Эйдология Платона

Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный идеализм. Поскольку она трудна для понимания, попробуем разобраться на примерах.

Опыт: Сравним, например, кирпичный дом и груду кирпичей. Материально, по составу, они тождественны. В чем же их различие? Очевидно, в доме кирпичи соединены упорядоченной, осмысленной связью. Но является ли эта связь – структура или схема дома - чем-то материальным? Видимо нет. Это то, что идеалисты называют идеей. Далее, все дома имеют между собой что-то общее – «домовость», из-за чего их и причисляют к одному классу домов. И, наконец, все дома, класс домов отличаются от не-домов, классов других вещей и существ (столов, стульев, собак, кошек, людей и т.п.). По мнению идеалистов, все это говорит о том, что в мире присутствует идеальное начало, идеи. Идея (эйдос), дословно, – «вид», прообраз какой-либо вещи. Впервые об идеях (эйдосах) поведал великий греческий философ Платон.

Каковы же, по его мнению, свойства идей?

1. Прежде всего, надо хорошо понять, что речь идет не о наших, человеческих мыслях, а о космических, мировых идеях, идеях Мирового Разума. Эти идеи объективны – существуют вне и независимо от человеческого сознания.

2. Любая идея есть единое во многом, нечто общее для данного класса вещей. Например, кошка вообще, добро вообще, человек вообще и т.д. Платно использовал такие слова: «кошачесть», «человечность», «лошадность».

3. Идеи – это совершенные образцы вещей, предельно, максимально лучшее в своем роде. Это, например, - идеальный человек, идеальная любовь, идеальный стол и т. п.

4. Идеи нематериальны, невещественны. Их нельзя постигать при помощи обычных органов чувств. Они сверхчувственны и постижимы только разумом. Как-то киник Диоген Синопский возражал Платону: «Лошадь я вижу, а лошадности не вижу». На что Платно ответил: «Надо смотреть разумным глазом». Именно разум постигает идеи.

5. Поскольку идеи совершенны, они неизменны. Они вечно пребывают за пределами пространства и времени в особом идеальном мире.

6. Идеи вносят в мир целостность и осмысленную упорядоченность. Благодаря им все вещи и существа разделяются на виды и роды. У каждого класса предметов есть своя идей(эйдос) как образец.

Что же такое материальные предметы? Это всего лишь ограниченные временем и пространством несовершенные подобия, отражения или тени идей. Несовершенство всего материального объясняется тем, что оно состоит из материи. Материя, по Платону, - это меон (почти ничто). Это чистая, неопределенная, хаотическая возможность существования. Все зло, по мнению идеалистов, происходит от материи. Любая вещь причастна совершенной идее, отпечатавшейся в несовершенной материи. Идея – как бы отец, материя – мать, а их дети – вещи и существа окружающего нас мира.

Меон имеет сходство с квантовым вакуумом современной физики. Вообще под вакуумом понимают обычно пустое пространство, свободное от вещества. Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. При определенных условиях виртуальные(возможные) частицы могут превращаться в реальные. Получается, что пустота может рождать вещество.

В материальном мире присутствуют и вечные нематериальные души. Когда-то они были в идеальном мире и хранят в себе память об идеях. Поэтому всякое познание, по Платону, это - анамнесис(припоминание). Задача души - в течение жизни отрешиться от материального мира, устремляться к идеальному миру. Тогда у души вырастают крылья. Она становится легкой и после смерти тела поднимается в идеальный мир. Если же душа жила только материальными интересами, то она становится тяжелой. Крылья ее ломаются и она снова вселяется в какое-нибудь тело. Перевоплощение душ бесконечно.

Как возможно взаимодействие материи и идеи, ведь они диаметрально противоположны по своим качествам? Это возможно потому, что над всеми реальностями парит высшее начало, объединяющее собой все. Это – абсолют – Сверхсущее Единое, которое выше всех противоположений. Платон называет его Благом или Добром с большой буквы, так как все существует только благодаря ему.