рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия свободы Н. Бердяева.

Философия свободы Н. Бердяева. - раздел Философия, Философия   Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Учился На Юридич...

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению из университета, ссылке. (но по-настоящему марксистом никогда не был). Тема России – одна из центральных в его творчестве. Революцию 1917 г. не принял. Был выслан в 1922 г. за границу. Умер в Кламаре (недалеко от Парижа). За год до смерти был избран почетным доктором Кембриджского университета. Две книги - «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества». (1916.)

Центральные идеи философии Н. А. Бердяева – свобода и творчество. В его философии раскрывается реализация присущей человеку свободы.

По Гегелю, дух безличен и в конечном счете сводится к разуму. По Бердяеву, дух («царство духа» противостоит «царству природы») это внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пре­делы природы. (необходимости, ставит человека «по ту сторону» предметного мира, «по ту сторону» рационального мышления). И в то же время дух принадлежит человеку, созданному из плоти и вписанному в поря­док общественной жизни. Дух соединяет сферу человеческо­го со сферой божественного: «Дух одинаково и трансцендентен (т. е. запределен, потусторонен, надмирен. - Авт.) и имманентен (т. е. посюсторонен, укоренен в этом мире. - Авт.). (...) Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же пе­реступаются границы сознания...» (Бердяев Н. А. Философия свобод­ного духа. М., 1994. С. 380).

По Бердяеву, дух есть свобода. Дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безлич­ный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека — от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божественное происхождение: свобода коренится в том безначальном и до-бытийном «ничто», из которого Бог сотворил мир. Свобода есть великая неопределенность и великий риск, в ней кроется как возможность добра и бесконечного возвышения челове­ка, так и возможность зла и бесконечного падения. Свобода духа есть подлинный источник всякой творческой активности. Свобода не свя­зана ограничивающими путами и условиями бытия, но сама способ­на творить новое бытие. «Дух есть свобода, свобода же уходит в добытийственную глубину. Свободе принадлежит примат над бытием, которое есть уже остывшая свобода. (...) Поэтому дух есть творчест­во, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая сво­бода духа первична. (...) Но дух не только от Бога, дух также от на­чальной, добытийственной свободы, от Ungrund'a. (...) ...Он (дух. -Авт.) свобода в Боге и свобода от Бога. ...Эту тайну нельзя рационали­зировать...» (Бердяев Н. А. Дух и реальность //Бердяев Н. А. Фило­софия свободного духа. М., 1994. С. 379).

У Бердяева на первый план выходит человек как свободная творческая личность. «Остывшая свобода» личного духа, это - результаты личного творчества человека. Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его свободу и уст­ремленность в беспредельное. Этой теме посвящена статья Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре» (1922 г.). «Все достижения куль­туры, — пишет Бердяев, - символичны, а не реалистичны. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни..., красоты жиз­ни..., божественности жизни. Она осуществляет лишь истину в по­знании, в философских и научных книгах...; красоту — в книгах сти­хов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях; божественное — лишь в культе и религиозной символике. Творческий акт притягивается в культуре вниз и отяжелевает».

Вывод:

Свобода – это то, что, на онтологическом уровне определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы».

Свобода является основой и целью творчества человека. (в творчестве можно обрести полную свободу)

 

 

5. «Русский космизм» как философское направление.

 

Русский космизм (космическая философия) - направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие. Сложилось в первой половине XIX в. Его представители: Вернадский, Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов.

Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) – основатель русского космизма. Выдвигал идеи борьбы со смертбю, регуляции природы силами науки и техники. Эта борьба воспринималась как следующий этап, новая ступень развития мира и космоса.

Концепция Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1953). Его интересовала проблема контакта с представителями других миров и взаимосвязь всего живого и неживого в Космосе. Циолковский считал, что воля человека и других существ – высших и низших – это проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения – это тоже голос Вселенной. Человечество составляет лишь ничтожно малую часть всех разумных существ, населяющих необъятный Космос. Современное человечество, считал К. Э. Циолковский, может выйти в Космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение во Вселенной. Общественная организация человечества должна строится на основе новой, космической этики, которая представляет круговую поруку всех нравственных существ.

А. Л. Чижевский (1897 – 1964). Его концепция раскрывает специфику взаимодействия космических процессов и исторического процесса, идущего на Земле. Книга «Земное эхо солнечных бурь». Человечество зависит от ближнего и дальнего Космоса. Изучая старинные хроники и рукописи, он заметил, что крупные общественные или военные события совпадали с прохождением больших солнечных «пятен» через его центральный меридиан. Бушует природа Солнца и Земли – волнуются и люди. Считал, что от космических и солнечных факторов воздействия зависят: частота преступлений, несчастных случаев, рождаемость на Земле, распространение эпидемий и другие процессы.

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945).

Создал учение о ноосфере (сфере разума). И её воздействие на все биологические и геологические процессы, происходящие на Земле. Анализируя геологическую историю Земли, В. И. Вернадский считал, что ноосфера является последним из многих состояний биосферы, когда человек становится мощной геологической силой. В этих условиях развитие цивилизации связано не только с решением технических проблем, но и пониманием того, что мыслящее человечество представляет собой единое целое. Человечество становится активным элементом биосферы. Оно определяет её развитие. В. И. Вернадский считал, что у нашей цивилизации есть перспектива перерасти в космическую.

 

Главные идеи:

учение об эволюции биосферы и переходе её в ноосферу, в которой разум становится геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает Землю, затем он преобразовывает космос, превращая всё в некую среду, пригодную для жизни человека. Понятие «космос» в этом направлении переосмысливается. В античности космос рассматривался как одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрение космизма космос должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая цель эволюции.

 

 

6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты.

 

Ещё в конце XIX в. появилась евразийская концепция российской культуры князя Евгения Николаевича Трубецкого. (1863 – 1920) – правовед, профессор Московского университета, видный представитель религиозно-философской мысли. Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Умер в Новороссийске при эвакуации Добровольческой армии. (У него есть брат С.Н. Трубецкой).

Суть: Россия – это мост, связывающий Европу и Азию. На протяжении многих лет Россия создавала свою экономику, политику, строила социальные отношения, духовные ценности самостоятельно. Но, в то же время, находилась под влиянием и западных и восточных культур, адаптируя их для своего развития.

Вплоть до конца XIX в. довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что и другое. Например, формационная концепция обращала внимание на единую направленность развития основных этапов истории человечества. Её альтернативой в XX. в. становится цивилизационный подход, основанный на идеях качественного своеобразия региональных, локальных культур (цивилизаций, культурных организмов). Эта концепция была развита в исследованиях Н. Я. Данилевского, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина. Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации.

В настоящее время социальная философия считает необходимым рассмотрение истории в рамках и формационного и цивилизационного подходов. При попытке синтезов этих подходов вводится понятие традиционной («Восток») и техногенной («Запад») цивилизации, как двух наиболее общих типов социальной организации.

Традиционные общества (Индийское, Китайское, Египетское, Средневековое Мусульманское государство, страны третьего мира в XX веке) характеризует медленный темп социальных изменений, приоритет традиций, высокая роль общественных норм. Для Востока характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозная традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общность.

Техногенная цивилизация ориентирована на быстрые изменения. В ней приоритетны инновации, ключевая роль принадлежит автономной личности. Истоки Запада видят в культуре античности и Рима. Для Запада характерен рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Становление техногенной цивилизации связано с формированием классического естествознания и техники. Эта цивилизация впервые сформировалась в XVI – XVII вв. Затем началась её экспансия (распространение), в ходе которой поглощались и преобразовывались традиционные общества.

Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон выдвинул гипотезу о том, что в будущем источником конфликтов станет не идеология и экономика, а культура. Столкновение цивилизаций станет главным (доминирующим) фактором мировой политики. Так называемая концепция «столкновения цивилизаций». «Линии разлома между цивилизациями, - считает Хантингтон, - это и есть линии будущих фронтов». (Сначала конфликты разворачивались между нациями – государствами. После Первой Мировой войны, революции 1917 г. и ответной на неё реакции начинаются конфликты идеологий. Сторонами такого конфликта были коммунизм, нацизм, либеральная демократия. Во время «холодной войны» этот конфликт вылился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не была нацией-государством в классическом европейском смысле. Все эти конфликты были конфликтами западной цивилизации. У. Линд назвал их «гражданскими войнами Запада». С окончанием «холодной войны» подходит к концу западная фаза (см. выше) развития международной политик, в центре внимания выступает взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями. К крупным цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую (российская), латиноамериканскую, африканскую цивилизации. (Основными характеристиками являются язык, история, обычаи, институты, самоидентификация).

Центральной осью мировой политики в будущем станет, по мнению С. Хантингтона, конфликт между «Западом и остальным миром».

Причины конфликта:

По сравнению с другими цивилизациями Запад находится сейчас на вершине своего могущества. Вторая держава – СССР, в прошлом его оппонент, исчезла с политической карты мира. Запад главенствует в политической и экономической сферах. Различия в масштабах власти и борьбы за военную, экономическую и политическую власть являются источником конфликта между Западом и иными цивилизациями. Ещё одним источником конфликта служат различия в культуре, в базовых ценностях и верованиях. Американский исследователь В.С. Нейпол утверждал, что западная цивилизация универсальна и годится для всех народов. На поверхностном уровне многое из западной культуры действительно пропитало остальной мир. Но на глубинном уровне западные представления и идеи отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В политической сфере эти различия наиболее отчетливо обнаруживаются в попытках США и других стран Запада навязать народам других стран западные идеи демократии и прав человека. (Плакат: Президент Буш на фоне американских истребителей. И подпись: «У Вас ещё нет демократии? Тогда мы летим к Вам!»)

В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддийской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, права человека, равенство, свобода, отделение церкви от государства, демократия свободный рынок. Попытки, предпринимаемые Западом с целью усиления пропаганды этих идей, часто вызывают враждебную реакцию.

Причины конфликта:

1. Существенные различия между этими цивилизациями. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям, и, самое важное, - религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительности прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии.

2. Мир становится более взаимосвязанным и взаимозависимым. Это ведет к росту цивилизационного самосознания.

3. В результате размывания традиционной идентификации людей с местом жительства (в ходе процессов экономической модернизации и социальных изменений) происходит возрождение религии, как основы для объединения цивилизации.

4. Рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой – именно поэтому среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням.На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления и ресурсов, чтобы придать миру новый, незападный облик.

5. Культурные особенности менее подвержены изменениям, чем экономические и политические. (поэтому их труднее совместить, а в случае конфликта свести к компромиссу. Люди могут стать приверженцами любой идеологии, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами).

Конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне – группы, обитающие вдоль линии разлома между цивилизациями. Ведут борьбу за земли и власть. На макроуровне – страны, относящиеся к разным цивилизациям. Соперничают из-за влияния в военной и экономической сферах, борются за контроль над международными организациями и третьими странами. Стремятся утвердить свои политические и религиозные ценности.

Незападные страны могут пытаться решить этот конфликт следующими способами:

1). Курс на полную изоляцию от западного влияния (Северная Корея, Бирма)

2). Попробовать примкнуть к Западу и принять его ценности.

3). Попытаться создать противовес Западу, развивая экономическую и военную мощь и сотрудничать с другими незападными странами против Запада, сохраняя свои национальные ценности, т.е. модернизироваться, но не вестарнизироаться.

В Евразии этнические конфликты чаще всего происходят между группами, относящимися к разным цивилизациям. Исторически сложившиеся границы между цивилизациями евразийского континента сейчас находятся в состоянии конфликта.

Однако, существуют и внутренне расколотые страны – относительно однородные в культурном отношении, но не определившиеся, к какой именно цивилизации они принадлежат. Их правительства, как правило, хотят примкнуть к Западу, но история, культура и традиции этих стран ничего общего с Западом не имеют.

Сейчас в стадии цивилизационного разлома находится и Россия.

Для того, чтобы расколотая изнутри страна обрела заново свою культурную идентичность, необходимо выполнить три условия.

1). Политическая и экономическая элита поддерживала этот шаг.

2). Народ должен быть согласен на принятие новой идентичности.

3). Группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, готовы её принять в свой состав.

Для православных стран бывшего Советского Союза – это достаточно сложно. (Но ещё более сложно это сделать мусульманским, буддийским и индуистским народам.

Все чаще приходится слышать споры о вестернизации или русификации «страны Бориса Ельцина».

Социалистический путь преобразований, который Россия выбрала в 1917 г., в силу ряда объективных и субъективных причин был прерван, и Россия оказалась на распутье, перед выбором альтернативных концепций развития.

Идея перестройки (1985 г.), выдвинутая М.Горбачевым, оказалась несостоятельной. Она была ориентирована на перестройку всего того, что делалось в стране с 1917 г. (экономики, идеологии, власти, строения государства, армии, науки, образования и пр.). Вот почему в результате перестройки оказались разрушенными все сферы общества, все стороны жизни.

Идея возрождения (1991 г.), выдвинутая Б. Ельциным, тоже ретроспективна. Была поставлена задача возрождения, восстановления старой России до 1917 г. (купечество, сословия, частная собственность, религия, предпринимательство, казачество, дворянские собрания и пр.). Это противоречит общим законам необратимости времени: прошлое нельзя вернуть. Мир и Россия другие, русской человек, впитав советское и познакомившись с мировым опытом - это не человек 19 века.

Идея обновления России является наиболее конструктивной и перспективной. Необходимо, опираясь на все положительное в России до 1917 г. и на все положительное в России после 1917 г., создавать новую Россию, развивать, а не разрушать ее науку, образование, здравоохранение, искусство, технику, экономику, систему управления.

(В официальной печати): В качестве принципов обновления России можно назвать принцип гуманизма (человек - высшая ценность), принцип патриотизма (опора на отечественный потенциал), принцип научности (наличие четких стратегических программ развития), принцип демократии, народовластия.

Если не может быть возврата к старой, царской России и к России советского периода, то и новорусский капитализм с обогащением небольшой части населения (до 7%) и разбазариванием национального богатства не приемлет большинство населения. Развитие мировой цивилизации показывает, что во всех странах мира утверждается не рыночная, а социально ориентированная экономика (экономика для человека), демократическая система власти, бесплатное образование и здравоохранение, бесплатное предоставление жилья, сокращение пенсионного возраста и рабочего дня, развитие социальной сферы и всех видов услуг и т.д., т.е. реализация социалистических идеалов. Судьба России связана с социалистическим будущим, потому что идеи социализма вполне соответствуют всем основным чертам российского менталитета: духовность, соборность, бескорыстие, всемирная отзывчивость, коллективизм и т.д.

 

Интересы Запада (если признать гипотезу Хантингтона верной) требуют: 1) укрепить единство своей цивилизации (между Европой и Северной Америкой); 2) интегрировать в состав Запада страны Восточной Европы и Латинской Америки; 3) расширения сотрудничества с Россией и Японией; 4) предотвращать локальные межцивилизационные конфликты; 5) ограничить рост военной мощи конфуцианских и исламских стран и т.д.

 

 

Вывод:

Термины «Запад» и «Восток» являются в данном случае противоположными началами культурных традиций человечества.

Россия - евроазиатская страна. В ее истории и культуре, в менталитете ее народа соединились европейские (западные) и азиатские (восточные) черты.

У России своя судьба, отличная от Запада и Востока.

Россия может способствовать диалогу Запад – Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные этапы развития русской философии.

2. Сформулируйте основные специфические черты русской философии.

3. Охарактеризуйте взгляды русских просветителей XVIII века.

4. В чем заключаются основные идеи славянофильства?

5. Каковы основные идеи запалничества?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... Московская Финансово Юридическая Академия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия свободы Н. Бердяева.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
  Ушакова Наталья Евгеньевна «Философия»     Краткий конспект лекций по «Философии» для студентов, обучающихся по специальности

Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в

Философия, как мировоззрение.
  Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача

Специфика философии, как науки. Функции философии.
  Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес

Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек. Философские проблемы возникают на определенном уровне раз

Характерные черты философии Древнего Китая.
  Литература: 1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991. 2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф

Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя

Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на нес

Характерные черты философии Древнего Китая
  Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа. 1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э. 2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.

Досократовский период античной философия.
  Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре

Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546

Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Основатель школы Парменид (540 – 470 гг. до н.э.) – «Бытие есть, а небытия нет». Учение Пармени

Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не

Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софистов–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому

Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть

Универсалии. Реализм и номинализм.
  Литература: История философии в кратком изложении. М., 1991. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X

Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками. При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и

Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
  В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо

Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
  Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст

Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет? В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего. Реалисты считали, что наряду с

Натурфилософия эпохи Возрождения.
  Литература: 1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978. 2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв. Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
  Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q

Натурфилософии эпохи Возрождения.
  Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал

Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц. 4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Особенности и основные направления философии Нового времени.
  Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе

Индуктивный метод Ф.Бэкона.
Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Е

Особенности философии немецких просветителей.
  Литература: 1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988. 2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956. 3. Дидро Д. Философские принципы отн

Философские идеалы французского Просвещения.
  Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается

Характерные черты философии английского Просвещения.
  Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ

Особенности философии немецких просветителей.
    В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му

Философская концепция К. Маркса.
  Литература: 1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975. 2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987. 3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. 4. Кузнецов В.Н

Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс

Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183

Философская концепция К. Маркса.
  Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи

Предпосылки появления и особенности современной западной философии.
Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают "фи

Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил

Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия

Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в

Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был

Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще

Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и

Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление. 6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты. Литература:

Периодизация и особенности развития русской философии.
  Основные периоды: 1. XI - XVII вв. Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и куль

Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880

Бытие в самом широком смысле этого слова - существование, то, что существует.
Противоположностью бытия является Ничто или Небытие. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продол­жалось,

Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображе­ние человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Уже первые мыслители заметили, что

Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
  Литература: 1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002. 2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989. 3. Глобальные проблемы и общ

Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не распо­лагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по

Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).
Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека. С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают неко­торыми сходными чертами. 1. Они умеют изготавливать сре

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с опре­деленной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи

Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, мате­риальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обя­зательное условие должно

Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории

Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие обще­ственных явлений и процессов, и необходимые

Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или соц

Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волну­ющей, чем образование и строение Вселенной, возник­новение жизни и человека. С биологической ж

Сознание - мозг - язык. Самосознание.
Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет со

Сознательное и бессознательное.
Термины “бессознательное”, “под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, н

Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения

Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри

Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац

Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави

Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл

Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает: · возделывание; · обработку; · воспитание; · поклонение

Кроме того, массовая культура как таковая в условиях двадцатого первого века
является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сброси

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги