Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории. - раздел Философия, Философия С Точки Зрения Материалистического Понимания Истории, Материальное Производс...
С точки зрения материалистического понимания истории, материальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обязательное условие должно выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя бы для того, чтобы люди могли жить.
Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества.
Личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы общества. Следует заметить, что люди не свободны в выборе производительных сил, которые образуют основу всей истории, поскольку они (производительные силы) являются продуктом деятельности предшествующих поколений. Таким образом, возможности людей определяются условиями, в которых те находятся, производительными силами, существовавшими доних; уже созданными не этими людьми, а предыдущими поколениями.
Средства производства (как вещественный элемент) включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда есть то, посредством чего (с помощью чего) человек воздействует на предмет труда. Их можно разделить на две части: активную (машины, механизмы) и пассивную (здания, сооружения). Предмет труда есть то, на что направлен человеческий труд, т.е. та часть природы, которая уже вовлечена человеком в процесс производства.
Рабочая сила есть способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые он использует для создания необходимых ему продуктов.
Характеризуя производительные силы общества, хотелось бы высказать важное замечание, сделанное еще К. Марксом: экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, каким средством труда.
В истории человеческого общества можно выделить четыре типа качественно различных средств труда (с точки зрения их эффективности, или производительности, а также трудовых навыков человека) и четыре ступени в развитии производительных сил.
- Первая - примитивные ручные каменные, костяные и деревянные средства труда, которые приводились в движение благодаря использованию мускульной силы человека.
- Вторая - ручные металлические и деревянные средства труда и использование двигательной силы не только человека, но и домашних животных, воды, ветра.
-Третья - машинная техника.
-Четвертая - автоматизированное производство.
Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом. Отношения, в которые вступают люди в процессе производства и по поводу производства называются производственные отношения. Они являются необходимой стороной любого общественного производства.
Производственные отношения - отношения людей, которые складываются по поводу производства, и являются системой, включающей два уровня: организованно-технический (или собственно-производственный) и экономический.
Организационно-технические отношения - это отношения людей в самом производстве. Они первичны (в сравнение с экономическими отношениями), более жестко детерминированы ступенью развития производительных сил, общественным разделением труда, хозяйственной традицией. Эти отношения формируются в зависимости от используемых в процессе производства техники и технологии и определяют место и роль каждого участника производственного процесса. Организационно-технические отношения влияют, по сути, самым непосредственным образом на развитие и функционирование производительных сил, а также на экономические отношения.
Последние составляют своеобразный "второйэтаж", "оболочку", в которой "живут" производительные силы, и включают отношения распределения, обмена и потребления.
Под распределением понимается как распределение элементов производства, так и созданного продукта. Распределение средств производства и рабочей силы (элементов производства) предшествует процессу производства, обеспечивая создание условий для его начала, а также предопределяя его конечный результат. По окончании процесса производства происходит распределение созданного валового внутреннего продукта (так называемое вторичное распределение). По сути, возможны три основных вида распределения: уравнительное, по труду (в соответствии с его количеством и качеством) и по потребностям.
Обмен, как обмен деятельностью, посредством обмена ее результатами, обусловлен общественным разделением труда и наличием прибавочного продукта. Основными формами обмена выступают стихийный (неорганизованный), рыночный и организованный обмен. Первый предполагает регулирование обмена объективными, экономическими законами (и, естественно, отсутствием в обществе специальных структур, институтов, регулирующих обмен). При втором, в обществе создаются специальные органы, как бы централизовано управляющие обменом в масштабах общества.
Потребление же в рамках любой нормально функционирующей экономики есть, с одной стороны, конечная цель производства (ибо в любом обществе создаются предметы потребления, подлежащие уничтожению, что требует их постоянного воспроизводства), а с другой, само производство (ибо кроме предметов потребления, создаются средства производства, которые возвращаются в производство и там потребляются).
При анализе системы производственных отношений следует обратить внимание на проблему собственности. Социально-зкономическая сущность собственности проявляется и реализуется в процессе производства. распределения и потребления, это системообразующий элемент производственных отношений. Это значит, что собственность, как социально-экономическаякатегория выражает сущность системы производственных отношений, определяя отношения производства, распределения, обмена и потребления. С точки зрения истории общества можно говорить о существовании двух типов собственности: общественной и частной.
Если исходить из того, что производственные отношения связаны с производительными силами, то четыре ступени в развитии производительных сил должны "порождать" четыре типа производственных отношений и четыре типа собственности.
Производительные силы и производственные отношения - это два элемента, образующие способ производства. Естественно, что отношения между элементами системы определяются объективными закономерностями. Что касается способа производства, то с материалистической точки зрения, производительные силы - первичны, они определяют характер производственных отношений. Производственные отношения вторичны, хотя и активно воздействуют на производительные силы.
Прежде всего, рассмотрим определяющую роль производительных сил в формировании производственных отношений. Это значит, что четырем ступеням развития производительных сил будут соответствовать четыре типа производственных отношений (и четыре типа собственности), а следовательно четыре способа производства.
Первобытный (или первобытнообщинный) способ производства. Примитивные, каменные и деревянное ручные средства труда, приводимые в движение с помощью мускульной силы человека, обусловили формирование на их основе общественной собственности первобытного типа. Естественно, возникает вопрос: какая система производственных отношений "скрывается" за понятием "общественная собственность первобытного типа"? Примитивные средства труда требовали обязательного участия в процессе производства всех трудоспособных членов общества, при этом все были равны, никто не мог пользоваться какими-то привилегиями (распределение трудовых обязанностей зависело лишь от естественных различий между людьми: пола и возраста). Имело место равенство и в потреблении предметов потребления, и в потреблении средств производства, которые принадлежали в равной мере всем членам рода. Отсутствие прибавочного продукта исключало обмен.
Докапиталистический способ производства. Металлические средства труда, приводимые в движение силой домашних животных, природы и человека привели к появлению частной собственности докапиталистического типа. Ее отличительной особенностью было, прежде всего, неравномерное распределение средств производства между членами общества: соединение крупной собственности с мелкой (в ту эпоху, по сути, каждый человек был собственником средств производства). И в процессе производства между крупными и мелкими собственниками складывались отношения личной зависимости, внеэкономического принуждения к труду., Важно заметить что крестьянин как собственник имел все необходимое для производства и самостоятельного существования, но личная зависимость вынуждала его отдавать часть своего труда крупному землевладельцу (у крестьянина выбора не было). Естественно, что разные размеры собственности определяли и различие в распределение и потреблении. А с появлением более совершенных средств труда, увеличилась производительность труда,а следовательно, появился прибавочный продукт. Благодаря этому стал возможен обмен, но господство натурального хозяйства, делало его крайне неразвитым.
Капиталистический способ производства. Машинная техника привела к появлению капиталистической частной собственности. В сравнение с докапиталистической, для нее характерно сосредоточение средств производства в руках части членов общества - буржуазии. Основные производители (рабочие) собственниками средств производства не были. В отличие от крестьянина рабочий был лично свободен, но в отсутствие средств производства рабочий вынужден был работать. Между рабочими и капиталистами складываются отношения экономического принуждения к труду. Труд и капитал становятся основой распределения и потребления. Капитализм разрушает натуральное хозяйство, формирует рынок и развитый рыночный обмен.
Таким образом, история человечества - это история смены способов производства, которые можно рассматривать естественными фазами развития.Общество не может ни перескочить через естественную ступень своего развития,ни отменить ее по собственному желанию.
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).
Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в
Философия, как мировоззрение.
Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача
Специфика философии, как науки. Функции философии.
Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес
Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек.
Философские проблемы возникают на определенном уровне раз
Характерные черты философии Древнего Китая.
Литература:
1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991.
2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф
Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя
Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на нес
Характерные черты философии Древнего Китая
Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа.
1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э.
2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.
Досократовский период античной философия.
Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией.
Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре
Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546
Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Основатель школы Парменид (540 – 470 гг. до н.э.) – «Бытие есть, а небытия нет». Учение Пармени
Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не
Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софистов–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому
Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть
Универсалии. Реализм и номинализм.
Литература:
История философии в кратком изложении. М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X
Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками.
При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и
Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику.
Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо
Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст
Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет?
В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего.
Реалисты считали, что наряду с
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Литература:
1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс
Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр
Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q
Натурфилософии эпохи Возрождения.
Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.
4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.
Особенности и основные направления философии Нового времени.
Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Е
Особенности философии немецких просветителей.
Литература:
1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956.
3. Дидро Д. Философские принципы отн
Философские идеалы французского Просвещения.
Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается
Характерные черты философии английского Просвещения.
Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ
Особенности философии немецких просветителей.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др.
Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му
Философская концепция К. Маркса.
Литература:
1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.
2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.
3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.
4. Кузнецов В.Н
Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс
Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183
Философская концепция К. Маркса.
Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи
Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил
Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в
Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был
Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще
Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и
Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление.
6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты.
Литература:
Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880
Философия свободы Н. Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению
Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.
Уже первые мыслители заметили, что
Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Литература:
1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002.
2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989.
3. Глобальные проблемы и общ
Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не располагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с определенной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи
Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории
Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие общественных явлений и процессов, и необходимые
Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или соц
Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волнующей, чем образование и строение Вселенной, возникновение жизни и человека.
С биологической ж
Сознание - мозг - язык. Самосознание.
Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет со
Сознательное и бессознательное.
Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, н
Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения
Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри
Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац
Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави
Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл
Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает:
· возделывание;
· обработку;
· воспитание;
· поклонение
Новости и инфо для студентов