрушится мы имеем от Бога жилище на небесах…" (2 Кор. 5, 1), или "имею желание разрешиться и быть со Христом…" (Флп. 1, 23), или "…время моего отшествия настало" (Тим. 4, 6).

В Священном Писании указывается на невозможность уничтожения души, например: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…" (Мф. 10, 28). Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего воскресения.

Интересно представление о посмертной участи души. После смерти каждая душа идет на частный суд. Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Священном Писании Ветхого Завета в книге Иисуса, сына Сирахова (11, 26-27) о частном суде говорится: "Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его". В Новом Завете сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27)[116].

В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в "Слове о исходе души" святителя Кирилла Александрийского и в "Повествовании о воздушных мытарствах" блаженной Феодоры, которое содержится в житии Василия Нового.

Мыта́рства – в Православии препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы – нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список лжи на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы – добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые – душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы способствовать грехопадениям.[117]

Учение о мытарствах

Учение о мытарствах не является догматическим и, по словам Серафима Роуза, относится, скорее, к традиции православного благочестия.

«Это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти. Всем также очевидно, что некоторые элементы в описаниях этих мытарств метафоричны или фигуральны. Но сами эти истории — не аллегории и не басни, а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке».[118]

Учение о мытарствах является частью аскетического учения и говорит об окончательной и решающей стадии «невидимой брани», которую христианин ведет на земле, когда бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце ее предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани.

Как поясняет профессор А. И. Осипов:

«На мытарствах обнажаются страсти. По смерти, когда плоть сбрасывается, действие страстей обнаруживается во всей силе. ...Человек, который не боролся со страстью при жизни, отдавался ей, перед лицом любвеобильного Бога и всего блага, которое сопряжено с Богом, падает, потому что не может отказаться от страсти. ...Как говорят святые Отцы, сродное соединяется со сродным, бесы предсидят каждому греху. Душа человеческая соединяется с соответствующим духом, то есть страстью, которая в нем и господствует».[119]

Учение о посмертных мытарствах души содержится в произведениях церковных писателей IV – V веков – Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Макария Великого, Кирилла Александрийского и др. В русской церкви учение о мытарствах подробно рассматривали и защищали Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, митрополит Макарий Московский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Максимович, Михаил Помазанский и многие другие учителя и богословы. Наибольший упор делался на него в Сербской Церкви, где оно занимает почётное место в третьем томе «Догматического богословия» Иустина Поповича.

Упоминания и рассказы о мытарствах встречаются:

· в церковных богослужениях,

· в аскетических творениях святых Отцов и

· в житиях святых.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

«Христианская антропология»

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Телесная смерть и бессмертие души

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические основы христианской антропологии.
Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» — «знание» и «логос» — «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком ми

Понятие об ангельском мире
Бог первоначально творит ангельский мир. Ангелами в Священном Писании называются бестелесные духи. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник» и указывает на исполняемое ими служение.

Падение ангелов. Демонический мир
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем

Происхождение человека.
Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эв

Двуединство человеческой природы
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола, семьи и брака. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сот

Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и бл

Семья – малая Церковь
Выражение "семья – малая Церковь" встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и прив

Строение человека в свете христианской антропологии
Рассмотрим теперь тему состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии. Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является слож

Значение тела в составе человеческой природы
Интересен взгляд христианской антропологии на значение тела в составе человеческой природы. Этот взгляд существенным образом отличается от того, как понималась телесность в античности. В античной ф

Понятие о страсти
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни

Понятие о грехе
Что такое «грех», что такое смертный грех, и чем отличается смертный грех от обычного? Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, б

Дух. Святоотеческое понимание духовности
Одним из важнейших понятий христианской антропологии является понятие духовности. Архимандрит Киприан (Керн) пишет о духе человеческом: «Вершина в человеке, соприкасающаяся

Иерархичность человека
Традиционно, в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух-душа-тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает

Назначение человека
Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение ч

Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи созд

Порядок мытарств
1. Мытарство празднословия (пустословие, безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот). 2. Мытарство лжи. 3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осужде

Соотношение христианской и светской антропологических моделей
Подведем краткий итог сказанному о христианской антропологии. В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличн

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.
Цель христианской жизни Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский – это не

О послушании
Я прошел по рядам, наблюдая, кто чем занимается на лекции. Вы пришли воспринимать слово, которое преподаватель вам будет нести в рамках учебной программы. Восприятие мира, предмета человеком идет ч

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии
1. Определение и предмет христианской антропологии. 2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и позн

Темы семинарских занятий
1. Человек и духовный мир. Ангельский и демонический мир. Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т. 30. 2) Серафим (

В. Н. Тростников
Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали р

Защитная скорлупа (государство)
Сформировавшись, ядро новой цивилизации немедленно должно окружить себя защитной скорлупой, иначе ему не дадут развиваться и задушат еще в колыбели. Такой скорлупой служат армия, защищающая ядро от

Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного

Из жития преподобного Сергия Радонежского
«О епископе Стефане»[128] Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудес

О страсти курения.
Протоиерей Георгий Нейфах. Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки».

Туринская плащаница.
Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побо

Начало мира
Вопрос о возникновении мира волновал людей во все времена. И всегда люди все силы своего разума употребляли на то, чтобы понять, откуда появилось все, что их окружает, как оно устроено и благодаря

Комментарии
1. Первое, о чем нам сообщается, это то, что у мира есть начало. Он не вечен. Мир сотворен из ничего, так как до его возникновения ничего не было. Был только Бог. Но Бог сотворил мир не из Себя, ми

Текст 7
Место и значение мужчины во вселенской иерархии[130] Игумен Георгий (Шестун) Какверно заметил А.П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из му

Семейная иерархия
Морозова Е.А.   Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: ●соподчиненность одного члена семьи другому; ●доминирование, влас

О монашестве
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Я приступаю к беседе о монашестве с большим внутренним трепетом, потому что, перечитывая службу пострига, с такой мучительной ясностью вижу, что

О монашестве
Протоиерей Евгений Шестун Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном б

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги