Религиозная философия В. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880 г. – докторскую диссертации. Академическая карьера В. Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам убийства Александра II.

Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды Соловьева нашли наиболее полное свое выражение в труде «Оправдание добра. Нравственная философия». Должное содержание и смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи Добра. При этом добро трактуется онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1)чистой, (автономией или самозаконностью) (ничем внешним оно не обусловлено), 2) полной, или всеединством, поскольку оно все собой обуславливает, 3) силой, или действительностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется прежде всего в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Эти первичные данные составляют основы нравственной жизни человечества. Благодаря этим первичным данным люди могут различать добро и зло, вырабатывать моральные нормы, формировать учение о нравственности.

Для философии В. С. Соловьева характерна идея единства. В онтологии Соловьев выделял три вида бытия: явления, мир, идей, абсолютное бытие. Бог является абсолютным субъектом бытия. Бог олицетворяет собой положительное всеединство. (Философию Соловьева называёт философией положительного всеединства). Мудрость Бога Соловьев называет Софией. София – это душа мира. Смысл бытия человека – достраивание Софии до органического единства с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может произойти в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством. В Боге, по Соловьеву заключены добро, истина и красота. Эти три абсолютные ценности всегда едины. Смыслом этого единства является любовь. (Даже физиологическая любовь соединяет разнополые существа). Истинная любовь – это воссоединение в Боге. Эта настоящая, истинная духовность. Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. Жизнь человека – это творчество, движение к добру.