рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сознание - мозг - язык. Самосознание.

Сознание - мозг - язык. Самосознание. - раздел Философия, Философия Когда Речь Идет О Сознании, По Традиции, Рассматривается Его Связь С Языком И...

Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То не­многое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, об­ладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произно­сить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дель­финов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными сред­ствами взаимной сигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из раз­личных пространственных фигур. С помощью комбинирования раз­личных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому “синтаксису”) пчела “рассказывает” всему рою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к нему.

Однако, все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи. Язык животных никогда не достигает абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда явля­ется наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь “оторвалась” вместе с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и пери­ферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций пре­вратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: слу­жить средством общения и орудием мышления.

Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувст­вами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осущест­вляется с помощью языка.

Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.

Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими ор­ганами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, язык. играет роль механизма социаль­ной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складыва­ется из двух теснейшим образом связанных между собой процес­сов: выражения мыслей и восприятия, понимания этих мыс­лей. Человек может выражать свои мысли самыми разнообразны­ми средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выража­ются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математи­ка — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они, в конечном счете, так или иначе переводятся на словес­ный язык — универсальное средство среди используемых челове­ком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпрета­тора.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему со­держанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. “Кто ясно думает, тот ясно и говорит”, — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку.

Сознание и язык образуют един­ство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее содержание пред­полагает свою внешнюю форму. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не ме­ханическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред­ставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, за­ключенная в ней, - очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и дик­тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначат ее и вы­ражает в мысли.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, спе­цифичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Язык придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода “тиранию” над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нально окрашенные мысли. Но не все можно выразить с помощью языка.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализирует о том, что горит кос­тер. Но тот же дым приобретает характер условного знака, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, “обед готов”. Знак — это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, пре­образования и передачи информации. Под значением зна­ков имеется в виду та информация, которая передается с их помощью.

Исходной знаковой системой является обычный, естествен­ный язык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых живот­ных и растений и т.п.); знаки-признаки (озноб — симптом бо­лезни, туча — предвестник приближения дождя и т.п.); знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т.п.); знаки-символы (например, двуглавый орел символизирует российскую государственность); знаки-общения — вся совокупность естествен­ных и искусственных языков. К знакам искусственных систем отно­сятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой знак функционирует только в соответствующей системе.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем формул, создает для науки огромные преимущества.

Первоначально и исторически, и в ходе своего индивидуального раз­вития человек осознает предметы и свои практичес­кие действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, моти­вов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Познавая себя, человек, как отметил Т. Манн, никогда не остает­ся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования чело­века. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оце­нивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных соци­альных норм. Жизнь научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровен­ные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собст­венные духовные процессы, человек нередко критически оценивает свои негативные стороны, дурные привычки и т.п. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, следует обратить внимание на такое понятие, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать об­щественные последствия своей деятельности. Сознательным считается чело­век, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Возможность понимания последствий по­ступка резко сужена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравст­венно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих воз­можностей, намерений и целей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... Московская Финансово Юридическая Академия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание - мозг - язык. Самосознание.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
  Ушакова Наталья Евгеньевна «Философия»     Краткий конспект лекций по «Философии» для студентов, обучающихся по специальности

Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).

Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в

Философия, как мировоззрение.
  Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача

Специфика философии, как науки. Функции философии.
  Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес

Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек. Философские проблемы возникают на определенном уровне раз

Характерные черты философии Древнего Китая.
  Литература: 1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991. 2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф

Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя

Основные принципы философского мышления Древней Индии.
Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на нес

Характерные черты философии Древнего Китая
  Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа. 1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э. 2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.

Досократовский период античной философия.
  Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре

Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546

Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Основатель школы Парменид (540 – 470 гг. до н.э.) – «Бытие есть, а небытия нет». Учение Пармени

Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не

Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софистов–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому

Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть

Универсалии. Реализм и номинализм.
  Литература: История философии в кратком изложении. М., 1991. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X

Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками. При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и

Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
  В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо

Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
  Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст

Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет? В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего. Реалисты считали, что наряду с

Натурфилософия эпохи Возрождения.
  Литература: 1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978. 2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв. Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
  Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q

Натурфилософии эпохи Возрождения.
  Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал

Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц. 4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.

Особенности и основные направления философии Нового времени.
  Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе

Индуктивный метод Ф.Бэкона.
Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Е

Особенности философии немецких просветителей.
  Литература: 1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988. 2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956. 3. Дидро Д. Философские принципы отн

Философские идеалы французского Просвещения.
  Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается

Характерные черты философии английского Просвещения.
  Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ

Особенности философии немецких просветителей.
    В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му

Философская концепция К. Маркса.
  Литература: 1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975. 2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987. 3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. 4. Кузнецов В.Н

Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс

Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183

Философская концепция К. Маркса.
  Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи

Предпосылки появления и особенности современной западной философии.
Философия XX века представлена многочисленными и разнообразными концепциями с 20-х по 90-е годы. Этот период ознаменован формированием ряда крупных философских направлений, которые создают "фи

Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил

Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия

Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в

Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был

Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще

Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и

Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление. 6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты. Литература:

Периодизация и особенности развития русской философии.
  Основные периоды: 1. XI - XVII вв. Философская мысль в России базировалась на древнерусских летописях и трактатах XI - XVII веков. Крупными общественными и куль

Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880

Философия свободы Н. Бердяева.
  Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению

Бытие в самом широком смысле этого слова - существование, то, что существует.
Противоположностью бытия является Ничто или Небытие. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продол­жалось,

Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображе­ние человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Уже первые мыслители заметили, что

Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
  Литература: 1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002. 2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989. 3. Глобальные проблемы и общ

Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не распо­лагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по

Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).
Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека. С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают неко­торыми сходными чертами. 1. Они умеют изготавливать сре

Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с опре­деленной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи

Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, мате­риальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обя­зательное условие должно

Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории

Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие обще­ственных явлений и процессов, и необходимые

Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или соц

Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волну­ющей, чем образование и строение Вселенной, возник­новение жизни и человека. С биологической ж

Сознательное и бессознательное.
Термины “бессознательное”, “под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, н

Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения

Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри

Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац

Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави

Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл

Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает: · возделывание; · обработку; · воспитание; · поклонение

Кроме того, массовая культура как таковая в условиях двадцатого первого века
является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сброси

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги