рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой? - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ По Этой Проблеме Можно Выделить 3 Основных Точки Зрения В Чистом Виде: ...

По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде:

Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» означает «философия», является ее синонимом. Но в данном контексте мы будем использовать слово «метафизика» в качестве особой теории взаимосвязи противоположностей, альтернативной диалектической теории. Метафизика рассматривает противоположности как несовместимые друг с другом. Они не могут объединяться, существуют обособленно друг от друга. Метафизик мыслит по принципу: или одно, или другое, третьего не дано. Или добро, или зло, или черное или белое и т. д. На практике, сталкиваясь со сложность проявлений жизни, метафизик склонен метаться из одной крайности в другую. «И я сжег то, чему поклонялся, и стал поклоняться тому, что сжигал».

Релятивизм – это метафизика наизнанку. Релятивисты видят только единство противоположностей, и пренебрегают различием. Им кажется, что противоположности суть одно и то же. Например, различие между добром и злом малосущественно. В постмодернизме, популярном ныне течении в философии и культуре, существуют попытки устранить из языка все оппозиции, т. е. противоположности. Например, истина – есть разновидность вымысла, удовольствие – разновидность боли, мужчина – разновидность женщины. Для такого способа мышления подходит поговорка: «Ночью все кошки серы». При последовательном проведении этого взгляда разрушается здравая человеческая логика. Поэтому релятивизм берут на вооружение тоталитарные режимы, чтобы оправдать свою антигуманную практику. Дж Оруэлл в романе 1984 описал способ мышления будущего тоталитарного общества, который называется двоемыслием. В этом обществе используются такие лозунги: Мир – это война, Свобода – это рабство и прочее в том же духе.

Диалектика – пытается найти золотую середину между метафизикой и релятивизмом. Она утверждает конкретное единство противоположностей, то есть такое, где одновременно присутствует и единство, и различие. Противоположности и различны, и тождественны. Они образуют сложные хитросплетения, объединения друг с другом, но одновременно могут отделяться друг от друга, бороться друг с другом. Формула диалектики: «и то, и другое». Символом диалектики можно считать магнит, поскольку у него всегда есть два полюса, не совпадающие друг с другом, но неотделимые друг от друга. Этимология слова «диалектика» означает «вести спор, беседу».

Можно выделить несколько свойств противоположностей.

Во-первых, противоположности отрицают или исключают друг друга. Одна противоположность не есть другая. Черное не есть белое. Белое не есть черное.

Во–вторых, противоположности имеют общую основу. Например, у белого и черного – это цвет. Сравним различие сладкого и горького и сладкого и черного.

В–третьих, существование одной противоположности предполагает существование другой, не обязательно, впрочем, здесь и сейчас. Если где-то есть белое, то где-то обязательно должно быть черное.

В–четвертых, противоположные свойства могут сменять друг друга. Например, сладкое может стать горьким и наоборот.

Диалектика является также и учением о развитии, происходящем посредством единства и борьбы противоположностей. Развитие и движение – не одно и то же. Всякое развитие есть какое-то изменение, но не всякое изменение есть развитие. Можно выделить 3 основных типа процессов в мире, по форме протекания:

Прогресс – движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Это и есть развитие. Развертывание. Пример: научно- технический прогресс.

Регресс – обратное движение от высшего к низшему, процесс упрощения, примитивизации, ведущий, в конечном счете, к распаду.

Циклическое, круговое движение, периодическое повторение одного и того же.

В реальности эти типы процессов смешаны друг с другом и, в чистом виде, не встречаются.

В полном смысле развитием можно считать только прогресс. Под развитием часто понимается необратимое, качественное, системное изменение предмета. Нерешенным является вопрос: что преобладает в мире прогресс или регресс, или, может быть, круговое движение?

В древнем мире преобладало представление о цикличности, о вечном возвращении. В средние века доминировало представление о регрессе. Люди считали, что они живут в конце времен, мир стареет и движется к своему концу. В новое время возобладал представление о прогрессе. до сих пор многие люди верят в преобладание прогресса. Но так ли это?

Я и развитие. Связь мирового развития и жизни каждого из нас отразил в слдеующих строчках американский поэт Уолт Уитмен:

Долго трудилась вселенная, чтобы создать меня.

Ласковы и преданны были те руки, которые направляли меня.

Вихри миров, кружась, носили мою колыбель, они гребли

и гребли, как лихие гребцы.

Сами звезды уступали мне место, вращаясь в своих кругах,

Они посылали свои лучи для присмотра за тем, что должно

было делаться со мною.

Покуда я не вышел из матери, поколения направляли мой

путь.

Мой зародыш в веках не ленился,

Ничто не могло задержать его.

Для него сгустились в планету мировые туманности,

Длинные пласты наслоялись, чтобы стать для него опорой,

Гиганты-растенья давали ему себя в пищу,

И чудища-ящеры лелеяли его в своей пасти и бережно несли

его дальше.

Все мировые силы трудились надо мною от века, чтобы создать

и радовать меня,

И вот я стою на этом месте, и со мною моя крепкая душа.

При размышлении над феноменом развития мы сталкиваемся с парадоксом развития. Его можно сформулировать так: новое возникает из старого, но в старом нового нет. Получается, что новое возникает из старого, но, одновременно, не может из него возникнуть. Ведь новое эмерджентно, в нем есть такие качества и свойства, которых нет у старого. Можно выделить два основных способа решения парадокса развития.

1. Материалистическая концепция развития считает, что развивается материя, материальные объекты. Развитие идет стихийно, ненаправленно, посредством множества случайностей. В старом содержится возможность нового, и случайные обстоятельства позволяют этой возможности превратиться в действительность.

2. Идеалистическая концепция развития считает, что источник развития заключен в нематериальной реальности – идеях. Поэтому перед появлением нового в материальном мире, должна быть идея этого нового в идеальном мире. Эта идея как бы программирует развитие. Поэтому, хотя случайные обстоятельства также признаются, но все же процесс идет закономерно, упорядоченно, разумно. Таким образом, для превращения возможности в действительность необходимо воздействие идеи.

В настоящее время в биологии доминирует синтетическая теория эволюции, сочетающая в себе идеи дарвинизм и генетики. Согласно СТЭ новые признаки у живых существ возникают в результате случайных мутаций, как правило, мутации ведут к уродствам и гибели организма. Но бывают и «многообещающие уроды», у которых в результате мутаций появляется какое-то преимущество над другими организмами. В ходе борьбы за существование, в результате естественного отбора организмы с новыми признаками вытесняют организмы со старыми признаки. Примерно так происходит возникновение новых видов.

Наряду с синтетической теории эволюции в биологии существуют и альтернативные теории, склоняющиеся к идеализму. Они называются финалистическими.

Вот как характеризует их В. И. Назаров: «Мы предлагаем разделить финализм на следующие основные направления, выделяемые по способу обоснования финальности и наиболее характерным для них особенностям.

Гипотеза «антислучайности», сторонники которой принимают, что органическая эволюция носит финалистический характер, а ее движущие силы до сих пор не открыты. Авторы этой гипотезы предлагают временно назвать неизвестную причину финальности «антислучайностью», подчеркивая тем самым уже самим термином принципиальное несогласие с дарвинистским механизмом эволюции.

Онтогенетическое направление, представители которого распространили на эволюционный процесс закономерности индивидуального развития и стали рассматривать филогенез как гигантский сверхиндивидуальный онтогенез. Отождествление закономерностей онто- и филогенеза неизбежно ведет к филогеронтической трактовке филетической эволюции как циклического процесса. Направление представлено в основном прогрессионистскими концепциями.

Сальтационистское, или макромутационистское, направление объединяет концепции, в которых эволюционные преобразования сводятся к возникновению особо крупных мутаций (макромутаций), одновременно изменяющих разные системы органов, физиологию, иногда даже инстинкт их носителей и происходящих на самых ранних этапах индивидуального развития. Финалистичность понимания эволюции проявляется в утверждении адаптивного направленного характера макромутаций.

Психовиталистическое направление представлено концепциями, в которых причиной и движущей силой эволюции выступает сознание, якобы изначально присущее всему живому. В наиболее крайних формах витализм переходит в пантеизм и даже в гилозоизм.

С виталистическим направлением почти сливается спиритуалистический эволюционизм (и родственный ему неотомизм}, также рассматривающий историческое развитие живого как проявление сознания. Формальное отличие второго состоит лишь в том, что, согласно взглядам авторов соответствующих концепций, акты сознания и воли, демонстрируемые живыми существами, непосредственно отражают высшую волю и разум бога.

Гипотезы регрессивной эволюции, трактующие эволюцию как направленный процесс упрощения, утраты некогда несравнимо более богатых потенций.

Неономогенетическое направление, сторонники которого продолжают развивать идеи основателя концепции номогенеза – Берга – о закономерном характере наследственной изменчивости и, недиалектично истолковывая открытия молекулярной биологии, зачастую сводят причины эволюции к автономным перестройкам генетического кода организмов, а белки наделяют внутренней телеономической программой...

Можно было бы выделить отдельно организмическое (холистское) направление, основатели которого противопоставляют единство и целостность организма, якобы создаваемые нематериальным и сообразным некоей «внутренней цели» фактором, принципам каузальности и усматривают источник эволюции исключительно в самих организмах (автогенез)...

Чтобы отмежеваться от идеализма не только по существу, но и по форме, был предложен ряд новых терминов. Для обозначения всех материалистически интерпретируемых целенаправленных систем английский биолог К.Питтендрай ввел понятие «телеономия». Отметив при этом, что признание целенаправленности не связано с аристотелевой телеологией...

На языке кибернетики телеономия стала выражать закономерную связь процессов (или поведения) направленно организованной системы, определяемых начальной программой или соответствующей структурой обратных связей. В разряд телеономических систем попали, в частности, механизмы саморегуляции на уровне популяций; возможно к ним могут быть отнесены отдельные участки филогенеза».

Назаров В.И. Финализм в современном эволюционном учении. - М.,1984. - С.52 – 53, 45.

В 19 веке американский биолог Джеймс Дана сформулировал принцип цефализации: согласно которому развитие животных идет в направлении усложнения нервной системы от низших организмов к высшим. Дана указал, что на протяжении двух миллиардов лет наблюдается (скачками) усовершенствование — рост — центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих), кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией, раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции не идет уже вспять.

В 20 веке в космологии был сформулирован принцип антропности. Сильный антропный принцип звучит так6 Вселенная (и фундаментальные параметры, от которых это зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Существование Вселенной определяют несколько фундаментальных мировых констант. Будь хотя бы одна из них чуть больше или чуть меньше, во Вселенной не могла бы возникнуть разумная жизнь. Это наводит на некоторые размышления.

Диалектика является также и методом познания какого-либо предмета. Требования диалектического метода (с точки зрения марксизма) сформулировал В. И. Ленин. Он настаивал на различении софистики (которая односторонне преувеличивает какую-либо одну сторону предмета), эклектики и диалектики как метода познания. Он пишет: «я отвечаю популярным объяснением того, что такое эклектицизм в отличии от диалектики. Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инструмент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещин, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д.

Логика формальная, которой ограничиваются в школах (и должны ограничиваться - с поправками - для низших классов школы), берет формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянны цилиндр и инструмент для питья), то мы получаем эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только.

Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во -1-х. Во-2х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не стразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов».

Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина.// Ленин В. И. Полн. собр. соч. - т. 42. –М. , 1970 - С. 290.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги