рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типология ценностей

Типология ценностей - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Существуют Различные Критерии Классификации Ценностей. В Зависимости От Социа...

Существуют различные критерии классификации ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные, по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства, выступающие промежуточные ценности, подчиненные высшим целям.

Различают два типа ценностей: предметные ценности и ценности сознания. Предметные ценности - это то, что является объектами человеческих потребностей, интересов, устремлений. Сюда войдут природный пейзаж, полезные ископаемые, человеческие поступки, явления общественной жизни, произведения искусства: картина, стихотворение, танец. Это все то, что существует в чувственно-предметной форме, может созерцаться органами чувств: зрением, слухом, осязанием и т.п., может потребляться в той или иной форме.

Ценности сознания - это потребности и интересы, выраженные в субъективной форме, т.е. на языке мыслей, образов, понятий, суждений, норм и образцов. Например, рассматривая чей-либо поступок, мы исходим из понятий добра и зла, справедливости. Оценивая человеческую жизнь, мы исходим из представления о счастье. Говорим, что вот эта жизнь не удалась, так как не соответствует представлению о счастливо прожитой жизни. Но счастье, счастливо прожитая жизнь есть некая норма, т.е. ценность сознания.

Сравнивая оба типа ценностей, подчеркнем, что ведущими являются ценности сознания, так как именно они определяют, что является значащим и важным в предметном мире, в действиях человека, его поступках.

Иерархия ценностей исходит из структуры самого человека как особого типа бытия в мире. В иерархии ценностных ориентаций, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности.

В человеке различают природную, социальную и духовную основы. Соответственно, различаются такие ценности, как природа, социальные ценности и ценности духовные, или высшие, которые выражают собственно человеческое в человеке.

Различие между ценностями можно основывать также на том, в какой степени данная ценность способна рассматриваться и как предмет оценки, т.е. являться элементом отношения “человек-вещь”, или “субъект-объект”, в противоположность субъект-субъектному ценностному отношению.

Итак, природа как ценность. До сих пор господствующим является оценочное отношение к природе, т.е. ее рассматривают с точки зрения полезности для конкретных человеческих практических целей. Так, нефтяные залежи, безусловно, важнее и более ценны, чем песок пустыни Сахары, кедровое дерево ценнее осины и т.д. Но экологические проблемы, возникшие в ХХ веке, вдруг показали, что нельзя и невозможно противопоставлять одни природные явления другим, так как они являются частями единого целого. Частью этого целого являются и сами люди.

Оказывается, нельзя относиться, например, к тайге как некоторой вещи, которую можно механически расчленять, прорубать просеки, прокладывая линии электропередач. Потому что тайга - живой организм, тончайшее единство флоры и фауны. И к ней уместнее относиться не как к объекту, т.е. предмету оценки, но как живому существу, или субъекту, т.е. как к ценности. То есть человек и тайга должны сосуществовать в рамках субъект-субъектного отношения.

Известный случаи, когда уничтожение миллионов личинок таежного гнуса, который мешал геологам ходить по тайге в поисках полезных ископаемых, привело к заболоченности рек и остановке работы гидростанций.

Особым аспектом нормальной жизни человека в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества: поддерживают порядок, подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться. Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные нормы и нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов. Специальные нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков отличаются от норм поведения дипломатов). Нормы права отличаются от специальных тем, что

- устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами,

- имеют общеобязательный характер,

- формально определены,

- регулируют четко определенный круг общественных отношений,

- подкреплены принудительной силой государства.

Политические ценности имеют исторический характер и меняются от эпохи к эпохе. В ХХ веке - это права человека, правовое государство, демократия, мир как безусловная ценность, нерушимость границ, даже несправедливых.

Необходимо различать политические ценности (на них ориентируются конкретные личности) и сферу политики как сферу действия социальных групп партий, государства, классов. Сфера политики всегда есть сфера оценки, т.е. отчуждения. Суть политики: борьба за власть одних социальных групп над другими.

В это же время государство, политика есть жестокая необходимость. Любое государство лучше, чем анархия. Революция же не ценность, не локомотив истории, не праздник трудящегося, но трагедия и беда общества. Она отбрасывает общество назад экономически, политически, нравственно. После любой революции приходится десятилетиями восстанавливать хотя бы тот уровень, который был до революции.

Демократия как сфера политики есть власть большинства, сфера оценочных отношений. Часто приводит к диктатуре: так, Гитлер пришел к власти, победив на демократических выборах. Но демократия как ценность есть учет мнения меньшинства, диалог личностей, обеспечивающий право каждого на участие в управлении обществом. Слова английского политического деятеля У. Черчилля: демократия всегда плоха и несовершенна, но любой другой строй еще хуже.

Партия, причем любая, как политическая организация есть сфера оценочных отношений. Человек выступает не как личность, но как член партии, солдат партии, исчисляемая единица.

Духовными ценностями являются нация, семья, любовь, личность. Нация есть духовно-родственная связь, внутренняя и добровольная. Каждый человек относится к определенной нации, семье. Это связь передается через многие поколения, нравы, обычаи и она носит генетический характер. Это природно-духовная связь, основа человеческого в человеке. Нет народа вообще, но есть нация как совокупность семей; каждый не вообще человек, или пролетарий, буржуа, интеллигенция, но чей-то отец, сын, мать, сестра, невеста, жена, муж. Выше деления на классы, социальные группы, профессиональные и др.

Личность и нация являются соотносительными понятиями. Их психические структуры тождественны. Семья - сфера интимных связей. Она несводима к регулированию сексуальных отношений, воспроизводству человеческого рода и хозяйственной единице. Все это может быть, а может и не быть (например, в неполной семье). Но каждый дорог таким, какой есть, каждый для другого неповторим, выступает безусловной ценностью, как вот этот неповторимый мужчина и вот эта неповторимая женщина.

Универсальные духовные ценности. Каждая эпоха имеет свои ведущие духовные ценности. До XVIII века высшей ценностью было Благо и Добро, которые отождествлялись с Богом. В XVIII-XIX веках высшими ценностями становятся счастье всего человечества, справедливое общество, где все счастливы. Отсюда борьба против эксплуатации, постоянные революции как попытки перехода к такому состоянию.

В XX веке высшая ценность - свобода личности. По Н. Бердяеву, свобода выше счастья. В XXI веке высшей ценностью становится свобода нации. Поэтому впереди полоса национальных войн и революций, переделка границ.

Существуют в то же время универсальные, так называемые высшие ценности, ценности на все времена. Это нравственные, художественные и религиозные ценности. Всегда будет “не убий”, “не кради”, “не прелюбодействуй”, прекрасное, священное.

Прекрасное в конкретную эпоху прекрасно всегда. Искусство Древней Греции, Древнего Египта, Сикстинская мадонна Рафаэля, импрессионисты всегда будут прекрасны. Универсальные ценности вневременны и внепространственны. Оценочные отношения в принципе противоречат этим ценностям. Бессмысленно спрашивать, что ценнее: “Джоконда” Леонардо да Винчи или “Красный виноградник” Ван Гога. Невыразимо в деньгах. Поэтому их рыночная стоимость только растет со временем, не становится то выше, то ниже.

Следует выделить четыре признака высших, или универсальных, ценностей. Первый - бескорыстие полное и абсолютное. Неутилитаризм, бесполезность. Бессмысленно спрашивать: для чего быть добрым, честным, почему “не убий”. Красота ради красоты, добро ради самого добра. Честь ради чести.

Второй признак - наивысшая целесообразность без конкретной цели. Совершенство вопреки несовершенству всего остального. Даже деталь совершенна и самодостаточна. Рука статуи Венеры Милосской прекрасна даже в виде обломка.

Третий признак - обязательность и необходимость для всех. Не действует: на вкус и цвет товарища нет. Эта обязательность логически невыводима, но действует в нас независимо от нас. Если Сикстинская мадонна не нравится, значит, не дорос.

Четвертый признак - предельная правдивость и искренность. Справедливость выражения “как на духу”. Нельзя создать произведение искусства или совершить нравственный поступок, не веря в то, что делаешь. Нельзя имитировать или захотеть что-то, потому что захотел захотеть, - наступает распад личности. Поэтому искусство, нравственность и религия являются высшим проявлением человеческого в человеке.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении выступают как этические идеалы.

К собственно духовным ценностям можно отнести этические и эстетические ценности. Рассматривая этические ценности, нужно обратить внимание на следующий момент. Специфика этических ценностей заключается в том, что они не имеют своего материального воплощения. Этические ценности объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п.В отличие от этических, эстетические ценности содержат в себе два слоя. Первый слой - это чувственная реальность, природные качества, образующие внешнюю форму предмета. Второй слой эстетической ценности предметов искусства составляет результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта, независимо от того, идет ли речь об опыте общества в целом, одного из классов или отдельного человека. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в акте потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные ценности. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

Религиозные ценности и свобода совести Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций безграничен . Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации.

Кризис ценностей свойствен для российской реальности так же, как и для всего мира. Сегодня в России мы наблюдаем ситуацию, когда аморальность выходит на передние рубежи общественной жизни, подчиняя себе сознание человека, а также углубляется и расширяется спектр направлений, по которым ведется ее воздействие. Социальная нестабильность, кризис ценностей современного мира, разрушение исконных нравственных основ, потеря идеалов и дефицит гуманизма – все это печально, но справедливо характеризует современную российскую эпоху и позволяет говорить о наступлении и в нашей стране темного века антиценностей. Важно для человека исправить ситуацию, но для этого необходима новая, особая стратегия кооперации государственной власти с гражданами, которая еще пока в России ни разу не реализовывалась.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... quot МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ quot...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типология ценностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема бытия в философии
Проблема бытия – одна из главных проблем в философии, изучению которой посвящен специальный раздел философии – онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по - существу, ставит проб

Основные формы бытия и их соотношение
По способу существования различают бытие физический состояний –мир материальных предметов и процессов, существующий вне и независимо от сознания субъекта – объективный, и мир психических состояний

Философия о многообразии и единстве мира
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в простр

Становление и развитие общих представлений о материи
Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к каком

Свойства и атрибуты материи
Материя обладает множеством свойств. Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что об

Основные формы движения материи, их взаимосвязь и качественная специфика
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Пространство и время как атрибутивные свойства материи
Общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиб

Отражение как свойство материи
Отражение – является фундаментальным свойством материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказате

Бытие природы и его специфика
Категория «бытие» рассматривает, анализирует ту часть объективной реальности, которая соотносится с человеком. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий

Природа живая и неживая
Природа, понимаемая как весь мир в многообразии его форм, состоит как бы из двух частей: живая и неживая природа. В чем различие между ними? Для творений неживой природы характерна высокая устойчив

Природа, общество, человек
Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Диалектик

Учения о развитии в истории философской мысли
Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древних культур и культур народов, задержавшихся на доклассовой стадии общества, в их обществе

Развитие как высшая форма движения
Развитее – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход

Трактовка понятия «диалектика» в истории философии
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит и досократики). 2. Идеалистическая диалек

Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов

Категории диалектики
Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только т

Закон и закономерность.
Закон определяется, прежде всего, как связь, но не всякая связь – закон. Обязательное условие для закона – наличие существенной, необходимой, устойчивой связи. Это отношение сущностей или между ним

Законы диалектики.
Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей) Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый пред

Общее понятие ценности
Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (от греч. άξία - ценность и λογος - слово, учение). Это назван

Ценность и оценка
Ценность есть межчеловеческое отношение или по-другому, межсубъектное (субъект-субъектное) отношение. Этим ценность отличается от оценки, которая характеризует отношение субъекта к объекту, или к в

Человек как объект философского осмысления
Проблема собственного бытия издавна занимала человека и являлась предметом его философских раздумий. Он всегда стремился философски осмыслить свое собственное существование, определить свое место в

Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности

Специфика человеческой деятельности
Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедин

Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим воп­росом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и её истории
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии про

Социальное познание и его специфика
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы раз

Социальная структура общества.
Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между с

Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, к

Общественное производство и его функции
Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жиз

Проблема сознания в истории философии. Концепции происхождения сознания.
Под сознанием, по А.Г.Спиркину, понимается способность человека к идеальному (психическому) отражению действительности, превращению объективного содержания предмета в субъективное содержание душевн

Концепции происхождения сознания
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистич

Современная наука о сознании человека.
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В современном поле исследований

Сознание и мозг
Рассмотрим сознание с позиций естественнонаучного знания в связи с изучением человеческого мозга. Ясно, что наше сознание, каким – то образом связано с мозгом. Но как? Что значит мозг, рассматривае

Сознание и отражение. Самосознание
Высший уровень отражения – сознание человека – способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает пре

Общественное сознание и его структура
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общем виде общественное сознание это совокупность социально значимы

Диалектика индивидуально и общественного сознания
Важнейшим видом связи общественного сознания является его связь с индивидуальным сознанием. Эта связь за последние годы выступает предметом специальных исследований. При этом выясняются общие черты

Формы общественного сознания
Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Проблема познания в философии
Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Теория познания (или гносеология, фи

Структура процесса познания
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное по

Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания, к которой направленная вся гносеологическая проблематика. Поэтому все философские направления и школы во все времена старались сформулироват

Проблема творчества в философии
Творчество – высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия, способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансф

Специфика научного познания.
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. Их главные различия: 1. Наука ориентирована на познание

Методы и методология познания.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность п

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.
Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории. Элементарной формо

Научная картина мира
Научная картина мира (НКМ) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных до

Вненаучные формы познания
К вненаучным формам относятся мифологическое, религиозное, обыденное, паранаучное. Мифологическое познание - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяс

Лекция 12. Культура и цивилизация
1. Общее понятие культуры 2. Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток 3. Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многооб

Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток
Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация. Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому м

Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многообразие культур и цивилизаций
До сих пор мы рассмотрели три значения понятия цивилизации: цивилизация как синоним культуры вообще, как этап развития человеческой культуры, следующий за варварством, и как сосуществующие одноврем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги