рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аксиология

Аксиология - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ Аксиология – Наука О Ценностях. Опыт. Мы Знаем, Что Одни Предметы На...

Аксиология – наука о ценностях.

Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования, то, что значимо, важно для человека. Ценности постигаются человеком в особом ценностном опыте – в чувстве, предпочтении, пренебрежении, любви и ненависти. Ценности выступают объектом наших стремлений, желаний. Они связаны с должным. Они определяют наше поведение.

Знание оформляется в оценочных суждениях. Есть абсолютные оценки. Это – полезно или хорошо или красиво и т.д. Например, «быть знаменитым – некрасиво». Есть оценки сравнительные, выражающие предпочтение одних ценностей другим. Например: «лучше понять немного, чем понять неверно», «причиняющий обиду всегда хуже того, кому она причиняется».

Ценности полярны - есть позитивные положительные ценности и негативные, отрицательные (антиценности). Есть добро – есть зло, есть приятное и неприятное, польза и вред, верность и предательство и т. д.

Австрийский философ Франц Брентано сформулировал четыре аксиомы, касающиеся отношений между позитивными и негативными ценностями.

1. Существование некоторой позитивной ценности само есть позитивная ценность. Например, еда – позитивная ценность, значит, ее существование тоже есть позитивная ценность.

2. Существование некоторой негативной ценности само есть негативная ценность. Например, убийство – негативная ценность, его существование – тоже негативная ценность.

3. Несуществование некоторой позитивной ценности само есть негативная ценность.

4. Несуществование некоторой негативной ценности само есть позитивная ценность.

Человеческая личность сама по себе есть ценность. Человек есть наиболее ценное из всех живых существ. К личностным ценностям также относятся ее добродетели (хорошие качества). Есть также предметные ценности (блага). Благ могут быть материальными, а могут быть духовными, например, наука, искусство.

Есть также ценности актов, функций, реакций. Например, акты любви и ненависти, ответные реакции радости по поводу чего-либо, сочувствие, месть и пр.

Выделяются также ценности убеждения, действия, успеха. Ценности интенции (направленности, стремления) и ценности состояния – например, ценности переживаний. Ценности отношения, например, ценность дружбы.

Есть ценности индивидуальные – для одного человека, а есть коллективные – значимые для какой-то общности людей.

В аксиологии важной проблемой является проблема реальности ценностей: с какой реальностью связаны ценности?Есть несколько точек зрения на данную проблему.

1. Аксиологический субъективизм считает, что ценности существуют только в сознании людей. Ценности чисто субъективны. Например, красота чисто субъективна и зависит от взглядов субъекта. В качестве доказательства можно привести массу примеров различных обычаев и традиций разных народов. Часто они прямо противоречат друг другу.

Однако при последовательном проведении данный взгляд приводит к разрушению духовной культуры. Теряется, например, различие между подлинной культурой и подделкой под нее. Все. что угодно можно сотворить и объявить высокой ценностью.

2. В противовес субъективизму социологическая теория ценностей считает, что ценности имеют общественную природу. Ценно то, что ценится обществом. Индивид же должен присоединяться к обществу. Ценность и индивидуальная оценка не совпадают. Таким образом, утверждается надындивидуальный, общезначимый характер ценностей. Однако ценностные представления одного общества или одного этапа развития общества нередко противоречат ценностным представлениям другого общества или другого этапа развития общества. То же самое мы можем наблюдать у разных народов. Элемент произвола и субъективизма сохраняется в этой теории сохраняется.

3. Идеалистическая теория ценностей считает, что ценности – это идеи. Она базируется на объективном идеализме. В материальном мире мы видим не сами ценности, а их проявления в предметах, действиях, состояниях сознания. Например, красота может проявляться в виде красивых вещей, красивых поступков, прекрасных чувств. Ценности призывают человека воплотить их в реальность. Тот, кто слышит зов этих ценностей и повинуется ему, обретает смысл жизни. Они вечны, одни и те же в различные эпохи. Меняется только проявление ценностей. Тем самым утверждается объективность ценностей. Люди могут правильно воспринимать и понимать вечные ценности или неправильно. Бывают аксиологические заблуждения.

Немецкий философ Макс Шелер(1874 – 1928) предложил следующую классификацию ценностей.

1. Ценности приятного и неприятного. Они постигаются при помощи чувств удовольствия и боли, наслаждения и страдания. Приятными и неприятными могут предметы, функции, состояния. Обычно приятное предпочитается неприятному.

Еще в древности возникла теория, которая считает, что высшее благо, высшая ценность – это максимум телесных, чувственных наслаждений. Эта теория называется – гедонизм. Если цель жизни – наслаждение, то девизом жизни должно быть: «Ешь, пей, веселись!»

2. Ценности витального чувства. Витальное чувство – это чувство жизни. Ценности витального чувства – это благородное и низкое, польза и вред, благосостояние и благополучие, здоровье и болезнь, сила и слабость. Мы ощущаем эти ценности, когда, например, чувствуем подъем и спад жизненных сил, жизнерадостность и уныние, чувствуем угрозы старости и смерти, мужество, страх, гнев и др.

Важным в этом ряду является польза или утилитарная ценность. В европейской философии в Новое время сформировался утилитаризм, который ставит полезность на первое место и рассматривает пользу как мерило любой ценности. Пользу можно измерить количественно – в деньгах.

3. Духовные ценности – это истина, добро и красота. Истина – это главная познавательная ценность, добро (справедливость) – главная нравственная ценность, красота или подлинно прекрасное – главная эстетическая ценность. Духовные ценности носят характер самоценности в отличие от пользы как ценности для чего-то другого. Они хороши сами по себе, независимо от той пользы, которую они приносят. Например, если человек получает образование, чтобы больше знать, быть образованным человеком, то им движет духовная потребность. Если же для него образование – только путь к карьере, то это утилитарное отношение к образованию. Есть особые чувства – духовная радость и печаль, при помощи которых мы ощущаем эти ценности. Производными от духовных ценностей являются ценности науки, искусства, культуры. Теория, которая ставит духовные ценности на первое место в жизни, называется идеализм.

4. Ценности святого и несвятогоэто ценности личности человека и Бога. Постигаются они через блаженство и отчаяние. Когда нас принимают, любят, ценят мы испытываем блаженство. Когда отвергают – отчаяние. Кроме того с данным типом ценностей связаны такие человеческие реакции как вера и неверие, благоговение, поклонение, любовь. Теория, утверждающая примат личностных ценностей называется персонализмом. В качестве выдающихся образцов человеческой личности можно рассматривать святого, героя, художника и т.п.

У каждого человека есть своя система ценностей, их иерархия – расположение одной выше другой. Она связана с личным душевным складом человека – его ORDO AMORIS «порядком любви». У каждого человека есть то, что он любит, предпочитает и то, что ненавидит, что отвергает. Есть закон примата любви (эмоционального утверждения ценности) над ненавистью (эмоциональным отрицанием ценности): основой каждого акта ненависти является акт любви. Мы ненавидим что-то, потому что любим что-то другое. Иногда ненависть возникает из-за разочарования в предмете любви.

Но существует ли объективная, правильная, значимая для всех система или иерархия ценностей?

Следует различать силу ценности и ее ранг. Сила – это степень страдания человека при отсутствии ценности. Ранг– это высота ценности. Так, еда как ценность сильнее дружбы, но ниже по рангу.

По мнению М. Шелера, существует объективная иерархия рангов ценностей и определенные критерии высоты(ранга) ценности:

1) Внутренняя долговечностьценности как ощущение. Настоящая любовь ощущается как вечная. Когда любит, человек чувствует, что будет любить всегда. Поэтому он и не говорит: «я люблю тебя сегодня».

2) Делимость ценностей. Ценности тем выше, чем менее они делимы, чем в меньшей степени они должны разделиться, если к ним будут причастны многие индивиды. Материальные ценности делимы. Поэтому они – низшие ценности. Духовные ценности неделимы. Поэтому они высшие. Если я поделился хлебом, то у меня хлеба убавилось. Но если я поделился мыслями, чувствами и т. д., то у другого человека прибавилось и у меня сохранилось.

3) Глубина удовлетворения от ценности. Переживание духовных, личностных ценностей сильнее всего затрагивает душу человека.

4) Степень близости данной ценности к абсолютной, наивысшей ценности.

Руководствуясь этими критериями можно определять высоту ценности и делать правильный выбор, предпочитать действительно более высокие ценности более низким. Тот, кто делает неправильный выбор, совершает ценностное заблуждение.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксиология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философский материализм
Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы де

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги