является своеобразным способом самосохранения (защитной реакцией человека против чуждого мира), будучи легко «перевариваемой», она помогает человеку облегчить (или даже сбросить) нервно психологические нагрузки. | однако, являясь легким продуктом питания, массовая культура уничтожает способность человека к перевариванию иной, более сложно – организованной «пищи» направляет человека на путь топтания на месте или даже деградации. |
Формирование каждой культуры происходило в конкретно – исторических условиях. В силу сложившихся обстоятельств развитие Запада и Востока шло разными путями. Западная культура берет свое начало в Древней Греции, где благодаря рациональной философии (и другим факторам) сложилась своя система культурных ценностей и традиций. Человек – гражданин, демократия в соединении с динамичными формами хозяйственной деятельности, рациональные идеалы красоты и нормы морали предопределили культурную традицию Запада, которую кратко можно определить как рационализм и динамизм.
Что касается культуры Востока, то там картина выглядит иначе. Восток как культурная самобытность развивался в иной философской и социально – экономической традиции. Его развитие шло на основе так называемого азиатского способа производства: сложившиеся формы хозяйства, благодаря их оптимальности, законсервировались, что повлекло консервацию всей социально – политической системы. Стабильность и статичность – вот что отличает Восток от Запада. Кроме того, философия Востока, не достигла того уровня рационализма, который был присущ уже античности. Она не противопоставляла себя религиозно – мифическому мировоззрению, а сливалась с ним, переплеталась, отсюда ее, образно говоря, чувственно – интуитивная направленность. И еще одна отличительная особенность – отношение к человеку. На Востоке человек скорее часть, чем целое, здесь первично общество, государство, а человек – нечто малозначительное, или связующее звено между двумя мирами, или пришелец из иного мира, предназначение которого – уйти в иной мир, в вечность.
Таким образом, Восток – это иррационализм и статичность.
А поскольку человек – это носитель конкретной культуры суть проблемы «Запад – Восток» очевидна:
· с одной стороны, процесс интеграции становится реально возможным и требует взаимопонимания; западный и восточный миры могут нормально взаимодействовать лишь при условии, что люди «говорят на одном языке» (эта аксиома: понимание возможно лишь на основе общности – языка, культуры, традиций; люди говорящие на разных языках не способны понять друг друга);
· а Запад и Восток – это «разные языки», это, как говорится, с другой стороны.
Контрольные вопросы:
1. Что такое цивилизация?
2. Охарактеризуйте основные сущностные черты понятия «цивилизация». Можно ли считать понятие цивилизации предельно четким?
3. Назовите основные черты традиционной и техногенной цивилизаций. В чем проявляется конфликт цивилизаций?
4. Охарактеризуйте особенности взаимодействия культуры и цивилизации.
5. В чем выражается многозначность понятия «культура»? Назовите основные функции культуры.
6. В чем заключается актуальность изучения культуры?
7. Чем определяется факт множественности культур?