рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика христианского вероучения.

Общая характеристика христианского вероучения. - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Современные Национальные Религии ...

 

Современные национальные религии

Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религией.Иудаизмраспространен среди евреев и небольшого количества арабов. Он является государственной религией в Израиле. Возникает иудаизм в начале І тысячелетия до н.э. среди древних евреев Палестины.

Священная книга иудеев Библия (по евр. Танах) стала комплектоваться еще в XII в до н.э.., а ее составление завершилось ко II в. до н.э. Наиболее авторитетной и важной ее частью в иудаизме признается Тора (Пятикнижие), которая включает 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Автором Торы и основоположником иудаизма считается Моисей. Помимо Библии большое место в религиозной письменной традиции иудаизма принадлежит Талмуду. Основное его содержание составляет толкование Торы, а также притчи, легенды, сказки, стихи, высказывания мудрых раввинов.

Центральный религиозный тезис иудаизма учение о едином Боге Яхве. Иудаизм – первая религия, утвердившая принцип единобожия. Бог один для всех, но Яхве заключил союз с евреями, сделав их своим избранным народом и поведал им об этом через своих пророков.

Иудаизм развивался и изменялся вместе с историей евреев. Поэтому различают библейский иудаизм (религия древних евреев), талмудический (иудаизм развитого рабовладельческого государства), раввинистический (иудаизм феодальной эпохи), современный или реформированный.

Большая часть религиозных верований Индии основана на ведах, сборниках прославляющих гимнов и молитв, создававшихся племенами ариев примерно с XVI по V в. до н.э. Господствующие религиозное течение в Индии, Бангладии, Непале, Шри-Ланке - Индуизм. Он наследовал священные книги - Веды и культовый язык - санскрит. Индуизм - политеистическая система, но среди множества богов существует троица главных (Тримурти): бог-творец Брахма, бог-охранитель Вишну, бог-разрушитель - Шива. Брахма создает мир, Вишну хранит мировой порядок, а Шива разрушает мироздание, когда приходит время, после чего Брахма воссоздает его снова.

В этой религии нет единого культа. Обязательным только является практика жертвоприношений. Индуизм освящает кастовое деление общества. Он основан на вере в переселении душ, в зависимость человека от своей судьбы – кармы, которая предполагает ответственность за деяние в предшествующем рождении. Существа, творившие добро, получают в своем следующем перерождении судьбу лучшую, чем прежняя, творившие же зло - худшую. Под воздействием своей кармы, каждый человек получает определенное предназначение в каждом из своих перерождений и должен следовать ему. Рожденный в касте брахманов (священнослужителей) должен совершать яджны (жертвы), рожденный кшатрием (воином) должен воевать и т.д. Любое отступление от данных правил рассматривается как нарушение мирового порядка.

Целью жизненного пути любого индуиста является достижение мокши, освобождения от круга перерождений. Есть много путей для того, чтобы этого добиться. Самыми известными и популярными стали три. Карма-марга или карма-йога – добросовестное выполнение своих обязанностей без какой-либо внутренней привязанности к результатам своей деятельности. Джняна-марга или джняна-йога – путь знания, постижения божественной природы. Бхакти-марга или бхакти-йога – путь бескорыстной любви к Богу, полная отдача себя ему Индуизм с его обрядностью и практикой жертвоприношений не только и не столько религия, сколько образ жизни, культуры.

Сикхизм сложился в Индии к концу ХV в. как попытка объединить в одну религию индусов и мусульман. Главным образом сикхизм распространен в штате Пенджаб (20 млн. приверженцев). Для их общин характерен культ руководителя - гуру, обязательная уплата процента с дохода в пользу общины, строгое следование традициям в одежде.

Джайнизм возник в Индии в VI в. до н.э. В основе вероучения лежит представление о двух вечных началах – одушевленном и неодушевленном, а также практика освобождения души от власти материи. Он впитал в себя многие элементы ведийского учения, такие как колесо сансары, мокша и т.д. В то же время, джайнизм во многом отличается от индуизма.

Джайны учат о цикличном существовании мира. Согласно их учению, мироздание постоянно движется от расцвета к упадку и наоборот. Приблизительно в середине цикла, когда люди уже не способны постичь истину собственными силами, появляются тиртханкары, открывающие ее. Последним тиртханкарой нынешнего цикла стал Махавира, он же Джинна. Он предложил путь к мокше, состоящий в следовании «трем драгоценностям», заключающимся в умении видеть мир таким, каким он на самом деле является, без иллюзий; постижение истинной сущности своей души и истоков своих желаний, чтобы избавиться от них. Джайнизм – религия очень строгих моральных предписаний. Правильное поведение заключается в исполнении следующих принципов: непричинение вреда живым существам, правдивость, неприсвоение чужого, целомудрие, воздержание от мирских привязанностей

Конфуцианство распространено в Китае. В основе его лежит этическое учение Конфуция или же Кун Цзы (551 – 479), изложеное в книге Лунь юй. Конфуций считал, что задачей человека является сохранение мирового порядка, которым каждому человеку в поднебесной отведено свое место. Мировой порядок складывается естественным путем и закрепляется в человеческих традициях. Задачей личности является не создание, а «восполнение» уже уготованной ему судьбы. Конфуций разделил людей на две категории: цзюнь цзы (благородные мужи) и сяо жень(ничтожные). Достоинства цзюнь цзы состояли в соблюдении ритуалов и установленных норм поведения, справедливости, человеколюбии, почитании старших и заботе о младших. Достойный человек, учил Конфуций, прежде всего должен спрашивать с себя, а ничтожный человек спрашивает с других. В целом же этическое учение Кун Цзы подчиняло индивида обществу, долг перед которым он должен быть безукоризненно.

Особое значение в конфуцианстве придается церемониям. В конфуцианстве нет духовенства, обряды выполняет глава семьи.

Полной противоположностью учению Конфуция представляла собой проповедь Лао Цзы, основателя даосизма и автора книги Дао Дэ Цзин, где изложены его воззрения. Основой всего сущего Лао Цзы считал путь-дао, под которым он понимал всеобщий мировой порядок, управляющий всем в мире. Чтобы занять свое место в мире, человек должен совпадать с ним. А поскольку Дао – это ни что иное, как естественный порядок вещей, то совпадение с ним означает возвращение личности к своему естественному состоянию. Так, в частности, один из даосских принципов сформулирован следующим образом: «Шестой палец на руке может показаться лишним, но и его нельзя отрубить безболезненно». То есть, всему, что дано человеку, изначально предопределено стать частью Дао, и невозможно избавиться от части самого себя, своих естественных стремлений и желаний, не нарушив тем самым мирового порядка. Именно из данного постулата вытекает один из главных принципов практического даосизма У-вэй, часто переводимый как «недеяние». Суть его заключается в том, чтобы не противиться обстоятельствам, в которые ставит человека Дао, а позволить им направлять себя.

В даосизме много богов, но цель – не воздаяние за гробом, а земное бытие, возможно более долгое. Поэтому монахи занимались магическими обрядами с целью продлить жизнь и обрести эликсир бессмертия.

Национальная религия Японии синто (путь духов) возникает как развитие культа природы и культа предков. Она не имеет четко оформленных догматов. Наиболее интересным аспектом синто является представление о всеединстве духовных сущностей мира. К таковым японцы относят живых людей, их умерших родственников, мифологических предков японцев, а также духов гор, огня, ветра. Согласно представлениям синтоиста все они находятся в постоянном взаимодействии, и поступок любого человека либо созидает, либо разрушает мировую гармонию на всех возможных уровнях.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что главной чертой национальных религиозных систем, особенно созданных в Китае и Японии, является консерватизм. Мировой порядок был установлен тысячелетия назад, и во многом от человека зависит, будет ли он сохранен.

 

Мировые религии: буддизм и ислам

Буддизм возник в VI в. до н.э. в Древней Индии, а как мировая религия сложился уже в феодальную эпоху, распространившись в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии и Дальнего Востока. В последние десятилетия буддистские общины стали возникать и на других континентах. Буддизм в европейской культуре привыкли идентифицировать как религиозную систему, и он действительно обладает целым рядом соответствующих признаков. Однако, один из наиболее существенных признаков религии буддизму как раз и не присущ – в нем нет божества.

Традиционно, главным буддийским божеством считается основатель данного учения Сидхартха Гаутама – сын царя из племени Шакья (623-544).. Но сам он никогда себя подобным образом не позиционировал, не называли его богом и его последователи. Его прозвище Будда переводится как «просветленный», и дано оно было Гаутаме за то, что он постиг истину бытия и донес ее до людей. Но буддизм не учит поклоняться какому-либо божеству, а почести, оказываемые Будде современными его последователями – это не что иное, как дань уважения великому учителю. Суть же учения состоит в том, чтобы объяснить устройство мироздания и помочь человеку стать соответственным ему.

Буддизм проповедовал равенство всех каст в их праве на спасение - освобождение души от материи, от бесконечной цепи перерождений. В буддизме существует концепция “четырех благородных истин”, которые раскрывают тайну существования человека: 1) жизнь есть страдание; 2) страдание имеет свои причины; 3) есть путь избавления от страдания; 4) это путь избавления от желания. Целью спасения является достижение нирваны – состояния, когда человек разрывает цепь перерождений. Тот, кто достиг этого, становится Буддой, т.е. просветленным.

Буддизм не является монолитным образованием. Он отличается большой веротерпимостью, включая в свою систему элементы других культов. В буддизме не наблюдается враждебного религиозного соперничества и фанатизма. Каноническая буддистская литература использует древний язык санскрит Священная книга “Трипитака” (“Три корзины мудрости ”) включает три части: Виная-питака (“корзина устава”) описывает устав жизни монашеской общины, Сутра-питака (“корзина поучений”) излагает учение Гаутамы, Абхидхарма-питака (“корзина толкования учения”) излагает философскую доктрину буддизма. В буддизме нет единой церкви, все церкви носят национальный характер. Но существует международная организация буддистов “Всемирное братство”.

В Тибете буддизм смешался с местными верованиями. Тибетский буддизм называют ламаизмом, так как особое место в нем отводится монахам–ламам. Ламы рассматриваются как посредники между миром земным и божественным. Каждый верующий имеет своего ламу. Переселение души в ламаизме – достояние только высших лам, рядовые верующие могут надеяться с помощью лам, выполняющих сложные обряды, с помощью пожертвований лишь улучшить свою участь после смерти.

В ХVI – ХVII в. ламаизм проник в Монголию, а в XVIII в. распространяется в России среди бурят, тувинцев и калмыков.

Ислам возникает в Аравии в VII в. в процессе объединения арабских племен в единое государство. Основоположник новой религии Мухаммед (570-632) родился в Мекке - торговом и религиозном центре арабов, в бедной семье, но женился на богатой вдове и при ее поддержке стал знаменитым проповедником в Мекке. Это вызвало ненависть к нему богатых мекканцев и 26 июля 622 г. Мухаммед, уже вдовец, вынужден был бежать в соседний город Медину. Этот день бегства или жиджры, считается первым днем мусульманской эры. Именно в Медине восприняли главную идею его учения - монотеизм, т.е. единобожие. В борьбе с Мединой Мекка капитулировала, в 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку. Умер он в 632 г. в Медине.

Ислам имеет свою священную книгу Коран (чтение). Автором Корана считается Аллах. Первая запись Корана появилась в период халифата Османа (644-656). Коран состоит из 114 глав (сур), которые делятся на стихи (аяты). Суры Корана составлены в порядке убывания текста, без учета хронологии и содержания. Коран дополнен традиционным толкованием - Сунной, рассказы о действиях и суждениях Мухаммеда. Кроме Корана и Сунны ислам опирается также на шариат - свод мусульманского права.

В центре мусульманского вероучения - культ единого Аллаха, беспрекословного подчинения верующих его воле (ислам в переводе с арабского - покорность, муслим - покорный). Культовые особенности ислама выражены в 5 принципах: 1) признание Аллаха единым богом, а Мухаммеда - его пророком; 2) ежедневная пятикратная молитва - намаз; 3) обязательная выплата налога духовенству в пользу бедных - закят; 4) обязательное соблюдение поста в месяц рамадан; 5) паломничество в Мекку - хаджж.

По мере развития ислама в нем появились различные течения, основные из них - суннизм и шиизм.

Сунниты признают священной книгой не только Коран, но и Сунну. Считают, что мир ислама должен возглавляться халифом (последним халифом был турецкий султан, после 1924 г. в исламе халифа нет).

Шиитыпризнают Коран, но с особым мистическим толкованием, а Сунну считают всего лишь душеполезной, но не священной книгой. Халифами почитают только родственников Мухаммеда.

В ХIХ-ХХ вв. в исламе появилось большое количество сект (бабизм, бехаизм). Все они пытаются приспособить ислам к реалиям современной жизни. Ислам сегодня активно используется политическими партиями, под его лозунгами действуют различные общественные силы.

 

Общая характеристика христианского вероучения

Христианство - крупнейшая из мировых религий, возникло в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному в восточных провинциях Римской империи. Рим переживал экономический и политический кризис, который охватил и верхушки римского общества. Христианство вырастает из иудейских сект, разорвавших национальную ограниченность иудейской религии и тем самым привлекавших в свои ряды беднейшие слои разноплеменного населения Рима.

Основой христианского вероучения являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых восьми Вселенских Соборов, творения святых отцов церкви первых веков христианства, в католицизме - еще и папские энциклики, суждения и мнения известных пап, выдающиеся религиозно-философские произведения).

Библия - общий религиозный документ иудеев и христиан, но христианство дополнило Библию собственными источниками, поэтому христианская Библия состоит из двух частей – Ветхого (унаследованного из иудаизма) и Нового Завета. Новый Завет формировался первыми христианами в течение двух веков. В его состав входят следующие книги: четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послание апостолов, Апокалипсис.

Самым древним документом Нового Завета является Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), написанный в 68 г. Примерно через 50 лет после Апокалипсиса появляется книга Посланий Апостолов. В книге посланий образ И.Христа утрачивает бунтарский дух Апокалипсиса, ведущими становятся идеи покорности, полного подчинения судьбе. Этот документ - уже становления настоящего христианства. В книге Деяний апостолов описывается судьба и мученическая кончина апостолов - учеников Христа, их участь после вознесения Христа.

Окончательное становление христианства завершается созданием Евангелий (греч. - благая весть). По церковной традиции их авторы Иоанн и Матфей - ученики Христа, Лука и Марк - только авторы Евангелия. Тексты Евангелиий от Луки, Марка и Матфея совпадают, эти Евангелия называют синоптическими. Содержание Евангелия от Иоанна имеет отличия. Именно эти четыре Евангелия были окончательно утверждены в 369 г. на Лаодикийском Соборе как канонические. Канонизация христианских текстов способствовала оформлению христианских церквей. В 324 г. христианство стало государственной религией Римской империи.

Систематизированное изложение христианского вероучения содержится в Никео-Константинопольском Символе веры, утвержденном христианскими Соборами в ІV в.. Символ веры зафиксировал основные положения христианского вероучения: признание единого бога и акта творения мира; вера в Иисуса Христа, в его чудесное рождение, в его сущность, тождественную богу; вера в схождение Иисуса Христа к человеку; вера в распятие и воскресение Христа; вера в вознесение Христа на небо; вера в духа святого; вера в авторитет церкви как единоспасаемой; вера в необходимость крещения; вера в воскрешение и потустороннюю жизнь; вера во второе пришествие Христа, страшный суд и конец света; вера в тысячелетнее царство Христа.

Между западными и восточными ветвями христианства постоянно шла борьба за первенство. Разногласия привели к полному разрыву отношений в 1054 г. Руководители западного христианства назвали свою церковь римско-католической (всеохватывающей), восточная церковь стала называться греко-православной (ортодоксальной) кафолической (всемирной).

В ХVI в. от католицизма отделился протестантизм. Так сложились три основных направления в современном христианстве: православие, католицизм, протестантизм. Христиане всех трех направлений имеют единый Символ веры. Согласно христианскому вероучению, Бог - наивысшая нематериальная сила, он создал мир и управляет им и судьбами людей (креационизм). Христианство восприняло иудейский монотеизм, но усложнило его введением догмата о троице: Бог един, но состоит из трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой дух.

Постепенно в верховный пантеон христианства был введен женский персонаж – Мария, а также большое количество святых, центральное место среди них занимают апостолы.

Разделении церквей сопровождалось не только различием в толковании Символа веры, но и специфичностью культа, который приобретал местные традиции. При этом для большинства христиан при всей различной внешней стороне культа присущи одни и те же основные обряды и праздники. Основных христианских “таинств” (обрядов, передающих чудесным, невидимым образом благодать Божию) семь: крещение, причастие, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение. В протестантизме, как правило, совершается лишь крещение и причастие.

Основные христианские праздники отражают мифологию христианства и становление церковной жизни. Главных праздников двенадцать (по числу апостолов), из них особое значение имеют Пасха, Пятидесятница и Рождество. Помимо главных общехристианских праздников существуют еще праздники храмовые, или престольные, праздники, посвященные кому-либо из святых, отличившихся в деле строительства христианской церкви или пострадавших за веру.

Рассмотрим основные направления в христианстве.

Православие как отдельное течение в христианстве существует с IV века, а как официально сформировавшееся церковное движение - с 1054 г. Православие распространено главным образом среди народов Восточной Европы, а также на Ближнем Востоке. Сейчас православным церковным миром признано существование 16 автокефальных православных церквей. Реально их больше вследствие раскола церквей, но всех их объединяет общая догматика и единообразие в культе. В православии церкви действуют самостоятельно и лишь номинально признают главенство Константинопольского патриарха, который носит титул Вселенского. Богослужение идет на национальных языках, допускается перевод священных книг на национальные языки. Оформление и внешний вид храмов, иконопись, пение, текст молитв и т.д. были заложены византийской традицией, но испытали на себе влияние местных традиций в искусстве.

Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии. Сейчас в связи с активными процессами преобразования общественной жизни православие переживает сложные времена. От русской православной церкви отделилась, объявив себя автокефальной, Украинская православная церковь, возник раскол и внутри русского православия.

Католицизм. распространен в Европе, Америке, Азии, Африке и Океании.В Украине католицизм распространен по преимуществу среди населения Западной Украины. В отличие от православия, католицизм - единая церковная организация с единым центром и единым главой, который носит титул Папы. Разделяя основные положения христианства, католицизм имеет специфические догматические особенности: особое понимание сущности Троицы (святой Дух исходит от Бога-отца и от Бога-сына); догмат о непорочном зачатии Марии и вознесении ее на небо; догматы о сверхнеобходимых заслугах, о чистилище, об индульгенциях, о целибате (безбрачии духовенства), о непогрешимости папы в делах веры и морали. Языком богослужения в католицизме является латынь. Лишь в последние десятилетия стала допускаться проповедь на национальных языках.

В 1596 году в результате унии католицизма с православием возникла Украинская греко-католическая церковь, которая соединила православный религиозный культ и католическое вероучение.

Протестантизм возник как самостоятельное течение в странах Центральной и Северной Европы в ХVI веке. Это религиозное движение не было единым, но общность породивших его условий и целей определила общность основных принципов: оправдание верой (человек спасется не через церковь, а личной верой); священство всех верующих; дешевая церковь; авторитет Библии (каждый верующий получает право читать и толковать Библию); из обрядов остаются только два – крещение и причащение, но они не признаются таинствами. Эти принципы совершили настоящую идеологическую революцию, ежедневные трудовые обязанности стали рассматриваться как служение Богу, а трудолюбие, бережливость, расчетливость как черты, угодные Богу.

Изначально в протестантизме сложились три течения: лютеранство в Германии, кальвинизм в Швейцарии, англиканство в Англии.

Лютеранство получило название по имени монаха Мартина Лютера (1483-1546), который возглавил это движение. Лютер перевел Библию на немецкий язык, отверг Священное Предание, признавая лишь авторитет Библии. Была признана независимость государства от церкви, а все церкви были объявлены самостоятельными. Лютеранскую общину возглавляет пастор и церковный совет, который подчиняется местной власти. Лютеранство наиболее распространено в Северной Германии, Скандинавии, Прибалтике, США.

Кальвинизм (реформаторство) – протестантское течение, охватившее Швейцарию и юг Франции. Жану Кальвину (1509-1564). это религиозное движение обязано учением об абсолютном предопределении, согласно которому Бог еще до творения мира определил участь каждого человека. Кальвинизм настаивает на деятельном участии в жизни, успех подтверждает человеку его божье избранничество. Кальвин настаивал на мирском аскетизме, бережливости, отказе от комфорта и наслаждения. Во главе общины стоит пресвитер, избираемый из наиболее авторитетных прихожан. За жизнью каждого общинника бдительно наблюдает община.

Современный кальвинизм оформился в три церкви: реформатская (объединяет кальвинистов Европы), пресвитерианская (англо-шотландские кальвинисты) и конгрегационалистская (отстаивает самостоятельность каждой общины). В Украине реформаты есть только в Закарпатье среди венгров.

Англиканство как самостоятельное течение существует в Англии с 1571 года, когда парламент принял английский символ веры, главой церкви провозгласил короля. Англиканская церковь перешла на английский язык богослужения, но сохранила многие черты католицизма (таинства, церковная десятина). Эта церковь является государственной. Здесь разрешается участие в церковной жизни женщинам, можно сочетать священство со светскими занятиями.

В протестантизме после эпохи Реформации возникло много церковных объединений, основные из них - баптизм, евангелизм, пятидесятничество, “Свидетели Иеговы”.

Баптизм свое название получил благодаря своеобразию обряда крещения: этот обряд совершается по достижении совершеннолетия. Баптисты издают свой журнал “Братский вестник”, имеют фиксированное членство в общинах. Сейчас это наиболее авторитетное течение позднего протестантизма, особенно в США.

Пятидесятничество свое название получило от своеобразного толкования мифа о сошествии на пятидесятый день после Пасхи духа Святого на апостолов: пятидесятники, в отличие от баптизма, считают, что креститься надо духом Святым.

Самым многочисленным течением в адвентизме является движение адвентистов седьмого дня. Его сторонники многое восприняли из иудаизма: не работают в субботу, не едят свинину, а также не пьют, не курят, не едят острого, перед причастием совершают обряд омовения ног. В этой организации нет централизации, все общины существуют автономно.

“Свидетели Иеговы” свое название получили в 1931 году, хотя само течение было основано в США Чарльзом Расселом, который в конце XIX в. Называя себя христианами, иеговисты отрицают христианскую догматику: они верят в единого Бога Иегову, не признают Троицы, ждут конца света, утверждают, что Иисус уже сошел на землю в 1914 году и ведет битву с сатаной. В Украине общины иеговистов распространены в западной части страны и в Донбассе.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Буддизм», «Иудаизм», «Ислам», «Христианство»

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Христианство», «Буддизм», «Ислам».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Світові релігії», «Хрисіянство», «Іслам», «Буддизм», „Нірвана”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика христианского вероучения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категория «бытие»,

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специфика научног

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика и ее альте

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика. Общество к

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественного произв

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   Античная и с

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "эстетика&qu

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логики

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые суждения, их

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Ее предмет и функции
1. Происхождение религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.   Прои

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Регулировани

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет и специфика

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понятие украинск

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги