Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.

1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир придерживались древние философы. Например, Гераклит считал первоначалом умный огонь, а Фалес называл воду божественной. Такой же взгляд свойственен мифам, сказкам, легендам, искусству вообще. В ХVIII веке французский философ Ж.Б. Робинэ аргументировал позицию гилозоизма следующим образом: мир представляет собой единое целое, значит основные свойства должны быть присущи всему существующему. Эти свойства – материальность, жизнь и одушевленность. Различие лишь в степени.

2. Гилозоизм сменяется дуализмом. В европейской традиции основоположником дуализма можно считать французского философа XVII века Рене Декарта. По Декарту, существует два основных типа субстанций. Первый – это материальная субстанция или тело. Тело имеет атрибуты – необходимые свойства. Это – протяжение (наличие трех измерений пространства) и делимость. Второй тип субстанции – душа или мыслящая субстанция. Мышление, по Декарту, это все то, что происходит осознанно. Так что для него душа и сознание – это синонимы. Атрибуты души прямо противоположны атрибутам тела. Душа непротяженна, неделима и, в силу этого, бессмертна. В жизни мы наблюдаем согласованность процессов, идущих в обеих субстанциях, согласованность психических и физических процессов. Например, я поставил себе в душе цель придти на лекцию, и мое тело переместилось в физическом мире из одного места в другое. Как возможна такая согласованность? Р. Декарт объясняет ее тем, что в мозгу человека, а точнее, в шишковидной железе происходит психофизическое взаимодействие. Это взаимодействие двух субстанций и обеспечивает их согласованность. Однако, как же они могут действовать друг на друга, если их свойства прямо противоположны и между ними нет ничего общего? Этот вопрос Р. Декарт не разъяснил.

Окказионализм происходит от латинского слова казус, что означает случай или повод. Классик этого направления французский философ XVII века Николай Мальбранш считал, что взаимодействие души и тела невозможно. Согласованность же между ними объясняется непрерывным вмешательством Бога. Если это так, то вся жизнь человека это непрерывное чудо, ибо она невозможна без сверхъестественного вмешательства. У этой теории есть слабые места. Например, непонятно, как нематериальный Бог может действовать на материальное тело или помогает ли Бог свершиться греховным замыслам.