Социальная философия о сущности общества.

 

Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ради общественной пользы.

Опыт. Слово «общество» многозначно. Этим словом обозначают и страну, например, британское общество, и добровольное формальное общество, например общество рыболовов-любителей, и просто компанию, собравшуюся по случаю дня рождения одного из знакомых.

Общество как синоним социальной формы движения материи противопоставляется обычно природе. Общество и природа различаются между собой. В обществе мы наблюдаем людей как сознательных разумных существ, и их деятельность. Кроме людей как субъектов деятельности, в обществе есть социальные предметы, созданные деятельностью людей. Благодаря этой деятельности материальные объекты приобретают новые социальные качества. В социальные предметы можно включить вещи – предметы, средства, результаты человеческого труда. А также символы и знаки, необходимые для информационного взаимодействия между людьми. Например, государственный флаг с точки зрения физики и химии просто разноцветная тряпка на деревяшке. Но в рамках определенной системы общественных отношений он приобретает символическое значение – является символом определенного государства и требует к себе почтительного отношения. То же самое с деньгами. Это просто разрисованные бумажки. Но в обществе они приобретают свойство быть всеобщим средством обмена.

Таким образом, общество есть система, свойства которой не сводится к сумме свойств отдельных его элементов. Такие новые системные свойства называются интегральными. Поэтому законы его развития и жизни не совпадают с законами развития и жизни отдельных людей, и даже простого их множества.

В менее широком смысле, но более близком к обычному словоупотреблению, мы подразумеваем под обществами страны, государства, народы, племена, взятые как на протяжении всего времени своего существования, так и в какой-то период своего развития, например, Англия времен гражданской войны 17 века.

Общество предстает, на первый взгляд, как множество взаимодействующих друг с другом людей. Но не любое множество людей является обществом. Так Робинзон Крузо, даже вместе с Пятницей вряд ли образует общество в полном смысле слова. Чтобы быть обществом группа, множество взаимодействующих людей должно поддерживать свою жизнедеятельность, воспроизводить себя на протяжении поколений.

Общество – это самодостаточная, самовоспроизводящаяся социальная группа, общность людей. Оно способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать необходимые условия собственного существования. Внутри общества есть меньшие социальные группы, которые входят в состав общества.

Костяк общества составляет система общественных отношений, в рамках которых осуществляется человеческая деятельность. Есть случайные поверхностные связи между людьми, например, встреча незнакомых людей в одном автобусе, а есть постоянные устойчивые связи между людьми, обладающие определенной объективной логикой, например, начальник и подчиненный, рабочий и капиталист и пр. Устойчивые общественные отношения организационно оформляются в виде социальных институтов (institutum установление, учреждение (лат.) или, как еще говорят, институций. Поэтому общество иногда определяют как систему социальных институтов. Есть институт семьи, собственности, государства, религии, образования и пр. Сюда же можно отнести и устоявшиеся обычаи и традиции общества. Социальные институты включают в себя набор социальных ролей и статусов.

Чтобы общество существовало, оно должно поддерживать и воспроизводить свою жизнедеятельность. оно должно обеспечить удовлетворение потребностей людей.

Выделяется 4 основных сферы общественной жизни:

Сфера производственно-экономической жизни общества. Это хозяйственная деятельность людей данного общества. Чтобы жить, необходимо производить блага, необходимые для жизни. Труд является необходимым условием для существования общества.

По К. Марксу, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Простые моменты процесса труда: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда.

Эта деятельность протекает в раках определенных производственных (экономических) отношений. Сюда относятся, прежде всего, собственность на средства производства, производство, распределение, обмен и потребление жизненных благ. Еще Аристотель различал экономию – науку о хозяйстве и хрематистику – науку о зарабатывании денег. Цели экономики, как видим, могут быть разными.