рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философский материализм

Философский материализм - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ Опыт. Обратимся Сначала К Изучению Материального Мира. Он Предстает Перед Нам...

Опыт. Обратимся сначала к изучению материального мира. Он предстает перед нами в виде неизмеримого множества разнообразных тел. Каждому телу присущи свои свойства, состояния, отношения и способы действия. Этот телесный мир мы постигаем, прежде всего, при помощи чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Многие считают его единственной реальностью. Однако мы уже отмечали факт конечности всех вещей, их преходящий характер. Мы наблюдаем, как одна вещь исчезает и на ее месте возникает другая вещь. Эта превращаемость, метаморфоз всех тел таит в себе загадку. Вот листок бумаги. Он существовал не всегда. Он был создан когда-то. Из чего? Отвечают – из дерева. Попробуем поскрести дерево – есть ли там бумага? Очевидно, нет. Странно получается – бумага возникает из дерева, хотя в дереве ее нет. Попробуем сжечь бумагу – получится пепел. Но был ли он в этом листке бумаги перед сжиганием? Нет.

Напрашивается вопрос: Откуда возникают и куда исчезают все материальные тела, предметы? Здесь возможны два варианта ответа: либо они возникают из ничего, либо из какой-то реальности. Но из ничего ничего возникнуть не может – ведь в небытии ничего нет. Значит, остается сделать вывод, что все материальные предметы возникают из особой реальности, которая содержит их в возможности, непосредственно их порождает. Это и есть материя, в первом приближении. Когда мы начнем размышлять дальше, перед нами встанет следующая проблема.

Еще в древней Греции мыслители пытались найти ответ на вопрос о первоначале мира. Они склонны были рассматривать это первоначало как что-то конкретно-телесное, которое они называли «архэ» (царь). Материальные вещи возникают при сгущении или разрежении архэ. Эти философы мыслили свое первоначало одушевленным, разумным и даже божественным.

Исторически первой была Милетская школа. Ее основатель - Фалес Милетский (ок. 624 – 546 гг. до н. э.) считал, что первоначало всего(архэ) – это вода. «Все из воды» – говорил он. Его позицию можно представить в виде равенства: бытие = материя = вода. Другой представитель этой школы - Анаксимен (ок. 570 – 500 гг. до н.э.) считал, что первоначало – это воздух. Самостоятельный мыслитель Гераклит Темный из Эфеса (ок.550 – 480 гг. до н.э.) полагал, что первоначало – это умный огонь. Космос возникает из огня, живет какое-то время и потом сгорает, исчезает в Мировом Пожаре. Такой цикл продолжается вечно.

В дальнейшем, возникли теории элементов мира. Так, например, Эмпедокл (ок. 492 – 432 гг. до н.э.) считал, что материя – это 4 вечных стихии, элемента, «корня вещей» – вода, воздух, огонь и земля. Все возникает из соединения элементов и исчезает при их разъединении. Сила, соединяющая различные элементы – космическая Любовь, а сила, разъединяющая элементы – космическая Ненависть.

Оригинальную теорию выдвинул греческий философ Анаксагор. Он считал, что мир состоит из особых частиц – гомеомерий. В каждой гомеомерии есть часть всего. И каждая гомеомерия делима на еще меньшие гомеомерии и так до бесконечности. Во всем есть все, все перемешано со всем – так считал Анаксагор. В мире нет ничего чистого. «И на солнце есть пятна». - Утверждал Анаксагор. В настоящее время подобные представления возродились в виде идеи фрактальной вселенной. Фрактал (от лат. fractus, «сломанный, разбитый») - это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

 

Быть может, эти электроны

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

 

Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там - все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

 

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

 

Их мудрецы, свой мир бескрайный

Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны

И умствуют, как ныне я;

 

А в миг, когда из разрушенья

Творятся токи новых сил,

Кричат, в мечтах самовнушенья,

Что бог свой светоч загасил!

Валерий Брюсов Мир электрона

 

В ходе развития философии в древней Греции возник материализм. Он отрицает нематериальные субстанции – душу, Бога, идеи и считает единственной мировой субстанцией материю.

Можно выделить несколько видов материализма.

1. Античный материализм выразился в виде атомизма. Его основателями считаются Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). По их мнению, мир состоит из бесконечного множества атомов различного вида. Атом – это мельчайшая, абсолютно твердая частица вещества, своего рода, абсолютное тело. Слово «атом» и означает «неделимый». В пользу существования атомов можно привести следующее рассуждение. Предположим обратное – что атомов нет, и любое тело делимо до бесконечности. Представим, что это бесконечное деление произошло. В итоге получится пустота. Но что-то не может стать ничем. Отсюда вывод: должно существовать мельчайшее, неделимое тело, т. е. атом.

Атомы вечно движутся в бесконечной пустоте. Вся жизнь мира – это и есть нескончаемый танец атомов. Все предметы и существа материального мира – всего лишь временное скопление атомов. То же самое относится и к человеку. И даже его душа – это всего лишь совокупность очень легких атомов. Процесс восприятия человеком тел, атомисты объясняли тем, что наши органы чувств улавливают истечения образов с поверхности тела, состоящих из особых частиц – эйдолов или видиков. Таким образом, истинная реальность – это атомы и пустота. Демокрит полагал, что всеми событиями в мире управляет необходимость. Говорить о свободе воли при этом не приходится. Человек при этом оказывается чем-то вроде робота, который управляется какими-то внешними силами.

Материалистическую линию в античности продолжили стоики, развивавшие идеи Гераклита. Однако в средние века материализм уступил место религиозной философии. Возрождение материализма произошло в Новое время.

2. Метафизический, механистический материализм Нового времени. Характеристика «метафизический» означает, что данный вид материализма отрицал развитие в материальном мире. А так как он считал главными законами мира законы механики, все стремился свести к механическим процессам, то его называют механистическим.

Материя предстает, прежде всего, в виде множества тел. Но материя есть нечто общее во всех материальных вещах. У всех материальных вещей, предметов есть, по мнению английского философа Джона Локка (1632 – 1704), первичные и вторичные качества. Первичные качества существуют объективно, т. е. вне и независимо от человеческого сознания. Это – протяженность (наличие трех измерений - длины, ширины и высоты), непроницаемость или плотность, форма, подвижность. Без этих качеств тела не могут существовать. Вторичные качества существуют субъективно, т. е. внутри сознания и зависят от наших органов чувств. Они являются субъективной реальностью. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые качества. Если бы наше зрение было бы устроено иначе, то, возможно, мы видели бы вместо красного цвета, например, зеленый. Значит, сам по себе свет не имеет цвета. Это мы его видим в цвете, благодаря нашим органам чувств. Весь наш чувственный мир превращается в иллюзию.

Носителем первичных качеств являются атомы. Как и у Демокрита, материя или вещество отождествляется с атомами. Материя вечна, несотворима и неразрушима.

Материя, все материальные вещи находятся в непрерывном движении. Как говорил французский материалист Поль Анри Гольбах (1723 – 1729), движение есть способ существования материи. Однако движение понималось лишь как механическое перемещение тела в пространстве, как перемена телом места в пространстве. Поэтому главными законами мира являются законы механики – они господствуют и в мире живого, и в мире человеческом. Французский философ Жюльен Офре де Ламетри(1709 – 1751) считал человека очень сложной машиной. Да и все мироздание для материалистов – это огромная машина. Таким образом, новоевропейский материализм носит механистический характер. Пространство и время являются формами существования материи. Немецкий материалист Л. Фейербах написал знаменитую книгу «Сущность христианства». В ней он доказывал, что не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек придумал Бога, взяв себя, свою сущность за образец.

Если человека рассматривать только как обособленное тело, как машину, то приходится сказать, что любой человек – эгоист, который заботится лишь об удовлетворении собственных, прежде всего материальных потребностей – утверждал французский мыслитель Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771). Высшая мораль, которая возможна в таком случае – это мораль разумного эгоизма. Она учит делать добро другим людям, потому что, в конечном счете, это выгодно самому эгоисту, так как другие люди, так или иначе, отплатят добром на добро. А если делать зло другим, то и они не останутся в долгу, и эгоист навредит самому себе.

Мы видим, что материализм Нового времени является редукционизмом. Он пытается свести (редуцировать) все сложное к простому, все высшее к низшему. Типичный мыслительный прием редукциониста – рассматривать высшее как всего лишь низшее. Многие люди убеждены, что человек – всего лишь животное. Любовь – всего лишь игра гормонов. Механицизм – тоже типичный пример редукционизма. Человек рассматривается всего лишь как сложно устроенная машина, робот и т. п.

Психолог, основатель логотерапии В. Франкл пишет, что некоторые так определяют человека: «Человек — это не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой процессов окисления, питающих энергией компьютеры». Как невролог, я ручаюсь, что вполне правомерно рассматривать компьютер как модель, скажем, центральной нервной системы. Ошибка заключена лишь в словах «не более чем», в утверждении, что человек не представляет собой ничего, помимо компьютера». Редукционизм в психологии проявляется в том, что психолог верит только в низкие мотивы поведения людей, и даже благородные поступки стремится объяснить, исходя их эгоистических мотивов человека.

Редукционизм подобен сведению объемной фигуры к плоскости, как на рис. 1. При этом различия объемных фигур не улавливаются, как на рис. 2.

 

 

В повести советского писателя Ю. Трифонова «Другая жизнь», жена, похоронив мужа, вспоминает свою жизнь с ним. Она размышляет о его мировоззрении, которое долго не могла понять, так как была редукционистской: «Он искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим. Из того, что она уловила когда-то: человек есть нить, протянувшаяся сквозь время, тончайший нерв истории, который можно отщепить и выделить и — по нему определить многое. Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду… Она улыбалась, слыша такие его речи за ужином и в постели, когда на него вдруг находил стих курить и философствовать. Надо ли было ей, биологу и материалисту, опровергать эти рассуждения? Господи, если бы она могла переделать себя! Хоть на минуту. Но, к сожалению, это было ей недоступно. Знала твердо: все начинается и кончается химией. Ничего, кроме формул, нет во вселенной и за ее пределами. Несколько раз он спрашивал у нее вполне серьезно:

— Нет, ты действительно думаешь, что можешь исчезнуть из мира бесследно? Что я могу исчезнуть? А она отвечала ему с искренним изумлением:

— А ты действительно думаешь, что не можешь?

И он говорил, что как ни тщится умом, как ни силит воображение, представить себе не может…

И вот он исчез. Его нет нигде, он присоединился к бесконечности, о чем говорил когда-то легко, куря сигарету. Боже мой, если все начинается и кончается химией — отчего же боль? Ведь боль не химия? И их жизнь, померкшая внезапно, как перегоревшая лампа, разве была соединением формул? Человек уходит, его уход из мира сопровождается эманацией в форме боли, затем боль будет гаснуть, и когда-нибудь — когда уйдут те, кто испытывает боль, — она исчезнет совсем. Совсем, совсем. Ничего, кроме химии… Химия и боль — вот и все, из чего состоит смерть и жизнь».

3. В Х1Х веке возникла еще одна форма материализма. Это диалектический материализм или марксизм-ленинизм. Основоположниками этого направления были немецкие мыслители Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В нашей стране в качестве одного из классиков диалектического материализма долгое время почитался Владимир Ильич Ленин(1870 – 1924).

Марксисты считают, что материя, с одной стороны, одна и та же, а, с другой стороны, бесконечно разнообразна, «неисчерпаема». «Электрон также неисчерпаем, как и атом»,- писал В. И. Ленин. Материя обладает свойством самодвижения, внутренней активностью. Поэтому она постоянно движется, изменяется. Движение абсолютно, покой относителен. Более того, материя развивается от низшего к высшему посредством борьбы противоположностей. Учение о развитии посредством борьбы противоположностей называют диалектикой, поэтому данный вид материализма получил название диалектического.

Марксисты пытаются уйти от редукционизма старого материализма. Ф.Энгельс выделял пять основных форм движения материи, начиная с низшей и кончая высшей. Это, прежде всего, механическаяформа движения материи. Затем физическая форма движения, включающая в себя тепловые, световые, электромагнитные процессы, сейчас мы бы добавили внутриатомные и др. Над физическое формой надстраивается химическая форма движения материи, которая охватывает превращения веществ. Выше ее располагается биологическая форма движения материи или жизнь. Ф. Энгельс в работе «Анти Дюринг» дал такое определение жизни: «Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающим их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». Самой же высшей формой, по мнению Ф.Энгельса, является сознание или жизнь самосознательных организмов. Сейчас эту форму принято называть социальной формой движения материи.

Важно понять закономерную связь низших и высших форм движения материи. Высшая форма движения включает в себя низшую, надстраивается над ней, и без нее не может существовать. Однако высшее не сводится к низшему, у него свои, специфические законы. Высшая форма может в известных рамках управлять низшей. Так, например, сознание студента ставит себе цель придти на занятие и тело студента - организм (биологическая форма движения) перемещается в пространстве (механическое движение).

В настоящее время в научной картине мира бытует представление о структурных уровнях организации материи. Структура - это относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию в рамках внутренне расчлененного объекта целостный характер. Уровням организации материи присуща эмерджентность (emergence (англ.) - возникающий, неожиданно появляющийся) – наличие у них таких свойств, которые не присущи более низким уровням. Такое же свойство есть и у систем по отношению к элементам, из которых они состоят. Оно так и называется «системное свойство». Так, например, слово не просто сумма букв, а лес – не просто большое количество деревьев. Формула системных (или интегральных) свойств системы такова : целое больше суммы своих частей.

В неживой природе структурными уровнями организации материи являются:

вакуум (поля с минимальной энергией);

поля и элементарные частицы;

атомы;

молекулы;

макроскопические тела;

планеты и планетные системы;

звезды и звездные системы;

галактики;

метагалактика (наблюдаемая часть Вселенной);

Вселенная.

В живой природе выделают уровни:

доклеточный уровень (белки и нуклеиновые кислоты);

клетку как «кирпичик» живого и одноклеточные организмы;

многоклеточный организм, его органы и ткани;

популяцию – совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других групп своего вида;

биоценоз – совокупность популяций, при которой продукты жизнедеятельности одних являются условиями существования других организмов, населяющих определенный участок суши или воды;

биосферу – живое вещество планеты (совокупность всех живых организмов, включая человека).

Социальные уровни организации матери включает в себя: индивид, семья, коллектив, социальная группа, класс и нация, государство, цивилизация, человечество в целом.

По масштабам в физике выделяются три уровня:

масштабам представления – в естествознании выделяют три основных структурных уровня материи:

микромир – мир малых, не наблюдаемых объектов, пространственная размерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24секунды;

макромир – мир макрообъектов, соизмеримых с человеком и его опытом. Пространственные величины макрообъектов выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах (10-6–107см), а время – в секундах, минутах, часах, годах, веках;

мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояния в котором измеряются астрономическими единицами, световыми годами и парсеками (до 1028см), а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.

Однако сознание, по мнению диалектических материалистов, производно от материи и не является самостоятельной субстанцией. Оно есть свойство высокоорганизованной материи, функция мозга. Как говорят марксисты, материя первична, сознание вторично. Материя с необходимостью порождает разумную жизнь – человека, человек с необходимостью развивается материально и духовно, и через ряд общественных форм приходит к высшей форме общества, которую К. Маркс называл коммунизмом или гуманизмом. Однако, все, что имеет начало, то имеет и конец. Рано или поздно человечество – высшая форма движения материи исчезнет. Прогресс сменится регрессом. Но в другом месте вселенной опять возникнет жизнь, а затем сознание. И процесс повторится сначала. Таким образом, жизнь материи, по Ф. Энгельсу это вечный круговорот материи.

В Х1Х веке в физике были сделаны важные открытия, которые поставили под сомнение исходные идеи материализма. Наряду с веществом было открыто поле, атом оказался делимым, появились утверждения о взаимопревращении материи и энергии. В этих условиях часть физиков отошла от материализма. В самом деле, если материя – атомы, а атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов, то материя не первична.

В защиту материализма выступил В. И. Ленин. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» он сформулировал новое определение материи, которое с той поры стали называть ленинским определением материи. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, которая дана человеку в ощущениях его. Это определение более широкое, чем определение материи как вещества, что позволяет квалифицировать новое открытие, например, электрона - как открытие новой разновидности материи. Однако у этого определения есть и определенные недостатки.

Марксизм выработал также и исторический материализмилиматериалистическое понимание истории. Основная его идея заключается в том, что материальная, производственная жизнь людей определяет их сознание. Общественное бытие (материальное бытие совокупности людей, составляющих данное общество) определяет общественное сознание. Как люди живут, таково и их сознание. Поэтому история, развитие общества носит объективный, закономерный, «естественноисторический» характер. Материальное бытие людей есть их производственная, экономическая жизнь. Ведь, чтобы удовлетворять свои потребности человек должен трудиться.

Таким образом, в основе жизни и развития общества лежит экономика, хозяйство. Поэтому иногда исторический материализм называют экономическим материализмом. Историей, с точки зрения марксизма, движет противоречие между развитием производительных сил общества и производственными (экономическими) отношениями между людьми. Производство развивается динамично, а производственные отношения более консервативны. Возникает несоответствие, которое разрешается посредством социальной революции – созданием нового общества, новых производственных отношений, более соответствующих уровню производительных сил. Революцию производит класс, которому выгодны новые экономические отношения. Ему препятствует тот класс общества, которому выгодны, наоборот, старые производственные отношения. Таким образом, человеческая история есть история классовой борьбы.

Общество, развивая экономику, производительные силы проходит ряд ступеней развития или общественных формаций. С точки зрения марксизма это – первобытнообщинный строй, затем – рабовладельческий, феодальный, затем капиталистический. К. Маркс предсказывал, что рано или поздно произойдет социальная революция, и капитализм сменится коммунизмом.

Коммунизм – это такое общество, где высшей ценностью является человек, где каждый имеет возможность самореализоваться, развить все свои способности без заранее предустановленного масштаба. Девиз коммунизма: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Такое подлинно человечное общество может быть создано самим человеком в ходе длительного исторического процесса. Но, поскольку человек – высший цвет материи, он с необходимостью должен дойти до высшей стадии. В марксизме материализм совпадает с гуманизмом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ

ПО... БАЗОВОМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философский материализм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
  Данный текст представляет собой конспективное изложение лекций по базовому курсу философии. Он является дополнением к устным лекциям по философии, поскольку не весь теоретический ма

Предмет и специфика философии
Слово «философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости». Авторство этого слова приписывается знаменитому греческому философу и математику Пифагору. Ин

Проблема бытия в философии
Философия изучает мир в целом. Это целое нельзя увидеть, услышать, потрогать, словом, воспринять чувственно. Мы можем почувствовать только ничтожно малую часть мира, универсума, вселенной. Тем не м

Проблема бытия: Что конкретно представляет собой бытие? Что является истинной реальностью?
При ответе на эти вопросы среди философов существуют глубокие разногласия. Позиция философа зависит от того, на какой опыт он в своих размышлениях опирается. Можно выделить 4 основных вида опыта:

Проблема единства мира: Бытие едино или множественно? Сколько и какие существуют мировые субстанции? Каковы связи между ними?
Выделяют 3 основные позиции по данной проблеме: 1. Монизм (моно – одно) – учение, которое считает, что существует только одна субстанция. Монисты могут бы

Философия движения
Опыт. Еще в древности многими мыслителями в разных странах был отмечен фундаментальный факт всеобщей изменчивости, царящей в чувственном мире. Гераклит выразил этот факт в знаменитом изречении: «Вс

Философия о времени и вечности.
Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно

Философские вопросы детерминации
Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака -

Эйдология Платона
Ряд философов считает, что наряду с материальной реальностью есть также реальность идеальная, и именно она является истинной реальностью. Такая позиция есть объективный иде

Философия Аристотеля. Телеология.
Ученик Платона Аристотель (384 – 324 гг. до н. э.) создал свою версию объективного идеализма. Главной проблемой для идеалистов является проблема связи идеального и реальног

Трансцендентальный идеализм И. Канта
Античный объективный идеализм обладал, правда, существенным недостатком и был логически незавершенным. Дело в том, что, наряду с идеями, он признавал самостоятельное существование вечной материи. З

Абсолютный идеализм Гегеля
Против колеблющейся позиции И. Канта выступил велики немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831)., создавший абсолютный идеализм, объективный идеализм,

Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии
  Опыт: Как отдельные предметы, так и целые классы вещей, находятся в особых смысловых отношениях между собой. Это – отношения сходства (тождества) и различия. Мы говорим: «сын похож

Проблема: каковы взаимоотношения противоположностей между собой?
По этой проблеме можно выделить 3 основных точки зрения в чистом виде: Метафизическая точка зрения. Слово «метафизика» имеет два основных значения. Часто «метафизика» озна

Основные законы диалектики
Диалектика формулирует основные законы движения и развития. Впервые они были открыты Гегелем, а затем материалистически истолкованы в марксистской философии. Главным из трех основн

Проблема души как субстанции
Опыт. Кроме внешнего опыта, добываемого с помощью внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, есть еще внутренний опыт. Он говорит нам о том, что у каждого из нас е

Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта.
1. Исторически первой концепцией по данной проблеме был гилозоизм – учение о том, что все материальное одушевлено. Гиле – материя, зоэ – жизнь по-гречески. Такого взгляда на мир пр

Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм
Пантеизм Б.Спинозы. Пан – все, теос – Бог. Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века, считал, что существует только одна субстанция – Бог или природа. У него Бог и мир объединены в единое цел

Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница.
Самой известной теорией в метафизике XVII –XVIII веков была теория предустановленной гармонии немецкого философа Г. Лейбница. По Лейбницу, все вокруг индивидуально, нет абсолютно похожих вещей. Это

Материалистическая теория психики
(вульгарный материализм, эпифеноменализм, теория отражения) Оптимистическая теория Лейбница встретила отпор со стороны материалистической теории психики. Согласно материал

Субъективный идеализм.
Противостоит материализму и является полной его противоположностью теория субъективного идеализма. В европейской традиции, ее основателем является английский философ XVIII века Джордж Беркли. В кач

Строение души. Душа и дух.
Важной проблемой в философии и психологии является проблема строения души или психики: из каких элементов состоит психика, как они связаны между собой? Мы рассмотрим две альтернати

Проблема объективности истины.
Одной из главных функций сознания является познание. Познание – это постижение человеком какого-либо предмета. Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью. О

Проблема познаваемости истины: способен ли человек достичь объективной истины?
На эту проблему есть два основных ответа. 1. Гносеологический оптимизм считает, что истина достижима. Большинство философов придерживаются этой позиции, различаясь только

Проблема соотношения абсолютной и относительной истины
Проблема связи абсолютной и относительной истины: как связаны между собой абсолютная и относительная истины? Абсолютная истина – полная, совершенная, целостная, точная истина.

Сенсуализм. Основные формы чувственного познания
Проблема способа познания истины: на что нужно опираться при познании истины – на какую познавательную способность, и каким методом? Метод – это способ познания, регулирующийся опр

Критическая теория познания И. Канта.
В XVIII веке немецкий философ Иммануил Кант в своей критической теории попытался объединить сенсуализм и рационализм. Этому посвящена его книга «Критика чистого разума». По Канту, во всяком знании

Теория познания диалектического материализма
  Теория познания диалектического материализма (марксизма-ленинизма). Марксизм материалистически переосмыслил диалектический метод и попытался связать его с сенсуалистической установк

Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
Те точки зрения, которые мы рассмотрели рациональны в том смысле, что признают разумность самой действительности и верят в возможность ее познания при помощи разума или рассудка. Это – раци

Философия науки. Позитивизм и постпозитивизм
В XIX- ХХ веках появляются и бурно развиваются исследования в области философии науки. Еще Аристотель выделял 5 ступеней познания. Первая – ощущение, то есть видение, слышание, непосредств

Философская теология о сущности Бога. Доказательства существования Бога.
Теология – учение о Боге. Теология опирается на священные книги, где, по мнению верующих, содержится священное Откровение Бога, его сообщение людям о самом себе, религиозную традиц

Проблема связи Бога и мира.
Важной проблемой для философской теологии является проблема связи Бога и мира. Здесь можно выделить несколько позиций: Акосмизм считает, что существует то

Религиозная философия о проблеме зла в мире.
С точки зрения религиозной средневековой философии, самой важной жизненной проблемой является проблема зла. Опыт. Каждый из нас в своей жизни сталкивался со злом, и сам делал нечто злое, и

Человек и природа. Глобальные проблемы современности.
Человек, с одной стороны, есть часть природы. Природа в широком смысле слова объединяет все материально существующее. Человек подчинен природным законам, его тело имеет биологическ

Проблема происхождения человека: что является главным фактором в появлении и эволюции человека?
На этот вопрос есть три главных варианта ответа: 1. Теологическая теория считает, что человек чудесным образом сотворен Богом. Сторонники этой позиции отрицают эвол

Проблема сущности человека
Антропология – это учение о человеке. Философская антропология рассматривает человека в онтологическом ракурсе, в связи с основными реальностями мира. Опыт. Человек, с одной стороны, самое

Ценность человека. Гуманизм и антигуманизм
  Важной является также проблема ценности человека: является ли человек – высшей ценностью, высок или ничтожен человек? Этот вопрос стоит довольно остро в наше время. Также остро он с

Теория отчуждения К. Маркса
К. Маркс открыл феномен отчуждения человека. Он описал его в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Эта книга не была известна до 30-х годов 20 века. По К.Маркс

Личность с точки зрения философии. Персонализм.
  В реальности нет человека вообще, существует множество человеческих личностей. Опыт Я. Человек имеет непосредственное сознание о своем я. Если он видит какой либо цвет, чув

Личность и индивид
Индивид и личность – не одно и то же. Индивид может быть природным, биологическим, социальным. «Индивидуум» - это латинское слово, которое означает «неделимое». Это синоним греческому слову «атом».

Свойства личности
Интериорность. Это самостоятельная внутренняя жизнь каждого из нас. У нас есть неповторимый внутренний мир, неповторимая внутренняя интимная жизнь, которую мы скрываем от других. Д

Персонализм и имперсонализм
Важным философским вопросом является вопрос об отношении бытия и личности, бытия и «я». Многие философы принимают тезис, что само бытие, мировая основа безлично. Для материалистов это материя, для

Свобода как философская проблема.
Опыт: Некоторые студенты считают, что никой свободы не существует. Однако каждый человек в своем опыте имеет переживания свободы и несвободы. Каждый переживал какие-то моменты освобождения. В эти м

Философия истории
История в широком смысле этого слова – это последовательная смена состояний любого объекта. Можно говорить о геологической истории Земли, истории ландшафта и пр. наиболее часто термин «история» исп

Социальная философия о сущности общества.
  Человек живет среди других людей, живет в обществе. Человек, как говорил Аристотель, есть существо политическое, общественное. Люди объединяются в общество ради прекрасной жизни, ра

Типология обществ. Формационный и цивилизационный подходы
    Существуют различные типологии обществ выделения типов обществ. Можно выделить два основных подхода. Первый называется формационным и связан с маркс

Проблема сущности общества: что первично – индивид или общественное целое?
1. если мы обратимся к опыту, то нам сразу бросится в глаза тот факт, что если нет индивидов, то не будет ни общественных отношений, ни социальных институтов, ни общества как такового. Отсюда некот

Проблема общественного идеала. Реализация идеала. Теория идеального государства Платона
  Общественный идеал – это совершенное общество. Следует различать сам идеал и то, что думают о нем люди. Русский философ П. Новгородцев предложил такую формулу идеального общества. Э

Либеральный и социалистический общественный идеал
2. Либеральныйобщественный идеал, разработан в рамках европейской культуры. Главная ценность – индивидуальная свобода, естественные права человека на свободу, счастье, собственност

Философия техники. Человек в информационно-техническом мире
Техника как явление общечеловеческое столь же стара, как и человек. Однако философское размышление о технике началось сравнительно недавно – в 19 веке. В полном смысле о философии техники как сложи

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  Философия жизни рассматривает такие проблемы, как сущность человеческой жизни и смерти, смысл жизни, стоит ли жить и зачем? А. Камю считал главным философским вопросом вопрос о само

Философия «мировой скорби» А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), – самый выдающийся пессимист в истории философии. По его мнению, наш мир – наихудший из всех возможных миров. Если он был бы еще хуже, то он просто бы не существовал

Философия жизни Ф. Ницше
Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Зарат

Экзистенциализм
Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители не

Софиология Владимира Соловьева
  Самобытный взгляд на мир и на человека был выработан у классика русской философии Вл. Соловьева(1853 – 1900). Согласно Вл. Соловьеву подлинной реальностью, истиной является абсолют

Аксиология
Аксиология – наука о ценностях. Опыт. Мы знаем, что одни предметы нас привлекают, другие отталкивают, к одним мы стремимся, других избегаем. Ценность – это то, что достойно существования,

Философия культуры
Ценности опредмечиваются, выражаются как в людях – субъектах культуры, так и в предметах культуры, артефактах – вещах, искусственно созданных людьми. Человек и общество не могут существовать без ку

Запад, Восток, Россия в диалоге культур
В настоящее время актуальным является вопрос о взаимодействии различных культур. Прежде всего, остро стоит проблема взаимопонимания и взаимоотношений между Востоком и Запад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги