Религиозная философия XX в.

Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще, а богослужение, как поиск своего «Я», своей неповторимости, данной Богом. Наиболее точный образ человеческой сущности – путешественник. Отсюда ощущение страха, покинутости. Это ощущение оказывается наиболее сильным у одаренных людей.

Большую роль в неотомистском понимании человека, его сущности и предназначения сыграли работы Иоанна-Павла II, предыдущего Папы Римского. В них подчеркивается необходимость взаимопонимания всех людей в условиях современного существования человечества, божественность человеческого тела, святость родительской деятельности.

Сущность учения неотомизма заключается в утверждении о необходимости доказательства бытия божия всей системой наук, в том числе философией. К традиционным доказательствам бытия божия неотомисты добавляют современные данные науки: гармоничность, соразмерность, закономерность, упорядоченность мира. Все это служит основанием для утверждения Творца, Композитора мира. В связи с современными данными науки неотомисты активно модернизируют религию, приводя ее в соответствие со светскими концепциями.

Особое направление католической философии развивал Тейярд де Шарден (1881 – 1955). Согласно его концепции, человек – это заранее запланированный итог эволюции космического целого. В эволюции Вселенной чередуются стадии преджизни, жизни, мысли и сверхмысли. Теория эволюции человека представлена, как синтез науки и религиозного опыта. Эволюционный процесс протекает на трех уровнях. Первый уровень – физико-химическая эволюция. Она включает в себя возникновение Вселенной, химических элементов, происхождение и развитие звезд и галактик. Второй уровень – биологическая эволюция, включающая происхождение жизни и разделение всего живого на три группы: простейшие, растения и животные. Третий уровень – психосоциальная эволюция человека. Третий уровень охватывает и новые явления – социальные институты и социальное поведение. Замедление темпа развития на этом уровне может привести к катастрофе, симптомы которой уже угадываются. Эту проблему можно выразить простыми словами: «опустошение Земли», «опустошение человека».

Весь мир пропитан энергией – духовной движущей силой, задающей импульсы эволюции Космоса. В процессе космогенеза (развития Вселенной) мир устремляется к своей финальной цели – точке Омега. Мир в этой точке предельно сложен и божественно прост, как все гениальное. После точки Омега наступает сверхжизнь – финал истории человечества. Наука и мистика синтезируются, сознание всех людей сливается с космическим Христом.