Персонализм и имперсонализм

Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для объективных идеалистов – идея, для части религиозных философов – безличное божество или абсолют. Такая позиция называется «имперсонализм» или «нонперсонализм». Если мировая основа безлична, а весь мир есть ее порождение, то и человеческая личность – просто случайное проявление мировой основы, не имеющее большой ценности. Марксисты сводят личность к индивидуальному проявлению общественных отношений.

Другие философы, считают, что основа мира, бытие – личностно. Это, в основном, мыслители, исходящие из христианской традиции. Бог в христианстве – это личность, вернее, триединство личностей. Философы – представители субъективного идеализма тоже отождествляют бытие и личность. Бытие для них – множество человеческих личностей или духов. Однако субъективные идеалисты все помещают внутрь человеческого сознания, поэтому им трудно объяснить существование не-я, момент воплощенности личности. Философы, которые считают, что бытие личностно, но не сводят весь мир только к существованию внутри сознания, называются «персоналистами» - от слова «персона», то есть личность. Как правило, они связаны с христианской традицией. Сюда относятся философы Э. Мунье (1905 -1950), Н.А. Бердяев (1874 – 1848), Н.О. Лосский (1870 – 1965) и др. Персоналисты считают, что раз бытие личностно, то и человеческая личность как высшее проявление бытия, есть самая главная реальность в мире и самая высокая ценность в мире. Э. Мунье дал следующее определение личности: «Личность – это духовное существо, конституируемое, как таковое способом существования и самостоятельностью в своем бытии; она поддерживает это существование посредством принятия некоторой иерархии свободно применяемых и внутренне переживаемых ценностей, посредством ответственного включения в деятельность и постоянно осуществляемого обращения; таким образом, она осуществляет свою деятельность в свободе и сверх того развивает посредством творческих актов свое призвание во всем его своеобразии».

Персоналисты считают, что в природе мы можем наблюдать эволюцию, которая создает возможность для появления существ, обладающих качествами личности. В истории мы видим процесс выработки материальных и культурных предпосылок для того, чтобы каждый человек в течении жизни мог максимально реализовать себя, самоактуализироваться.

Персонализм разделяется на иерархический и неиерархический. Неиерархический персонализм, ярким представителем которого был Н. А. Бердяев, считает, что в нашем мире статусом личностей обладают только люди. Иерархический персонализм, видным представителем которого был Н. О. Лосский, считает, что весь мир образован личностями или полуличностями различного уровня развития. Н. О. Лосский считает, что основной материал мира – субстанциальные деятели, которые, вступая в различные формы взаимодействия друг с другом образуют предмета и существа нашего мира. По мнению Н. О. Лосского есть и субстанциальные деятели рек, лесов, гор, ландшафтов, а также народов, государств и пр.

Датский философ XIX века Сёрен Къеркегор (1813 – 1855) одним из первых обратил внимание, что каждый человек – индивидуальная и неповторимая личность – экзистенция (существование). Личность не сводится только к общей человеческой сущности. Главное в ней – единичное, своеобразное.

У каждой личности есть задача становления самого себя, это – духовное предназначение каждого человека. С. Кьеркегор считал, что путь становления личности протекает через отчаяние. Отчаяние – самое тяжелое состояние, это - болезнь-к-смерти, это ощущение полной безнадежности. Оно субъективно переживается как нечто, что хуже самой смерти. Отчаяние означает, что человек не соответствует самому себе, такому, каким он должен быть. Именно отчаяние в самом себе заставляет человека меняться, совершенствоваться, идти к самому себе.

Развитие личности, согласно С. Кьеркегору, проходит три стадии. Первая – эстетическая. На этой стадии человек живет, не размышляя о своей жизни, отдаваясь непосредственным жизненным впечатлениям. Символ этой стадии – Дон-Жуан. Для эстетика значимы только удовольствия или не удовольствия. Он живет мгновением, «раб минуты». Его девиз» наслаждаться жизнью! Поводы для наслаждения дает внешний мир. Эстетик погружается в мир и забывает о самом существенном в своем я. Жизнь эстетика полна суетности, она – пуста, и рано или поздно он начинает это чувствовать. Он пресыщается удовольствиями, его охватывает меланхолия, разочарование в жизни. Иногда толчком к изменению личности служит какое-то несчастное стечение обстоятельств, какое-то несчастье. Он отчаивается в самом себе. Отчаяние выводит его из непосредственности, заставляет задуматься о себе и своей жизни, как-то изменить ее.

При этом человек может попасть в два тупиковых варианта отчаяния. Это, во0первых, отчаяние-слабость, когда человек разочаровывается в самом себе как личности. Он стремится походить на другую личность, или жить как все. Он старается забыть самое главное в себе. Во-вторых, это - отчаяние-вызов – демоническое желание быть самим несмотря ни на что. Человек отчаянно стремится распоряжаться собой, но он не хочет радикально изменяться, не хочет развиваться.

Если человек минует эти тупики, он может достичь второй стадии - этической. Символом этой стадии можно считать Сократа. Человек отчаявшись, стремится резко изменить свою жизнь. Он делает выбор самого себя личности, живущей по закону добра и зла. Он обретает внутреннюю устойчивость и ровность характера. Этик, с одной стороны, стремится выполнить свой долг перед самим собой, воплотить в себе свое идеальное я, которое присутствует в нем. С другой стороны, он стремиться воплотить в себе общечеловеческое. Человек живет в этой стадии согласно нравственному закону, в координатах добра и зла. Однако, нравственный закон одинаков для всех, а каждая личность уникальна и неповторима. Подлинное я, согласно С. Кьеркегору, на этом пути до конца не обретается

Поэтому нужна третья, высшая стадия становления личности – религиозная. Символом этой стадии можно считать Авраама – библейского героя. Авраам, по С. Кьеркегору, – гений веры. Он готов принести в жертву любимого сына, если этого хочет Бог. А ведь с точки зрения этик это – страшное преступление. Убийство невинного, убийство ребенка, вдобавок, убийство родного сына. Но Бог, оп С. Кьеркегору выше всего, он выше этики, выше разума. Бог может даже бывшее сделать небывшим. Поэтому обрести себя человек может лишь в индивидуальном отношении с абсолютным, как Отдельный и Единичный перед Богом. Для этого нужно принести в жертву и разум и волю, все человеческое и абсолютно поверить в Бога. Так ты обретешь самого себя.

На своем надгробном памятнике С. Кьеркегор велел высечь надпись: «Этот, Единственный».