Эволюционные и революционные формы развития в истории общества. - раздел Философия, Философия Переход От Одного Способа Производства К Другому, От Одной Формации К Другой ...
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или социальной революцией.Социальная революция - переход от одного способа производства (формации) к другому, качественно новому и более прогрессивному.Естественно, что если речь идет о смене исторических эпох, социальная революция выступает как сложное комплексное явление, охватывающее все сферы общества.
Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Достаточно известно высказывание К.Маркеа о том, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениям, внутри которых они развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются вих оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
Таким образом, смена формации (способов производства) есть закономерный процесс, означающий качественный скачок с одной ступени на другую. Можно говорить о том, что на определенной ступени внутриформационного развития начинаются изменения, создающие основу для перехода к новому обществу. Таким образом, социальную революцию можно назвать еще межформационным периодом. Если первое понятие подчеркивает момент качественного прогрессивного скачка, то второе - его длительность, противоречивость, комплексный характер. Межформационный период является переходным. В это время общество представляет собой сложный конгломерат соединяющий элементы разных исторических эпох (способов производства, формаций), отличающийся большей подвижностью, неустойчивостью, пластичностью. В межформационный период определяется дальнейший путь развития общества.
Если человечество в своем движении прошло три этапа (способа производства) можно говорить о двух межформационных периодах - типах социальной революции. Поскольку обе привели к качественным изменениям в способе производства,их можно условно назвать сельскохозяйственной и промышленной, а по названию будущего этапа докапиталистической и капиталистической.
Рассмотрим указанные типы более подробно.
1. Первая революция привела к переходу от первобытного общества к докапиталистическому. Возможно, потому, что первобытная формация совпадала со способом производства, общий механизм этой революции у разных народов по существу совпадая. В первобытную эпоху происходит постепенное совершенствование средств труда, а значит, и производительных сил общества. Таким образом, как бы накапливаются изменения, необходимые для революционного скачка. Благодаря использованию металлических (медных, бронзовых, железных) средств труда, повышается эффективность труда (его производительность), появляется дополнительный продукт. Однако в обществе по-прежнему сохраняется общественная собственность. Естественно, что уравниловка в системе производственных отношений при существовании прибавочного (дополнительно) продукта становится тормозом для развития производительных сил. Наступает "момент", когда "новые* производительные силы вступают в конфликт со "старыми" производственными отношениями. Начинается период базисно-надстроечных изменений:
- общественная собственность трансформируется в частную,
- на смену социальной однородности приходит сословно-кастовая социальная структура,
- родоплеменная система управления сменяется политической (место вождей и старейшины" занимает " государство) и т.д.
2. Вторая революция привела к переходу от докапиталистического способа производства к капиталистическому. Поскольку на докапиталистической ступени наблюдается формационное различие, а в дальнейшем развитие общества еще более усложняется, переход от одной формации к другой у разных народов не может происходить одинаково. Прежде всего, рассмотрим "естественный" переход от докапиталистического способа производства к капиталистическому как смену феодальной формации первичной, частнокапиталистической. Феодальная формация была динамичней азиатской, именно поэтому она раньше исчерпала свои внутренние возможности, и в ней сложился конфликт (как и в первобытную эпоху, хотя и несколько иного рода, на что следует обратить внимание) между феодальными производительными силами и феодальными производственными отношениями. А поскольку при сохранении феодальной собственности в условиях конфликта дальнейшее развитие производительных сил было невозможно, изменения начались в базисе.
Появляется капиталистическая частная собственность, это мануфактуры - первые капиталистические предприятия, где использовался труд свободных наемных рабочих (не внеэкономическое экономическое принуждение к труду), но средства труда по-прежнему оставались ручными. С возникновением капиталистической собственности, само собой, разумеется, формируется новая социальная группа - буржуазия. По мере увеличения ее численности, роста ее богатства развивался конфликт между базисом и надстройкой (феодальное государство стояло на пути буржуазии, препятствуя росту ее богатства, достаточно вспомнить различие в правах и обязанностях сословий Франции). И естественно наступает момент, когда буржуазия начинает борьбу за власть. Когда же на смену феодальной политической системе (государству) приходит капиталистическая, в базисе и надстройке создаются все условия для революции в производительных силах. Таким образом, капиталистическая революция завершается промышленным переворотом: на смену ручному труду приходит машинное производство. Однако, таким образом социальная революция происходила лишь в нескольких странах (Англия, Франция).У большинства народов она протекала иначе, в отсутствие конфликта между производительными силами и производственными отношениями, так как неравномерность развития побуждала "отстающих" (хотя формация, в рамках которой они жили, была еще жизнеспособна), догонять "передовиков". И переход к капитализму у них чаще всего начинался в надстройке: менялась деятельность государства, даже оставаясь по существу феодальным, оно начинало проводить политику, направленную на развитие элементов капитализма; капиталистические преобразования, которые "шли сверху" носили комплексный характер, затрагивая все сферы общества.
Однако, в первую очередь они все же касались базиса. Достаточно вспомнить реформы Петра I в России по созданию промышленности. В этом случае, благодаря имевшемуся мировому опыту, межформационный период может быть более "безболезненным" и занять меньше времени (хотя нельзя не признать, что неготовность базиса к капиталистическим преобразованиям может стать осложняющим фактором).
Что касается дальнейших перспектив развития, то, с учетом действующих закономерностей и тенденций, можно допустить, что ведущие страны вступили в третий межформационный период (или третью революцию). Это должно привести к появлению послекапиталистического общества. Доказательством тому является появление новых сущностных черт как в способе производства, так и в надстройке. Речь идет об элементах автоматизации в производстве, " распылении" частной собственности (благодаря широкому распространению акционерных обществ растет число собственников через куплю-продажу акций), изменении деятельности государства.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте предмет социальной философии. Дайте её определение.
2. Что понимается под статикой общества и его динамикой?
3. В чем состоит соотношение социальной философии с другими общественными науками?
4. Раскройте содержание понятия «экономическая жизнь общества».
5. Назовите основные компоненты экономической жизни общества.
Лекция № 14. Тема:СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Все темы данного раздела:
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Ушакова Наталья Евгеньевна
«Философия»
Краткий конспект лекций по «Философии» для студентов, обучающихся по специальности
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).
Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в
Философия, как мировоззрение.
Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача
Специфика философии, как науки. Функции философии.
Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес
Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек.
Философские проблемы возникают на определенном уровне раз
Характерные черты философии Древнего Китая.
Литература:
1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991.
2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф
Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя
Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на нес
Характерные черты философии Древнего Китая
Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа.
1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э.
2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.
Досократовский период античной философия.
Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией.
Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре
Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546
Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Основатель школы Парменид (540 – 470 гг. до н.э.) – «Бытие есть, а небытия нет». Учение Пармени
Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не
Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софистов–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому
Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть
Универсалии. Реализм и номинализм.
Литература:
История философии в кратком изложении. М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X
Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками.
При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и
Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику.
Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо
Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст
Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет?
В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего.
Реалисты считали, что наряду с
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Литература:
1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс
Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр
Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q
Натурфилософии эпохи Возрождения.
Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.
4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.
Особенности и основные направления философии Нового времени.
Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Е
Особенности философии немецких просветителей.
Литература:
1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956.
3. Дидро Д. Философские принципы отн
Философские идеалы французского Просвещения.
Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается
Характерные черты философии английского Просвещения.
Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ
Особенности философии немецких просветителей.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др.
Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му
Философская концепция К. Маркса.
Литература:
1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.
2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.
3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.
4. Кузнецов В.Н
Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс
Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183
Философская концепция К. Маркса.
Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи
Предпосылки появления и особенности современной западной философии.
Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают "фи
Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил
Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в
Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был
Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще
Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и
Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление.
6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты.
Литература:
Периодизация и особенности развития русской философии.
Основные периоды:
1. XI - XVII вв.
Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и куль
Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880
Философия свободы Н. Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению
Бытие в самом широком смысле этого слова - существование, то, что существует.
Противоположностью бытия является Ничто или Небытие.
Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось,
Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.
Уже первые мыслители заметили, что
Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Литература:
1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002.
2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989.
3. Глобальные проблемы и общ
Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не располагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по
Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).
Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека. С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают некоторыми сходными чертами.
1. Они умеют изготавливать сре
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с определенной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи
Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, материальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обязательное условие должно
Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории
Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие общественных явлений и процессов, и необходимые
Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волнующей, чем образование и строение Вселенной, возникновение жизни и человека.
С биологической ж
Сознание - мозг - язык. Самосознание.
Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет со
Сознательное и бессознательное.
Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, н
Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения
Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри
Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац
Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави
Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл
Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает:
· возделывание;
· обработку;
· воспитание;
· поклонение
Кроме того, массовая культура как таковая в условиях двадцатого первого века
является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сброси
Новости и инфо для студентов