рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие об ангельском мире

Понятие об ангельском мире - раздел Философия, «Христианская антропология» Бог Первоначально Творит Ангельский Мир. Ангелами В Священном Писании Называю...

Бог первоначально творит ангельский мир. Ангелами в Священном Писании называются бестелесные духи. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник» и указывает на исполняемое ими служение. «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями своими пламенеющий огнь» (Евр. 1, 7).

Все ангелы являются по природе добрыми, все они сотворены единым преблагим Богом (наличие среди них ангелов злых обусловлено падением последних).

Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. 3): «Ангелы есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей».

Свойства ангельской природы. Природа ангельского мира для нас непостижима. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Один только Творец знает вид и определение ангельской сущности». Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой. Или они составляют несколько различных родов и внутри рода они единосущны. Или каждый ангел обладает особой сущностью.[18]

Духовность и бестелесность. В Священном Писании ангелы предстают как существа, имеющие духовную природу. В Евр. 1, 6-7 ангелы прямо называются «духами». Св. Иоанн Дамаскин: «Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным». «Отцы Церкви говорили об утонченной телесности духовных сущностей, опровергая ходячий штамп об их абсолютной бесплотности. Они подчеркивали, например, что ангел может быть назван бестелесным и невещественным только по сравнению с обитателями материального мира, а по сравнению с Богом – единственным, кто может быть признан абсолютно и единственно духовным – их бытие может оцениваться как материальное, вещественное и ограниченное».[19]

Н.В. Лосский пишет, что и у ангелов есть пространственное тело, но оно состоит из света, звуков, тепла, ароматов.[20] Дорофеев подчеркивает, что если праведный ангел источает благоухание, то от изменивших Богу ангелов исходит зловоние.[21]

С восстановлением богоподобия, примеры чего нам являют христианские святые, происходит и преображение тела. В житийной и даже в исторической литературе не раз описывалось видимое вокруг святого сияние, просветленное лицо и исходящее от его тела благоухание. Подобные телесные проявления сопровождают и ангельское бытие, правда, в отличие от самого совершенного святого, постоянно.

Назначение ангелов

Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14).

Ангелы – это «ангелы света», все тела и одежды их излучают свет. (Дор. 15).

Ангелы – посредники между Богом и человеком. Бог возвещает людям через ангелов свою волю.

Значение слова «ангел» (др. евр. – malack – вестник, посланник).

Д.Ю. Дорофеев отмечает, «Само значение ангелов, духовных существ, располагающихся вокруг Бога, – доносить Его волю людям – существам, хотя и созданным по образу и подобию Божьему, но в силу своей греховной материальности лишенным возможности такого же непосредственного созерцания Бога, какими обладают ангелы на небе».[22]

Ангелов нужно понимать в полном смысле слова как Божьих слуг – слуг не по принуждению, а по бытию, от которого они могут и отказаться, что показывает ангельское грехопадение.[23] Поэтому они могут представать либо как отпавшие от Божественного служения и ставшие демонами, либо как безупречные слуги, воины Бога. Не случайно весь ангельский чин часто называют «небесным воинством». Все бытие ангелов подчинено служению Богу.

Третий аспект посреднической функции ангелов проявляется в защите и хранении человека, без него невозможно представить себе ангелов в христианской картине мира. Причем защиты, как конкретных людей, так и народов, городов, стран.[24] Ангел не только хранит, но и руководит и направляет человека по пути к спасению, а также сопровождает душу человека в мир иной.

Имена Ангелов. В Священном Писании открыты имена Архангелов, а в основном примером может служить эпизод из Священного Писания (Суд. 13, 17-18) «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославлять тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно». Это означает, что имя ангела недоступно человеку, оно выше его возможностей. Ангелы не только оберегают человека от бесов на земле, но и выступают также его духовными защитниками, упрашивая Бога смилостивиться над согрешившими.

«Каждому из малых принадлежащих к церкви, дан ангел, и эти ангелы всегда видят лицо Боже».[25] Будучи связанным таинственным образом с человеком, ангел-хранитель радуется совершению человеком богодостойных поступков и страдает от греховных и недостойных. Христианский ангел не случайно называется хранителем – ведь его миссия состоит в том, чтобы охранять человека от нападающих на него бесов, т.е. иного духовного существа. Христианский ангел являет себя человеку в форме, доступной чувственному восприятию. Ангелы чаще всего принимают человеческий вид – и столь совершенно, что люди, которым они являются, сразу не понимают что это – ангелы. Поэтому так высоко ценятся в христианстве странничество (ведь странником может оказаться и ангел Божий, а в нем и сам Бог) и страннолюбие, «ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» (Иак. 13, 2).[26]

Однако ангелы отнюдь не всегда скрываются под видом человека. В Библии часто описаны события, когда человек сразу понимает, кто пред ним предстает.

Дионисий Ареопагит первый описал в своих трудах ангельскую иерархию. Ангельская иерархия по Дионисию Ареопагиту выглядит следующим образом. Высшая или первая иерархия включает в себя три ангельских чина: серафимы («пламенеющие»), херувимы («обилие знания» или «излияние премудрости») и престолы. Вторая или средняя иерархия: господствия, силы и власти. Последняя иерархия: начала, архангелы и ангелы. Всего ангелов Дионисий Ареопагит различает девять чинов по три, как мы видим, в каждой иерархии. Все ангелы есть посланники тех, кто им предшествуют по иерархической лестнице, а старшие – посланники Бога.[27]

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове об ангелах» дал наиболее полный обзор православной ангелологии на момент написания работы в XIX веке. Святитель глубоко и точно описывает роль ангелов в духовном и материальном мире. В частности он пишет, что Ангелы находятся в непрестанной неутомимой заботе о судьбе нашей: Ангелы Света употребляют все усилия, чтобы мы во время земного нашего странствования приготовили и заслужили себе вечное блаженство; а ангелы тьмы употребляют все усилия, чтобы увлечь нас с собой в адскую пропасть.[28]

Время сотворения Ангелов не обозначено точно в Священном Писании; но по учению, общепринятому Святою Церковью, сотворение Ангелов предшествовало сотворению вещественного мира и человека. Ангелы сотворены из ничего. Творец даровал им вместе бытие и духовное наслаждение, блаженство. В Священном Писании яснейшим образом доказывается, что Ангелы сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они созданы были, подобно видимому миру, Словом Божьим. Они пламенеют любовью Богу, и в самозабвении при котором они существуют в Боге, а уже не в себе, находят неисчерпаемое и бесконечное наслаждение. Сообразно чинам своим они наделены дарованиями Святого Духа – Духом мудрости и разума. Духом совета и крепости. Духом страха Божия. Это разнообразие духовных дарований и разные степени совершенства отнюдь не производят в Святых Ангелах зависти. У них одна воля, как сказал святой Арсений Великий, и все они преисполнены в Боге благодатного утешения и не чувствуют никакого недостатка.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что по этому благодатному единству воли Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение – повиновение воли Божией[29]. И далее: «Начало, источник и основание всех благих есть смирение. Смирение соблюдает и превысшее нас священное чиноначалие всех Боговидных Ангелов».

Вообще все Ангелы называются иногда Небесными Силами и Небесным Воинством. Святитель Игнатий пишет, что ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек. Образ Божий, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в человеках. Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид.

Ангелы, как учит Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют вид наружного человека. Такими описывают их все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Состояние падения сделало нас неспособными видеть Ангелов. Тем из святых отцов, которые достигли высочайшего совершенства и которые уже не могли быть обмануты ангелами тьмы, был открыт мир духов. Таковыми были Антоний Великий, Макарий Египетский и Александрийский, Нифонт, епископ Кесарийский и другие величайшие отцы, достигшие крайней чистоты продолжительною и тщательною монашескою жизнью. Макарий Великий: Немногие христиане достигают того, чтоб видеть души и Ангелов, что, однако, не препятствует этим христианам быть святыми. Весьма вероятно, что до падения Адам и Ева находились в общении с Ангелами Света и беседовали с ними; это общение с Ангелами возвратил в мир Искупитель, и все христиане, особенно благочестивой жизни, находятся в общении с ними благими помыслами и ощущениями, а совершенно очищенные и видят их.

По смерти же и общем воскресении все христиане, сподобившиеся блаженной вечности, вступают в ближайшее общение с ними и видят их: потому что и люди душами своими и прославленными бессмертными телами будут подобны и равны Ангелам (по воскресении мертвых, человеки «пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30)). Из слов Спасителя видно, что местопребывание Ангелов есть небеса, и в особенности третье небо, где высшие из них предстоят престолу Божию (Ис. гл.6).[30]

Вопросы по теме:

1. Расскажите о месте и роли ангелов в христианской картине мира.

2. Кто впервые говорил об ангельской иерархии и в чем ее суть?

3. Каковы виды ангельского служения в христианской картине мира?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

«Христианская антропология»

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие об ангельском мире

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические основы христианской антропологии.
Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» — «знание» и «логос» — «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком ми

Падение ангелов. Демонический мир
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем

Происхождение человека.
Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эв

Двуединство человеческой природы
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола, семьи и брака. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сот

Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и бл

Семья – малая Церковь
Выражение "семья – малая Церковь" встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и прив

Строение человека в свете христианской антропологии
Рассмотрим теперь тему состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии. Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является слож

Значение тела в составе человеческой природы
Интересен взгляд христианской антропологии на значение тела в составе человеческой природы. Этот взгляд существенным образом отличается от того, как понималась телесность в античности. В античной ф

Понятие о страсти
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни

Понятие о грехе
Что такое «грех», что такое смертный грех, и чем отличается смертный грех от обычного? Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, б

Дух. Святоотеческое понимание духовности
Одним из важнейших понятий христианской антропологии является понятие духовности. Архимандрит Киприан (Керн) пишет о духе человеческом: «Вершина в человеке, соприкасающаяся

Иерархичность человека
Традиционно, в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух-душа-тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает

Назначение человека
Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение ч

Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи созд

Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции

Порядок мытарств
1. Мытарство празднословия (пустословие, безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот). 2. Мытарство лжи. 3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осужде

Соотношение христианской и светской антропологических моделей
Подведем краткий итог сказанному о христианской антропологии. В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличн

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.
Цель христианской жизни Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский – это не

О послушании
Я прошел по рядам, наблюдая, кто чем занимается на лекции. Вы пришли воспринимать слово, которое преподаватель вам будет нести в рамках учебной программы. Восприятие мира, предмета человеком идет ч

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии
1. Определение и предмет христианской антропологии. 2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и позн

Темы семинарских занятий
1. Человек и духовный мир. Ангельский и демонический мир. Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т. 30. 2) Серафим (

В. Н. Тростников
Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали р

Защитная скорлупа (государство)
Сформировавшись, ядро новой цивилизации немедленно должно окружить себя защитной скорлупой, иначе ему не дадут развиваться и задушат еще в колыбели. Такой скорлупой служат армия, защищающая ядро от

Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного

Из жития преподобного Сергия Радонежского
«О епископе Стефане»[128] Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудес

О страсти курения.
Протоиерей Георгий Нейфах. Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки».

Туринская плащаница.
Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побо

Начало мира
Вопрос о возникновении мира волновал людей во все времена. И всегда люди все силы своего разума употребляли на то, чтобы понять, откуда появилось все, что их окружает, как оно устроено и благодаря

Комментарии
1. Первое, о чем нам сообщается, это то, что у мира есть начало. Он не вечен. Мир сотворен из ничего, так как до его возникновения ничего не было. Был только Бог. Но Бог сотворил мир не из Себя, ми

Текст 7
Место и значение мужчины во вселенской иерархии[130] Игумен Георгий (Шестун) Какверно заметил А.П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из му

Семейная иерархия
Морозова Е.А.   Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: ●соподчиненность одного члена семьи другому; ●доминирование, влас

О монашестве
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) Я приступаю к беседе о монашестве с большим внутренним трепетом, потому что, перечитывая службу пострига, с такой мучительной ясностью вижу, что

О монашестве
Протоиерей Евгений Шестун Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном б

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги