Проблема сущности человека

Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира.

Опыт. Человек, с одной стороны, самое знакомое нам существо, ибо мы сами люди. С другой стороны, человек самое сложное и развитое существо, из всех нам известных. У него много, сторон и свойств, и не всегда понятно, какие из них наиболее главные, существенные. Существует немало разных определений человека. Американский просветитель Бенджамин Франклин дал такое определение: человек есть существо, способное создавать орудия труда. Немецкий мыслитель Арнольд Гелен (1904 – 1976) называл человека неспециализированным животным. Любые животные специализированы, то есть приспособлены к конкретным условиям окружающей среды. ЦУ человека нет такой специализации, но зато он может, используя свой ум и культуру, жить практически в любой земной среде. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874 – 1945) считал, что человек – это символическое животное. В самом деле, жизнь человека во многом определяется его способностью понимать и использовать язык в широком смысле слова как систему символов, знаков. Вл. Соловьев определял человека как существо, способное смеяться. Ф. М. Достоевский писал, что человек есть существо, ко всему привыкающее.

Многие авторы отмечают природное несовершенство человека. Он лишен защиты – рогов, клыков копыт. У него нет шкуры, защищающей от холода. Детеныши человека долгое время должны находиться под присмотром взрослых. У человека мало инстинктов, его поведение не запрограммировано. Зато у человека есть способность к совершенствованию и свобода относительно своего поведения. Немецкий мыслитель Гердер называл человека «вольноотпущенником природы». Человек творит культуру – искусственную среду и тем компенсирует свою биологическую слабость.

Одной из важнейших проблем антропологии является проблема сущности человека: что такое человек? Каковы главные существенные признаки человека?От ответа на этот вопрос зависит представление об обществе, общественном идеале, о ценностях и смысле жизни, направлении личного и общественного развития.

1. В настоящее время популярна натуралистическая теория человека. Человек, с точки зрения этой позиции всецело материальное, природное существо. В нем нет ничего сверхприродного. Многие представители материалистической философии придерживаются натуралистической теории человека. По их мнению, человек – в принципе такое же живое существо, как и другие животные, только более умное и агрессивное, чем другие. Высказывание «От амебы до Эйнштейна один шаг» подчеркивает ту мысль, что между человеком и животным – не качественное, а количественное различие. К натуралистическому пониманию человека можно отнести и такие высказывания: «человек есть то, что он ест», «человек есть голая обезьяна». Натуралистическая теория биологизирует человека. Психоанализ З. Фрейда также относится к натуралистической концепции человека.

В 18 веке французский просветитель Гельвеций (1715 – 1771) создал популярную сегодня концепцию разумного эгоизма. Человек, с его точки зрения, природное существо, у которого доминируют биологические потребности. «Любовь и голод правят миром». Над естественными потребностями надстраиваются искусственные – в богатстве, власти, признании. Каждый человек по природе – эгоист. Он смотрит на мир с точки зрения своего корыстного интереса. Каждый стремится к удовольствиям и избегает страданий. Все – эгоисты, но эгоизм может быть разумным или не разумным. Неразумный эгоист «идет по головам» для достижения своих целей и тем самым создает себе врагов. Разумный эгоист, в отличие от неразумного, понимает, что, если он не будет учитывать интересы других людей, то они будут мешать ему в достижении его собственных целей. Делать добро, в конечном счете, оказывается выгодно. Основным отношением эгоистов является взаимовыгодная сделка. Принцип разумного эгоизма лежит в основе рыночных отношений. Гельвеций мечта о просвещенном монархе, который издавал бы такие умные законы, которые делали бы совершение добра выгодным. Если мы, например, хотим поощрить благотворительность, то можно с благотворителя брать меньше налогов. Тогда благотворительность станет выгодной.

В XIX веке появляется и получает распространение теория социального дарвинизма. Основоположником ее считается английский философ Герберт Спенсер(1820-1903). Сторонники этого взгляда полагают, что раз человек – чисто природное существо, то законы развития общества такие же, как и законы развития природы. Как и другие животные, люди подчинены закону естественного отбора и выживания наиболее приспособленных. Приспособленные – это те, кто победил в жизненной борьбе и смог ухватить себе кусок власти или богатства. Они богаты по справедливости, согласно естественному закону – они победили в жизненной борьбе. Бедные – это просто неприспособленные индивиды, они сами виноваты в своих бедствиях. Помогать бедным, с точки зрения социал-дарвинистов, – противоестественно. Слабым местом в социал-дарвинизме является неспособность объяснить сам факт существования у людей высокой духовной культуры. Мораль, религия, философия, высокое искусство не нужны в борьбе за существование. И если бы человек был просто животным, духовная культура вообще не появилась бы. Социал-дарвинизм использовался сторонниками капитализма для оправдания классового господства буржуазии как класса наиболее приспособленных к жизни людей. Однако его можно использовать и для оправдания антикапиталистической революции. Если неприспособленные, бедные, «лузеры», которых в обществе большинство смогут объединиться и свергнуть приспособленных, «успешников», то тем самым они докажут, что они, на самом деле, более приспособлены.

Социал-дарвинизм использовали нацисты, применяя его к нациям и расам. Они оправдывали свою агрессивную политику тем, что немецкий народ вынужден бороться за сове существование.

2. В 19 веке К. Маркс выдвинул социологическое понимание сущности человека. Он полагал, что сущность человека есть не что иное как ансамбль всех общественных отношений. В таком определении есть некоторые уязвимые места. В советской философии приняли точку зрения Маркса, но затем ее немного подкорректировали. Так появилась теория биосоциальной природы человека. Она является господствующей в нашей стране. С точки зрения данной концепции, сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть биологическое существо. Ему присущи качества живого организма. Многие его качества обусловлены биологически и даже генетически. Но, с другой стороны, многие его свойства вырабатываются в только обществе в процессе социализации - образования и воспитания. Прямохождение, язык, мышление, умение обращаться с предметами, навыки общения и другие свойства вырабатываются только в общении с другими людьми. Важность социальной среды для формирования человека доказывают случаи нахождении «маугли» – человеческих детей, которые воспитывались животными. Такие дети уже не могут освоить специфически человеческое поведение.

Взаимодействие биологической и социальной составляющей рождает ряд проблем. Одна из них – сложность приспособления организма человека к быстрым социальным переменам. Чрезмерно быстрый прогресс приводит к дезориентации человека, развитию стрессов, неврозов и т.п. Нерешенной является проблема, насколько поведенческие реакции обусловлены генетически, а насколько – социально.

Слабым местом этой теории является сложность объяснения специфики социальности именно человека. Есть примеры общественных, стадных животных. Неясно, чем же человеческое общество принципиально отличается от животных сообществ.

3 Это различие подчеркивает идеалистическая теория человека,выработанная представителями объективного идеализма. Платон и Аристотель, и их последователи считали, что человек – это двойственное существо, состоящее из материального тела и нематериального духа, души. Человек – это воплощенный дух. В духе же главное – разум. Отсюда знаменитое определение человека: человек есть смертное, разумное, живое существо. По Платону, тело – темница, или могила души. душа заключена в теле, как в чуждой для себя оболочке.

Сократ – учитель Платона выдвинул идеалистическую теорию счастья. Счастье – это обладание высшим благом, которое дает человеку высшее удовлетворение. В жизни есть три вида благ. Это, во-первых, имущественные блага. Сюда относится богатство, деньги, недвижимость и пр. Во-вторых, это физические блага. Это – здоровье, ловкость, сила, красота тела и пр. В-третьих, это – душевные блага. Это – добродетели (хорошие качества) души: мудрость, мужество, целомудрие (чистота и цельность души), справедливость. Праведная душа подобна космосу – гармонична и уравновешена. Только она может быть счастлива. Счастлив тот, кто поступает хорошо и достойно. Отсюда вытекает несколько следствий. Как утверждал еще Сократ, лучше перенести несправедливость по отношению к себе, чем самому совершить ее. Ведь главное – сохранить чистоту души. А, если совершил, то лучше понести наказание, чем остаться безнаказанным. Самые же несчастные люди, по Сократу, это те, кто обладает наибольшим богатством и властью. душа у них хаотична. Ее обуревают различные страсти, страхи, желание обладать все большим и большим. Их жизнь подобна дырявой бочке. Сколько в нее воды не лей, она никогда не заполнится. Также и такие люди никогда не будут удовлетворены жизнью.

В разуме идеалисты видят величие человека. Как писал Б.Паскаль: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, - человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить благопристойно, в этом - основа нравственности.

Мыслящий тростник. - Наше достоинство - не в овладении пространством, а в умении здраво мыслить. Я ничего не приобретаю, сколько бы ни приобретал земель: с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю Вселенную.

Нам следует повиноваться разуму беспрекословнее, чем любому владыке, ибо кто перечит владыке, тот несчастен, а кто перечит разуму, тот дурак». Паскаль Мысли// Франсуа де Ларошфуко Максимы; Блез Паскаль Мысли; Жан де Лабрюйер Характеры. – М.,1974 - С.169.

4. Религиозно-мистическая теория человекаставит сущность человека в связь с Богом. Рассмотрим два варианта этой теории.

А) Философия йоги рассматривает человека как продукт взаимодействия двух субстанций. Это – материя, пракрити и дух, пурушу. Пракрити – это материя, но вместе с психической стороной. Дух, Пуруша (или наше настоящее Я) сам по себе чист, несмешан, спокоен, он – чистое сознание, субъект – свидетель, «обозревающий поле». Наше сознание – читта есть проекция Пуруши на наше тело. Мы ложно думаем, что мы читта, и даже тело, а на самом деле каждый из нас есть вечный Пуруша. Бог – Ишвара, это изначально освобожденный дух. Человеческий дух связан с телом и потому подчинен закону кармы. Карма – закон воздаяния, космической справедливости, согласно которому человек в этой жизни пожинает плоды своих действий, совершенных в прошлых жизнях. Если человек в прошлых жизнях совершал добрые поступки, у него будет хорошая, белая карма в этой жизни. У него будут благоприятные условия для жизни и развития, ему будет способствовать удача в делах и пр. Если же он совершал плохие поступки, то у него в этой жизни будет плохая, черная карма со всеми вытекающими последствиями. Пока дух привязан к жизни, он перевоплощается из тело в тело. Поэтому человек страдает. Цель йога – освободиться от пут кармы, добиться развоплощения, избавиться от связи с телом. Освобождение достигается посредством 8 ступеней йоги. Есть разные виды йогических практик: раджа-йога, карма-йога, бхакти-йога, хатха-йога и др. Используются также изображения - мандалы, и сочетания звуков – мантры. Суть карма-йоги в том, чтобы трудиться много, бескорыстно и с радостью. Тогда человек сотрет свое мелкое эгоистическое Я и останется один чистый Пуруша, свободный от привязанностей.

Б) Христианская концепция человека считает, что человек создан Богом по его образу и подобию. Подобна Богу у человека душа. Образ Троицы – разум, воля, память. Тело – инструмент души. Отсюда определение человека у Августина Блаженного: человек есть душа, пользующаяся телом. Цель жизни человека – спасение души через стяжание Духа Святого. Нужно очистить свою душу от страстей и грехов. основные грехи: гордость, сребролюбие(несытая душа), блуд, зависть, чревоугодие, гнев, леность. Жить нужно аскетически, отказывая себе в различных излишних радостях и удовольствиях. Основные добродетели христианина: вера, надежда, любовь. Вера должна проявлять себя в делах. В жизни необходимо соблюдать соблюдать заповеди Христа, заповеди любви. Ведь Бог есть любовь. Но в любви должен быть порядок. Первая заповедь гласит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». Таким образом, нужно любить Бога больше самого себя. Вторая заповедь призывает: возлюби ближнего как самого себя.

Человек отпал от Бога, поддался под власть зла. Однако, чтобы спасти человеческий род на землю является Богочеловек Иисус Христос. Бог в образе человека принял на себя грехи человечества и понес страдание за нас. Бог любит человека и помогает ему. И человек должен уподобиться Богу, проникнуться божественным духом. В этой жизни, с точки зрения христианства. мы можем достичь святости или мирской праведности.