рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индуктивный метод Ф.Бэкона.

Индуктивный метод Ф.Бэкона. - раздел Философия, Философия Доктрину "естественной" Философии, Базирующейся На Опытном Познании...

Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Елизавете. С 12 лет обучался в Кембрижском университете. Получил юридическое образование. Быстрый карьерный рост и в 1618 году занимает должность лорда-канцлера. Весной 1621 г. Бэкон был обвинен палатой лордов в коррупции, предан суду и от наказания был избавлен по милости короля. На этом его политическая деятельность завершилась, и он занимается наукой. Главным делом философа становится критика традиционного познания и обоснования нового метода познания природы вещей. Что препятствует успешному познанию природы? Основная причина – это господство над сознанием людей так называемых «идолов». Он выделяет 4 основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. «Идолы рода» - это предрассудки человеческого ума, возникающие из смешения природы человека с природой вещей. «Идолы пещеры» - это предрассудки индивидуального положения человека в мире. «Идолы рынка» - заблуждения, возникающие при использовании слов с уже готовым значением. «Идолы театра» - заблуждения, возникшие из подчинения авторитету (например, великих людей).

"Истина - дочь Времени, а не Авторитета"

"Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным." Его работы: "Новый Органон наук"(1620), "О достоинстве и приумножении наук"(1623), "Новая Атлантида"(1627). В них разрабатывается философская доктрина, нацеленная на установление "царства человека" на основе естественных наук, технических изобретений и усовершенствований.

Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент и определенная методика их анализа и обобщения. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. (от частного к общему).Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Он вводит в научный оборот требование эмпирического обоснования знания.

Метод индукции - это логический переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

"Знание - Сила".

Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями ("паук"), другой - собирает в одну кучу без систематизации различные знания ("муравей"), третий систематизирует результаты наблюдений и опыта ("пчела"). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления , обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычной к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, традиционными учениями.

Следует подчеркнуть, что Бэкон понимал, с одной стороны, ограниченность наивного сенсуалистического реализма, и с другой - абстрактно-спекулятивной метафизики, считая, что ученый должен быть мыслящим эмпириком, "пчелой". "Путь пчелы" - это путь, соединяющий как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переходы от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов. При этом Бэкон, кажется, с излишним оптимизмом считал, что индуктивный анализ, опирающийся на показания органов чувств, является достаточной гарантией необходимости и достоверности получаемого заключения.

 

 

3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.

 

Рационалистические традиции в философии 17 в. были представлены Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650) - в латинском написании Картезий - французский философ, математик, физик, физиолог, один из основоположников европейской и мировой философии Нового времени и основатель рационалистической методологии в теории познания. Родился в знатной французской семье. Увлекался математикой, хотя должен был стать военным. В 1629 году оставляет службу, переезжает в Голландию и почти 20 лет занимается наукой. В 1649 году принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию наук. Суровый климат и напряженная работа стали причиной преждевременной смерти.

Р. Декарт опирался на метод универсального сомнения, основанного на разумном скептицизме. Сомневающийся человек всегда мыслит, а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта "Я мыслю, следовательно, существую"("cogito ergo sum").

"Рассуждения о методе"

В отличие от Бэкона, который опирался на опытно-индуктивные исследования, на опыт и наблюдение, Декарт обращался к разуму и самосознанию, а свою методологию ориентировал на математику. У Декарта этот метод носит название "универсальной математики", поскольку математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, чтобы стать самой достоверной из наук.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. (Само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение).

Всеобщий и необходимый характер математического знания, по Декарту, вытекает из природы самого ума. Следовательно, главную роль в познании играет дедукция (от общего к частному). Согласно декартовскому рационализму решающим свидетельством истинности теории является ее внутренняя логичность и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Достоверное знание не может быть выведено из опыта и его обобщений. Оно может быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Р. Декарт занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности (не принимать ничего на веру), правило разделения (разделять каждую проблему на столько частей, сколько возможно для её наилучшего разрешения), правило усложнения (располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших, восходить к более сложным) и правило систематизации (делать всюду настолько полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено). Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.

Декартова программа построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632 – 1677). Родился в семье купца. Возглавил после смерти отца его дело. Одновременно у него складываются дружеские отношения вне еврейской общины Амстердама. Руководители общины подвергли Спинозу «великому отлучению» (1665 г.) Спасаясь от преследования, Спиноза жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз.

Одно из основных понятий – единая и бесконечная субстанция – Бог и Природа одновременно. субстанцию трактует не только как материальное начало мира, но и включающее в себя духовное, мышление.

В отличие от дуалистической философии Р. Декарта, который в основании бытия выделял две самостоятельных субстанции: материальную и духовную (Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Р. Декарта называют "дуализмом" (от лат. дуа - два), философия Спинозы носит монистический характер.

Великий немецкий философ и математик Готфрид-Вильгельм Лейбниц ((1646 – 1716гг.) немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. Его работы: «Рассуждения о метафизике», «Монадология» и др.) отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия. Центральное понятие философии Лейбница – монады. Монада – простая неделимая сущность. Весь мир представляет собой собрание монад. Мир монад иерархичен. Располагается от низших к высшим. Низшие монады образуют уровень обычного материального бытия. Высший уровень монад – это Бог.

4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Спор между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом в XVII – начале XVIII вв. был продожен в работах английских мыслителей: Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

Английский философ-просветитель и политический деятель Джон Локк (16321704). родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Закончил колледж в Оксфорде, в котором затем преподавал. Занимался химией, медициной.

Дж. Локк сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую ( от лат. sensus – чувство, ощущение) теорию познания. В своей основной работе «Опыт о человеческом разуме» Локк ставит главной целью исследовать человеческий разум, его способности, функции и пределы. Локк различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний опыт – это познание внутреннего мира человека. Внешний опыт – это наши ощущения. Внутренний опыт более достоверен, чем внешний. Создаёт теорию о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества – это математические и пространственно-временные характеристики: фигура, величина, положение, движение, а вторичные – это цвет, вкус, запах. Философия Дж. Локка занимает промежуточное положение между материализмом и идеализмом

С резкой критикой материалистического сенсуализма Дж. Локка выступил английский мыслитель и епископ Джорж Беркли (1684-1753). Родился в Ирландии, закончил университет в Дублине. По окончании учебы становится учителем теологии. Путешествовал по Европе, Северной Америке. В последние годы был епископом в Ирландии.

В философии Д. Беркли вообще нет понятия материи. Он доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений. Возьмем яблоко, рассуждал Д.Беркли. Оно румяно, сладко (кисло), сочно и т.д. Давайте уберем эти качества. Что останется? Ничего, считает он, ибо “румяно”, “сладко”, “сочно” и т.д. – это всего лишь наши ощущения. Таким образом любая вещь – это та или иная идея (от бога), существующая для нас в ощущениях. Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное (существующее реально вне нас и независимо от нас), не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д.Беркли были определены в научном мире как “субъективный идеализм”. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной.

С преобразованием субъективно-идеалистической теории познания Дж. Беркли в агностицизма (а – отрицание, гносис – знание) выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776).

 

Вывод:

Общим для мыслителей Нового времени была проблема достоверности знания. Философы не признавали в качестве истины авторитет. (только авторитет Свещенного писания в делах веры можно признавать как истину). Рационалистический метод Декарта в процессе постижения истины концентрировал внимание на деятельности человеческого ума. Ему противопоставлялся метод эмпиризма Бэкона, основанный на чисто опытном выведении аксиом знания.

Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативные позиции в философии Нового времени.Социально-политические концепции в философии Нового времени представлены идеями Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др., Томаса Гоббса (1588 – 1679) разработал теорию о договорном происхождении государства.

 

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на проблематику философии Нового времени?

2. В чем новизна и особенности философии Нового времени, каковы её основные направления?

3. Объясните значение терминов «эмпиризм» и «рационализм». Назовите представителей этих направлений.

4. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы Г. Лейбница.

5. В чем проявился агностицизм Д. Юма?

 

Лекция № 7. Тема: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... Московская Финансово Юридическая Академия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индуктивный метод Ф.Бэкона.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
  Ушакова Наталья Евгеньевна «Философия»     Краткий конспект лекций по «Философии» для студентов, обучающихся по специальности

Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в

Философия, как мировоззрение.
  Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача

Специфика философии, как науки. Функции философии.
  Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес

Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек. Философские проблемы возникают на определенном уровне раз

Характерные черты философии Древнего Китая.
  Литература: 1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991. 2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф

Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя

Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на нес

Характерные черты философии Древнего Китая
  Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа. 1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э. 2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.

Досократовский период античной философия.
  Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре

Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546

Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Основатель школы Парменид (540 – 470 гг. до н.э.) – «Бытие есть, а небытия нет». Учение Пармени

Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не

Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софистов–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому

Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть

Универсалии. Реализм и номинализм.
  Литература: История философии в кратком изложении. М., 1991. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X

Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками. При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и

Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
  В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо

Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
  Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст

Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет? В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего. Реалисты считали, что наряду с

Натурфилософия эпохи Возрождения.
  Литература: 1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978. 2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв. Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
  Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q

Натурфилософии эпохи Возрождения.
  Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал

Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц. 4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Особенности и основные направления философии Нового времени.
  Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе

Особенности философии немецких просветителей.
  Литература: 1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988. 2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956. 3. Дидро Д. Философские принципы отн

Философские идеалы французского Просвещения.
  Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается

Характерные черты философии английского Просвещения.
  Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ

Особенности философии немецких просветителей.
    В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му

Философская концепция К. Маркса.
  Литература: 1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975. 2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987. 3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. 4. Кузнецов В.Н

Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс

Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183

Философская концепция К. Маркса.
  Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи

Предпосылки появления и особенности современной западной философии.
Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают "фи

Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил

Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия

Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в

Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был

Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще

Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и

Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление. 6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты. Литература:

Периодизация и особенности развития русской философии.
  Основные периоды: 1. XI - XVII вв. Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и куль

Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880

Философия свободы Н. Бердяева.
  Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению

Бытие в самом широком смысле этого слова - существование, то, что существует.
Противоположностью бытия является Ничто или Небытие. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продол­жалось,

Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображе­ние человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Уже первые мыслители заметили, что

Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
  Литература: 1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002. 2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989. 3. Глобальные проблемы и общ

Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не распо­лагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по

Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).
Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека. С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают неко­торыми сходными чертами. 1. Они умеют изготавливать сре

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с опре­деленной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи

Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, мате­риальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обя­зательное условие должно

Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории

Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие обще­ственных явлений и процессов, и необходимые

Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или соц

Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волну­ющей, чем образование и строение Вселенной, возник­новение жизни и человека. С биологической ж

Сознание - мозг - язык. Самосознание.
Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет со

Сознательное и бессознательное.
Термины “бессознательное”, “под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, н

Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения

Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри

Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац

Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави

Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл

Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает: · возделывание; · обработку; · воспитание; · поклонение

Кроме того, массовая культура как таковая в условиях двадцатого первого века
является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сброси

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги