рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Преамбула

Преамбула - раздел Философия, Антропология права Считая, Что Вековое Стремление Людей К Более Справед­ливому Мировому Поряд...

Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишений, далеко не удовлетворено;

считая, что ъцедрое изобилие средств экономического суще-ствования, которое Божественное милосердие ниспослало чело­вечеству, в настоящее время расходуется расточительно или в них несправедливо и неравномерно отказано жителям Земли;

считая, что Аллах дал человечеству через свои откро­вения в Священном Коране и Сунне Его Святого Пророка Мухаммеда прочную юридическую и моральную основу, по­зволяющую создавать и регулировать институты и чело­веческие отношения;

считая, что права человека, предписанные Божествен­ным Законом, имеют цель придать достоинство и честь человечеству, а также уничтожить гнет и несправедливость;


Часть III. Право, культура, цивилизация

считая, что в силу их Божественных источников и освя­щения эти права не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены властями, ассамблеями и другими института­ми, так же как нельзя от них отречься или отказаться;

в соответствии с чем мы, мусульмане,

верующие в Аллаха, Милостивого и Милосердного Твор­ца, опору, Господина мироздания, единственного Проводни­ка человечества и Начало всякого Закона;

верующие в наместничество (Халифат) человека, кото­рый был создан, чтобы выполнить волю Аллаха на Земле; верующие в мудрость Божественных наставлений, передан­ных Пророками, чья миссия достигла апогея в заключитель­ном Божественном послании, переданном Пророком Мухам­медом (да будет мир с Ним) всему человечеству;

верующие в то, что рациональность сама по себе, без света откровения Аллаха, не может быть надежным руко­водством в делах человечества и не может дать духовную пищу душе человеческой, и зная, что предписания ислама являются квинтэссенцией Божественной заповеди в закон­ной и совершенной форме, считаем своим долгом напомнить человеку о высоком положении и достоинстве, которые нис­послал ему Аллах;

верующие в приглашение всему человечеству приобщить­ся к посланию ислама;

верующие в то, что в соответствии с нашим древним союзом с Аллахом наши обязанности имеют приоритет над нашими правами и что каждый из нас имеет священное право распространять наставления ислама словами, дела­ми и всеми мирными средствами, а также применять их не только в своем собственном существовании, но и в обще­стве, которое нас окружает;

верующие в нашу обязанность установить исламский порядок:

1) где все человеческие существа будут равны и никто
не будет иметь привилегий или подвергаться дискримина­
ции из-за принадлежности к своим расе, цвету кожи, полу,
а также в зависимости от своего происхождения и языка;

2) где все человеческие существа рождаются свободными;


 

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина

3) где рабство и каторжный труд запрещены;

4) где созданы условия для сохранения, защиты и почи­
тания института семьи как основы общества;

5). где правители и управляемые одинаково отвечают перед Законом* и равны перед ним;

6) где подчиняются лишь тем приказам, которые со­
гласуются с Законом;

7) где любая земная власть должна рассматриваться
как священная и данная на время, предписанное Законом, и
должна осуществляться в соответствии с ним и установ­
ленными им приоритетами;

8) где все экономические ресурсы рассматриваются как
Божественные благоволения, предоставленные человечеству,
которыми все могут пользоваться согласно правилам и цен­
ностям, изложенным в Коране и Сунне;

9) где все общественные дела решаются и ведутся, а
административная власть осуществляется после совета
(шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в
принятии решения, не противоречащего Закону и обще­
ственному благу;

 

10) где каждый выполняет обязанности в соответствии
со своими способностями и соразмерно с этим несет от­
ветственность за свои поступки;

11) где каждый может быть уверен в том, что в случае
нарушения его прав будут приняты меры, предусмотрен­
ные Законом;

12) где никто не может быть лишен прав, гарантиро­
ванных ему Законом, кроме как в соответствии с данным
Законом и в той мере, в какой дозволено Законом;

13) где каждый имеет право предпринять юридические
действия против любого, кто совершил преступление про­
тив общества в целом либо против одного из его членов;

14) где будут предприняты все усилия для того, чтобы:
а) избавить человечество от всякой эксплуатации, не­
справедливости и угнетения;

* Под "Законом" понимается Шариа, т. е. совокупность предписании Корана и. Сунны.



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина



 


б) гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установлен­ных Законом.

Настоящим подтверждаем, что, будучи служителями Ал­лаха и членами всемирного братства ислама, в начале пятнад­цатого века исламской эры мы обязуемся обеспечивать непри­косновенные и неотъемлемые права человека, сформулирован­ные ниже и рассматриваемые нами как предписанные исламом.

I. Право на жизнь

1.Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и
должны предприниматься все усилия для ее защиты. 3 част­
ности, никто не должен подвергаться ранению или быть
предан смерти, кроме как властью Закона.

2. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным
остается священный характер тела человека. Верующие
должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося че­
ловека обходились с должной торжественностью.

II. Право на свободу

1.Человек рождается свободным. Не должно быть ни­
какого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда
этого требует применение Закона.

2. Любой человек и любой народ имеют неотъемлемое
право на свободу во всех ее формах: физическую, культур­
ную, экономическую и политическую, и должны иметь пра­
во бороться всеми доступными способами против наруше­
ния или отмены этого права. Любой угнетенный человек
или народ имеет право на законную поддержку со стороны
других лиц и/или народов в этой борьбе.

III. Право на равенство и недопущение никакой дис­
криминации

1.Все люди* равны перед Законом и имеют право на
равные возможности и на одинаковую защиту Закона.

2. Все люди должны получать равную плату за равный
труд.

3. Никому нельзя отказать в возможности работать,
никто не должен быть жертвой дискриминации или
nod-

Термин "люди" означает индивидов обоих полов.


вергатъся еще большему физическому риску под единствен­ным предлогом различия в религиозных верованиях, цвете кожи, расе, происхождении, поле или языке.

IV. Право на справедливость

1.Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обхо­
дились в соответствии с Законом и только в соответствии
с Законом.

2. Любой человек не только имеет право, но и обязан про­
тестовать против несправедливости. Он должен иметь пра­
во обратиться в предусмотренном Законом порядке к влас­
тям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он име­
ет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение,
и добиваться справедливого решения независимого суда в слу­
чае спора с государственными властями или любым лицом.

3. Любое лицо имеет право и долг защищать права лю­
бого другого лица или всей общины (хизба).

 

4. Никто не должен подвергаться дискриминации за
стремление защищать свои частные или общественные
права.

5. Каждый мусульманин имеет право и долг отказать­
ся выполнить приказ, противоречащий Закону, от кого бы
ни исходил этот приказ.

V. Право па справедливый судебный процесс

1.Никто не может бытъ признан виновным в соверше­
нии правонарушения и понести наказание, если доказатель­
ство вины не было признано независимым судом.

2. Никто не должен бытъ признан виновным до спра­
ведливого судебного процесса с предоставлением разумных
возможностей защиты.

3. Наказание должно назначаться в соответствии с За­
коном, пропорционально тяжести правонарушения и с уче­
том обстоятельств, при которых оно было совершено.

4. Никакой поступок не должен рассматриваться как
преступление, если это ясно не определено в тексте Закона.

5. Всякий индивид отвечает за свои поступки. Ответ­
ственность за преступление не может распространяться
на других членов семьи или группы, которые не замешаны
ни прямо, ни косвенно в совершении данного преступления.



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина



 


 


V/. Право на защиту против превышения власти

Всякий человек имеет право на защиту от произвола со стороны официальных органов. Он не должен оправдываться, кроме случаев защиты от предъявленных ему обвинений или когда он оказывается в таком положении, которое могло бы вызвать обоснованное подозрение о его участии в преступлении.

VII. Право на защиту от пыток

Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, наси­лию с целью получения признания в совершении преступле­ния, принуждению соглашаться с действиями, приносящи­ми вред его интересам.

VIII. Право на защиту чести и репутации
Всякий человек имеет право защищать свою честь и

репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умыш­ленных попыток диффамации и шантажа.

IX. Право убежища

1.Всякий преследуемый или угнетаемый человек имеет
право на убежище и пристанище. Это право гарантирует­
ся для любого человека, независимо от расы, религиозной при­
надлежности, цвета кожи и пола.

2. Аль-Масджид алъ-Харам (Священный Дом Аллаха) в
Мекке является убежищем для всех мусульман.

X. Право меньшинств

1.Принцип Корана "В религии нет принуждения" дол­
жен определять религиозные права немусульманских мень­
шинств.

2. В мусульманской стране религиозные меньшинства
для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь
возможность выбора между исламским Законом и их соб­
ственными законами.

XI. Право и обязательное участие в управлении де­
лами общества

1. Как предусмотрено Законом, любой член общины
(уммы) имеет право занимать государственную должность.

2. Процесс свободной консультации (шура) является ос­
новой административных отношений правительства с на-


родом. В соответствии с этим принципом народ имеет право выбирать и смещать своих правителей.

XII. Право на свободу совести, мысли и слова

1.Любой человек имеет право выражать свои мысли и
убеждения в рамках, предусматриваемых Законом. Напро­
тив, человек не имеет права распространять ложь, сведе­
ния, которые могут оскорблять общественные приличия,
клевету, наносить вред репутации других лиц.

2. Поиски знания и правды являются не только правом,
но и обязанностью всякого мусульманина.

3. Всякий мусульманин имеет право и обязан защищать­
ся и бороться против притеснений в рамках, установлен­
ных Законом, даже если это приводит к оспариванию реше­
ний высших государственных властей.

4. Не должно быть никаких препятствий распростра­
нению информации при условии, что она не угрожает безо­
пасности общества или государства и не выходит за рам­
ки, установленные Законом.

5. Никто не должен ни презирать, ни осмеивать рели­
гиозные убеждения других лиц, ни способствовать обще­
ственной враждебности по отношению к ним. Уважение ре­
лигиозных чувств других обязательно для всех мусульман.

XIII. Право на свободу вероисповедания

Всякий человек имеет право на свободу совести и вероиспо­ведания в соответствии со своими религиозными убеждениями.

XIV. Право на свободу собраний

1.Всякий человек имеет право индивидуальным образом или
коллективно участвовать в религиозной, общественной, культур­
ной и политической жизни своей общины и создавать институ­
ты и органы, предназначенные для определения того, что хо­
рошо (мааруф), и противодействия тому, что плохо (мункяр).

2. Всякий человек имеет право создавать институты,
позволяющие осуществить его права. Коллективно община
обязана создать условия, дающие возможность полного раз­
вития личности ее членов.

XV. Экономический порядок и вытекающие из него права
1. В своей хозяйственной деятельности все люди име­
ют право пользоваться природными богатствами. Это блага,
данные Аллахом в интересах всего человечества.



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина



 


2. Все люди имеют право добывать средства к суще-
ствоваию в соответствии с Законом.

3. Всякий человек обладает правом собственности, ко­
торой он владеет индивидуально или совместно с другими
лицами. Национализация некоторых экономических средств
в общественных интересах законна.

4. Бедняки имеют право на определенную часть состо­
яния богатых, установленную закятом и выделяемую в со­
ответствии с Законом.

5. Все средства производства должны использоваться в
интересах всей общины (уммы); запрещается не принимать
их в расчет или плохо ими распоряжаться.

6. Для обеспечения развития сбалансированной эконо­
мики и для защиты общества от эксплуатации исламский
Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную
коммерческую деятельность, ростовщичество, использова­
ние принудительных мер при заключении сделок и публика­
цию лживой рекламы.

7. Разрешены все виды экономической деятельности, если
они не приносят вреда интересам общины (уммы) и не на­
рушают исламские Законы и ценности.

XVI. Право на защиту собственности

Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации.

XVII. Статус и звание трудящихся

Ислам чтит труд и человека труда и повелевает му­сульманам относиться к труженику безусловно по спра­ведливости и с великодушием. Он должен не только регу­лярно получать заработанное, но и иметь право на доста­точный отдых и досуг.

XVIII. Право на социальное обеспечение

Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимос­ти от ресурсов общины. Эта обязанность общины рас­пространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной не­дееспособности.


XIX. Право на создание семьи и связанные с этим
вопросы

1.Всякий человек имеет право вступить в брак, создать
семью и растить детей в соответствии со своей религией,
своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает
этими правами и привилегиями и подчиняется обязатель­
ствам, установленным Законом.

2. Каждый из супругов имеет право на уважение и по­
читание со стороны другого.

3. Всякий супруг обязан содержать свою супругу и де­
тей в соответствии со своими средствами.

4. Всякий ребенок имеет право быть на иждивении ро­
дителей и расти в семье. Запрещается заставлять рабо­
тать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вред­
ным для их естественного развития.

5. Если в силу каких-либо причин родители не способны
выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, об­
щине надлежит выполнять эти обязанности за счет обще­
ственных ресурсов.

 

6. Всякий человек имеет право на материальную под­
держку, так же как и на заботу и защиту семьи в детстве,
в старости или в случае недееспособности. Родители име­
ют право на материальную поддержку, так же как и на
заботу и защиту со стороны детей.

7. Материнство имеет право на уважение, заботу и осо­
бую помощь со стороны семьи и общественных органов об­
щины (уммы).

8. В семье мужчины и женщины должны разделить между
собой обязанности и ответственность сообразно с их полом,
способностями, талантами, природными склонностями, учи­
тывая их общую ответственность перед детьми и родителями.

9. Никто не может вступить в брак против своей воли,
утратить полностью или частично свое юридическое лицо
вследствие вступления в брак.

XX. Право замужней женщины
Всякая замужняя женщина имеет право:
а) жить в доме, где живет ее муж;



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации



 


б) получать средства, необходимые для поддержания
такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее суп­
руга, а в случае развода получать в течение периода закон­
ного ожидания (идда) содержание, соответствующее сред­
ствам ее мужа, для себя самой, так же как и для детей,
которых он кормит и воспитывает; а также все другие
пособия, независимо от ее собственного финансового поло­
жения, ее собственных доходов или имущества, которым
она могла бы владеть полностью;

в) потребовать и получить расторжение брака (хула) в
соответствии с положениями Закона; это право дополняет
ее право требовать развода через суд;

г) наследовать мужу, родителям, детям и другим ли­
цам, породненным в соответствии с Законом;

д) на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем,
если она разведена, конфиденциального характера той ин­
формации, которой он может располагать на ее счет и рас­
пространение которой могло бы причинить вред ее инте­
ресам. Такая же обязанность лежит на ней по отношению
к супругу или бывшему супругу.

XXI. Право на образование

1.Всякий человек имеет право получить образование в
зависимости от своих природных способностей.

2. Всякий человек имеет право свободы выбора профес­
сии и карьеры, получения возможностей для полного разви­
тия своих природных способностей.

XXII. Право на личную жизнь

Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни.

XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­
тельства

1.Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой
подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусуль­
манин должен иметь право на свободный въезд в любую му­
сульманскую страну и на свободный выезд из нее.

2. Никто не должен подвергаться принуждению поки­
нуть страну, где он живет, а также незаконной депорта­
ции из нее.


Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ)

Отдав должное трем величайшим традиционным право­вым семьям, о которые, как морская пена о скалу, разбива­лись до недавнего времени внешние влияния, обратимся те­перь к традиционным правовым системам, испытавшим на себе более ощутимое влияние других, прежде всего европейских, культурно-правовых систем. Традиционный homo juridicus ока­зался на перекрестке правовых культур, совсем как бывший homo soveticus 90-х годов, поэтому нам интересен опыт ассими­ляции новых норм человеком, одной ногой стоящим на плат­форме привычных ему координат, другой — на зыбкой почве нововведений. Но прежде нам придется освоиться с термино­логией, которой оперирует современная юридическая антропо­логия и которая еще редко используется отечественным ака­демическим и вузовским правоведением.

Легко представить, как напор мощной чужой (можно сказать мягче — "другой") цивилизации вносит глубокие из­менения в ценностные ориентации, в жизненные установки и поведение масс людей, в целом не подготовленных к тако­му воздействию. Возникает законный вопрос: где здесь бла­го, а где непоправимый ущерб?

История права — это непрерывная череда правовых заимствований, влияний одной правовой системы на другую. Рецепция римского права покоренными Римом народами, а затем и многими европейскими государствами более позднего времени — яркий тому пример, хотя пример далеко не един­ственный. В истории права возникла даже объясняющая этот феномен общая теория движения права1. Рецепция римского права была постепенным процессом, растянувшимся на не­сколько веков, при этом сохранялись (а нередко и заимство­вались) многие нормативные регуляторы местных правовых систем. Иначе обстояло дело с колонизацией Англией, Фран­цией, Германией, Россией и другими европейскими держава-

1 См.: Рулан Н. Юридическая антропология. Гл. IV. Раздел 1. "Общая теория движения права". С. 185—192. См. также: Agostini E. Droit compare. P., 1988. P. 243—322.



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации



 


ми обширных территорий неевропейского ареала: процесс шел, мягко выражаясь, более напористо и в одну сторону; вместе с переносом права метрополии на местное население (здесь особенно усердствовали французы) шла мощная эко­номическая, культурная и религиозная экспансия.

Этот процесс прививки чуждых элементов цивилизации традиционным обществам (вспомним из уроков ботаники чу­деса дедушки Мичурина, прививавшего веточку грушевого дерева к яблоне -- получалась, кажется, "грушевка") обрел в этнологии, а затем и в юридической антропологии название аккультурации1. В отличие от диффузионистов, рассматри­вавших явления "культурных заимствований" как уже свер­шившийся факт, теоретики аккультурации рассматривали передачу культур в самом ее процессе. Для них аккультура­ция включает явления, происходящие от прямых и длитель­ных контактов народов, групп и отдельных людей с другой культурой, в результате которых в культуре-оригинале про­исходят заметные изменения. Причем речь не идет о каких-либо "заимствованиях" (рецепции), а именно о целенаправ­ленном изменении внешними силами культуры-оригинала.

Правовая аккультурация шла разными путями: британ­цы, верные традициям общего права, стремились привнести в правовой быт колонизуемых народов новую судебную прак­тику и приспособить местное обычное право к задачам эф­фективного административного управления; французы избра­ли более радикальный путь ломки старых традиций и норм и придания правовому статусу аборигенов индивидуального ха­рактера, сводя к минимуму так называемые коллективные (племенные, общинные, клановые) права. Исламизация поко­ренных Халифатом, а позднее Османской империей, народов обеспечивала усвоение этими народами законов шариата.

1 Первыми ввели этот термин американские этнологи в 1936 г. для обо­значения "взаимопроникновения цивилизаций": Redfield R., Linton R., Herskovits M. J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. No. 38. P. 140—152. Подробнее см: Linton R. (ed.) Acculturation in Seven American Indian Tribes. N. Y., 1940; Herskovits M. J. Acculturation. The Study of Culture Contact. Gloucester, 1948; Gera-ud M.-O., Leservoisier O., Pottier R. Les notions clcs de 1'ethnologie. Ch. 8. "Acculturation". P., 2000.


Разнообразны были и формы правовой аккультурации, на­пример записи обычаев и их кодификация в новом духе пу­тем введения нового толкования понятий собственности, лич­ной ответственности индивида за свои поступки, коль скоро невозможно было сразу навязать европейское понимание За­кона. Однако повсеместно эта аккультурация встречала сопро­тивление народов, не понимавших своего "счастья" и по этой причине сопровождалась мерами принудительного характера (уничтожение традиционных судов — одна из таких мер).

Исходя из того, что право есть продукт определенной культуры и определенной цивилизации (с чем мы выразили согласие выше), Н. Рулан в карманном (для ленивых студен­тов) издании своего учебника дает такое определение право­вой аккультурации: "Ее можно определить как глобальную трансформацию, которую испытывает одна правовая сис­тема от контакта с другой правовой системой, этот про­цесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения (moyens de contrainte)..."1 Нет нужды объяснять, что колонизация имела в своем распоряжении достаточно средств принуждения.

Однако нас интересует не столько процесс правовой ак­культурации (сюжет сам по себе интересный и драматич­ный) и даже не ее формы2, сколько загадка овладения че­ловеком "другого" права, ведь конечным объектом правовой аккультурации оказывается именно человек.

Зададимся прежде всего вопросом: каких сфер право­вого бытия человека обычно касается правовая аккультура­ция? Это урегулирование конфликтов на групповом и инди­видуальном уровнях: акцент отныне делается на судебном порядке снятия конфликтных ситуаций и запрете кровной мести. Существенному пересмотру подвергается система род­ства: европеизация имущественного и наследственного пра­ва приводит к тому, что отношения родства выводятся в плос­кость имущественных обязательств. Исследования Р. Вердье

1 Rouland N. L'anthropologie juridique. P., 1990. P. 84. Подробно проблему
правовой аккультурации исследовал М. Аллио: Alliot M. L'acculturation
juridique // Ethnologic generate (Dir. J. Poirier). P., 1968. P. 1180—1236.

2 Отсылаем к: Рулан Н. Юридическая антропология. Гл. IV.



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации



 


и Э. Ле Руа позволяют утверждать (по крайней мере на аф­риканском материале) о существенном пересмотре в коло­ниальную эпоху традиционных прав землепользования и соб­ственности на землю в целом. Наконец, в семейном праве наряду с изменением порядка наследования предпринима­лись попытки урегулировать вопросы заключения брака, в первую очередь за счет установления брачного возраста для будущих супругов и отмены (или существенного снижения) выкупа за невесту. Разумеется, в различных регионах мира формы и методы правовой аккультурации были разнообраз­ными, но общая тенденция сводилась к повышению личной ответственности человека, что соответствовало европейско­му видению прав и обязанностей индивида.

Современные юристы-антропологи единодушны в том, что цивилизационная и правовая аккультурация имела ха­рактер конфликта культур. По мнению тонкого исследова­теля этой проблемы японского правоведа М. Шиба, послед­ствия этого конфликта очевидны и теперь: "Рецепция права незападными странами происходит при доминировании этно­центризма [Запада], реальном, фиктивном и символическом. Доказано, что так называемая универсальность современно­го западного права, изобретенная западниками, на самом деле служит сохранению правового плюрализма. Последние исследования правового плюрализма показывают постоянство живого незападного коренного права, которое пережило при­внесенное право, независимо от того, было ли это право на­вязано или принято добровольно. Действительно, все неза­падные народы бережно сохраняли свое исконное право и сопротивлялись иностранному праву в течение всего време­ни, когда им приходилось обеспечивать сохранение культур­ной идентичности в своей правовой культуре"1. Для нас этот вывод служит еще одним напоминанием о том, что любая форсированная ассимиляция - - религиозная, культурная, языковая, правовая, несет в себе мощный (хотя нередко на­сильственно приглушаемый) заряд ее отторжения. Это от-


торжение создает состояние раздвоенности сознания чело­века, подвергаемого такой ассимиляции.

Антропология культуры наработала огромный матери­ал, позволяющий оценить с разных сторон процессы аккуль­турации в ее общецивилизационном измерении. Считается, что "прививке" того или иного элемента "другой" культуры предшествует селекция на уровне коллективного сознания, если оно вообще восприимчиво к изменениям. Новый эле­мент не прививается в чистом виде и как бы подвергается своего рода повторному толкованию ("реинтерпретации") с учетом новой среды. Многое зависит от позиции и интересов наиболее динамичной части общества, испытывающего та­кую "прививку": готовы ли те, кто формирует общественное мнение, оказать на него воздействие и побудить принять то или иное новшество. Наконец, образное, "мифологизирован­ное" мышление легче поддается воздействию извне: суще­ствует, например, интересная теория, объясняющая "культ корабля" у многих народов, считающих его посланцем дру­гой, загадочной культуры (современная разновидность -культ самолета у папуасов Новой Гвинеи)1.

Антропология права только начинает разрабатывать свой метод изучения правовой аккультурации. Наибольших успе­хов в этом плане добилась правовая африканистика. У нас в стране все активнее идет изучение этих процессов у народов Кавказа и Сибири. Ниже мы рассмотрим воздействие право­вой аккультурации на правовой статус личности в Африке, этой лаборатории правовой антропологии, где процессы фор­мирования права, как мы убедились в разделе о генезисе права, происходили особенно наглядно и где аккультурация сопровождалась наиболее агрессивным вторжением чуждого права в традиционную культурно-правовую среду. Затем мы посмотрим, какие последствия правовой аккультурации пре­терпели коренные народы Кавказа и Сибири и как при этом изменялся правовой статус личности.


 


1 Chiba M. Prolcgomenes // Une introduction aux cultures juridiques non-occidentales. Bruxelles, 1998. P. 42.


1 См.: Lawrence P. "Cargo Cult". L., 1964; Worsley P. M. The Trumpet Shall Sound: A Study of "Cargo" Cults in Melanesia. L., 1957.


 


9 «a


нтропология права»


Часть III. Право, культура, цивилизация

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Преамбула

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VI в. до н. э. Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота обществен­ных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большин­стве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а не­которые и с раздражением) спрашив

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-  

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей 1 Павленк

Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий­ ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд­ дийской культуры&q

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Правосубъектности индивида
Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Между­народное право, — пишет он, —- это не что иное, как перво­бытное право в миро

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?
Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен: а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
  Глава 15. Эвтаназия Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти.

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от н

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?
Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страда

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги