рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Порядок мытарств

Порядок мытарств - раздел Философия, «Христианская антропология» 1. Мытарство Празднословия (Пустословие, Безрассудные Беседы, Бесчинные Песни...

1. Мытарство празднословия (пустословие, безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот).

2. Мытарство лжи.

3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими)

4. Мытарство чревоугодия (объедение).

5. Мытарство лености (в том числе – тунеядцы и работники, бравшие плату и не трудившиеся).

6. Мытарство воровства.

7. Мытарство сребролюбия и скупости.

8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений, ростовщичество, взятничество).

9. Мытарство неправды (неправедные судьи, из за жажды наживы оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы).

10. Мытарство зависти.

11. Мытарство гордости.

12. Мытарство гнева и ярости.

13. Мытарство злопамятства (питание злобы к людям).

14. Мытарство убийства (в том числе, убийство ребенка во чреве матери – аборт).

15. Мытарство чародейства, призывания бесов (колдовство, магия, гадание, шаманизм).

16. Мытарство блуда (блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения).

17.Мытарство прелюбодеяния (супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие).

18. Мытарство содомских грехов (кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи: мужеложество, скотоложество и т.д.)

19. Мытарство ересей (создание людьми своих собственных ложных вероучений).

20. Мытарство немилосердия и жестокосердия (отказ в милостыни, жестокосердность к нуждающимся).

Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и покаявшегося в данном грехе на мытарстве в этом грехе не истязуется.

Двадцать мытарств окончательно завершают процесс важнейшего условия спасения — познания личностью своего реального духовного состояния. Ведь главная наша беда в земной жизни состоит в том, что мы фактически совсем не видим ни своих страстей, ни своего бессилия искоренить их. Мы прячем свои грехи не только от людей, но и от самих себя. А если что и видим, то лишь самое грубое, вопиющее. К сожалению, для большинства людей только там открывается бездна грязи, скрытая в душе[120].

Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:

По разлучению души от тела ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…"(Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: "…безумный! В сию ночь душу твою возьмут от тебя…"(Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском тексте стоит не "возьмут", а "истяжут", т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи - И.П.). В конечном счете, мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил…

По словам преподобного Симеона Нового Богослова, душа, ставшая достойной участвовать в Божией благодати, освящает все свое тело, ибо именно она сохраняет его, присутствуя во всех его членах. Так же как благодать Духа Святого овладевает душой, так и душа овладевает телом. Но покуда душа соединена с телом, Дух Святой не возвышает во имя собственной славы вообще все тело, ибо необходимо, чтобы душа являла свою волю до самого конца земной жизни. Когда наступает смерть, а душа отделяется от своего тела и, победоносная, получает в награду венец славы, тогда благодать Духа Святого овладевает всем телом, равно как и душой. Тогда останки святых творят чудеса и исцеляют болезни.

Когда душа отделяется в момент смерти от тела, она полностью пребывает в Божественном, то есть в благодати Божией. Что касается тела, то оно остается без души, но с Богом, и являет людям чудеса – божественную энергию. Душа и тело после освобождения от всяких нужд, от всякой суеты, связанных с их соединением, полностью становятся Божиими, и благодать Божия действует как в одной, так и в другом, не встречая никаких препятствий. Бог соделывает их Своими в течение их жизни, достойной Бога, жившего в этом мире, когда они были соединены.

Вот почему все, что соприкасается с мощами, получает определенную силу, благодать Божию, как это явствует из Деяний апостолов: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11-12).

Интересен взгляд христианской антропологии на мздовоздояние (получение мзды, т.е. платы) после частного суда. Так, Православная церковь различает два разных состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад… В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно." Иначе говоря, и страдание и блаженство, которые человек может получить после Частного Суда, носит предварительный характер.[121]

В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем", "Царством Небесным", "Царством Божием", "Домом Отца", "Иерусалимом вышним", "небесами". Состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродеятельную жизнь, например: "…готовится мне венец правды…" (2 Тим. 4, 7-8). Так пишет апостол Павел Тимофею в предчувствии конца. Праведники в раю и Царствии Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи.

Состояние праведных есть состояние покоя или упокоения от трудов своих…(Откр. 14, 13). Состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна – это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание.

О познании апостол Павел говорит: "…теперь я знаю лишь отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).

О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: "…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном" (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).

Место пребывание грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, "адом". "Ад" (греч.) – буквально означает "место, лишенное света". В Писании оно также называется "преисподними местами земли", просто "преисподней", "тьмой кромешной", наконец, "темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (чл. 68) сказано, что грешники пребывают "в местах осуждения и гнева Божия".[122]

Как описывает это состояние Священное Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "…отойдите от Меня, все делающие беззаконие" (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: "…червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мф. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Апостол Павел говорит об этом состоянии: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…" (Рим. 2. 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо "…утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут…" (Лк. 16, 26).

…Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. На это имеются указания в ряде мест святоотеческой литературы, посвященной загробной участи людей, причем это общение рассматривается как своего рода смягчение условий их пребывания в аду.

Мздовоздояние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, "исхищают от уз ада их души" (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения.

Одна из важнейших частей Откровения – это учение о Втором пришествии (греч. «парусия»), а также о кончине мира и всеобщем суде. …Отношение людей ко Второму Пришествию будет различно.

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и подымите головы ваши; потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21, 28). Праведниками это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, кто «не суть Христовы», пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому "…восплачутся все племена земные…" (Мф. 24, 30)[123].

Христианская антропология постулирует воскресение мертвых.

Пространный Катехизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "...действие могущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны." Таким образом, воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воскресение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его…"(Иов. 19, 25-27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, – оно же в своем теле будет участником события воскресения.[124]

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Исаия. 26, 19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся; одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2)[125].

Когда же произойдет общее воскресение всех умерших?

Это случится в то мгновение, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной Славе. Христос говорит: «...Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин, 5:28 – 29). А апостол Павел добавляет об этом событии то, что ему было открыто Богом: «...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе вос­креснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение («Сретение» означает «встреча».) Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1-е Фес, 4:16—17).

По Своей любви к нам Господь не скрыл от нас, что будет со всем человечеством и вообще со всем миром. У этого мира будет конец. И это справедливо, потому что в этом мире был вынесен смертный приговор Богу – Христу, – и в этом мире постоянно делаются попытки отвергнуть Бога. Тем самым мир вынес смертный приговор себе: как он может жить, если отказывается от Источника жизни?

С каждым веком этот отказ становится все очевиднее. Все в большей степени люди любят зло, грех. То, что всегда и всеми считалось злом, постепенно начинает считаться нормальным и приемлемым. «...И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь...» – говорит Христос (Мф, 24:12).

По всей видимости, ко времени конца света мир будет политически объединен и захочет объединиться также и духовно, но не в Боге. Такие попытки духовного подчинения всех одному человеку или одной идее наблюдаются на протяжении всей человеческой истории. «...И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих...» – говорит Христос (Мф, 24:11).

Перед концом света будет предпринята последняя попытка дьявола увлечь за собой от Бога как можно больше людей. Апостол Павел пишет, что появление человека, который объявит себя богом и даже совершит, по внушению сатаны, чудеса и знамения, для того чтобы заставить всех поверить в него, – это и есть признак скорого конца света. Человек этот назван в Библии Антихристом, так как будет выдавать себя за Христа (анти – приставка, имеющая значение «вместо», «против»).

Для того чтобы люди распознали в Антихристе обманщика и не поверили ему, Христос особо предупреждает Своих учеников: «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого...» (Мф, 24:23 – 27).

Слова «вот, Я наперед сказал вам» призывают каждого со всей внимательностью отнестись к предупреждению Господа и не верить тому, кто будет объявлять себя Христом. При истинном Втором Пришествии Христа уже никто ничего не успеет сказать – оно будет подобно молнии, которую видят одновременно все. В то же самое мгновение произойдет воскресение мертвых и начнется Страшный Суд.[126]

Время Второго Пришествия. Вопрос этот актуален, т.к. тема времени конца мира будоражит умы людей. Подробно описав признаки Своего Второго Пришествия и опасности, которые будут подстерегать людей перед этим событием, Христос, однако, не указал, в какой момент времени нам следует Его ждать. Более того, Он подчеркнул, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один...» (Мф, 24:36).

Господь не сказал нам о дне конца света для того, чтобы мы не откладывали своего приготовления к нему на будущее, так как у каждого в час смерти наступает его личный конец света, а смерть может прийти в любое время. Следует знать, что нигде в Библии нет точного указания на дату конца света. Поэтому всякий, кто допытывается об этом, стараясь вычислить этот год и день, или верит различным слухам, а, тем более, сам проповедует о точной дате конца света, нарушает волю Божию, скрывшую от нас срок Второго Пришествия. Мы должны быть готовы к нему всегда. Поэтому Господь и говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет... Будьте готовы, ибо в который час вы не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф, 24:42-43).[127]

Христианское учение о Страшном Суде

Эта встреча с Господом называется Страшным Судом потому, что она определит, кто из нас любил Христа, а кто – нет. Встреча с любимым всегда радостна. Но не радостна будет встреча со Христом для тех, кто в этой жизни посвятил себя злу, неправде, эгоизму, кто не захотел открыть свое сердце для Бога, для истины, для жизни, для любви. Об этом суде Христос говорит так: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету...» (Ин, 3:19 – 21).

Признаки приближения Второго Пришествия и конца света таковы:

• Евангелие проповедано по всему миру;

• в мире воцаряется Антихрист.

Второе Пришествие Иисуса Христа:

• будет подобно молнии, которую видят одновременно все люди на земле;

• полагает конец царству Антихриста;

• сопровождается воскресением всех умерших и изменением, преображением живущих на тот час;

• влечет за собой мгновенное преображение всего мира в новое небо и новую землю;

• означает начало Страшного Суда.

После Страшного Суда начинается новая жизнь «будущего века», Божие Царство, в котором с Отцом, Сыном и Святым Духом будут жить все, кого помилует вновь явившийся справедливый и милостивый Спаситель. «И Царствию Его не будет конца» (Из Символа веры).

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния (Скиния – Храм (образно), здесь «скиния» как завет, союз.) Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр, 21:1–5).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

«Христианская антропология»

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Порядок мытарств

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические основы христианской антропологии.
Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» — «знание» и «логос» — «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком ми

Понятие об ангельском мире
Бог первоначально творит ангельский мир. Ангелами в Священном Писании называются бестелесные духи. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник» и указывает на исполняемое ими служение.

Падение ангелов. Демонический мир
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем

Происхождение человека.
Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эв

Двуединство человеческой природы
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола, семьи и брака. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сот

Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и бл

Семья – малая Церковь
Выражение "семья – малая Церковь" встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и прив

Строение человека в свете христианской антропологии
Рассмотрим теперь тему состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии. Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является слож

Значение тела в составе человеческой природы
Интересен взгляд христианской антропологии на значение тела в составе человеческой природы. Этот взгляд существенным образом отличается от того, как понималась телесность в античности. В античной ф

Понятие о страсти
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни

Понятие о грехе
Что такое «грех», что такое смертный грех, и чем отличается смертный грех от обычного? Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, б

Дух. Святоотеческое понимание духовности
Одним из важнейших понятий христианской антропологии является понятие духовности. Архимандрит Киприан (Керн) пишет о духе человеческом: «Вершина в человеке, соприкасающаяся

Иерархичность человека
Традиционно, в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух-душа-тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает

Назначение человека
Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение ч

Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи созд

Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции

Соотношение христианской и светской антропологических моделей
Подведем краткий итог сказанному о христианской антропологии. В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличн

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.
Цель христианской жизни Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский – это не

О послушании
Я прошел по рядам, наблюдая, кто чем занимается на лекции. Вы пришли воспринимать слово, которое преподаватель вам будет нести в рамках учебной программы. Восприятие мира, предмета человеком идет ч

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии
1. Определение и предмет христианской антропологии. 2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и позн

Темы семинарских занятий
1. Человек и духовный мир. Ангельский и демонический мир. Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т. 30. 2) Серафим (

В. Н. Тростников
Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали р

Защитная скорлупа (государство)
Сформировавшись, ядро новой цивилизации немедленно должно окружить себя защитной скорлупой, иначе ему не дадут развиваться и задушат еще в колыбели. Такой скорлупой служат армия, защищающая ядро от

Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного

Из жития преподобного Сергия Радонежского
«О епископе Стефане»[128] Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудес

О страсти курения.
Протоиерей Георгий Нейфах. Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки».

Туринская плащаница.
Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побо

Начало мира
Вопрос о возникновении мира волновал людей во все времена. И всегда люди все силы своего разума употребляли на то, чтобы понять, откуда появилось все, что их окружает, как оно устроено и благодаря

Комментарии
1. Первое, о чем нам сообщается, это то, что у мира есть начало. Он не вечен. Мир сотворен из ничего, так как до его возникновения ничего не было. Был только Бог. Но Бог сотворил мир не из Себя, ми

Текст 7
Место и значение мужчины во вселенской иерархии[130] Игумен Георгий (Шестун) Какверно заметил А.П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из му

Семейная иерархия
Морозова Е.А.   Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: ●соподчиненность одного члена семьи другому; ●доминирование, влас

О монашестве
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Я приступаю к беседе о монашестве с большим внутренним трепетом, потому что, перечитывая службу пострига, с такой мучительной ясностью вижу, что

О монашестве
Протоиерей Евгений Шестун Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном б

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги