рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет и специфика философии

Предмет и специфика философии - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ Слово «Философия» В Буквальном Переводе Означает «Любовь К Мудрости...

Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Иногда философию называют словом «метафизика» («после физики»), по основному сочинению Аристотеля. Философия зародилась примерно в 7 -6 вв. до н.э. в Индии, Китае и Греции.

В истории философии можно выделить три значимых раздела:

1) Европейская философия от античности до современности. В истории европейской философии можно выделить несколько стадий. Античная философия (древняя греко-римская) (6. в. до н. э. – 5 в. н. э.); философия средних веков (5 – 15 вв. н. э.; философия эпохи Возрождения (в Италии - 13-16 вв., в других странах – 15-16 вв.); философия Нового времени (17-19 вв., 18 век называют веком Просвещения); современная неклассическая западная философия (вт. пол. 19 века – 21 век).

2) Восточная философия – китайская, индийская, арабо-мусульманская.

3) Русская философия. Некоторые исследователи считают, что уже книга митрополита Иллариона Киевского «Слово о законе и благодати»(11 век) может считаться философским произведением. Однако в полном смысле слова самобытная философия возникает в России в 18 веке. Первым русским (и украинским) философом является Григорий Сковорода (1722 – 1794). Идеи Г. Сковороды положены в основу романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В античной философии можно выделить таких представителей: греческие натурфилософы-досократики – Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Анаксимандр; Сократа и сократические школы – мегарская, киническая (самым известным представителем которой был Диоген Синопский), киренская во главе с Аристиппом; Платно и его последователи; Аристотель и его ученики – перипатетики; стоики (последователи стоицизма) – Зенон, Хрисипп, а также римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий; скептицизм – Пиррон, Секст Эмпирик; Эпикур и эпикурейство; неоплатонизм как высшая стадия развития античной философии – Плотин и Прокл. В средневековой философии выделяются два направления. Это – патристика – учение отцов церкви и защитников христианской веры – Аврелий Августин (Августин Блаженный), Василий великий, Григорий Богослов и др. Позже появляется схоластика – представитель Фома Аквинский.

Эпоха Возрождения – Николай Кузанский, Джордано Бруно, Марсилио Фичино, Пико дела Мирандола, Джаноццо Манетти.

Философия Нового времени – рационализм - Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Б. Паскаль; сенсуализм -Ф. Бэкон, Дж. Локк; материализм - Т. Гоббс, , П. Гольбах; деятели французского Просвещения - Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций; немецкий материализм – Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи – марксисты; немецкая классическая философия – И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг; позитивизм – Д. С. Милль, О. Конт, Г. Спенсер; феноменология – Э. Гуссерль.

Неклассическая философия – С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, экзистенциализм – К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. П. Сартр; неопозитивизм – М. Шлик, Р. Карнап; постпозитивизм – К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, философская антропология – М. Шелер, Э. Кассирер, А. Гелен.

Русская философия – В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Карсавин, Д. Лопатин, Н. Лосский и др. Советские философы: А. Лосев, М. Лифшиц, Э. Ильенков, Г. Батищев и др.

Китайская философия – Конфуций и конфуцианство, даосизм – Лао-цзы и Чжуан-цзы, моизм; школа законников (фа-цзя); школа инь-ян; школа имен (минцзя). Индийская философия: школы – чарвака, джайнизм, буддийская философия, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта (адвайта-веданта и двайта-веданта). Арабо-мусульманская философия: калам, арабоязычный перипатетизм, исмаилизм, ишракизмом (философия озарения, или иллюминативизм) и суфизм (исламский мистицизм).

В первом приближении философию можно охарактеризовать как разновидность мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов личности или общества на мир в целом или место человека в этом мире.

У любого человека существует потребность в мировоззрении, поскольку оно отвечает на самые фундаментальные вопросы человеческой жизни: Что такое мир? Что такое человек? В чем смысл человеческой жизни и смерти? К чему следует стремиться в жизни? Что самое важное, ценное? В чем смысл истории? и т.п.

В 18 веке немецкий философ Иммануил Кант сформулировал четыре главных, по его мнению, мировоззренческих вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?

Животному мировоззрение в принципе не нужно, поскольку его поведение запрограммировано генетически и подчинено биологическим потребностям. У человека нет такой жизненной программы, поэтому он должен сам, на свой страх и риск пытаться постичь жизнь в целом, проектировать свою жизнь. Мировоззрение и дает систему жизненных ориентиров. Если человек утрачивает такую систему, он теряет смысл жизни, развиваются ноогенные неврозы (например, «воскресный невроз», когда человеку плохо из-за того, что у него появилось свободное время). Даже при внешнем благополучии такой человек будет страдать и, в некоторых случаях, будет пытаться лишить себя жизни. В жизни общества также необходимо иметь какое-то мировоззрение, цельный взгляд на мир. Без мировоззренческих ориентиров общество может заблудиться, запутаться и попасть в социальный тупик.

Немецкий философ Вильгельм Дильтей усмотрел в такую структуру мировоззрения: Все мировоззрения, раз они пытаются дать полное разрешение загадки жизни, обнаруживают обыкновенно одно и то же строение. Они представляют тогда одну стройную систему, в которой на основе одной картины мира решаются вопросы о значении и смысле мира, и отсюда выводится идеал - высшее благо, основные принципы жизни. Система эта определяется психической закономерностью, по которой концепция действительности кладется в основу деления состояния и вещей на приятные и неприятные, вызывающие удовольствие и неудовольствие, достойные одобрения или порицания, а такая оценка жизни является в свою очередь основой, определяющей нашу волю. Таковы эти три состояния сознания, через которые проходит психическая жизнь, и самая характерная черта ее заключается в том, что в этом взаимодействии самый глубокий действующий слой не исчезает; те отношения, на основании которых я сужу о вещах, получаю от них удовольствие и склонен что-нибудь сделать над ними, определяют характер верхних слоев, создавая ту систему, в которой находит свое выражение все взаимодействие нашей душевной жизни. Эта связь — данная ситуация, данная смена чувствований и часто вытекающее отсюда желание, стремление, действие - в наиболее простой форме находит свое выражение в лирическом стихотворении. Всякое проявление жизни развивается в одно целое, в котором структурно связаны одни и те же отношения к миру. Так и мировоззрения представляют собой правильные системы, в которых проявляется это строение нашей душевной жизни. Основа их есть всегда некоторая картина мира, которая возникает в результате закономерной последовательной работы нашего познания. Мы наблюдаем внутренние процессы и предметы внешнего мира. Образующиеся таким образом восприятия мы проясняем себе, выделяя в них при посредстве элементарных мыслительных процессов основные соотношения действительного. Когда восприятия кончаются, они отражаются и систематизируются в мире наших представлений которые возвышают нас над случайностью восприятия. Усиливающаяся на этих ступенях твердость и свобода нашего духа господство над действительностью находят затем свое завершение в царстве суждений и понятий, где связь и сущность действительного постигаются общезначимым образом. Когда мировоззрение достигает полного своего развития, то это происходит обыкновенно прежде всего на этих ступенях познания действительности. Но над этим мировоззрением строится затем другая типическая деятельность в аналогичной закономерной последовательности. Чувствуя собственное свое я, мы наслаждаемся ценностью нашего бытия; мы приписываем окружающим нас вещам и лицам известное значение и действие потому, что они возвышают и расширяют наше бытие: мы определяем все эти ценности по способности этих вещей приносить нам пользу или вред; мы производим им оценку и для этой последней ищем какой-нибудь безусловный масштаб. Таким образом, состояния, лица и вещи получают известное значение в отношении к целому всей действительности, да и само это целое получает известный смысл. По мере того как протекают эти этапы в жизни наших чувств, постепенно нарастает второй слой в структуре нашего мировоззрения: картина мира становится основой в оценке жизни и понимания мира. И в такой же закономерности душевной жизни, из оценки жизни и понимания мира вырастает высшее состояние сознания: идеалы, высшее благо и высшие принципы, впервые придающие мировоззрению практическую энергию, своего рода острие, с помощью которого оно внедряется в человеческую жизнь, во внешний мир и в глубину самой души. Тогда мировоззрение становится созидающим, реформирующим. Развитие и этого высшего слоя мировоззрения протекает через различные ступени. Из стремления, тенденции развиваются более прочные, более длительные задания, направленные к реализации какого-нибудь представления; развивается отношение целей и средств, выбор целей и выбор средств и, наконец, обобщение всех заданий, всех целей в один высший порядок нашего практического поведения, в один обширный план жизни, одно высшее благо, в высшие нормы поведения, в идеал личной жизни и организации общества.

Такова структура мировоззрения. То, что в загадке жизни представлялось спутанным, каким-то беспорядочным клубком задач, превращается здесь в сознательную и необходимую связь проблем и их решения; этот процесс развития проходит через ступени, определенные с внутренней закономерностью; отсюда следует, что всякому мировоззрению присущ свой процесс развития, в котором проясняется его содержание; таким образом, оно становится долговечным, устойчивым и постепенно, с течением времени, сильным; мировоззрение есть творение истории.

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995. – С.221 – 223.

Существует несколько основных видов мировоззрения, каждый из которых строит свою картину мира.

1. Обыденное мировоззрение есть у каждого человека. Оно еще называется по другому: «обыденная концептуальная схема». Для него характерна связь с практической жизнью человека, с его жизненным опытом. Однако оно неизбежно ограничено, фрагментарно, зачастую непродуманно и противоречиво. К мировоззренческим вопросам обычный человек обращается только в некоторые моменты своей жизни, нередко сопряженные с какими-то тяжелыми событиями. Поэтому издревле находились люди, которые специально занимались вопросами мировоззрения и делились результатами своей деятельности с другими людьми. Это были жрецы, мыслители, философы.

2. Мифологическое мировоззрение исторически является самым древним. Для него характерно осмысление мира при помощи средств художественной фантазии. Мифология одушевляет природу, олицетворяет, обожествляет природные стихии. Достаточно вспомнить греческих богов – Зевса, Посейдона, Геру и др.

3. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественного, сверхматериального и сверхмирового Бога, создателя мира. Согласно религии, Бог есть нечто совсем иное, чем мир. Он сам открывается человеку. Божественное откровение изложено в священных книгах, которые содержат истины, которые, с точки зрения верующих, нельзя оспаривать. Религиозная вера дает опору в жизни. До сих пор большинство людей на Земле удовлетворяют свою мировоззренческую потребность посредством религии. Недостатком религиозного мировоззрения, также как и мифологического является догматизм, недостаточная рациональность. Это обнаруживается при столкновении друг с другом нескольких религий. Тогда невольно возникает вопрос: кто же прав в этом споре, как действительно устроен мир и человек?

4. Научное мировоззрение в последние два века пыталось решить эти проблемы. Однако, несмотря на впечатляющие успехи науки, сделать это не удалось. Дело в том, что наука может изучать такую реальность, которая предстоит человеку в виде фактов, доступных чувственному восприятию, наблюдению и эксперименту. Но можно ли наблюдать смысл жизни? Можно ли увидеть, пощупать, понюхать, например, добро, измерить его каким-либо прибором? Сам мир в целом не доступен чувственному восприятию. Получается, что существует какая-то особая сверхчувственная реальность, о которой наука ничего не может сказать. А именно с ней и связано мировоззрение. Кроме того, любая наука носит частный характер, изучает только фрагмент реальности, и даже вся их совокупность не обладает необходимой цельностью. Нельзя забывать и то, что любая наука не завершена. То, что она считает истиной сегодня, может завтра быть отвергнуто как ложное. Научное мировоззрение как объединение всех научных истин оказывается не вполне надежным для решения мировоззренческих проблем.

5. Философское мировоззрение основано на разуме, способности постигать сверхчувственное. Философия универсальна. Это означает, что предметом философии является универсум (мир в целом), сущностная структура мира (основные формы реальности) и место человека в этом мире. Сущностная структура мира - это такие реалии как, например: вещность, изменчивость, пространство и время, порядок и хаос, смысловые отношения тождества и различия, идеальное, развитие, душа, познание, ценности, человечность, личность, свобода, общество, история, культура, жизнь и др. Философ пытается сделать мир прозрачным для мысли, ищет абсолютную истину. Поэтому он размышляет и над тем как идет познание, он познает свое познание, т.е. рефлексирует над ним. Рефлексия – это обращенность на себя.

Философское усилие постичь мир есть философствование. Основные элементы философствования следующие:

А) Умозрение или интеллектуальная интуиция, созерцание сверхчувственного феномена. С ее помощью предмет дается мыслителю. Прежде чем мыслить, должно быть то, над чем мыслить. Предмет надо сначала почувствовать, попытаться усмотреть его существенные свойства. В самом деле, чтобы размышлять, например, о времени необходимо сначала интуитивно его представить. Этот своеобразный сверхчувственный или духовный опыт является основой философии. Ведь предмет философии не дан наглядно. Умозрение необходимо не только в начале рассуждений, оно присутствует в каждом шаге мысли.

Б) Вопрошание или проблематизация. В опыте предмет дан, но не целиком, не во всех своих свойствах. Поэтому философ ищет то, что непонятно, неясно и для этого задает вопросы, ставит проблемы. Философ хочет, чтобы не осталось ничего неясного. Проблема – это знание о своем незнании. Многие люди пребывают в иллюзии, что они что-то твердо знают. Однако, как говорил Гегель, известное не есть познанное. В мире вокруг много таинственного, загадочного, причем, в самых простых вещах. Философ чувствует эту загадочность и ставит вопросы, чтобы придти к разгадке.

В) Размышление и создание своей теории. Философ пытается понять сущность предмета, размышляет над его различными сторонами (аспектами), взвешивает различные версии и варианты, пытается связать свои мысли в единое целое. В итоге должна получиться целостная мысленная картина предмета – теория. Теория это система мыслей. Это означает, что эти мысли находятся в определенном порядке, одна вытекает из другой, все они согласованы друг с другом, между ними нет противоречий.

Г) Обоснование и критика. Критическая проверка своей теории, ее обоснование и защита от внешней критики. Поскольку философ хочет найти действительную истину, то он должен строго проверять результаты своего мышления. Он должен обосновать, доказать свою правоту, т.е. найти аргументы, доводы, подтверждающие истинность его умозаключений. Наше знание должно быть целостным, поэтому знание одного вопроса должно опираться на знание других вопросов и подтверждаться им, выводиться из него. Уже имеющееся знание тогда является основой нового знания, обосновывает его. Теория должна выдержать критику других мыслителей. Часто другие люди замечают такие обстоятельства, которые данный мыслитель упустил из виду. Кроме того, надо показать, что данная теория лучше других теорий, т.е. надо дать критику других точек зрения.

Таким образом, стихией философии является критическое мышление и ее девиз: «Подвергай все сомнению».

Недостатком философского мировоззрения можно считать его радикальный плюрализм. Никто в философии не нашел абсолютной истины, споры между философами касаются основных, фундаментальных вещей. В конкретных науках есть истины, которые принимаются всеми исследователями и не оспариваются. В философии этого нет, поэтому, можно сказать, что философия более критична, чем наука. В этом и состоит сложность изучения философии: в ней нет единой общепринятой философии, а есть множество различных направлений, школ, систем, спорящих друг с другом. Поэтому усвоить философию можно лишь самостоятельно философствуя, создавая собственную философию. Разумеется, это нужно делать на основании изучения «философского предания», на основании знания того, как философы в течение тысячелетий пытались решить самые важные вопросы человеческого бытия посредством предельного напряжения своей мысли. Иначе будет новое «изобретение велосипеда».

Структура философского знания включает в себя несколько философских дисциплин:

1. Онтология – учение о бытии, об истинной реальности.

2. Гносеология – теория познания.

3. Философская антропология – учение о человеке.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Социальная философия – учение об обществе.

6. Философия культуры.

7. Этика – философия нравственности.

8. Эстетика – наука о прекрасном и об искусстве.

9. История философии.

Существуют также такие дисциплины как: философия природы, философия науки (в том числе и отдельных наук, например, философия физики), техники, права, истории, языка, философская теология – учение о Боге.

Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту роль, которую она играет в обществе, ту пользу, которую она приносит. Основные функции философии:

1. Мировоззренческая – философия помогает отдельной личности и целому обществу создать рациональное, критически проверенное мировоззрение.

2. Методологическая – философия помогает осмыслить основные понятия и методы конкретной научной дисциплины и тем способствует научным исследованиям. Методология – учение о методе. К методологии ученые чаще обращаются в трудные, даже кризисные моменты научного познания.

3. Социальная функция заключается в исследовании и критике существующего общества с позиций разума, формирование представлений об общественном идеале и выработке проектов общественных преобразований.

4. Человекотворческая функция заключается в том, что философия осознает предельные культурные смыслы данной эпохи (категории культуры), осмысливает их, доводит до общества и тем способствует образованию и воспитанию членов общества. Философия развивает критическое мышление и сознание ценностей. Она вырабатывает определенное искусство жить.

5. Гедонистическая. Философия и процесс философствования доставляет человеку удовольствие, радость.

Хотя предмет философии во все времена один и тот же, но различные эпохи мысли характеризуются особенными интересами и специфической направленностью мысли. Так, для античной философии был характерен космоцентризм. Это означает, что в центре размышлений античных философов был космос как прекрасно упорядоченное целое, самое прекрасное произведение искусства. Дословно «космос» означает «прекрасный порядок, строй вселенной». Для средних веков был характерен теоцентризм. Философия той поры носила религиозный характер – главным интересом было познание Бога (теос – бог). Наконец, в Новое время, начиная с 17 столетия, зарождается и начинает господствовать антропоцентризм. В центре внимания оказывается, в большей степени, человек перед лицом равнодушной природы. Это не значит, что мыслители этой эпохи не думали о Боге или о мире в целом. Речь идет об акцентах, преимущественном внимании.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет и специфика философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги