рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса - раздел Философия, Антропология права Выше Уже Отмечалось, Что Обособление Групповых И Лич­ных Интересов Подрывало ...

Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизация требовали иной среды, чем архаический коллективизм родоплеменного строя. Посколь­ку сразу взорвать общинно-племенные структуры самоуправле­ния, освященные временем, традицией, магическими ритуала­ми, было невозможно, к новым требованиям приспосабливают­ся иные социальные структуры, лежавшие до сих пор как бы на периферии системы общинно-племенного самоуправления1.

1 См.: Андреев И. Л. О характере социальных связей в эпоху перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу // Советская этно­графия. 1971. № 2. С. 13—14. Из более поздних публикаций см. интерес­ные работы В. В. Бочарова, написанные на африканском материале: Бо­чаров В. В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992; Он же. Ранние формы политической организации в структуре колониального общества: На аф­риканском материале // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 205—229.


Речь идет прежде всего о возрастных, а также поло­возрастных группах1. Иначе и не могло быть, так как со временем рамки рода и даже общины становятся тесными для возросшего объема задач трудовой и общественной жиз­ни территориальной организации. Скажем, срочная вырубка части леса при пожаре или отражение внезапного набега со­седнего племени требовали мгновенной реакции и мобилиза­ции молодого мужского населения, минуя сбор общинного совета: элементарные задачи выживания допускали в этих случаях обход необходимости принятия решений всем коллек­тивом. Возрастные группы превращаются в некие замкнутые корпоративные объединения, каждое из которых выполняет свои, нормативно определенные, функции. Выражаясь совре­менным языком, подобная децентрализация управления, опе­ративность принятия решений заинтересованными группами, четко знающими свои обязанности и свою роль в коллекти­ве, отвечали необходимости сохранения общностью своей жизнеспособности, не ущемляя до поры до времени внут­реннего демократизма самой организации управления.

Одним из пережитков дуально-родового брака, обеспе­чивавшим выполнение строгих предписаний экзогамии, было длительное обособление мужчин и женщин, особенно по­тенциальных половых партнеров, в так называемых муж­ских и женских домах, позднее - - домах девушек и домах холостяков. Такие дома существовали у всех народов. Даже с утверждением парного брака мужские дома оставались свое­образным клубом, на основе которого возникали различные охотничьи, тотемические, а впоследствии и военные тайные союзы. Эти союзы играли исключительно важную роль не только в хозяйственной жизни общин, становясь замкнуты­ми органами управления, в которых обсуждались и выраба­тывались решения, не всегда выносимые на обсуждение всей общины.

1 Отметим несколько работ по этому вопросу: Задыхина К. Л. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии // Труды Института этнографии. Т. 14. М.; Л., 1951. С. 157—179; Калиновскал К. П. Возрастные группы народов Восточной Африки: Структура и функции. М., 1976; Летнее А. Б. Деревня Западного Мали. М., 1964.


166__________ Часть II. Становление "человека юридического"

Интересно проследить отражение существования муж­ских союзов в эпосе разных народов, начиная с Гомера и заканчивая сказкой1, в том числе русской сказкой2: семеро богатырей, "разбойники", дружина Черномора - - все это отголоски былых мужских союзов, "братств".

У Гомера часто главной сферой деятельности мужских союзов выступает устройство совместных трапез, причем уст­раиваются они чаще всего в складчину:

В доме царя собралися тем временем званые гости, Коз и овец приведя и вина дорогого принесши (Хлеб же прислали их жены, ходящие в светлых повязках). Так все готовилось к пиру в высоких палатах Атрида.

(Одиссея, IV, 621—624)

Гомеровский мужской союз рисуется как союз связан­ных узами дружбы воинов, но допуск в него ограничен теми, кто способен внести свой вклад в общую трапезу, как, впро­чем, и более поздние спартанские фитидии ("обеденные клубы"). Тот же факт, что в трапезах участвуют и мальчи­ки, знаменует, по мнению Ю. В. Андреева, "господство пат­риархальной семьи и консолидацию наследственной аристо­кратии"3. В "Одиссее" же "женихи", состязающиеся за бла­госклонность Пенелопы, представляют общество молодежи, готовящейся к военной службе и кормящейся за счет общи­ны—- налицо военно-охранительная функция архаических мужских союзов.

Н. И. Зибер, изучивший огромный этнографический и фольклорный материал о "братствах" у разных народов, от-

1 См.: Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник древ­
ней истории. 1964. № 4. С. 37—49. В этой работе указывается, в частно­
сти, что термин "мужской союз" впервые ввел в употребление немец­
кий ученый Г. Финслер в одной из работ, посвященных анализу гоме­
ровских поэм.

2 См.: Пропп В. Я. Мужской дом в русской сказке // Ученые записки
ЛГУ. Серия филологических наук. С. 174—198; Он же. Исторические
корни волшебной сказки. Гл. IV. Л., 1946 (сейчас имеется уже несколь­
ко переизданий этой уникальной работы).

3 Андреев Ю. В. Указ. соч. С. 42.


 

Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"

мечал такие черты этих "братств", как коллективная ответ­ственность за убийство; общие земли, пастбища; выбор гла­варя — предводителя (он же судит, собирает подати, пред­водительствует на войне); братские сходки1. По его мнению, возникновение ''братств" вызвано тем, что старые родовые формы неспособны решить новые социальные потребности. Создается как бы "фиктивный род", подменяющий естествен­ные формы родства и устанавливающий свои нормы.

С. А. Токарев, как мы отмечали выше, исследовавший сощиальную организацию островитян Меланезии, пришел к выводу, что "мужские организации являются носителями обжцественной власти"2: они олицетворяют собой и судебную, и распорядительную власть, в союзы входят все взрослые мужчины, за исключением самых бедных, слабоумных, ка­лек, хотя постепенно особое место в них занимает верхушка шгеменньгх вождей. Аналогичные функции мужских союзов могут быть обнаружены на материале Средней Азии3, Ближ-него Востока4, у древних германцев5. Следует добавить так­же, что мужские дома и мужские союзы выступают и как хранителем тотемов, святынь, ритуальных масок и костюмов.

Итак, мужские союзы выступают как автономные орга-нь.1 власти, вырастающие из традиционных родоплеменных или общинно-племенных самоуправляющихся структур. Они сггособств уют появлению норм, дающих определенные при­вилегии своим членам. Членство в них — способ повышения своего статуса.

Следует отметить роль женских домов и союзов, своеоб­разной первобытной "системы сдержек и противовесов", если позволительно прибегнуть к столь прямолинейному модерни-за/горству. Дело в том, что первобытное общество, устанав­ливая разделение труда женщин и мужчин, отводило пер-

1 См.: Зибер Н. И. Еще о братствах // Слово. 1881. № 1. С. 179—180. - Токарев С. А. Родовой строй в Меланезии // Советская этнография. 19>33.№ 3—4.С. 84. Ср. с: Godelier M. Making of Great Man: Male Domination and Power among the New Guinea Baruya. Cambridge, 1986. :{ См.: Снесарев Г. П. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней а.зии // Доклад на VII конгрессе МКАЭН. М., 1964. 1 См.: Шурщ Г. Указ. соч. С. 132—146. 1 См.: То.цытп. Германия. П. § 31.



Часть II. Становление "человека юридического"


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"



 


 


вым господствующее положение в хозяйственной жизни, вто­рым — в социальной сфере, включая охранительные и рели­гиозно-магические функции. Дислокальный брак сохранял длительное время за женскими домами функции "первичной социализации" детей, в том числе и мальчиков, поэтому вряд ли оправданно считать женские союзы только как произ­водственные объединения1 или как ответ на "терроризм муж­ских клубов"2. Разумеется, женские союзы были менее проч­ными и менее многочисленными, чем мужские, уже в силу необходимости для женщин покидать свой род, общину по достижении брачного возраста или, овдовев, возвращаться в родную общину. Но тот же Георг Шурц, считая женские союзы "вторичным явлением", приводит сведения о "насто­ящих" женских союзах у африканских народов3. "Настоящи­ми" они были по своей роли в общественной жизни. Именно в Африке, где роль женщины в хозяйственной жизни осо­бенно велика, женские союзы приобретали роль существен­ного фактора и в общественной жизни. Раздельное прожива­ние мужчин и женщин при дислокальном браке побуждало женщин часто принимать на себя заботу об охране женского лагеря, отсюда и легенды об амазонках4. И позднее, при пар­ном браке, когда еще четче происходит половозрастное раз­деление труда, женская часть общины берет на себя многие функции оперативного управления ее жизнью, например, дележ охотничьей добычи мужчин чаще всего производится женщинами, многие празднества готовятся также ими. Мис­сионеры и этнографы застали у многих народов отдельные культовые сооружения при женских домах. Участие жен­щин в управлении жизнью общин прослеживается у наро-

1 См.: Аввркивва Ю. П. Разложение родовой общины и формирование
раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного по­
бережья Северной Америки // Труды Института этнографии. Т. 70. М.,
1961. С. 192.

2 Шурц Г. Указ. соч. С. 139.

3 См.: там же. С. 140 и след. См. также: Evans-Pritchard E. E. Woman,
Culture and Society. Stanford, 1974.

4 См.: Косвен М. О. Амазонки. История легенды // Советская этногра­
фия. 1947. № 2. См. также: Collier J., Rosaldo M. Politics and Gender in
Simple Societies // Sexual Meanings: The Cultural Construction of Gender
and Sexuality. Cambridge, 1981. P. 275—329.


дов, давно прошедших стадию матриархата, например у ин­дейцев, якутов, африканских племен. Словом, мужские со­юзы вряд ли могут считаться монопольными носителями пуб­личной власти в общлнно-племенной организации. Однако тен­денция к монополизации этой власти и захват институтов племенного самоуправления усиливаются с превращением мужских союзо»в в тайные общества.

Разложение первобытно-общинных отношений, появле­ние племенной: верхушки, претензии ее на безраздельное господстезо над соплеменниками превращают мужские союзы из институтов социализации юношей и общественных клубов мужского населения в органы "внеэкономического" принуж­дения ос иовнойс массы соплеменников, вначале женщин, де­тей, пленников, затем и рядовых общинников.

Что обусловило создание тайных обществ? Закабале­ние сопл-еменников, будь то в форме принудительных работ, выплаты дани своигм вождям или в иных, часто обставлен­ных религиозно-мистическими ритуалами, формах, неизбеж­но вызы вало конфликты и противоречия, сопротивление части соплеменгников, подавить которые традиционные орга­ны самоуправления не могли, ибо их назначением было, на­против, еогласо вание личных и коллективных интересов. Тре­бовались иные органы подавления. Существовавшие мужские союзы и стали той основой, на которой формировались тай­ные общества, очиидавшие эти союзы от "посторонних", т. е. не допущенных к кругу посвященных, соплеменников.

Трансформация мужских союзов в органы господства родоплеменной верхушки отмечена у племен Северной Аме­рики, Африки, Океании, Средней Азии, Кавказа.

Возникая вначале как военная организация общинно-племенного самоуправления, тайные союзы начинают подме­нять их, насаждая свою волю как силой вооруженного тер­рора, таьс и введением новых ритуалов, прибегая к магии и колдовству для нагнетания в случае необходимости массово­го психоза и атмосферы страха среди рядовых соплеменни­ков. Вместе с т«м необходимо избегать трактовки тайных об­ществ как исключительно террористических организаций, орудия з ахвата власти племенной верхушкой, хотя эти черты преобладают в их характеристике.



Часть П. Становление "человека юридического"


Глава 4. Человек "общинный" и "государственный"



 


 


"Раздвоение публичной власти" между двумя системами организации общественной жизни — самоуправляющейся общин­но-племенной и (тоже) самоуправляющейся узкокорпоративной — при всех коллизиях, возникающих из такой раздвоенности, все же давало выход личным или групповым интересам, способ­ствовало развитию личной инициативы. Очень часто, вступая в тайное общество, его члены фактически порывали кровнород­ственные связи, отныне они беспрекословно подчинялись обы­чаям этого общества, но одновременно приобретали статус лич­ности, наделенной персональной властью и ответственностью. При­общение к узкому кругу посвященных освобождало члена тайного общества от стадного "бараньего сознания" (К. Маркс). Привязы­вая своих членов к жесткой, регламентированной организации, тайные союзы вместе с тем не позволяли им слишком замыкать­ся в интересах рода, семьи, общины, как бы раздвигая обще­ственный диапазон бытия тех, кто состоял в организации.

Сам тип организации тайных обществ и союзов, чрезвы­чайно эффективный для достижения конкретных целей опре­деленных групп, оказался очень живучим, а отголоски тай­ных союзов можно обнаружить впоследствии в организациях спартанских илотов, римских рабов, в первых христианских общинах, средневековых "конспирациях", масонских ложах, тайных организациях нового и новейшего времени1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VI в. до н. э. Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота обществен­ных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большин­стве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а не­которые и с раздражением) спрашив

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-  

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей 1 Павленк

Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий­ ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд­ дийской культуры&q

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишени

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Правосубъектности индивида
Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Между­народное право, — пишет он, —- это не что иное, как перво­бытное право в миро

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?
Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен: а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
  Глава 15. Эвтаназия Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти.

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от н

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?
Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страда

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги