Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.

Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Этот факт он объяснял тем, что мир состоит из бесконечного множества индивидуальных субстанций – монад. Монада – нечто абсолютно простое. Ведь, если есть сложное, то должно быть и простое. Но абсолютно простое нематериально, так как не имеет частей. Монада обладает активностью, идущей изнутри, хотя бы в виде сопротивления. Монады индивидуальны, неповторимы, поэтому и все вокруг тоже индивидуально. Нельзя найти двух абсолютно одинаковых листочков в саду.

Все полно монад, поэтому нет ничего абсолютно мертвого. Весь мир, по Лейбницу полон жизнью и одушевлен, подобен пруду, полном живности.

Можно выделить три основных вида монад. Во-первых, это простые монады в неживых предметах, во-вторых, это души – в живых существах, в-третьих – разумные духи в людях и ангелах. Самая главная монада – Бог. Это монада монад, сотворившая остальные монады.

Монады замкнуты в себе, «не имеют окон». Однако у каждой монады всегда есть тело, которое связано со всеми телами во вселенной. Поэтому все, что происходит во вселенной отражается на теле монады. В силу этого монада знает все прошлое, настоящее и будущее, только смутно, ибо вся эта информация слаба и перемешана друг с другом. Монада это эхо или зеркало вселенной. Все живые существа бессмертны и духовно, и физически. Монады, как таковые, неуничтожимы, и у них всегда остается тело, хотя бы в виде одной молекулы. Смерть – это просто свертывание, уменьшение тела, а рождение и рост – развертывание тела. Смерти фактически нет.

Согласованность души и тела Лейбниц объяснял при помощи предустановленной гармонии. Бог при сотворении мира рассчитал все будущее и сделал таким образом, чтобы движения всех душ и всех тел соответствовали бы друг другу. Бог подобен идеальному часовщику, который создал бесконечное множество часов, идущих в унисон друг с другом. В сущности, здесь тоже психофизический параллелизм, как и у Спинозы, только предустановленнная гармония привлечена для объяснения соответствия психических и физических процессов.

Бог мог создать множество возможных миров, но он создал именно наш. Бог не может выбрать плохое, следовательно, все к лучшему в этом лучшем из миров.