рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание и его структура - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1. Индивидуальное И Общественное Сознание. 2. Структура Общественног...

1. Индивидуальное и общественное сознание.

2. Структура общественного сознания.

3. Формы общественного сознания.

Индивидуальное и общественное сознание

 

Очень часто «духовная жизнь» и понятие «социо-культурная сфера» употребляются как синонимы общественного сознания. Синонимы (греч. synonymos – одноименный) слова, разные по звуковой форме, но тождественные или очень близкие по своему значению. Но между этими понятиями имеются смысловые различия.

Человеческая жизнь включает в себя два вида деятельности: материальную и духовную. В процессе материальной деятельности человек утверждает себя практически, удовлетворяя потребности в пище, одежде, жилье. Духовная жизнь выступает теоретическим бытием человека. Она направлена на производство духовных ценностей и формирование мировоззрения людей.

Социо-культурная сфера включает в себя науку, культуру, политические, правовые, этические, эстетические, религиозные и другие воззрения.

Сущность общественного сознания раскрывается через решие вопроса о соотношении общественного бытия и сознания.Общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано в полном объеме предвидеть результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Более того, даже в брачных контрактах речь идет не столько о духовных, сколько о материальных основах людей, создающих семью.

Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т.е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством идентичности или тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека.

Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление сознания конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах. Персидский поэт ХV века Атааллах Аррани следующим образом выразил существование следов индивидуального сознания в духовной сфере: «А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется, лишь в этот страшный час скажи, что умер я».

В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.

Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения. Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.

В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период. Согласно Гегелю, индивидуальное сознание представляет собой сокращенный, сжатый во времени инвариант (фр. invariant – неизменяющийся) сознания родового, общественного. Его задачей является усвоение того, что уже освоено человеческой культурой.

 

Структура общественного сознания

 

Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними. Существует множество подходов к анализу структуры общественного сознания. Один из них следующий. Структура общественного сознания рассматривается в трех основных аспектах:

1. Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание

первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.

2. Гносеологическом (эпистемологическом), выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, массовое, профессиональное; и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).

3. Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию - и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.

Учитывая то, что при рассмотрении сознания в социологическом аспекте наиболее объемно выделяется его социальная составляющая, остановимся на анализе общественного сознания в этом аспекте более подробно.

Важнейшие особенности общественного сознания наиболее ярко представлены в идеологии и общественной психологии.

Идеология - это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. По форме выступая как выражение потребностей всего общества или определенных социальных групп, идеология включает в себя миропонимание, лозунги, директивы деятельности и устремления к определенным практическим результатам. Главная особенность идеологии - ориентированность на социально-экономическую реальность, направленность на массовое сознание, где фактор веры сильнее фактора знания. Кроме того, идеология должна предлагать определенный образ жизни, без этого она не может быть принята людьми, не может их увлечь.

Идеология находит свое выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.

Общественная психология представляет собой систему убеждений, чувств, эмоций, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

Общественная психология, в отличие от идеологии, является продуктом духовной жизнедеятельности всего общества или конкретных групп людей. Она не выступает в виде обобщенной системы взглядов, суждений и воззрений, а проявляется в отдельныхне систематизированных мыслях, эмоциях, чувствах, настроениях. Идеи и взгляды в общественной психологии носят эмпирический характер, где эмоциональные моменты переплетаются с интеллектуальными.

Общественная психология не существует вне психологии индивидов и развивается в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако если явления индивидуальной психологии присущи только отдельной личности, то явление и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляется как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. По своему характеру люди самых различных социальных групп и слоев могут быть похожими друг на друга или резко отличаться один от другого. Но не только и не столько индивидуальные особенности и индивидуальная психика людей побуждает их действовать определенным образом, сколько их общие материальные и духовные интересы и потребности.

Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Однако немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология. Более того, воздействие общественного бытия (и как его основы материальных условий) и идеологии имеет свою специфику. Если материальные условия воздействуют на общественную психологию без видимых усилий, стихийно, то идеологическое воздействие предполагает определенные целенаправленные усилия. Эта целенаправленность заключается, прежде всего, в стремлени выработать определенную ориентацию людей, подтолкнуть их к определенным активным действиям. Идеи сами по себе ведут к работе мысли, к обмену мнениями, в то время как к действию людей подталкивают чувства, настроения, психологические установки. Одним из важнейших моментов в этом процессе является стремление превратить идеи в убеждения и побуждение к соответствующим акциям. Это необходимо потому, что знания тех или иных теоретических положений еще не означают действий в соответствии с этими знаниями. Можно отлично знать те или иные теории и законы, но знать и быть убежденными в их правоте и поступать в соответствии с ними – это далеко не одно и то же. Человек, например, может отлично знать существующие законы Украины и быть правонарушителем. Прекрасно знать правила личной гигиены и не чистить зубы. Иными словами, идеология становится реальной силой только тогда, когда ее основные положения усваиваются людьми, побуждая к людей активным действиям, определяя нормы их повседневного поведения н и жизнедеятельности.

И еще один важный момент, преданность людей тем или иным идеям еще не свидетельствует об истинности или ложности этих идей, моральности или аморальности усвоенных установок. В своей деятельности люди могут руководствоваться самыми благими пожеланиями, доходить в остаивании своих идей до самопожертвования, как делают, например, сегодня террористы-самоубийцы, но объективно при этом они могут отстаивать ложные взгляды, быть реакционерами, консерваторами, препятствующими социальному и научно-техническому прогрессу.

В свою очередь общественная психология оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику. Идеологи в своих теоретических построениях учитывали и учитывают конкретное состояние общественной психологии. История развития человечества свидетельствует о том, что общественная психология нередко способствовала возникновению и формированию идеологии. Это происходит тогда, когда идеологи в своих теоретических выводах приходят к тем выводам, к которым стремится в своих потребностях и чаяниях та или иная социальная группа или общество, делают своеобразную «кристализацию» общественной психологии. Но в конечном счете, идеология, учитывая состояние общественной психологии, создается не столько в результате ее концептуализации, сколько на основе предшествующего духовного наследия в виде предшествующих теорий и взглядов.

Учет состояние общественной психологии в идеологических проектах и конструкциях иногда, особенно в условиях Украины, принимает паразитические формы, выступая в виде популизма. Популисты, ради достижения своих эгоистических целей, апеллируют к сознанию широких народных масс, играют на минутных настроениях людей, обещая простым путем решить заведомо трудноразрешимые задачи.

Формы общественного сознания

 

В процессе функционирования духовной сферы в общественном сознании отдифференцировались особые формы сознания, выполняющие различные социальные функции. Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.

С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности - политика.

Политика - это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься политикой - значит отстаивать интересы определенных групп людей, управлять политическими процессами.

Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании.

Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Оно включает в себя политическую идеологию и психологию.

Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.

Политическая психология включает в себя чувства солидарности и ненависти, эмоции, поведенческие установки, настроения той или иной социальной группы или общества, проявляемые в процессе реализации политических целей и задач.

Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике и социокультурной сфере.

Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право - это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Правовые нормы складываются в результате компромисса между различными социальными группами и слоями общества. Это примиряет интересы различных социальных групп, не позволяет обществу расколоться. Право охраняется силой государства.

Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства и оказывает определенное воздействие на все стороны жизни общества.

В отличие от них, моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль - это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частности, от норм права. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения может заставить человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения, культуры. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане - наказание, в морали - воспитание.

Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.

Также как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов, типа: «Не укради!», «Не убий!». Наряду с ними есть немало элементов, которые у различных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные ценностные оценки.

Изучением морали занимается философская наука этика. Она иследует роль и место морали в системе духовной жизни общества, изучает генезис морали, а так же теоретически обосновывает ту или иную ее систему.

Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. В труде, в ходе повседневной практической деятельности и художественного творчества, человек выработал в себе ценнейшую способность – эстетического отражения действительности. Его основная особенность в том, что объект постигается эмоционально, когда то или иное явление проходит эстетическую оценку.

Эстетическое сознание – это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.

Высшей формой эстетического сознания выступает искусство. Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.

Как форма отражения действительности искусство включает в себя конкретные виды искусства: литературу, театр, музыку, живопись, скульптуру, киноискусство и т.д. Каждый вид искусства в свою очередь подразделяется на целый ряд разновидностей. Так, литература включает в себя прозу, поэзию, драматургию; музыка подразделяется на симфоническую, камерную, эстрадную и пр.

Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную (например, о Второй мировой войне люди знают больше

из произведений искусства, чем из исторических документов);

- эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и

восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);

- воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, величественное от ничтожного);

- социальную, идеологическую (произведения искусства специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

Искусство и его различные виды являются предметом специального изучения теории искусства – эстетики. Эстетика как философская наука изучает два взаимосвязанных вида духовных явлений: сущность эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к бытию и сферу художественной (эстетической) деятельности людей.

Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.

Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента: мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.

Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия или получить какую-то пользу.

Религия, предлагая человеку не просто свод отвлеченных знаний, а определенный теми или иными религиозными догматами образ жизни, тотально воздействует на личность. Религиозное воспитание представляет собой в определенной степени кодирование личности с помощью ритуалов, включение его в определенную систему ценностей. В своей основе оно деструктивно, так как предлагает уйти от мирских забот и прийти к Богу, или, на худой конец, заняться богоискательством или богостроительством.

В последние годы в духовной жизни Украины происходят глубокие изменения взглядов на роль религии в социальной жизни. Слово «религия» еще недавно, переводя с латинского, толковали как «вера в существование сверхъестественных сил», «предмет культа», «набожность». Сейчас религию нередко трактуют и как «тщательное обдумывание», «перечитывание», «объединение», сюда же добавляют: «совестливость», «благочестие», «добросовестность», «набожность».

Возрождение духовности – важное завоевание независимой Украины. Строятся десятки, если не сотни храмов едва ли не в каждом регионе. Отрицательным при возрождении духовности является одно: за годы независимости значение науки опускается ниже критической отметки. За эти годы в стране не было построено ни одного исследовательского института, а те, что имеются часто из-за недофинансирования влачат жалкое существование. Разумеется, религия и наука это два различных мира, различно влияющих на наше мировосприятие. Однако нельзя забывать ни процессов глобализации, ни того факта, что Украина вступила в ВТО (Всемирную торговую организацию). Без развития науки страна, хотя и возрождает духовность, быстро может оказаться на задворках мирового социального и научно-технического процесса.

В заключение, несколько слов о деятельности миссионеров нетрадиционных религий. Как правило, рецепты этих религиозных функционеров, с одной стороны, отличаются простотой и доступностью, с другой, предлагаются «здесь и сейчас» проекты радикального переустройства мира. Деятельность этих миссионеров, хотя и кажется порой странной и назойливой, но по своей сути не многим отличается практики современного менеджмента, а более отдаленно от практики коробейников, носивших свои торбы по домам и селам. Останавливая людей на улицах, в транспорте, в жилых домах эти миссионеры фактически осуществляют рекламу товара и услуг, хотя товар у них весьма специфический.

* * *

Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2002. Ст.: «Массовое сознание», «Мораль», «Политика», «Право», «Эстетика», «Этика», «Религия».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Суспільне буття і суспільна свідомість», «Суспільне життя», «Ідеологія», «Політика», «Право», «Мораль», «Естетика», «Релігія».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественное сознание и его структура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категория «бытие»,

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специфика научног

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика и ее альте

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика. Общество к

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественного произв

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   Античная и с

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "эстетика&qu

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логики

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые суждения, их

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Ее предмет и функции
1. Происхождение религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.   Прои

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религией.

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Регулировани

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет и специфика

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понятие украинск

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги