рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Свобода как философская проблема.

Свобода как философская проблема. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ Опыт: Некоторые Студенты Считают, Что Никой Свободы Не Существует. Однако Каж...

Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти моменты контраст между свободой и несвободой, и, стало быть ощущение самой свободы обострены. Каждый интуитивно знает, что он является хозяином своих поступков, что именно он принимает решение поступать так или иначе, согласиться с чем-то или не согласиться. Мы поэтому отличаем себя от автоматов, роботов, которые действуют по заданной программе, и поэтому несвободны. Наша воля может быть в состоянии безразличия, когда она не устремляется в определенном направлении, но готова принимать решение относительно ей безразличных вещей. Свобода может усматриваться в действиях воли либо до их выполнения, либо в тот самый момент, когда они выполняются. Я могу передумать, приостановить свое решение.

Свобода часто понимается как синоним добровольного действия, особенно когда оно совершается охотно. Противоположность свободе – несвобода, рабство, принуждение, насилие. Действия животных тоже могут быть свободными или несвободными. Иногда мы используем слово «свобода» для характеристики и неживых объектов. Так мы можем сказать: «река освободилась от льда». Подобные выражения имеют место там, где есть какое-то препятствие для движения объекта, и это препятствие исчезает. Аналогично мы говорим, что тюрьма ограничивает свободу человека, а некоторые болезни, приковывающие человека к постели также делают его несвободным. Свободу понимают также в юридическом смысле и фактическом.

Согласно И. Канту, свобода, в широком смысле слова, понимается двояко: отрицательно и положительно. Свобода в отрицательном смысле – независимость. Свобода в положительном смысле – способность самостоятельно начинать ряд событий в мире.

Как возможна свобода? Как она связана с бытием? Русский философ Н. А. Бердяев в своей книге «Философия свободы» связывал свободу с творчеством. Свобода проявляется в творчестве нового бытия, того, чего не было раньше. Если бы мир был уже завершен и недоступен для изменений, то невозможно было бы творчество и не было бы свободы. Свобода есть там, где мир не завершен, где существуют разные возможности дальнейшего развития. Но наличие возможностей предполагает наличие небытия, так возможно то, чего еще нет. Поэтому, получается, что для свободы нужно, чтобы было не только бытие, но и небытие. Кроме того, свободе трудно сочетаться с абсолютным детерминизмом. Поэтому свобода предполагает некоторый индетерминизм.

Острой проблемой является проблема соотношения свободы и необходимости: как соотносятся между собой свобода и необходимость?Кажется, что одно прямо отрицает другое. Необходимо то, что не может не произойти, хотим мы этого или не хотим, выбираем это или нет. Получается, что необходимость подавляет свободу. Может быть, свободы вообще нет?

Чтобы решить эту проблему, надо провести различение двух видов свободы.

Первый вид свободы – свобода действия. Это способность достигать поставленных целей, способность делать то, что ты хочешь. Сюда относится:

а) свобода по отношению к внешней природе, к окружающей человека среде. Например, иногда хочется немного полетать в аудитории, но законы физики не позволяют этого сделать. Объективные законы природы ограничивают человека.

б) Свобода по отношению к социальной реальности- к обществу, его объективным законам, явлениям, процессам. Например, экономические законы – это реальность, которую я должен как-то учитывать в своей жизни.

в) Свобода по отношению к другим людям, другим личностям. Такую свободу ограничивают юридические законы, моральные правила, нормы, предписания. За нарушения этих законов, норм, правил на людей налагаются определенные санкции, наказания.

г) Свобода человека по отношению к самому себе – к своему организму, телу и своей психике. Человек может быть внешне свободен, а внутренне порабощен какой-нибудь страстью или идеей.

Как же можно быть свободным, если вокруг так много необходимости, ограничивающей свободу?

Свобода действия ограничена законами природы, общества, нравственными запретами, иными словами свобода ограничивается необходимостью. Некоторые ограничения разумны, а некоторые проистекают из слабости человеческих сил.

Если мы возьмем ограничения свободы, проистекающие из наличия объективных законов природы и общества, то есть все-таки возможность быть свободными даже в мире подчиненном законам. Отменить закон действительности – природы или общества невозможно. Однако мы в состоянии изменить форму проявления закона. Возьмем для примера, кусочек мела. Я держу мел в руке и отпускаю его. Конечно, под действием силы тяготения мел упадет вниз. Но я могу положить его на стол. В этом случае я тоже его отпускаю, но изменяю условия. Поэтому мел не падает, а лежит на столе. Хотя закон тяготения никуда не делся. В третьем случае я отпускаю мел и еще подбрасываю его. Мел поднимается какое-то время вверх. Получается, что хотя во всех трех случаях действует один и тот же закон, но проявляться он может очень различно.

Чтобы увеличить степень свободы действия человек должен изучить законы мира и своей собственной природы, и заставить их действовать в нужном для себя направлении.

Поэтому человек, если он познает закон природы и научится его использовать на практике так, как это ему выгодно становится свободным, поскольку достигает желаемого, добивается того, чего он хочет. Невозможно отменить закон, но можно его использовать для своих целей. Человек может практически создать такую форму проявления закона, которая позволит ему достичь желаемого. Если я изучу законы аэродинамики, то я могу построить летательный аппарат и реализовать свою мечту о полете. Мы же летаем на самолетах, воздушных шарах, дельтапланах. Все законы природы при этом действуют, но действуют таким образом, что помогают нам достичь желаемого. Но для этого, конечно, надо эти законы и пути их использования знать. Знание – путь свободе. Кто знает меньше – тот менее свободен. Отсюда формула решения проблемы соотношения свободы и необходимости по отношению к свободе действия звучит так: «свобода есть познанная необходимость» (Гегель), «свобода есть способность поступать со знанием дела»(К. Маркс).

Являются ли другие люди ограничителями нашей свободы, или же они помогают ее увеличивать? Некоторые люди убеждены, что чем меньше людей вокруг, тем более ты свободен. Самое лучшее, с этой точки зрения – жить на необитаемом острове. Однако давайте взвесим, сколько своих потребностей, желаний я могу удовлетворить на необитаемом острове только собственными усилиями, и сколько желаний я могу удовлетворить в обществе, где другие люди мне помогают, а я помогаю им. Очевидно, что в обществе можно удовлетворить гораздо больше потребностей, достичь большего количества целей, удовлетворить больше желаний. Значит в обществе свободы больше у всех, поскольку каждый человек находит в нем содействие другого человека. Но ведь даже для простого существования общества нужно соблюдать определенные разумные общепринятые правила и нормы – правовые и нравственные. Поэтому соблюдение общественных норм – путь к увеличению свободы для всех. В данном случае некоторое ограничение свободы действия в одном отношении служит для еще большего увеличения свободы во многих других отношениях.

Часто человек не может сам собой управлять. Он является игрушкой своих страстей, желаний, капризов. Это означает, что ему не хватает внутренней свободы. Чтобы быть внутренне свободным нужно себя подчинить себе же. Нужно чтобы страсти и желания подчинились разуму. Для этого нужно развивать силу воли и твердость духа. Нужно принять как закон нашего поведения обстоятельно размышлять о его принципах и неуклонно следовать им. несмотря на переменчивость настроений. Пред совершением какого-либо поступка нужно обстоятельно продумать все возможные его последствия. Мы можем и косвенно воздействовать на свою душу. Например, зная, что какой-то вид пищи соблазнителен для нас, но вреден, мы можем не ходить туда, где готовят такой вид пищи. Мы можем не общаться с теми людьми, которые могут довести нас до греха. Нужно развить в себе привычку уклоняться от плохого, и следовать тому, что разум считает наилучшим. Нужно также помнить, что одним разумом трудно справиться с желаниями, связанными с удовольствиями. Поэтому нужно развить в себе желания, связанные с высшими, уточненными удовольствиями – интеллектуальными, эстетическими и пр., чтобы они могли противостоять более низким желаниям. Стоики считали, что чем больше у человека желаний и привязанностей к вещам и людям, тем более они зависимы от них. Кто довольствуется малым, более свободен.

Больше споров вызывает второй вид свободы – свобода воли. Это способность самостоятельно делать выбор, способность самоопределения воли независимо от внешнего воздействия. Здесь проблема соотношения свободы и необходимости выражается в виде проблемы свободы воли: является ли воля свободной, не зависящей от внешнего воздействия или нет?

По этой проблеме можно выделить три основные позиции:

1. Детерминизм считает, что свободы воли нет, так как все подчинено законам природы и включено в цепь причин и следствий. Всякий акт воли, всякое желание имеют определенные причины, поэтому не являются свободными, независимыми. Такого взгляда, как правило, придерживаются сторонники материализма. Здесь признается только необходимость, а свобода воли отрицается. Б. Спиноза также считал, что нам кажется, что мы свободно что-то совершаем, на самом деле нами двигают определенные причины, которые называются мотивами. Если дан какой-то мотив, и его сила, то наше действие последует автоматически, обязательно. Получается, что мы как роботы, управляемые мотивами. Поэтому надо объективно смотреть на людей и их действия всегда стараясь понять, какие мотивы движут людьми. Девиз Б. Спинозы: «не плакать, не смеяться, а понимать». Не следует сразу эмоционально реагировать на действия других людей, надо попытаться понять их причины. А если поймешь, то уже не будешь слишком строго их оценивать. Как говорится: все понять - все простить.

Детерминисты считают, что свобода воли, которую мы в себе ощущаем, всего лишь иллюзия, возникающая из-за того, что мы не знаем всей цепочки причин и следствий, всех мотивов, которые привели нас к тому или иному решению. А на само деле любое наше желание, любое решении и действие детерминированы какими-либо причинами. Б. Спиноза пишет: «Так ребенок думает, что он свободно желает молока, а рассерженный мальчик – что он хочет мести, и трус – что он хочет бежать. Таким же образом пьяный думает, что он по свободному решению души говорит то, о чем он потом в трезвом виде хотел бы умолчать. Так помешанный, болтун, ребенок и многие подобного рода люди думают, что они говорят по свободному решению души, тогда как на самом деле они не могут сдержать своего порыва говорить; так что сам опыт не менее ясно, чем рассудок, учит, что люди только потому считают себя свободными, что сознают свои действия, а причин, которыми они определяются к своим действиям не знают». (Спиноза Б Этика// Спиноза Б. Избранные филсоофские произведения. – М., 1957. – Т. 1. – С.460)

Детерминисты также считают, что если бы на человека не действовали мотивы, то управление людьми и их воспитание стали бы невозможны. При помощи наказания и поощрения мы можем воспитать в человеке привычку к определенным действиям и привычку воздерживаться от каких-то действий. Если бы воля была свободной, мы этого не смогли бы сделать.

Но что было бы, если бы детерминизм оказался прав? Тогда получилось бы, что все наши мысли и желания, хотения предопределены цепью причин и следствий, а мы на самом деле, представляем из себя какие-то автоматы, управляемые извне. Такое положение К. Поппер назвал «кошмаром физического детерминизма».

2. Волюнтаризмсчитает, что существует особая субстанция – душа или дух, которая, в конечном счете, не зависит от внешних причин. Воля души обладает способностью самоопределения, независимо от мотивов. В пользу этого взгляда приводятся следующие аргументы.

Во-первых, каждый изнутри, интуитивно знает, что он в той или иной ситуации мог бы поступить иначе, чем поступил. То есть интуитивно дана свобода выбора.

Второй аргумент. Представим себе Буриданова осла (названного так по имени философа Буридана), который стоит перед двумя абсолютно одинаковыми охапками сена, причем обе охапки находятся на абсолютно одинаковом расстоянии от осла. В этом случае на осла действуют два мотива с совершенно одинаковой силой. Однако он, чтобы поесть, может сделать произвольный выбор. Получается, что свобода воли все-таки есть и не зависит от мотивов.

Третий аргумент. Если свободы воли нет, тогда нет ни вины, ни заслуги, и право и мораль лишаются смысла. Например, если кирпич упал на голову человеку и убил его, то бессмысленно судить кирпич. К нему неприменимо понятие вины, потому, что у него нет свободы воли, нет способности выбирать тот или иной способ действия. Если же этот кирпич сбросил на человека другой человек, то мы вправе судить сбросившего. Ведь он мог поступить так, а мог поступить иначе. Он сделал свой свободный выбор. Если же признавать значение права и морали, то надо признать и свободу воли.

Четвертый аргумент. Даже при наличии сильного мотива к действию, человек все же может его не совершить просто из-за желания проявить свою свободу, даже каприз. Значит, не все подчинено мотивам.

3. Теория русского философа Сергея Александровича Левицкого(1908 – 1983). Она пытается синтезировать элементы первых двух концепций. Согласно, этой теории, наша душа детерминируется определенными причинами – мотивами, однако, окончательное решение склониться на сторону того или иного мотива принимает наше Я. Каждый по своему опыту знает, что перед принятием решения мы взвешиваем мотивы. Таким образом, несмотря на детерминацию, свобода воли существует.

Необходимость и свобода тесно связаны между собой. Это проявляется и при реализации свободы на практике, при действии в объективном мире. Чтобы достичь собственной цели, я должен считаться с независящими от меня обстоятельствами, отчасти подчиняться им. Это элемент несвободы, подчинение необходимости. Однако такая несвобода служит достижению большей свободы. Свобода достигается через несвободу. «Только в самоограничении познается мастер» (Гете)

Бывает, что, наоборот, человек не хочет подчиняться необходимым ограничениям, хочет сохранить свою свободу и ничего не делает, чтобы ничему и никому не подчиняться. Но тогда он не может достичь большего, не сможет достичь цели. Таким образом, свобода, в данном случае, служит несвободе.

Для того, чтобы быть подлинно свободным человеком, считает С. А. Левицкий, надо знать возможные варианты действий. Свобода связана с возможностью. А поскольку этих вариантов еще фактически не существует, надо уметь их вообразить. Поэтому, если хочешь быть свободным - развивай свое воображение и фантазию.

И, конечно, надо различать настоящую разумную свободу и дурную свободу. Дурная свобода – это полный произвол без ограничений. Многие наши сограждане, к сожалению, понимают эту свободу именно так: что хочу, то и ворочу. Но подобный «беспредел» рано или поздно настигает и самого «беспредельщика». Все-таки для культурной цивилизованной жизни некоторые разумные ограничения свободы и даже запреты необходимы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свобода как философская проблема.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги