рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Министерство Образования И Науки Украины ...

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского

Кафедра философских наук

О С Н О В Ы

Ф И Л О С О Ф И И

 

УЧЕБНИК

 

 

Под редакцией Л.Н. Никитина

Утверждено Министерством

Образования и науки Украины

Как учебник для высших

Учебных заведений

 

Донецк

ББК 87я 73

УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая… Рецензенты:

О 85 Основы философии. [Текст: учебник (для студентов нефилософ. спец.) /Донец.нац.ун-т экономики и торговли им. М.Туган-Барановского; под ред Л.Н.Никитина; Алексеева Л.А. [и др. ]- Д.: ДонНУЕТ, 2010. - 343с.

I S B N

 

 

В учебнике раскрывается специфика философского знания, освещаются основные этапы становления и развития философской мысли, ее актуальные проблемы. В учебнике учтены требования кредитно-модульной системы обучения, а так же положения отраслевых стандартов высшей школы, которыми для некоторых дисциплин предусматривается чтение интегративного курса философии.

Рассчитано на студентов высших учебных заведений очного и заочного отделений нефилософских специальностей, а так же широкий круг читателей, интересующихся вопросами философии.

 

I S B N © Под редакцией Л.Н. Никитина, 2010

 

©Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс философии призван ввести студентов в сферу формирования, функционирования и развития духовного производства, вырабатывающего знания по основным проблемам бытия, мышления и познания. Выступая теоретической основой мировоззрения, философия открывает студентам проверенные многовековой практикой духовные ориентиры для глубокого осмысления реальности. Она позволяет освоить теоретическое и методологическое интеллектуальное наследие и неоценимый, богатейший категориальный аппарат, необходимый для успешной теоретической и практической деятельности. Рассматривая человека в качестве высшей ценности, философия призвана быть саморефлексией в осознании человеком смысла и целей своей жизни, судеб человеческой цивилизации.

В результате изучения курса философии студент должен знать: краткую историю развития философской мысли в Украине и за рубежом; предмет, структуру, цели и задачи философии; онтологические, гносеологические методологические и социальные проблемы философского знания; основные функции философии и ее роль в социуме.

Опираясь на теоретические знания о формировании, функционировании и развитии философского знания студент должен овладеть следующими основными умениями и навыками: уметь работать с основной, дополнительной и специальной информацией, связанной с функционированием философского знания; уметь подготовить доклад (реферат) или контрольную работу по философской проблематике; уметь использовать философские знания применительно профилю своей специальности; уметь грамотно находить и использовать в практической деятельности (учебе) теоретическую и методическую информацию в области философии.

* *

*

В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на четыре модуля: Модуль І. Историко-философское введение; Модуль II. Общетеоретическая философия; Модуль III. Социальная философия; Модуль IV.Спецкурс «Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества».

Каждый из первых трех модулей содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя постановку задач, которые необходимо решить при рассмотрении той или иной темы курса, и опорный конспект лекций.

Практическая часть включает в себя контрольные задания в виде тестов и проблемно-поисковые задачи, требующие аналитического подхода к их анализу. В конце каждого модуля имеется доказательно-поисковая часть, которая содержит ответы на тесты контрольного задания.

В данном учебнике, учтен тот факт, что в соответствии с отраслевыми стандартами высшей школы для некоторых дисциплин введены учебные планы (2007 г.), в которых предполагается чтение интегрированного курса философских наук. С этой целью разработан Модуль IV. Спецкурс «Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества», в котором, в соответствии с рекомендуемой программой объединенного (интегрированного) курса философии, даны лекции по этике, эстетике, логике, религиоведению и культурологии.

В конце учебника помещен краткий словарь основных философских терминов.

 

При подготовке данного учебника авторами сохранена структура, расширен и дополнен материал учебно-методического пособия “Введение в философию” выпущенного третьим изданием с грифом Министерства образования и науки Украины.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Модуль І. Историко-философское введение

 

Тема 1.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии.

Тема 2.

Основные исторические типы философии

1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.

Тема 3.

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.

1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.

Тема 4.

Основные философские концепции современности

2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии. Позитивизм: эволюция и … Позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (позитивного) знания могут…

Модуль I**.

1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ,

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.

1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как называется философское учение, у которого в основе мировоззренческого подхода к миру находится нечто…

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.

1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания;…  

Тема 5.

Философское понимание мира: бытие, материя

1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.

Тема 6.

Философское понимание сознания

2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.  

Тема 7.

Общественное сознание и его структура

2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное…  

Тема 8.

Познание и его основные формы

1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.

Тема 9.

Научное познание

2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специфика научного познания

Тема 10.

Диалектика, ее законы и категории

1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.

Модуль II.

2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные;

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ

Модуль ІІ.

1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте следующее положение Б.Рассела: «Имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой…

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальность;…  

Тема 12.

Общество: основы философского анализа

2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика. Общество как подсистема…  

Тема 13.

Общество как развивающаяся система

2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие… Существование и развитие общества невозможно без производства материальных и духовных благ. Сущность общества – это…

Тема 14.

Бытие человека как проблема философии

1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.

Тема 15.

Личность и общество

1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности.

Тема 16.

Культура и цивилизация

1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.

Тема 17.

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности

1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.

Модуль ІІІ.

Б.Рассел, подчеркивая, что человек - часть природы, считал, что человеческие «мысли и движения следует тем же законам, что и движение звезд и атомов». Какую точку зрения отстаивал Рассел?

- материализм;

- натурализм;

- идеализм;

- реализм?

 

3.2. Представителем какого направления в социологии был Монтескье, считавший, что климат определяет социальные законы, обычаи и сознание людей?

- географического детерминизма;

- демографического детерминизма;

- технологического детерминизма?

 

3.3. Политическая доктрина, оправдывающая захват чужих территорий, географической аргументацией, называется:

- фашизм;

- расизм;

- геополитика;

- монархизм?

 

3.4. Идеализм основой бытия (базисом) общества считает:

- культуру;

- экономику;

- мораль;

- сознание?

 

3.5. Социальная доктрина, объясняющая социальные явления биологическими (расовыми) особенностями людей:

- геополитика;

- реализм;

- натурализм;

- реформизм?

 

3.6. Какое направление в социологии считает, что общественное сознание определяет бытие людей:

- идеализм;

- расизм;

- материализм;

- натурализм?

 

3.7. Материализм под основой бытия (базисом) общества понимает:

- сознание;

- культуру;

- мораль;

- экономику;

- религию?

 

3.8. Какое направление в социологии считает, что развитие об­щества представляет собой реальный процесс бытия людей, в основе которого лежит определенный способ производства?

- реализм;

- материализм;

- натурализм;

- идеализм?

 

3.9. Основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной жизни:

- церковь;

- государство;

- парламент;

- профсоюз?

 

3.10. Государство представляет собой в первую очередь:

- аппарат управления;

- орудие угнетения;

- орган тайного наблюдения за поведением людей?

- средство для решения внешнеполитических целей?

 

3.11. Политическое устройство общества, основанное на принципах равенства и свободы, называется:

- тоталитаризм;

- олигархия;

- демократия;

- монархия?

 

3.12. Тоталитаризм - как политический режим предполагает:

- диктатуру закона и демократии;

- правовое государствен­ное устройство;

- диктатуру номенклатуры и геноцид против своего народа;

- диктатуру криминала и теневой экономики?

 

3.13. Человек представляет собой единство биологического и социального. Как они соотносятся:

- биологическое определяет социальное;

- социальное главенствует над биологическим;

- в разные периоды их сочетание различно, но преобладает биологическое;

- в различных ситуациях различно, но приоритет за социальным?

 

3.14. Оказывает ли научно-технический прогресс воздействие на

биологическую (природную) основу человека?

- да;

- нет?

 

3.15. Имеется ли смысловое различие у понятий «человек» и «личность»:

- эти понятия тождественны;

- между этими понятиями нет ничего общего;

- «человек» характеризует биосоциальную сторону людей, «личность»-социальную?

 

3.16. Человек свободен тогда, когда действует:

- по необходимости;

- как ему захочется;

- познав необхо­димость и действуя в соответствии с ней?

 

3.17. В каких условиях возможен тип поведения, описанный А.Н. Некрасовым: «Кого хочу – помилую, кого хочу – казню!»

- тоталитаризма;

- демократии;

- правового государства?

 

3.18. Личность - это человек:

- добившийся значительных результатов;

- способный многое почерпнуть из общественного сознания;

- много отдающий обществу;

- с определенными чертами характера, способностями и наклонностями?

 

3.19. Индивидуальность - это:

- духовность в человеке;

- индивид ставший личностью;

- не­повторимое в человеке?

-

3.20. Гражданская позиция, смыслом которой является любовь к отчизне, называется:

- интернационализм;

- патриотизм;

- национализм;

- космополитизм?

 

3.21. Какова роль народных масс в историческом процессе? Они:

- инертны, не действуют самостоятельно;

- выступают решающей силой социального развития;

- могут быть только разрушительной силой;

- подобны колесу, но не мотору, истории?

 

3.22. Историческая выдающаяся личность - это та, которая:

- занимает высокий руководящий пост;

- олицетворяет собой коренные прогрессивные преобразования эпохи;

- пользуется всенародным признанием;

- качественно преобразовала социально-политическую и экономическую ситуацию в государстве?

 

3.23. Хайдеггер считает, что человек, являясь более или менее важным атомом в движении мировой истории, выступает «игрушкой обстоятельств и событий». Какая мировоззренческая установка соответствует подобным взглядам?

- расизм;

- фатализм;

- волюнтаризм?

 

3.24. Как соотносятся между собой необходимость и свобода:

- необходимость и свобода не имеют ничего общего;

- в мире нет свободы, все происходит по необходимости;

- свободный человек не подвластен необходимости;

- свобода есть познание необходимости и действие в соответствии с ней?

 

3.25. Как соотносятся между собой цивилизация и культура?

- цивилизация старше культуры;

- культура возникла раньше цивилизации;

- цивилизация и культура возникли одновременно;

- цивилизация и культура не имеют ничего общего?

 

3.26. Философское учение о ценностях называется:

- эпистемология;

- гносеология;

- культурология;

- онтология;

- аксиология?

 

3.27. Существовали ли глобальные проблемы человечества в прошлые века:

- да;

- нет?

 

 

3.28. Постепенное движение общества от менее совершенного к более совершенному называется:

- деградацией;

- регрессом;

- перестройкой;

- кризисом;

- трансформацией;

- прогрессом?

 

* *

*

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ:

Модуль ІІІ.

1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в…   2. Проанализируйте утверждение: «все основные факты истории объясняются географическими условиями той местности, где…

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Ответы на тесты модуля ІІІ.

3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3.10. - аппарат…  

Раздел І. Нравственное сознание

Тема 18.

Предмет этики

1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Тема 19.

Основные этические учения

1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.

Тема 20.

Категории этики

1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.

Раздел ІІ. Эстетическое отношение к действительности

Тема 21.

Эстетика как наука и ее категории

2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики

Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.

Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.

В процессе многовековой трудовой практики человек научился создавать в предметах красоту и изящество формы, гармонию красок, линий, ритма. Археология, этнография, история искусств доказывают, что человек научился чувствовать, осознавать и оценивать красоту лишь через трудовую деятельность, в процессе созидания предметов и вещей.

В трудовом акте соединилось две функции: деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическая работа по непосредственному производству предмета. С изменением характера труда эти две функции соединились с задачей эстетизации процесса производства. В решении данной проблемы главная роль отведена дизайну.

Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуации технической революции, особенно развитием автоматизации в промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизации производства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства.

Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности тогда, когда были созданы технические предпосылки для крупномасштабного промышленного производства. Именно оно выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и механизмов, технологии промышленной эстетики. Ведь разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими пристрастиями к одежде, мебели, жилищу, предметам быта не могут быть удовлетворены хотя и значительными по количеству, но однотипными по форме продуктами промышленного производства. А само промышленное производство, отлаженное, нацеленное на количество выпускаемой продукции, трудно приспособить к многообразию запросов и требований потребителя.

Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Эстетика», «Практика», «Прекрасное», «Возвышенное», «Безобразное», «Трагическое», «Комическое»,.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Прекрасне», «Комічне» «Трагічне».

 

 

 

Тема 22.

История эстетической мысли

1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.

1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области культуры и искусства.

Раздел ІІІ. Философия мышления

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.

1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логики

Задачи и упражнения.

ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении логики идет речь в следующем рассуждении?: «Теперь все готово. Он даже не удивился своим действиям, настолько они ему казались логичными» (Буало –…

Тема 25.

Сложные формы мышления: суждения и

Умозаключения

2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые суждения, их…  

Сводная таблица условий истинности сложных суждений

А В АÙВ АÚВ АÚВ А®В А«В
И И И И Л И И
И Л Л И И Л Л
Л И Л И И И Л
Л Л Л Л Л И И

Здесь буквы «И» и «Л» означают «истинно» и «ложно».

Отношения между суждениями. Для запоминания основных отношений между суждениями византийский логик Михаил Пселл (1018-1096) изобрел логический квадрат, в котором используется рассмотренное выше символическое обозначение основных разновидностей суждений Боэцием.

Субконтрарность

А — I, Е— 0: подчинение.

А — Е: контрарность (противоположность).

I—0 :субконтрарность.

А — О, E—I: противоречащие (контрадикторность).

 

Между видами простых категорических суждений устанавливаются следующие отношения.

Отношения противоречия складываются между суждениями разными по качеству и по количеству, т.е. между общеутвердительными и частноотрицательными, общеотрицательными и частноутвердительными.

Отношения противоположности устанавливаются между общими суждениями разными по качеству, а именно между общеутвердительными и общеотрицательными. Отношения подпротивоположности (частного совпадения) – разными по качеству частными суждениями (часноутвердительными и частноотрицательными). В отношении подчинения находятся суждения одинакового качества, но разного количества, т.е. общеутвердительные и частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательными. Подчинение означает, что общие суждения подчиняют частные по истинности. Например, если истинно общеутвердительное суждение: «Все представители этой партии борются за социальное равноправие», то истинно и подчиненное ему частноутвердительное: «Некоторые представители этой партии борются за социальное равноправие». Если же истинно противоположное общеотрицательное суждение»: «Ни один представитель этой партии не борется за социальное равноправие», то будет истинно и подчиненное ему частноотрицательное: «Некоторые представители этой партии не борются за социальное равноправие».

Модальность суждений. Еще одно основание для деления суждений — их модальность. Модальность суждения задается модальным оператором — специальным понятием. Модальный оператор квалифицирует характер связи между субъектом и предикатом простого суждения или характер связи простых суждений в составе сложного.

Символическое обозначение простого модального суждения

M(S-P),

где М модальный оператор.

Конкретизировать эти варианты можно только после уточнения значения модального оператора, определяющего модальность суждения.

В логике различают модальность в узком (собственном) смысле слове и модальность в широком смысле. В узком смысле различают ассерторические (суждения действительности), аподиктические (суждения необходимости) и проблематические (суждения возможности) суждения.

Ассерторические суждения не требуют модального оператора — специального понятия. В них связь субъекта и предиката (или простых суждений в составе сложного) осуществляется непосредственно. Например: «Все кошки — млекопитающие»; «Если завтра будет дождливая погода, придется отложить поездку за город».

Предложения, выражающиеаподиктические суждения, обязательно содержат или предполагают модальный оператор «необходимо». Например: «Связь между силой тока в проводнике и развиваемой при этом электродвижущей силой необходима»; «Необходимо повысить жизненный уровень населения России»; «Необходимо стремиться к овладению современными научными знаниями о мире и человеке». Заметим, что во всех этих случаях модальный оператор является тем понятием, которое и делает предложение суждением — высказыванием, доступным для проверки на истинность. Суждение, формулирующее любой закон природы, общества или познания, является аподиктическим. Однако модальный оператор здесь часто лишь предполагается, но не присутствует в самом предложении. Например: «Угол падения луча света на плоскость равен углу отражения данного луча от этой плоскости» — это высказывание, фиксирующее эмпирический закон, открытый еще в IV в. до н. э. в Академии Платона, в неявной форме содержит оператор «необходимо».

Проблематические суждения вводятся понятиями «возможно», «вероятно» и т.п. «Возможно, Янушкин овладеет приемами стрельбы из духового ружья»; «На следующей неделе, вероятно, пройдут дожди»; «Если студент ликвидирует академическую задолженность, возможно продолжение его обучения в данном учебном заведении».

Из приведенных примеров ясно, что и аподиктические, и проблематические суждения могут быть высказываниями как в отношении объективных явлений и процессов, так и в отношении форм их отражения сознанием.

Поэтому в широком смысле различают:

1. Онтологическую модальность, отражающую необходимость или случайность, возможность или невозможность каких-то объективных процессов (например: «Ток прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению»; «Создание вечного двигателя —невозможно»).

2. Эпистемическую (познавательную) модальность, квалифицирующую какие-либо высказывания как доказуемые или опровержимые (например: «Доказано, что данный господин — коррупционер»; «Утверждения астрологии давно опровергнуты как антинаучные).

3. Деонтическую (от греч. deon, род. п. deontos — нужное, должное), модальность, предписывающую долженствование или запрещение того, о чем говорится в высказывании (например: «Должно почитать родителей своих»; «В горах запрещено громко говорить»).

4. Аксиологическую (ценностную) модальность, пользующуюся операторами «хорошо», «плохо», «равноценно», «безралично» и т. п. (например: «Соблюдение режима дня — хорошо для здоровья»; «Обманывать — плохо!»).

5. Временную модальность, квалифицирующую хронологическую длительность или положение процесса, события, о которых идет речь в суждении (например: «Революция — всегда более кратковременный момент развития по сравнению с эволюцией»; «Такой жары в июле не было никогда!»).

Модальности простых суждений, входящих в состав сложных, не всегда совпадают. Например: «Если человек только иногда попадает в затруднительные положения, то это хорошо, так как закаляет его характер»; «То, что логически доказано, не всегда бывает объективно истинным».

Понятие об умозаключении и его видах

 

Знания об окружающем мире человек приобретает двумя путями: непосредственно и опосредованно в результате логического мышления, выводя новые знания из ранее известных. Логическая форма получения выводных знаний есть умозаключение. Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, содержащее новое знание и называемое заключением.

Умозаключение имеет свою структуру, которая включает три элемента: непустое множество исходных суждений, называемых посылками (или основаниями); логический переход от посылок к заключению, называемому выводом; выводное знание, полученное логическим путем из посылок, называемое заключением.

Всякое умозаключение будет правильным при выполнении следующих требований: а)если посылки умозаключения истинны, то истинно и заключение; б)если умозаключение построено по законам и правилам логики.

Соблюдение этих законов и правил называют логическим следованием заключения из исходных данных умозаключения. Например: I.1.Все жидкости упруги. II.1. А равно В.

2.Вода жидкость. 2. В равно С.

Следовательно, вода упруга След., А равно С.

По характеру выводного знания и в зависимости от строгости правил вывода в логике различают два вида умозаключений: необходимые (демонстративные) умозаключения и вероятные (недемонстративные) умозаключения.

Пример вероятного умозаключения:

1. Планета Марс сходна с Землею по многим признакам.

2. На Земле есть органическая жизнь. Вероятно, и на Марсе есть органическая жизнь.

 

По характеру направленности логического следования дается классификация умозаключений, которая определяется тем, какая степень знаний выражена в посылках и заключении. В соответствии с этим умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Изучая эти виды умозаключений, следует обратить внимание на общие правила и их особенности.

Дедуктивные (от лат. deduction – выведение) умозаключения – это такие, в которых вывод следует от общего знания к частному:

1. Все металлы проводят электричество.

2. Медь - металл.

Медь проводит электричество.

По количеству посылок дедуктивные умозаключения делятся на непосредственные и опосредствованные. Непосредственным называют умозаключение, в котором вывод получают только из одной посылки. Например: «Все химические элементы – простые вещества. Следовательно, ни одно сложное вещество не является химическим элементом». Непосредственное умозаключение получается в результате преобразования посылки. Таких преобразований четыре: превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату.

Силлогизм. Наиболее часто употребляемым умозаключением является силлогизм (от греч. syllogismos - сосчитывание). Силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок), имеющих субъектно – предикатную форму, следует новое суждение, также имеющее субъективно – предикатную форму.

В качестве посылок и заключения в силлогизм могут входить любые суждения: простые и сложные. Особенностью силлогизма является то, что входящие в состав силлогизма суждения рассматриваются как простые категорические суждения принадлежности признака предмету.

Структура силлогизма. Рассмотрим структуру на примере:

1. Все люди смертны.

2. Сократ – человек.

Следовательно, Сократ смертен.

Понятия, входящие в силлогизм, называются терминами, их должно быть три. В нашем примере терминами являются понятия «люди», «смертны» и «Сократ». Они имеют свои названия. По заключению, определяем больший и меньший термины. Субъект заключения «Сократ» (S) – это меньший термин. Посылка, включающая меньший термин, называется меньшей посылкой. А предикат заключения – «смертны» (Р), называют большим термином. Соответственно посылка, включающая больший термин, называется большей. Больший и меньший термины посылок называются крайними.

Термин, входящий в обе посылки – «люди (человек)» и отсутствующий в заключении называется средним термином. Обозначается буквой «М» (от лат.слова «medius» - средний). средний термин связывает между собой больший и меньший термины.

Формула этого силлогизма такова:

1. Все М суть Р

2. S есть М

След., S есть Р

Следующей разновидностью умозаключения является индукция. В дедуктивных умозаключениях осуществляется переход от общего знания к частному. Но общее проявляется в единичных, конкретных предметах и явлениях. Поэтому познание общего предполагает изучение единичного, т.е. движения мысли от единичного, частного к общему. Это и есть индукция.

Индуктивное умозаключение – форма абстрактного мышления, в котором общее заключение делается на основе изучения предметов и явлений определенного класса, а знание движется от одной степени общности к знанию большей степени общности.

Приведем пример индуктивного познания. М.В. Ломоносов при изучении горения металлов заметил, что вес веществ, вступающих в реакцию при горении, и вес продуктов сгорания равны между собой. На основании ограниченного числа фактов он сделал общий вывод о том, что при всех превращениях вес вещества остается одним и тем же, т.е. вещество не исчезает и не создается, а только превращается из одного вида в другой.

В зависимости от полноты обобщения изучаемых объектов различают полную индукцию и неполную индукцию. Индукция будет полной, в которой общий вывод о некотором классе предметов, делается на основании изучения всех предметов данного класса. Например:

1. Натриевая селитра хорошо растворима в воде;

2. Калиевая селитра хорошо растворима в воде;

3. Аммиачная селитра хорошо растворима в воде;

4. Кальциевая селитра хорошо растворима в воде.

Иных селитр не известно.

Следовательно, селитры хорошо растворяются в воде.

Этот ход мысли можно представить схематически:

Посылки: В символической записи:

S1 обладает свойством Р Р (S1)

S2 обладает свойством Р Р (S2)

S3 обладает свойством Р Р (S3)

Sn обладает свойством Р Р (Sn)

S1, S2, … Sn составляют класс К <S1, S2, … Sn>e К

Заключение: Каждый элемент "х (х e К) ® Р (х)

класса К обладает Р

 

Неполной называется индукция, в которой общий вывод о каком-либо классе предметов делается в результате изучения только части предметов исследуемого класса. Значение неполной индукции в том, что она расширяет наши знания, распространяя их с известных фактов на неизвестные и позволяет по конечному числу фактов сделать вывод о свойствах и закономерностях бесконечного множества подобных фактов природы и общества. Любое общее положение науки относится к неограниченному количеству действительных и возможных фактов, обобщает собой бесконечное многообразие повторяющихся явлений материального мира.

Выводы неполной индукции существенно отличаются в зависимости от способа отбора исследуемого материала. Различают два вида неполной индукции: индукцию через простое перечисление, называемую популярной и научную индукцию, которую называют высшим видом индукции.

Особенность научной индукции в том, что в ней умозаключение делается на основании познания существенных и необходимых признаков и связей частей предметов данного класса, а вывод делается общий, обо всех предметах этого класса.

Разновидностью научной индукции является умозаключение на основании причинно – следственной связи.

Аналогия и ее виды. В науке и практике распространен также прием

получения знаний по аналогии (от греч. analogia – сходство). Аналогияформа умозаключения, при которой на основании частного сходства различных предметов или явлений делается вывод об их сходстве и в иных отношениях. При аналогии знание, полученное из более изученного объекта или явления, переносится на менее изученный. Умозаключения по аналогии – один из источников научных гипотез. М.В. Ломоносов на основании аналогии сделал вывод о том, что свет есть форма материи. Его рассуждение: «Один свет затемняет другой. Например, Солнце – свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает слабый голос. Отсюда следует, что свет есть форма материи».

Аналогия очень доступна и поэтому она очень широко применяется во всех науках и практике. Ход мышления при умозаключении по аналогии можно представить в виде следующей формулы:Даны два предмета: А и В. Предмет А имеет признаки: a, b, c, d;

Предмет В имеет признаки: а, в, с.

Вероятно В имеет признак d.

Наше мышление руководствуется при этом следующим правилом: если два предмета или явления сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов или явлений.

Выводы по аналогии носят вероятностный характер, и лишь часть выводов являются достоверными. В зависимости от того, в какой связи находятся признаки сравниваемых предметов и явлений, различают строгую и нестрогую аналогии.

Велика роль аналогии не только в познании, но и в практической деятельности. Аналогия широко используется в моделировании, изучении общественной жизни в предсказании будущего, в правовом процессе и судебно – следственной практике.

Задачи и упражнения

и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества. г) Он – студент.… 2. С помощью логических символов напишите формулы следующих суждений и определите их виды по качеству и количеству: 1). Доброжелательность есть качество порядочного…

Тема 26.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение

2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления …  

Ошибки по отношению к доказываемому тезису.

Подмена тезиса.

Ошибкой является также прием, называемый «argumentum ad nominem» - «аргумент к человеку». Эта ошибка связана с такой подменой тезиса, когда… Является ошибкой также такая подмена тезиса, которая называется «логическая… Считается ошибкой и «переход в другой род». Это такая ошибка, когда данный тезис подменяется тезисом из другой…

Правила к аргументам.

1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями… 2. Аргументы должны истинными независимо от тезиса и иметь собственные… 3. Аргументы должны быть необходимыми и достоверными для обоснования доказываемого тезиса. Нужно, чтобы соблюдался…

Ошибки в аргументах доказательства.

  2. Следующая ошибка называется «предвосхищение оснований». Это происходит в… 3. «Круг в доказательстве» – это ошибка заключается в том, что тезис доказывается с помощью таких аргументов, которые…

Правила, относящиеся к демонстрации тезиса.

1. Необходимо, чтобы тезис следовал из аргументов, как посылок, по общепризнанным правилам доказательства, которые с необходимостью переносят истинность посылок на истинность заключения.

2. Логическая связь аргументов с тезисом должна протекать с соблюдением правил таких умозаключений, как дедукция, индукция и антология.

Ошибки по отношению к демонстрации.

1. «Мнимое следование» возникает в процессе диспута, полемики или спора, когда ее участники не соблюдают логическую связь между тезисом и… 2. Наличие логических противоречий в рассуждениях. Логикам хорошо известно,… 3. Нарушение правил умозаключений. Например, в дедуктивных умозаключениях может встретится ситуация, когда…

Тема 27.

Религия как форма мировоззрения,

Ее предмет и функции

2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.   Происхождение религии

Тема 28.

Религиозно-философские системы:

Национальные и мировые

1. Современные национальные религии.

2. Мировые религии: буддизм ислам.

Общая характеристика христианского вероучения.

Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религией.Иудаизмраспространен среди евреев и небольшого… Священная книга иудеев Библия (по евр. Танах) стала комплектоваться еще в XII… Центральный религиозный тезис иудаизма учение о едином Боге Яхве. Иудаизм – первая религия, утвердившая принцип…

Тема 29.

Свобода совести и толерантность

Принцип свободы совести в европейской культуре.

Толерантность и свободомыслие.

Реализация принципов свободы совести в Украине.

В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Регулирование правовых отношений в религиозной сфере получило… Конституции многих стран оговаривают, что права верующих не должны… Свобода совести как одно из явлений права, составляет важнейшую сторону правового статуса личности. Что же включает в…

Тема 30.

Культурология как наука и ее категории

2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее …  

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то

Диахронический метод как хронологическая последователь­ность появления и протекания событий мировой культуры. Для создания концептуальных моделей… Синхронический метод заключается в анализе двух или нескольких культур на… Сравнительно-исторический метод состоит в том, что позволяет сравнивать в историческом разрезе многие самобытные…

Тема 31.

Сущность культуры и ее генезис

1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной культуры. Сущность и основные функции…

Тема 32.

Феномен и тенденции развития культуры Украины

2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понятие украинской…  

Основных терминов курса

Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива (фр. alternative - чередование) – наличие взаимоисключающих друг… Альтернативистика– рассмотрение альтернативных вариантов истории развития объекта.

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.

Представление- наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в… Природа, в широком смысле, - объективная действительность во всем многообразие… Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление,…

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1983, Т.1.

Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1972, Т.2

Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Белл Д. Социальные границы информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста // Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

Винниченко В. Відродження нації. – К., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. Ч.1. Логико-философский трактат. – М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан //Избр. произв.: В 2-х т. – М., 1964. – Т.2.

Гейзинга Й. Homo Ludens. – К.., 1994.

Гельвецкий К. О человеке // Соч.: В 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: - М., 1969. – Т.4.

Гадамер Г.Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1.

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. В 2-х т. – М., 1989. – Т.1.

Джемс В. Прагматизм. – К., 1995.

Драгоманов м.п. Літературно-публіцистичні праці. – К., 1970.

Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

Зиммель Г. Философия культуры в 2-х т. – М., 1996.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т. – М., 1966. – Т.3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. – Ч.1.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. – 1983.- Т.1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1969. – Т.1.

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркс К. Економічно-філософські рукописи 1844 року. Твори. – Т. 20.

Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1990.

Ніцше Ф. Так казав Заратустра. – К., 1993.

Ортега де Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

Парсонс Г. Человек в современном мире. – М., 1985.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: В 2-х т. – М., 1992.

Платон. Государство. Т.3. – М., 1981.

Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии.– М.,1970.Т.2.

Спиноза Б. Этика // Избр.произв. в 2-х т. – М., 1984. – Т.2.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Сковорода Г.С. Сад божественных песен. – К., 1973.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр.соч. – М., 1988. Т.1.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. – К., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр.филос.произв. – М., 1955. – Т.2.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франко І.Я. Мислі про еволюцію в історії людськості.// Твори. – М., 1956. – Т.19.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1991.

Шевченко Т.Г. Щоденник. – К., 1991.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т.1.

Енгельс Ф. Діалектика природи.Твори. - Т.20

Юркевич П. З науки про людський дух // Вибране. – К., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Литература

к спецкурсу

Багацький В.В. Культурологія: Історія і теорія світової культури ХХ століття. – К., 2007.

Бачинин В.А. Культурология: Энциклопедический словарь. – СПб., 2005.

Борисова З.О. Основи релігієзнавства. – К, 2006.

Вознюк Н.М. Етика. – К., 2008.

Гетманова А.Д. Логика. – М., 2005.

Гирц К. Интерпретация культуры. – М., 2004.

Гусейнов А.А., Дубко Е.А. Этика. – М., 1999.

Зайцев Д.В. Теорія и практика аргументации. – М., 2007.

Ерышев А.А Религиоведение– К., 2001.

Естетика / За ред. Л.Т. Левчук. – К., 2006.

Естетика / ред. В.О.Лозового. - : Юрынком Интер, 2003.

Етика / За ред. В.О.Лозового. – К., 2002.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство. – К., 2005.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2006.

Ковбасенко Ю. І. Модернізм: Визначення. Теорія. Практика. – К., 1999.

Конверський А.Є. Логіка (традиційна та сучасна) – К., 2004.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика, Эстетика, - Р- н/Д.. 1999.

Культура України. – Х.: ХДАК, Випуск Мистецтвознавство. Філософія. – 2004.

Культурологія. (За ред.. В.М.Пічі) – Львів, 2008.

Маслов Н.А. Логика. – Ростов н/Д, 2007.

Мовчан В.С. Історія і теорія етики. – Дрогобич, 2003.

Некрасов А.И. Этика. – Харьков, 2003.

Основы религиоведения:. / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998.

Павлов В.І. Логіка у запитаннях, відповідях і аргументаціях. – К., 2008.

Подольская Е.А. Кредитно-модульній курс культурологи. – К, 2007.

Повторєва С.М. Логіка. - Львів, 2008.

Попович М. В. Нарис історії культури України. – К., 2001.

Релігієзнавство / За ред. М.М. Заковича - К., 2000.

Савельєв В.П. Етика. – Львів, 2008.

Смольков О.А., Дещенський Ю.Л. Релігієзнавство. – Львів, 2008.

Хоменко І.В. Логіка. – К., 2007.

Чорненький Я.Я. Культурологія. – К., 2007.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

 

Учебники, учебные пособия и словари:

Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

Буслинський В.А. Історія філософії. - Львів, 2007.

Введение в философию. К., 2008.

Волинка Г.І. та ін. Історія філософії в зв’язку з освітою. - К., 2006.

Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 2006.

Губар О.М. Філософія: інтерактивний курс лекцій. - К., 2007.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М., 2009.

Зарудний Є.О. Філософія. - К., 2007.

Історія філософії. - К., 2004.

Історія філософії України. - К., 1994.

История философии. - М., 1999.

Кислюк К.В. Философия (модульный курс). - Харьков, 2009.

Кремень В.Г., Ільїн В.В. Філософія. - К., 2007.

Никитин Л.Н. Природа и общество. - Д., 2009.

Основи філософії. - Донецьк, 2009.

Петрушенко В.Л. Основи філософських знань. - Львів, 2008.

Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії. - К., 2006.

Смольков О.А., Дещинский Ю.В. Философия. - Львов, 2008.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 2006.

Таран В.О., Зотов В.М., Рєзанова Н.О. Соціальна філософія. - К., 2009.

Філософія. - К., 2009.

Філософія. - Хрестоматія, - К., 2009.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

Философия в вопросах и ответах. - М., 2008.

Философский энциклопедический словарь. - М., 2009.

 

 

Примечание. В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет:

Вопросы философии”; “Філософська думка”; “Вестник Московского университета”, серия “Философия”; “Общественно-политический журнал” и др.

 

 

 

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль І. Историко-философское введение Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе . . . . . . . . . . Тема 2. Основные исторические типы философии . . . . . . . . . . . . . . . Тема 3. Философская мысль в Украине в XI – XXI вв. . . . . . . . . . . . Тема 4. Основные философские концепции современности. . . . . . . Практическая часть. Модуль I.Историко-философское введение Контрольная часть: Модуль I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль І. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть. Ответы на тесты Модуля І. . . . . .. . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль II. Общетеоретическая философия Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя . . . . . . . . . . Тема 6. Философское понимание сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 7. Общественное сознание и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 8.Познание и его основные формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 9. Научное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . Тема10. Диалектика, ее законы и категории . . . . . . .. . . . . . . . . . . . Практическая часть. Модуль II. Общетеоретическая философия Контрольная часть: Модуль II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть: Ответы на тесты модуляIІ. . . . . . . . . . . . . . . . Теоретическая часть: Модуль III. Социальная философия Тема 11. Природа как предмет философского исследования . . . . . . . Тема 12. Общество. Основы философского анализа . . . . . . . . . . . . . . Тема 13. Общество как развивающаяся система . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 14. Бытие человека как проблема философии . . . . . . . . . . . . . . Тема 15. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 16. Культура и цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 17. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Практическая часть. Модуль ІII. Социальная философия Контрольная часть: Модуль ІII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проблемно-поисковая часть: Модуль ІII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Доказательная часть. Ответы на тесты модуляІIІ. . . . . . . . . . . . . . . . СПЕЦКУРС: Модуль ІV. Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества Раздел І. Нравственное сознание Тема 18. Предмет этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 19. Основные этические учения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 20. Категории этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     Раздел ІІ. Эстетическое отношение к действительности Тема 21.Эстетика как наука и ее категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 22. История эстетической мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел ІІІ. Философия мышления Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения. . . . . . . . . Тема 25. Сложные формы мышления: суждения и умозаключения. . Тема 26. Логика дискурса. Доказательство и опровержение . . . . . . . Раздел ІV. Религиоведение Тема 27.Религия как форма мировоззрения, ее предмет и функции. . Тема 28. Религиозно-философские системы: национальные и мировые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 29. Свобода совести и толерантность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел V. Философия человеческой культуры Тема 30. Культурология как наука и ее категории. . . . . . . . . . . . . . . . Тема 31. Сущность культуры и ее генезис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема 32. Феномен и тенденции развития культуры Украины. . . . . . Словарьосновных терминов курса . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                                  

 

Навчальне видання

Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема…  

ОСНОВИ ФІЛОСОФІІ

Підручник

    Технічний редактор О.І. Шелудько

– Конец работы –

Используемые теги: основы, философии0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в MS Project 7
Использованная литература В В Богданов Управление проектами в Microsoft Project Учебный курс Санкт Петербург Питер г...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Значение философии Фомы Аквинского для современной философии
У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа… По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг. Среди… Также в нашей работе были использованы труды французского философа Жака Маритена. В своей работе Философ и теология он…

Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии
Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...

Экономические основы технологического развития тема “ Основы технологического и экономического развития”
Особенностью современного развития технологий является переход к целостным технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим… В практической деятельности экономиста и финансиста технология является… Именно за счет прибыли, полученной от своевременно и разумно вложенных в технологию средств, и достигается…

0.047
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам