рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личность в социалистическом праве

Личность в социалистическом праве - раздел Философия, Антропология права В Свое Время Н. А. Бердяев Отмечал "внутреннюю Экзи­стенциальную Диалект...

В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека. В России критическим моментом этой "диалектики гуманизма" была попытка построить ком­мунизм как принципиально иную модель человеческого со­циума, а в конечном счете создать и "нового человека" — вызов, брошенный Истории, своего рода "штурм неба", вы­ражаясь романтической лексикой парижских коммунаров1. Обоснованием этого вызова были идеология марксизма и выстроенное на его основе "новое право".

В советское время крайне редко цитировалось программ­ное заявление Маркса и Энгельса из "Немецкой идеологии": "Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как поли­тического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека"2. При желании "с ходу" разоблачить марксизм (и его более позднюю версию - - марксизм-лени­низм) можно надергать немало цитат и из Ленина типа "Плох тот революционер, который в момент острой борьбы оста­навливался перед незыблемостью закона"3. Но наша задача иная, об этом мы договорились с самого начала: отбросив разоблачительный пафос, попытаться разобраться, почему коммунистический проект, имевший конечной целью благо человека, привел уже в начальной стадии своей реализации к известным результатам?

1 Причины спада "гуманистической волны" в России на рубеже XIX—
XX вв., как и истоки искушения марксизмом, проанализированы с не­
превзойденной глубиной Н. А. Бердяевым в его труде "Истоки и смысл
русского коммунизма" (1937, первое издание на русском языке — 1955).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 197.
' Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 504.


338 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

У того же Н. А. Бердяева есть блестящее по форме объяснение самой сути марксистского решения проблемы от­ношения между человеком и обществом: "Маркс был замеча­тельным социологом, но очень слабым антропологом. Марк­сизм ставит проблему общества, но не ставит проблему чело­века, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики"1. Действительно, для марксизма перво­основой жизни являются производительные силы и производ­ственные отношения; но превращение человека в функцию экономического процесса является, no-марксизму же, перво­основой его личностного отчуждения (Entciusserung). Для разре­шения этого очевидного противоречия "достаточно" устранить частную собственность как источник эксплуатации человека че­ловеком в экономическом процессе — и с "овеществлением" (Verdinglichung) человеческой жизни, с социальным отчуждени­ем (Entfremdung) человека от производительных сил, общества, государства будет покончено, воцарится царство равенства и братства. Нет нужды подробно объяснять, почему такой про­ект оказался особенно соблазнителен для русского ментали­тета с его возводимой в абсолют антиматериальностью, с его тягой к общинности и духовности.

Первые шаги советской власти показали, что больше­визм взял курс на создание нового, "высшего" типа права — права революционной целесообразности, отвергающего и даже презирающего "формальное право" как насквозь буржуаз­ное. Присвоив себе право считаться прямыми наследниками революционеров всех времен и народов (отражения, кстати говоря, квазирелигиозного и мифологизированного мессиан­ского сознания марксистов), большевики закладывали новое право в духе известных революционных декретов и декла­раций. Но удивительное дело: если отбросить полагающуюся по жанру революционную риторику, мы обнаружим в этих документах черты новых поколений прав человека, до сих пор отсутствовавших в мировом конституционализме2.

1 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Гл. VII, 3. М.,
1997. С. 405—406.

2 О поколениях прав человека в теоретическом плане см.: Права чело­
века: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. Гл. V. § 3 "Поколе­
ния прав человека". С. 136—140.


 

Глава 9. Человек в системе российского права

Речь идет о поколениях социальных и коллективных прав, впервые так объемно сформулированных в "новом" праве. Так, Декрет о земле(26 октября 1917 г.) провозгла­шал: "Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не кон­фискуются" (ст. 5). Тем самым провозглашался принцип со­циальной справедливости: земля тем, кто ее обрабатывает. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа(31 января 1918 г.) пошла еще дальше: частная собственность на землю отменялась, весь земельный фонд объявлялся об­щенародным достоянием и передавался трудящимся без вся­кого выкупа на началах уравнительного землепользования (ст. II, ч. 1). Эта же Декларация закрепляла "освобождение трудящихся от гнета капитала" - и тут же вводила "всеоб­щую трудовую повинность" (ст. III, ч. 3). А как же иначе: кто не работает, тот не ест!?

Декларация прав народов России(15 ноября 1917 г.), как и другие акты советской власти (например, резолю­ция VII Всероссийского съезда Советов 5 декабря 1919 г. "Об угнетенных нациях"), впервые апеллировала к новому поко­лению прав — правам народов. Пройдет полвека и революци­онный пафос этих новых прав будет переведен на язык дей­ствующего международного права и известной Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным стра­нам и народам (14 декабря 1960 г.).

Вообще следует внимательнее отнестись к "революции права" тех лет, дабы понять, что перешедшие на сторону новой власти юристы не просто выполняли социальный за­каз, но и реализовали в новых актах идеи, бродившие в умах современных им юристов. Конечно, эти акты не были результатом спонтанного революционного порыва, а зара­нее продуманной частью осуществления широкомасштабно­го проекта революционного переустройства мира и самого человека. Ради реализации своего проекта революционные "романтики" устанавливали свое мерило права как справед­ливости:

"Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Рос­сийская Социалистическая Федеративная Советская Респуб­лика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, ко-


 


340 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

торые пользуются ими в ущерб интересам социалистичес­кой революции"1 (Конституция РСФСР 1918 г., статья 23).

Одновременно Конституция 1918 г. в ст. 21 предоставля­ла "убежище всем иностранцам, подвергающимся преследо­ваниям за политические и религиозные преступления" (пос­леднее слово выделено нами. — А. К.).

Уже этот пример показывает, что с самого начала "но­вое право" было зажато в тиски идеологии и выдавало новой власти мандат на революционные преобразования. Эта тен­денция отражала, как ни парадоксально это звучит, "визан­тийскую" сущность российской правовой традиции, отмечен­ную нами выше2, в которой человек, увы, был лишь объек­том правового воздействия государства. Воздействия чаще всего насильственного ради торжества в светлом будущем великих идеалов коммунизма, эдакого современного вари­анта теократического проекта Савонаролы, попытавшегося в XV в. учредить во Флоренции Град Божий на земле. (Как не вспомнить Ф. М. Достоевского с его резкой критикой насиль­ственной организации Добра!) Вот что писал по этому пово­ду Н. А. Бердяев:

1 Оправданием такого "классового" подхода к праву служили горы соци­
ал-демократической литературы. Вот что писалось в одной из брошюр:
"Революция неизбежна: только она даст возможность производитель­
ному классу овладеть политической властью и воспользоваться ею для
экономической экспроприации капиталистов и национализации или
социализации производительных сил. О добровольном отречении эксп­
луататоров от их политического и экономического господства нечего и
думать. В истории не было примера, чтобы целый класс сам отказал­
ся от своих преимуществ" (Гед Ж., Лафарг П.
Чего хотят социал-
демократы / Пер., предисл., примеч. и прилож. Г. Плеханова. Одесса,
1906. С. 26).

2 Книга эта уже готовилась к изданию, когда в руки попала новая рабо­
та С. С. Алексеева "Восхождение к праву", в которой советское право
объясняется через феномен "византийского права", являющегося, по
мнению автора, "правом (в широком значении этого термина), которое
при обосновании и оправдании акций на сугубо публично-приказной
основе отдает приоритет в социальной жизни идеологическим догмам и
идолам, оправдывает во имя самодержавной власти насилие над людь­
ми, расправу над непослушными и одновременно с внешней стороны
характеризуется весьма развитыми и престижными юридическими фор­
мами" (Алексеев С. С. Восхождение к праву. М., 2001. С. 189—190).


 

Глава 9. Человек в системе российского права

"В русский коммунизм вошли не традиции русского гума­низма, имевшего христианские истоки, а русского антигу­манизма, связанного с русским государственным абсолютиз­мом, всегда рассматривавшим человека как средство. Марк­сизм считает это путем к добру. Новое общество, новый человек рождается от нарастания зла и тьмы, душа нового человека образуется из отрицательных аффектов, из ненави­сти, мести, насильничества. Это — демониакальный элемент в марксизме, который считают диалектикой. Зло диалекти­чески переходит в добро, тьма --в свет. Ленин объявляет нравственным все, что способствует пролетарской револю­ции, другого определения добра он не знает. Отсюда вытека­ет, что цель оправдывает средства, всякие средства. Нрав­ственный момент в человеческой жизни теряет всякое само­стоятельное значение. И это есть несомненная дегуманизация. Цель, для которой оправдываются всякие средства, есть не человек, не новый человек, не полнота человечности, а лишь новая организация общества. Человек есть средство для этой новой организации общества, а не новая организация обще­ства — средство для человека"1.

Стоять не на почве законности, а на почве революции — этот завет Маркса методично применялся в "революционном преобразовании общества" при, подчеркнем, довольно широ­кой социальной поддержке этих преобразований, по мень­шей мере, на первом, романтическом, этапе социалистичес­кого строительства. Что же обеспечивало в принципе непра­вовому строю такую поддержку? Коммунистический проект обещал каждому человеку удовлетворение его потребностей путем "справедливого" распределения общественного богат­ства: на первом этапе "каждому по труду", затем — "каждо­му по потребностям". Большевизм подменил равенство в праве внешне заманчивой идеей имущественного равенства во имя социальной справедливости. Для реализации этой идеи тре­бовалось уничтожить частную собственность, а вместе с ней "подавить" сопротивление эксплуататоров преимуществен­но неправовыми средствами, затем установить государствен­ный контроль над распределением, а заодно и над всей об-

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. С. 407.


342 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

щественной жизнью. Туда, куда не проникало всевидящее око государства, а именно, в частную жизнь, образ мыслей человека, туда обращали свой взор партия, комсомол, пио­нерская организация, профкомы и домкомы. Под эти задачи впоследствии была подведена теоретическая подпорка - "со­четание государственных и общественных начал в управле­нии". Человеку оставалось лишь добровольно согласиться на роль винтика в этой машине. Уже с первых лет существова­ния новой власти были запущены разнообразные механизмы подавления личности: использование новых символов веры в полуграмотной стране, монополизация идейной трибуны од­ной лишь идеологией (идейный монополизм сродни единому символу веры), укрощение стихии индивидуализма посред­ством механизмов доведенного до абсурда бюрократизма, поощрение доносительства под знаком борьбы с "врагами на­рода", эксплуатация недоверия ко всему иностранному и т. д.1 Помимо разветвленной системы карательных органов, вы­полнявших функции прямого подавления, отклоняющееся поведение и инакомыслие подавлялись с помощью "альтер­нативных процедур": товарищеские суды на производстве и по месту жительства, партийные и комсомольские собра­ния, суды офицерской чести специализировались на так на­зываемых "персональных делах".

Какая роль в этой системе отводилась праву?

Главный идеолог и верховный инквизитор советской юриспруденции А. Я. Вышинский, выступая с установочным докладом на первом Всесоюзном совещании по вопросам на­уки советского права и государства (16 июля 1938 г.) с лож­ной скромностью говорил о "попытке" дать определение права. На самом деле речь шла об установке: "Право - - совокуп­ность правил поведения, выражающих волю господствующе­го класса, установленных в законодательном порядке, а так­же обычаев и правил общежития, санкционированных госу­дарственной властью, применение которых обеспечивается

1 См.: Оболенский А. В. Драма российской политической истории: Сис­тема против личности. М., 199-1. См. также: Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Гл. шестая. "Право: химеры и реалии совре­менной эпохи". § 1. "Проклятие коммунизма". С. 309—331.


 

Глава 9. Человек в системе российского права

принудительной силой государства в целях охраны, закреп­ления и развития общественных отношений и порядков, вы­годных и угодных господствующему праву"1. Он разъяснял: "Право не есть система общественных отношений, право не есть форма производственных отношений, право есть сово­купность правил поведения, или норм, но не только норм, но и обычаев и правил общежития, санкционированных госу­дарственной властью и защищаемых ею в принудительном порядке"2. И наконец: "Наше определение исходит из отно­шений господства и подчинения, выражающихся в праве"3. Обратим внимание: "государственная власть" санкционирует и защищает в принудительном порядке не только нормы права как таковые, но и "обычаи и правила общежития", т. е. конт­ролирует бытие человека во всех его проявлениях. Само же право, оказывается, пассивно выражает отношения господ­ства и подчинения, о его активной роли регулятора обще­ственных отношений, приводящего эти отношения к гармонии частного и общественного интересов, не может быть и речи.

И все же, задаваясь вопросом, каково было антрополо­гическое измерение советского права, либо, проще говоря, каков был правовой статус личности в системе социалисти­ческого права, мы должны обратиться к советским конститу­циям 1924, 1936, 1977 гг.

Первая советская конституция 1924 г. практически игно­рирует индивидуальные права. Носителями прав, "свобод" и обязанностей объявлялись "трудящиеся", "трудовой народ". Ни о каком "персоноцентризме" не могло быть и речи, все поглощалось классовым подходом: человек обладал опреде­ленным набором прав и обязанностей только в силу принад­лежности к классу "трудящихся"4. Это имело свои практи-

1 Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949. С. 84.

2 Там же. С. 84.
1 Там же. С. 85.

1 См.: Куприн Н. Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971. Современная оценка (которую мы разделяли) права советского периода дана академиком В. С. Нерсесянцем: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Раздел "Основные концепции права и государства со­ветского периода". М., 2000. С. 150—184. См. также: Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. Гл. П. "Политико-правовая основа". М., 2000.


344 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

ческие последствия. Так, для поступления в вуз требовалось доказать свою принадлежность либо хотя бы причастность к трудящимся (дети "недобитых буржуев" заручались, напри­мер, "рекомендациями" профсоюзов извозчиков или прачек, нередко при содействии своей бывшей прислуги). Графа "со­циальное положение" стала непременным атрибутом всех ан­кет наряду с "национальностью" и "партийностью". Была вве­дена негласная (в смысле отсутствия какого-либо законода­тельного акта) "номенклатура" должностей пяти уровней, когда кандидат на каждую должность отбирался и утверж­дался партийным органом соответствующего уровня.

Конституция 1936 г. хотя и вводила понятие "гражда­нин", исходила, тем не менее, из того, что источником прав гражданина был не сам гражданин, а государство. Права граж­данина чаще всего сводились к сакраментальной формули­ровке: граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на образование. Мол, чего вам еще надо. Зато обязанностей было куда больше: от защиты социалистического отечества до ох­раны социалистической собственности.

Конституция 1977 г. готовилась долго и на заключитель­ном этапе ее подготовки даже было инициировано "всена­родное обсуждение". К этому времени СССР ратифицировал международные пакты, в частности Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (правда, без Факультативного протокола, дававшего гражданам ратифицировавшего госу­дарства право обращаться в международные органы защиты прав человека — тогда у нас это считалось "вмешательством во внутренние дела государства"; вдумаемся: права челове­ка— "внутреннее дело" государства...). В 1975 г. СССР взял на себя по Заключительному акту Совещания в Хельсинки обязательства в гуманитарной сфере. Были, наконец, написа­ны научные труды по проблемам правового статуса личнос­ти1, в которых из неизбежной апологетической руды можно

1 Хотелось бы отметить несколько работ этих лет: Воеводин Л. Д. Кон­ституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972; Маль­цев Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968; Маслен­ников В. А. Конституционные обязанности советских граждан. М., 1970; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (проблемы взаимоотно­шений). М., 1974; Фароер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.


 

Глава 9. Человек в системе российского права

было намыть золотники интересных идей и конкретных ре­комендаций, часть которых затем была использована при со­ставлении новой конституции (например, идея всенародного обсуждения (референдума) наиболее важных вопросов жизни государства и общества, право граждан на судебное обжало­вание действий государственных органов и должностных лиц, процессуальные гарантии граждан и ряд других). Но сама правовая конструкция оставалась прежней: государство само определяло круг прав и обязанностей личности. Раздел II Кон­ституции 1977 г. так и называется "Государство и личность". Ввиду того, что текст Конституции 1977 г. для молодого по­коления юристов сейчас труднодоступен, приведем хотя бы извлечения из этого раздела: как-никак памятник эпохи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность в социалистическом праве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VI в. до н. э. Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота обществен­ных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большин­стве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а не­которые и с раздражением) спрашив

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-  

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей 1 Павленк

Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий­ ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд­ дийской культуры&q

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишени

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Правосубъектности индивида
Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Между­народное право, — пишет он, —- это не что иное, как перво­бытное право в миро

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?
Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен: а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
  Глава 15. Эвтаназия Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти.

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от н

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?
Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страда

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги