рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания диалектического материализма

Теория познания диалектического материализма - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ   Теория Познания Диалектического Материализма (Марксизма-Ленин...

 

Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установкой на доверие чувственно данным фактам.

Познание, согласно марксизму, носит общественный характер. Оно осуществляется в процессе сотрудничества многих людей. Его результаты передаются от одного поколения к другому. Поэтому новое поколение может открывать новое, опираясь на добытые прошлыми поколениями результаты. Это объясняет прогресс в познании. Кроме того, влияние общества сказывается в некоторой пристрастности познающего, особенно это явно видно в области социального, гуманитарного знания. Социальные интересы заставляют смотреть на мир так, а не иначе.

Марксизм утверждает роль практики в познании. Практика – это материально-преобразующая, предметная деятельность человека. Практическая деятельность изменяет объективный мир, в отличие от теоретической деятельности, которая изменяет лишь сознание. Посредством практики человек усвоил себе категории, о которых говорит Кант. Вообще марксизм отличает пафос активного отношения к миру. На могиле К. Маркса в Лондоне выбиты слова 11 тезиса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Можно выделить 3 основных вида практики. Это труд, научный эксперимент и социальная практика. Социальная практика заключается в поддержании или изменении определенного общественного порядка. Например, полицейский поддерживает порядок, а революционер пытается его изменить. Функции практики в познании:

1. Практика есть основа познания. Большинство свойств, качеств, характеристик вещей открывается в ходе манипулирования вещами в трудовой деятельности.

2. Практика есть цель познания. В конечном счете, все добытые знания должны приносить практическую пользу.

3. Практика – критерий истины. Проверка наших знаний лучше всего осуществляется в процессе их практического использования. Если мы добиваемся нужного результата, то это свидетельствует о верности наших представлений.

Сам процесс познания распадается, по К. Марксу, на две стадии. Первая – восхождение от чувственно-конкретного к мысленно-абстрактному. Конкретное – это единство, синтез многих определений. Абстрактное – это отвлечение, односторонность, изолирование одной определенности, одного свойства. Первоначально в познании человеку противостоит чувственно-конкретное, то есть конкретное, данное в чувственном созерцании. Чтобы его понять, разобраться, надо путем анализаразложить его на составляющие. Чувственно-конкретное превращается в мысленно-абстрактное. Анализ доходит до самых простых, общих абстракций, и затем начинается обратный процесс – восхождение от мысленно-абстрактного к чувственно-конкретному. Это движение совершается в соответствии с диалектическим методом, все время опираясь на анализ фактов. Это не движение чистого разума, а движение разума, по фактам и вместе с ними. Начало движения – это «клеточка» - простейшая конкретность, простейший факт, в котором потенциально содержится все сложное целое. Анализируя «клеточку», мы выявляем противоречия, скрытые в ней, и прослеживаем, как они разрешались на практике. При разрешении создается синтез - новая, более конкретная, сложная реальность. В ней также выявляются противоречия, и находится синтез. В итоге мы получим снова конкретное, но уже не чувственно-конкретное, а мысленно-конкретное. Предмет предстанет перед нами понятый как система мыслей, где одно логично вытекает из другого. Таким образом, в конце получается теория предмета.

Советский философ Эвальд Васильевич Ильенков в своей книге «Диалектическая логика» так охарактеризовал методы К. Маркса, метод восхождения от абстрактного к конкретному:

«Логика «Капитала» предполагает в то же время, что соответствие сознания с действительностью достигается через сложный диалектически противоречивый процесс развития понятий, категорий и выражается через форму восхождения от абстрактного к конкретному. Способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному - это прежде всего сознательное выражение того закона, которому всегда и везде подчинялось и подчиняется развитие теоретического познания действительности как единого, связанного во всех своих проявлениях целого, как объективного «единства во многообразии», находящегося в процессе возникновения, становления и развития. Будучи открыт философией в качестве «естественного закона» развития теории, путь восхождения от абстрактного к конкретному был использован Марксом при разработке политической экономии как важнейший методологический принцип развития определений. Основные черты этого метода (или логики развития определений), примененного в «Капитале», обрисованы Энгельсом в следующих словах: «При этом методе мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами, следовательно, в данном случае из первого экономического отношения, которое мы находим. Это отношение мы анализируем. Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу. Каждую из этих сторон мы рассматриваем отдельно; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения. Но так как мы здесь рассматриваем не абстрактный процесс мышления, который происходит только в наших головах, а действительный процесс, некогда совершавшийся или все еще совершающийся, то и противоречия эти развиваются на практике и, вероятно, нашли свое разрешение. Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения, две противоположные стороны которого нам надо будет развить и т. д.»

Главное достоинство логики «Капитала» заключается в том, что процесс выведения категорий совершается в ходе анализа последовательного ряда фактов, в ходе движения мысли от факта к факту по пути систематического углубления понимания их универсальной взаимосвязи. Последовательность перехода от анализа одного к анализу другого фактически данного отношения при этом не произвольна (каковой она неизбежно становится при односторонне-индуктивном способе обобщения) и в то же время не формальна (каковой она становится при односторонне-дедуктивном выведении определений из априорно выставленных всеобщих аксиоматических определений).

Логику «Капитала» отличает непосредственное соединение (совпадение) индукции и дедукции, т. е. анализа фактов с анализом понятий. В общем и целом последовательность движения мысли от факта к факту (соответственно от определения к определению) обусловливается здесь историей становления и развития того конкретного целого, которое в данном случае выступает предметом исследования…

Если в «Капитале» анализ начинается с товарной формы, то это отражает в логическом плане особенность исследуемого «целого», тот факт, что только капиталистическая формация превращает товар во всеобщую экономическую определенность продукта. Сама по себе взятая, товарная форма продукта труда не связана непременно с капиталистической организацией общественного производства. В качестве частной экономической формы она свойственна и другим общественно-экономическим формациям. Однако ни в какой другой системе отношений производства эта форма не становится всеобщим условием (и столь же всеобщим следствием) всех других форм производства, обмена и потребления — «клеточкой» целого. В данном же случае товар составляет то «простейшее непосредственное бытие», которое лежит в основании всех остальных элементов системы. Отсюда конкретные теоретические определения этой формы оказываются абстрактно-всеобщими определениями любой другой формы, развивающейся на ее основе, - самым «простым» и «абстрактным» определением исследуемого целого, всего развитого организма экономики капитализма…

Конкретно-всеобщее единство явлений в составе системы включает в себя не только различия, но и противоположность этих явлений друг другу. Это - диалектически противоречивое тождество, осуществляющееся через переход, через превращение противоположностей друг в друга. Конкретно-всеобщее, в противоположность абстрактно-всеобщему, содержит в себе взаимоисключающие и одновременно взаимопредполагающие определения, постоянно возникающие в движении и этим же движением постоянно разрешаемые.

Так, в условиях товарной формы производства два товара, столкнувшиеся в обмене, должны по необходимости играть противоположные роли: «...одни товар -тот, стоимость которого выражается, - непосредственно играет роль лишь потребительной стоимости, а другой товар - тот, в котором стоимость выражается,— непосредственно играет роль лишь меновой стоимости». Каждый из них не в состоянии играть обе роли сразу, одновременно, ибо эти роли исключают друг друга. Тем не менее реальный обмен предполагает, что каждый из них и измеряет свою стоимость в другом, и служит материалом для ее измерения, то есть играет обе роли сразу. В этом диалектическом соединении противоположных экономических форм внешне выражается не что иное, как скрытая в каждом из них внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости. В отношении товара к товару проявляется диалектически противоречивое отношение товара к самому себе, т. е. внутреннее противоречие формы стоимости. Это противоречие простой формы стоимости и служит «логическим основанием» перехода от анализа товара к анализу денежной формы стоимости, что выражается теоретически в развитии понятия стоимости. «...Процесс обмена товаров заключает в себе противоречащие и исключающие друг друга отношения. Развитие товара не снимает этих противоречий, но создает форму для их движения». Новая форма развития и движения противоречий - деньги. «Таков и вообще тот метод, при помощи которого разрешаются действительные противоречия. Так, например, в том, что одно тело непрерывно падает на другое и непрерывно же удаляется от последнего, заключается противоречие. Эллипсис есть одна из форм движения, в которой это противоречие одновременно и осуществляется и разрешается».

Маркс подчеркивает тем самым универсальный (логический) характер описанного хода мысли, хода развития теоретических определений в согласии с развитием противоречий действительного движения. Противоречие здесь выступает уже не как свидетельство «неправильности», «ошибки» (как его толковала старая, недиалектическая логика), а как важнейший логический принцип и форма развития определений, как принцип логического перехода от факта к факту. Этот принцип только и обеспечивает объективность перехода от категории к категории, т. е. согласие развития определений с развитием действительности.

Так, анализ товарного обращения приводит к противоречию, которое не может быть устранено формальными средствами - за счет «уточнения понятий» — именно потому, что оно отражает действительное противоречие данной сферы капиталистического производства. Действительность «разрешает» это противоречие путем порождения новой формы экономических отношений, которая становится новой формой движения выявленного противоречия. Теоретическое мышление, воспроизводящее действительность, должно, по Марксу, двигаться согласно той же логике. Определения, полученные в анализе товарного обращения, сталкиваются в противоречии, как только через них выражается факт производства прибавочной стоимости. «Как ни вертись, а факт остается фактом: если обмениваются эквиваленты, то не возникает никакой прибавочной стоимости, и если обмениваются неэквиваленты, тоже не возникает никакой прибавочной стоимости», - формулирует Маркс итог анализа стоимости. Это значит: объективное исследование законов товарного обращения показало, что последнее не заключает в себе условий, при которых возможен очевидный, бесспорный и всеобщий факт - возрастание стоимости капитала. Тем самым мысль направляется на поиск того недостающего условия, при котором обращение товаров превращается в фазу производства прибавочной стоимости. Это искомое условие, этот реальный факт должен, с одной стороны, соответствовать всем тем условиям, которые выявлены ранее, т. е. должен подчиняться всем законам обращения товаров. С другой стороны, он превращает обращение товаров в его собственную противоположность, в фазу производства новой стоимости.

Маркс так формулирует задачу: прибавочная стоимость возможна без нарушения закона стоимости (как всеобщего закона всей системы) лишь при условии, если в действительности удастся найти новый факт, если «посчастливится открыть в пределах сферы обращения, т. е. на рынке, такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости, - такой товар, действительное потребление которого было бы овеществлением труда, а следовательно, созданием стоимости». Иными словами, в решающем пункте «дедукции» Маркс обращается к эмпирии. На языке старой логики это значит, что дедуктивный ход мышления прерывается индуктивным, а индуктивное рассмотрение рождает недостающее для дедукции звено, заполняя пробел в логическом движении мысли.

Единственный товар, который одновременно и «подводится» под закон стоимости, и - без какого бы то ни было его «нарушения» - делает возможным и необходимым прямо противоречащий ему факт (прибавочную стоимость), - это рабочая сила. Потребление этого своеобразного товара есть одновременно производство товара вообще, т. е. стоимости. Снова обнаруживается совпадение противоположных определений как важнейшая логическая характеристика понятия. Здесь, как и везде при диалектическом развитии определений, теоретическое («логическое») противоречие, парадокс оказывается формой постановки вопроса, проблемы, подлежащей конкретному разрешению путем исследования эмпирического материала. Движение мысли по фактам становится целенаправленным, строго последовательным, дедуктивным, а переход от одной категории к другой - не произвольным, а объективно обусловленным. Такая дедукция возможна только потому, что в качестве ее основания лежит не абстрактно-общее определение, а конкретно-общее понятие, заключающее в себе единство противоположных определений.

В свете этого положения очевидна еще одна особенность дедукции категорий в «Капитале». Каждая последующая конкретная категория предстает как форма разрешения тех противоречий, которые были выявлены анализом в составе предшествующих ей категорий, и выступает как процесс усложнения той цепи опосредствующих звеньев, тех «метаморфоз», через которые должны проходить два первоначально выявленных полюса стоимости в процессе их взаимного превращения. Становление системы отношений (и выражающих их категорий) и предстает как процесс нарастания «напряжения» между двумя полюсами исходной категории. Путь взаимного превращения противоположностей товарной формы (т. е. потребительной стоимости и меновой стоимости) становится все длиннее и сложнее, все запутаннее. Взаимно тяготеющие друг к другу полюсные формы выражения стоимости все время остаются, однако, крайними точками, между которыми возникают все новые и новые формы отношений».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания диалектического материализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги