Философские вопросы детерминации

Опыт. Мы живем в мире событий. Постоянно что-то происходит. Мы наблюдаем различные степени упорядоченности этих событий. К. Поппер сопоставлял между собой такие объекты как облака и часы. Облака - системы, которые, ведут себя беспорядочным, неорганизованным и более или менее непредсказуемым образом. Надежные маятниковые часы воплощают физические системы, поведение которых упорядоченно и точно предсказуемо.

Возникают вопросы: почему все происходит так, а не иначе; могло ли это не произойти; какова связь событий? Если поставить вопрос в предельно общей форме, то мы получим проблему порядка и хаоса: представляет ли собой мир связное, упорядоченное целое или же он хаотичен, разрознен? Что преобладает в мире – необходимость или случайность?

А). Детерминизм полагает, что все события в мире взаимосвязаны и поэтому определены (determinare (лат.) - определять). Упорядоченная связь делает данную вещь в данное время именно тем, чем она является. В силу господствующего порядка ничто не может быть иначе, чем оно есть. Главная форма связи – каузальная связь (от слова causa - причина), т. е. причинно-следственная связь. Причина – это то, что порождает или изменяет нечто другое, которое называется следствием. Следствие – то, что порождается причиной. Условиями называются обстоятельства, способствующие или препятствующие появлению следствия. Например, мы вылили на человека ведро воды. Обливание водой – это причина. Мокрота человека – следствие. Однако если человек накроется водонепроницаемой пленкой (изменит условие), то будет другое следствие. Таким образом, одна и та же причина в разных условиях может приводить к различным следствиям. Нередко бывает, что у события есть несколько причин, тогда можно говорить о многофакторной детерминации.

Детерминисты сформулировали закон причинности. Он состоит из двух основных положений:

1. Ничего не происходит без причины.

2. Одинаковые причины при одинаковых условиях приводят к одинаковым следствиям.

Опираясь на эти положения, наука может формулировать законы и предвидеть некоторые события.

Валентина Лескова

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ.

«У любых последствий есть причина!» –

Так гласит Космический Закон!

Если поступаешь как мужчина, –

Значит, ты родился мужиком!

 

Если поднялась температура, –

Значит, где-то вирус подхватил.

Если расплывается фигура, –

Значит, переел и перепил.

 

Если другу не пришёл на помощь –

Значит, ты ему уже не друг,

Но когда нуждаешься и тонешь,

Не смотри с надеждою вокруг!

 

И виновных не ищи с угрозой,

Что отплатишь непременно всем!

В нас и только в нас сидят занозой

Корни наших будущих проблем!

 

Если дело плохо, сдали нервы,

Жизнь пропала иль жена ушла –

Не мечись! Ты сам виновник первый,

Что полоска чёрная пошла!

 

Поищи в душе: кого обидел,

Что, кому, когда наобещал,

Где не захотел – и не увидел,

И какой обиды не прощал?

 

Вспомни и пойми: любой поступок

Даром в этом мире не пройдёт

И без снисхождений и уступок

Как причина к следствию ведёт!

 

С кем был только внешне добродушен,

А внутри терпеть его не мог?

К чей судьбе остался равнодушен,

Отвернулся, делом не помог?

 

Где, прислушавшись к чужому мнению,

Сам своё не высказал, смолчал

Или, подвергая всё сомнению,

Отрицая, злился и кричал?

 

У кого отнял? Кому прибавил?

Где, пусть мысленно, но нахамил?

С кем играл, не соблюдая правил?

И кого собою утомил?

 

Нам судьба даёт всегда на выбор

Множество решений и дорог.

Если проклинаешь то, что выбрал,

Значит, выбрать правильно не смог!

 

Если на душе всегда тревожно –

Значит, просто не чиста душа!

Что, слабо, признаться в этом сложно?

Отчего же жизнь не хороша?

 

Все проблемы связаны причиной,

Повелось уж так из века в век.

И от связи женщины с мужчиной

Вновь и вновь родится человек.

 

И идёт он радуясь, страдая,

Падая и снова возносясь,

То благодаря, то проклиная

Всю причинно-следственную связь!

Детерминизм с течением времени претерпел определенную эволюцию. Можно выделить несколько видов детерминизма.

1. Детерминизм Аристотеля утверждает, что у каждой вещи есть 4 причины. Материальная причина – это то, из чего состоит данная вещь. Действующая причина – это то, что или тот, кто производит эту вещь. Формальная причина – это форма или идея вещи. Целевая причина – это то, ради чего сделана данная вещь. Например, статуя. Она сделана из мрамора – это материальная причина. Скульптор – это действующая причина. Идея статуи, ее облик – это формальная причина. Цель – создать прекрасный образ.

В дальнейшем и в науке, и в философии стали признавать, в основном, только материальную и действующую причины, целевые причины были изгнаны из естественных наук.

2. В Новое время зародился механистический или лапласовский детерминизм. Одним из ярких представителей этого направления мысли был физик Лаплас. По его мнению, причина порождает следствие с абсолютной необходимостью, согласно определенному закону. Закон – это общее правило, которому подчиняются все предметы или явления определенного круга. Закон выражает общие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи предметов и явлений. Раз все подчинено законам, то все необходимо таково, каким является. Необходимо то, что не может не существовать. Случайное же – это то, что может быть, а может и не быть. С точки зрения механистического детерминизма случайностей в полном смысле слова не существует. Случайным мы называем то, причины не знаем. Исходя из этого, можно утверждать, что все события предопределены бесконечной цепью причин и следствий. Это означает фатализм. Еще в Греции обсуждался следующий пример. Лысый человек пошел в гости в другой город. По дороге над ним пролет орел, который держал в когтях черепаху. Орел разжал когти, черепаха упала на голову человеку и убила его. Обычно мы расцениваем это как случайность. Однако человек ведь не случайно пошел именно этой дорогой и именно в это время. Орел не случайно вылетел на охоту. Чтобы полакомиться черепахой, он сбрасывал ее на камни. И орел принял голову лысого человека за такой камень. Так что, все произошло с необходимостью.

Следует различать объективные законы самой действительности и законы как субъективные постановления людей – юридические и моральные законы и постановления. Объективные законы постоянны и их невозможно отменить или нарушить. Субъективные же постановления людей исторически изменчивы и нередко нарушаются людьми.

3. В Х1Х веке выяснилось, что при изучении многих сложных явлений, особенно, социальных, строгий лапласовский детерминизм не срабатывает. Появился статистический или вероятностный детерминизм. Статистические законы, в отличие от строгих (динамических) не могут предсказать поведение одного объекта, но могут предсказать поведение большого количества объектов с известной долей вероятности. Вероятность – количественная мера возможности события. Если вероятность – 0%, то событие невозможно. Если же вероятность – 100% , то событие неизбежно. Так, например, на основе статистических данных можно предсказать, сколько будет в этом году заключено браков. Однако мы не можем точно сказать, кто именно вступит в брак.

Б). Испокон веков детерминизму противостоял индетерминизм, который считает, что в мире существует объективная неопределенность. Греческий философ Эпикур (ок. 342 – 271 гг. до н. э.) считал, например, что у атомов есть клинамен – свойство самопроизвольно отклоняться от заданной законом траектории. Поэтому-то судьбы нет и бояться ее не стоит.

Согласно современной физике любом физическом процессе могут иметь место флуктуации – самопроизвольные колебания и периодические изменения.

В Х1Х веке немецкий физик Клаузиус сформулировал второе начало термодинамики: энтропия всякой замкнутой системы всегда стремиться к максимуму. Энтропия – это мера хаоса, беспорядка. Получается, что весь мир движется к разложению, распаду. В итоге нашу вселенную ожидает тепловая смерть. Все виды энергии превратятся в тепло, а тепло рассеется в бесконечном пространстве, нагрев его на миллионную долю градуса. Тогда все процессы в мире прекратятся и все сложные образования распадутся. Многие мыслители полагают, что есть возможность избежать такого исхода, поскольку в мире есть и процессы, связанные с противоположностью энтропии – нэгэнтропией или эктропией. Она проявляется, прежде всего, в росте и эволюции живых организмов, а также в творчестве разумных существ. Здесь происходит движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит рост упорядоченности.

В ХХ веке в квантовой механике многие ученые пришли к выводу о существовании неопределенности в поведении элементарных частиц. «Господь Бог играет в кости» – говорили они. В самом деле, элементарные частицы нередко ведут себя как анархисты. Одна и та же частица в одних и тех же условиях может преодолеть барьер или отскочить от него. Частица может попасть из пункта А в пункт Б, двигаясь одновременно по всем возможным траекториям. Известный физик ХХ века П. Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности, согласно которому невозможно точно одновременно определить скорость и местоположение частицы. Мы можем точно определить или одно, или другое.

В). В истории философской мысли есть попытки избежать крайностей детерминизма или индетерминизма. Диалектическая точка зрения развивалась прежде всего великим немецким философом Гегелем (1770 – 1831). В более популярной форме этот взгляд был изложен Ф.Энгельсом. По его мнению, необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Случайность есть форма проявления и дополнение к необходимости.Необходимость выступает в виде общего закона. А случайность – это единичное проявление этого закона, зависящее от массы посторонних, внешних обстоятельств. Например, если взять в руку предмет, а затем разжать пальцы, то предмет упадет под действием закона тяготения. Но, если разжать руку на столе, то предмет не упадет, а останется лежать. Если предмет подбросить, то после разжатия руки он будет двигаться вверх. Во всех случаях действует один и тот же закон тяготения, однако, его действие проявляется по-разному, поскольку различные условия видоизменяют действие закона.

Диалектические представления свойственны и синергетической теории, развиваемой И. Пригожиным. Согласно этой теории, весь ход эволюции какой-либо системы представляет собой чередование двух периодов. В период устойчивого развития преобладает порядок. Однако при сильном неравновесии происходит быстрая эволюция системы, которая приводит к точке бифуркации. В этой точке преобладает хаос и неопределенность. Возможны несколько вариантов дальнейшей эволюции, и невозможно предсказать, какой в итоге победит. Тем более, что в условиях бифуркации существует так называемый «эффект бабочки», когда воздействие слабого фактора способно склонить чашу весов в пользу одного из вариантов. Например, один человек способен определить развитие целой страны. Постепенно происходят процессы самоорганизации и хаос сам собой превращается в порядок. Порядок происходит из хаоса. Получается, что развитие представляет собой чередование фаз господства порядка и господства хаоса. Самоорганизация — процессы спонтанного (за счет действия внутренних факторов) упорядочивания, структур, протекающие в открытых нелинейных системах. Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции.

Английский философ-агностик Давид Юм считал, что у причинно-следственной связи есть три основных признака. Это – смежность (встреча) причины и следствия во времени, предшествование причины следствию и необходимость порождения следствия причиной. Если первые два признака мы можем наблюдать, то необходимость недоступна чувственному восприятию. Мы просто привыкаем, что после события А всегда идет событие Б, и рассуждаем по принципу: после этого, значит, по причине этого. На самом деле, получается, что связь причины и следствия – это дело привычки и веры, что если А вызывало Б в известных нам случаях, то и всегда(во всех остальных случаях) А, при данных условиях, будет вызывать

Аргентинский мыслитель Марио Бунге выделял, наряду с причинно-следственной и другие виды детерминации: «Для того чтобы охарактеризовать причинную детерминацию как можно точнее, необходимо указать ее место в общем детерминизме. Причинность в том виде, как она понимается здесь, есть лишь одна из категорий среди ряда категорий детерминации. Несомненно, неполным перечнем таких категорий, появившихся в онтологии современной науки, является следующий.

Количественная самодетерминация: детерминация последующего предшествующим. Примеры: а) последовательные положения свободно движущегося макроскопического тела однозначно определены его положением и скоростью в любой заданный момент времени; б) самопроизвольные изменения изолированной термодинамической системы являются процессами, сопровождающимися повышением энтропии системы. Количественная детерминация – это категория детерминации, доминирующая в непрерывном развертывании состояний, которые отличаются одно от другого только в количественном отношении; в некоторых случаях, особенно в термодинамике, может быть показано, что количественная самодетерминация возникает из процессов, характеризующихся другими категориями детерминации, в том числе и причинностью.

Причинная детерминация, или причинение: детерминация действия посредством действующей (внешней) причины. Примеры: а) если пуля попала в окно, стекло разбивается; б) если электродвижущая сила приложена к концам куска металла, в металле возникает электрический ток в соответствии с законом Ома. Категория причинности особенно заметна, когда главные изменения производятся внешними факторами.

Взаимодействие (взаимная причинность, или функциональная взаимозависимость): детерминация следствия взаимным действием. Примеры: а) орбиты компонентов двойной звезды детерминированы их гравитационным взаимодействием; б) функционирование каждой железы в человеческом теле зависит от функционирования остальных желез.

Механическая детерминация последующего предшествующим, обычно с прибавлением действующих причин и взаимных действий. Примеры: а) силы видоизменяют состояние движения тел (но движение может существовать до приложения сил); б) направление течения в жидкости детерминируется предыдущим состоянием жидкости, внешними силами, воздействующими на нее, трением (вязкостью) и разностью внутренних давлений.

Статистическая детерминация, конечного результата объединенным действием независимых или почти независимых сущностей. Примеры: а) в игре в кости общая частота случая «выпадания двух очков подряд» составляет 1:36; б) около половины новорожденных детей составляют девочки. Как и в случае других категорий детерминации, статистическая детерминация может возникнуть из процессов на более глубоких уровнях, в которые по-прежнему включены другие категории детерминации.

Структурная, (или холистская) детерминация частей целым. Примеры: а) поведение индивида (молекулы в жидкости, личности в социальной группе) детерминируется общей структурой коллектива, к которому он принадлежит; б) функционирование органа частично детерминируется потребностями целого организма. Но, конечно, целое, отнюдь не предшествуя своим частям, в свою очередь детерминируется ими.

Телеологическая детерминация средств целями или задачами. Примеры: а) птицы строят свои гнезда «для того, чтобы» охранять своих птенцов; б) стандартизация принята в промышленности для того, чтобы снизить стоимость производства. Излишне говорить, что целенаправленные структуры, функции и поведение не обязательно кем-то заранее планируются.

Диалектическая детерминация (или качественная самодетерминация) всего процесса внутренней «борьбой» и последующим конечным синтезом его существенных противоположных компонентов. Примеры: а) изменения состояния вещества в объеме происходят посредством взаимодействия и установления господства одной из двух противоположных тенденций – тепловых колебаний и молекулярного притяжения; б) противоположные экономические интересы социальных групп детерминируют изменения в самой социальной структуре таких групп. В противоположность количественной самодетерминации внутренняя диалектика включает качественные изменения. И, само собой разумеется, что диалектические противоречия не имеют ничего общего с логическим противоречием.

Дальнейшие типы детерминации, конечно, будут обнаружены в результате более глубокого анализа. Во всяком случае, причинная детерминация оказывается одним из видов среди многих видов детерминации, одним из типов закономерного производства (или номогенезиса)...

Здесь я хочу только указать, во-первых, что вышеупомянутые категории детерминации, как бы они ни были взаимно несводимы, также связаны, друг с другом, образуя иерархию типов детерминации, и, во-вторых, что ни один тип Детерминации вследствие этой связи не действует в совершенно чистом виде, исключая все другие типы, что возможно только в идеальном случае».

Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке.- М.,1962.- С.31 – 33.

В истории культуры мировой порядок понимался по-разному. В античности он представал в идее рока, судьбы. В средние века в идее Божественного Провидения, в Новое время в образе вечных законов природы.

 

ОНТОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНОГО МИРА