рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ В Xix- Хх Веках Появляются И Бурно Развиваются Исследования В Области Философ...

В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки.

Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредственное восприятие предмета. Вторая – опытность или эмпирия – когда человек много видел, слышал и т.п. Третья – искусство – это способность что-то умело делать. Четвертая – наука. Наука – это поиск доказательной истины. Доказательство базируется на всеобщих и необходимых положениях, из которых выводится все остальное. Пятая – философия или метафизика как наука о первоначалах сущего. Это самое прекрасное знание, хотя и не имеющее непосредственной практической пользы.

В настоящее время проводится строгое различие между обыденным и научным познанием. Не всякое познание научно. Есть обыденное познание, здравый смысл. Есть вненаучное знание – искусство, религия, мифология и пр. Наука – это предметное, объективное, системно организованное, обоснованное знание о мире.

Классическая наука возникла в 17 веке. Ее появление связано с именами И. Ньютона и Г. Галилея, которые создали механистическую картину мира. В 20 веке возникла неклассическая наука, которая стремится учитывать воздействие субъекта на объект познания.

Состав науки. Обычно, наука состоит из двух элементов – эмпирического базиса и теории. Эмпирический базис – это совокупность фактов добытых при помощи наблюдения и эксперимента. Теория– это система понятий, которая осмысливает факты, объясняет и предсказывает. Строго говоря, понятия теории относятся к абстрактным или идеализированным объектам – таким как точка прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п. Поэтому их применение к реальным фактам возможно только с большим или меньшим приближением. Методы построения теории бывают разные. Например, в строгих науках часто используется аксиоматический метод, когда основные положения принимаются за истинные в силу их очевидности, а все остальное выводится по строгим логическим правилам. Этот процесс можно формализовать, хотя, как показал Гедель, возможности формализации ограничены. Другой способ – гипотетико-дедуктивный. При нем исходят из правдоподобного предположения. Из него выводятся следствия и сопоставляются с фактами. Если гипотеза хорошо объясняет все факты и даже может их предсказывать, то ее можно считать уже теорией.

Особенно трудной проблемой в философии науки является проблема значимости теории, теоретического знания.

В XIX веке появляется весьма популярный и сегодня позитивизм. Основатель его – французский мыслитель Огюст Конт(1798 – 1857), английские мыслители – Герберт Спенсер (1820 – 1903), Джон Стюарт Милль (1806 – 1873). О. Конт считал, что истина может быть достигнута только позитивной, положительной наукой, опирающейся на факты, данные в чувственном восприятии.

Развитие человечества представляет смену трех стадий. Первая – теологическая. Здесь человек объясняет факты посредством апелляции к действиям сверхъестественных существ. Вторая – метафизическая или философская. Здесь человек обращается к сверхчувственным сущностям. Третья – позитивная или научная. Здесь наконец-то человеку открылась настоящая истина.

Подлинная задача науки – не объяснение, а описание явлений. Научен вопрос «как?», а не вопрос «почему?» С этой токи зрения, философия – это псевдонаука, а ее проблемы – псевдопроблемы, поскольку их нельзя решить путем обращения к фактам. В ХХ веке неопозитивисты в качестве критерия научности, осмысленности какого-либо положения выдвинули принцип верификации. Он требует, чтобы любому положению, любому научному понятию непосредственно был сопоставлен какой-либо факт. В противном случае, положение ненаучно и бессмысленно. На этой основе неопозитивисты пытались создать идеальную науку без абстрактных идеализированных объектов, но эта затея не увенчалась успехом. В ХХ веке возник неопозитивизм. Его развивали деятели Венского кружка научного миропонимания – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк и др. Свое внимание неопозитивисты сосредоточили на анализе языка науки. Исследованием языка занимались также Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

В ХХ веке возникает постпозитивизм, во многом, противостоящий позитивизму. Основоположником этого направления можно считать Карла Поппера (1902 – 1994). Он называл свою теорию критическим рационализмом. К. Поппер обнаружил, что не существует чистых фактов без теоретической нагрузки. Уже в обыденном языке неявно присутствует теория и даже философия – определенный взгляд на мир и его истолкование. Вместо верификации в качестве критерия научности какого-либо положения он выдвинул принцип фальсификации. Часто его теорию называют фальсификационизмом. Принцип фальсификации означает. Что научное положение должно быть в принципе опровержимо. Должны быть мыслимы такие факты, которые опровергают данное положение. Если суждение совместимо со всеми возможными фактами, то оно не научно, его нельзя проверить. Так например, по этому критерию теология или философия не являются наукой. Соответствие существующим фактам должно, конечно, иметь место.

Но Поппер отмечает, что нет теории, которая согласовывалась бы со всеми абсолютно фактами. Так что все научные теории на самом деле гипотезы. Все наше знание несовершенно и может быть опровергнуто. Значит, нет абсолютно надежного фундамента познания (сенсуалисты видели его в чувствах, а рационалисты – в разуме). Такая позиция называется «фаллибилизм» (от лат. fallibilis - подверженный ошибкам, погрешимый).

Томас Кун (1922 – 1996) создал учение о научных революциях. Развитие науки не есть процесс плавного постепенного накопления фактов и их осмысления. На деле, развитие науки представляет собой чередование двух стадий. Первая стадия – период «нормальной науки». В этот период развитие идет вширь. Господствует определенная парадигма. Парадигма – это определенное видение мира и, связанный с этим видением, образец научного метода, образец того, как должно вестись исследование. Так, например, в физике, начиная с XVII века, господствовала механистическая парадигма, созданная И. Ньютоном. Она сменила средневековую парадигму, идущую от Аристотеля. По Аристотелю, мир – это космос, организм, имеющий различные степени совершенства. По Ньютону, мир – это бесконечное пустое пространство, где затеряны звезды и планеты. Он принципиально однороден, одинаков, бесструктурен. Ученые, следуя ньютоновской парадигме, исследовали различные области действительности, толкуя их механистически.

Однако постепенно накапливаются аномалии – факты, не укладывающиеся в парадигму. Когда их становится слишком много, происходит научная революция. Научная революция – второй период развития науки – это смена парадигмы. Появляется новое видение мира и его приверженцы. Какое-то время одновременно присутствуют две парадигмы, борющиеся друг с другом. Победа новой парадигмы происходит не только за счет рациональных оснований. Надо поверить в новую парадигму. Людям старшего поколения такое обращение оказывается не под силу. Поэтому» новые идеи пробивают себе дорогу по мере отмирания оппонентов». Так, эйнштейновская парадигма вытеснила ньютоновскую.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги