Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона

 

Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Это такое общество, где обеспечены максимальные свобода, равенство и общечеловеческая солидарность.

Важным вопросом является вопрос об осуществимости общественного идеала. На этот вопрос есть основных три ответа.

1. Социальный утопизм считает, что идеал осуществим в любых условиях, достаточно убедить в нем большинство населения. На практике утопические действия ведут к насилию над реальностью. Утопия нередко превращается в антиутопию. Слово «утопизм» происходит от названия романа Томаса Мора(1478 – 1535) «Утопия», которое дословно означает «место, которого нет».

2. Социальный пессимизм считает, что идеал непостижим и недостижим, поэтому не стоит даже пытаться его реализовать. Пусть все идет само собой.

3. Практический идеализм считает, что, хотя полностью осуществить общественный идеал невозможно все же следует стараться его познать и по мере созревания условий частично воплощать в реальность. ярким представителем практического идеализма был индийский деятель Махатма Ганди , который смог организовать индийцев на борьбу за независимость, причем использовал только ненасильственные средства.

Важен вопрос: каков общественный идеал по содержанию? Можно выделить несколько основных вариантов ответа на эту проблему.

1. Теория идеального государства Платона. По Платону, идеальное государство должно отличаться единством, быть единым организмом. Главная ценность идеального государства справедливость и единство(сплоченность). Высшая справедливость состоит в том, что каждый занимается своим делом и получает по заслугам.

Государство подобно душе. В Душе Платон выделял три элемента. Это разумная часть души, яростное начало (волевое), и вожделительное начало.

В идеальном государстве должно быть три класса населения. Правят самые мудрые – философы. Второй класс общества – воины. Чтобы воины думали только о пользе государства, а не о своих личных интересах у них не должно быть частной собственности и постоянных жен. Третий класс – ремесленники, крестьяне, торговцы, которые занимаются материальным производством и обменом. Они занимаются физическим трудом, имеют частную собственность, но примерно равную. Такое общество, по мысли Платона, является самым сплоченным и справедливым.

Советское общество тоже ориентировалось на коллективистский идеал. Главной провозглашаемой ценностью было социальное равенство. Большие усилия предпринимались для предотвращения страданий людей. Важное внимание уделялось социальным правам человека. Однако государство носило идеократический характер, поэтому отрицался плюрализм, политические свободы.