Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии международным договорам об охране права на жизнь?
Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии международным договорам об охране права на жизнь? - раздел Философия, Антропология права Нидерландские Власти Придерживаются Того Мнения, Что Этот Закон Не Противореч...
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обязательству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или граждан.
Это обязательство изложено, в частности, в ст. 6 Пакта ООН о гражданских и политических правах и в ст. 2 Европейской конвенции о правах человека. В основе этих положений лежит уважение феномена жизни. Эти договоры отказывают властям и другим институтам и лицам в праве лишать кого-либо жизни против его воли (за исключением известных чрезвычайных ситуаций).
Эти положения не ориентированы на сохранение состояния неизлечимых и невыносимых страданий. Они представляют индивидууму защиту от посягательств на его право на жизнь. Ни из текста, ни из предыстории закона не следует наличия неправомерного нарушения этого права. Государства — участники договоров обладают большой степенью свободы для обеспечения охраны жизни в рамках своих собственных правовых систем — таково общепринятое понимание указанных сформулированных в общих выражениях положений. Универсальный запрет применения эвтаназии и оказания помощи при самоубийстве не может быть, таким образом, осуществлен исходя из этих договоров, однако охранный аспект этого закона должен выдерживать проверку на выполнение нормы "уважение жизни". Закон использует эту норму как исходный пункт. Применение эвтаназии по собственной просьбе пациента не представляет собой какой-либо формы преднамеренного лишения жизни в том смысле, как об этом говорится в вышеуказанных статьях договоров.
Закон об эвтаназии не противоречит международным договорам и изложенным в них фундаментальным правам человека. Нидерландское правительство самым активным образом поддерживает эти права, но в рамках этой поддержки оно не считает, что индивидуум не имеет возможности принять собственное решение о том, стоит ли свою жизнь продолжать или нет. Самоубийство в Нидерландах, в противоположность некоторым другим странам, также не наказуемо".
Завершим этот скорбный сюжет еще одним вопросом, который задает Ю. А. Дмитриев: можно ли защитить права человека после его смерти?1 Мы бы поставили проблему еще в более широком смысле: обладает ли человек правами и после физиологической смерти?
Напомним, что Всеобщая исламская декларация прав человека в первой же статье "Право на жизнь" (во второй ее части) предписывает: "После смерти, как и при жизни,
1 См.: Дмитриев Ю. А. Можно ли защитить права человека после его смерти? // Право и политика. 2001. № 6.
460 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью". Нет нужды приводить вопиющие факты надругательства над памятью усопшего и чувствами его родственников, в которое превращается нередко так называемый погребальный обряд — эти факты, увы, может привести каждый. Мало кто даже из юристов знает о существовании Федерального закона 1996 г. "О погребении и похоронном деле" (который, правда, не устанавливает обязанности государства предать земле останки покойного, а перекладывает ее на "специализированные службы по вопросам похоронного дела"). Между тем право на достойное погребение в соответствии с традициями, волей покойного или его родственников свято соблюдалось в обычном праве всех времен и народов. Коль скоро законодатель счел возможным вмешаться в святая святых бытия человека, граждане вправе ожидать если не помощи государства, то хотя бы установления более жесткой ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение достоинства личности при погребении, например, установив эту ответственность по аналогии с таким уголовно наказуемым деянием, как развратные действия. Пока что ст. 244 УК РФ устанавливает ответственность только за надругательство над телами умерших и местами их захоронения. (В этой связи возникает вопрос об оценке, как правовой, так и моральной, действий властей в отношении тел погибших моряков атомной подводной лодки "Курск", когда морской обычай отдавать морю тела погибших моряков вступил в острое противоречие с необходимостью установления причин катастрофы и желанием воздать необходимые почести мученикам.)
Современная правовая доктрина прекращает правоспособность граждан моментом смерти1, и это логично, так же как и логично ограничивать дееспособность граждани-
1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малъко. М., 1997. С. 484.
Глава 15. Эвтаназия
на его совершеннолетием, а в отдельных случаях по решению суда и другими условиями (душевная болезнь, исполнение вступившего в законную силу приговора суда и т. д.).
Но вот такая категория, как правосубъектность, т. е. возможность и способность лица быть субъектом права, вряд ли укладывается в жесткую логику "нет человека — нет проблемы". Срочная и бессрочная охрана гражданским законодательством ряда имущественных и неимущественных прав граждан после их смерти, таких, как исполнение завещательной воли умершего, охрана авторских прав и т. п., должна, по нашему убеждению, распространяться и на права, обеспечивающие индивидуализацию личности (право на честь, достоинство, деловую репутацию), ее автономию (право на неприкосновенность частной жизни) — еще одно перспективное направление исследований как антропологии права, так и конституционного и гражданского права. При этом представляется, что проблема посмертных прав личности должна решаться совместными усилиями юристов, философов, медиков1.
Итак, мы завершили свой обзор личностных прав человека в том виде, в каком они сформулированы на пороге нового века и нового тысячелетия. Согласимся: эти права предстают сегодня совсем в ином виде, чем, скажем, два-три десятилетия назад. Решать новые проблемы, связанные с этими правами, традиционными подходами позитивного права представляется малопродуктивным. Следовательно, современное право должно искать ответ на них в тесном сотрудничестве с антропологами, медиками, биологами, философами, ведь сегодня как никогда проблемы права тесно переплелись с вопросами морали и справедливости, свободы и ответствен-
1 Для более углубленного изучения проблемы рекомендуем: Вигаев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Калиновский П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991; Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990; Рязанцев С. Указ. соч.
462 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
ности человека1. Запрет противоречащих традиционной морали проявлений иной морали, ханжеское игнорирование новых проблем бытия человека в самых интимных его сферах лишь задержали развитие права, заставили искать иные, неправовые, пути их решения. Следует ли продолжать идти по этому пути? Думается, настало время переходить от разговоров о биоэтике к разработке норм биоправа.
1 Рекомендуем публикации: Инглхарт Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4; Шацкий Е. Протолиберализм: Автономия личности и гражданское общество // Полис. 1997. № 5—6.
Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнительного правоведения Института государства и права РАН и
От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академического правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско
Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников.
Лао-цзы, VI в. до н. э.
Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд
Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, обращенную непосредственно к че
Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической этнологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс
Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юриспруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глубинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с
XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота общественных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники
Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико
Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большинстве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а некоторые и с раздражением) спрашив
Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важнейшим фактором биологической эволюции человека выступает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,
Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием выживания человека была его полная
Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно определяемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача
Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстракции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-
Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо проводить различие между правом Индии, независимого государства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей
1 Павленк
Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд дийской культуры&q
Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишени
Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог
Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразумевалось под этим загад
Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзистенциальную диалектику", в силу которой гуманизм переходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приводит к отрицанию человека.
Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной
Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового статуса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю
Правосубъектности индивида
Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Международное право, — пишет он, —- это не что иное, как первобытное право в миро
Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до проблем генной инженерии. Мы
Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется трансплантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла
Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эвтаназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуществлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персонал также могут отказываться принимать участие в подготовке эвтаназии. Ни врачи, ни м
Как работают и из кого состоят региональные контрольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований должной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи
Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассматриваться врачом как легитимная просьба о применении эвтаназии. Признание легитимности
Новости и инфо для студентов