рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление и развитие общих представлений о материи

Становление и развитие общих представлений о материи - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Самый Беглый Анализ Представлений Древних Ученых О Материи Показывает, Что Вс...

Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ. Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала, некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным видом вещества с присущими ему свойствами ограничивалось дальнейшее познание, проникновение в сущность материи. Все же большой заслугой древних материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.

Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции - Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения об окружающем мире. Они впервые высказали мысль о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее различным телам.

Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало общую природу бытия микропредметов, однако оно не раскрывало в полной мере понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности оно не могло служить критерием общности всего многообразия видов материи. В настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с одним из конкретных ее проявлений, с веществом.

Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Здесь показано стремление выделить то общее в различных формах материи, а именно: что они вызывают ощущения. В этом определении Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того, что воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения материи создавала возможности как для материалистической, так и идеалистической ее трактовки.

К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, установлен Ч. Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Д.И. Менделеевым создана периодическая система элементов.

Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные им рамки.

Оценивая в целом представления классической физики XIX века о строении и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических ситуаций в физике. В конце XIX века последовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий, которые подорвали уверенность в незыблемости знаний о материи. В 1896 году были открыты рентгеновские лучи, Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана и в этом же году супруги Кюри открыли радий. В 1897 году Томсоном открыл электрон, а в 1901 году Кауфманом показана изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ века Планк, Лоренц, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, Эйнштейн в 1905 году создает специальную теорию относительности.

Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова: атом - мельчайшая частица вещества, обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. Но в результате научных открытий установлено, что атом распадается на частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: "материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение материи в "ничто". Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.

Самое общее определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя - это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Диалектико-материалистическое определение материи направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Тем самым оно допускает возможность существования, а значит, и открытия в будущем новых неизвестных, "диковинных" видов материи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... quot МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ quot...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление и развитие общих представлений о материи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема бытия в философии
Проблема бытия – одна из главных проблем в философии, изучению которой посвящен специальный раздел философии – онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по - существу, ставит проб

Основные формы бытия и их соотношение
По способу существования различают бытие физический состояний –мир материальных предметов и процессов, существующий вне и независимо от сознания субъекта – объективный, и мир психических состояний

Философия о многообразии и единстве мира
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в простр

Свойства и атрибуты материи
Материя обладает множеством свойств. Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что об

Основные формы движения материи, их взаимосвязь и качественная специфика
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Пространство и время как атрибутивные свойства материи
Общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиб

Отражение как свойство материи
Отражение – является фундаментальным свойством материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказате

Бытие природы и его специфика
Категория «бытие» рассматривает, анализирует ту часть объективной реальности, которая соотносится с человеком. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий

Природа живая и неживая
Природа, понимаемая как весь мир в многообразии его форм, состоит как бы из двух частей: живая и неживая природа. В чем различие между ними? Для творений неживой природы характерна высокая устойчив

Природа, общество, человек
Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Диалектик

Учения о развитии в истории философской мысли
Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древних культур и культур народов, задержавшихся на доклассовой стадии общества, в их обществе

Развитие как высшая форма движения
Развитее – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход

Трактовка понятия «диалектика» в истории философии
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит и досократики). 2. Идеалистическая диалек

Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов

Категории диалектики
Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только т

Закон и закономерность.
Закон определяется, прежде всего, как связь, но не всякая связь – закон. Обязательное условие для закона – наличие существенной, необходимой, устойчивой связи. Это отношение сущностей или между ним

Законы диалектики.
Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей) Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый пред

Общее понятие ценности
Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (от греч. άξία - ценность и λογος - слово, учение). Это назван

Ценность и оценка
Ценность есть межчеловеческое отношение или по-другому, межсубъектное (субъект-субъектное) отношение. Этим ценность отличается от оценки, которая характеризует отношение субъекта к объекту, или к в

Типология ценностей
Существуют различные критерии классификации ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потреб

Человек как объект философского осмысления
Проблема собственного бытия издавна занимала человека и являлась предметом его философских раздумий. Он всегда стремился философски осмыслить свое собственное существование, определить свое место в

Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности

Специфика человеческой деятельности
Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедин

Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим воп­росом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и её истории
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии про

Социальное познание и его специфика
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы раз

Социальная структура общества.
Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между с

Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, к

Общественное производство и его функции
Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жиз

Проблема сознания в истории философии. Концепции происхождения сознания.
Под сознанием, по А.Г.Спиркину, понимается способность человека к идеальному (психическому) отражению действительности, превращению объективного содержания предмета в субъективное содержание душевн

Концепции происхождения сознания
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистич

Современная наука о сознании человека.
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В современном поле исследований

Сознание и мозг
Рассмотрим сознание с позиций естественнонаучного знания в связи с изучением человеческого мозга. Ясно, что наше сознание, каким – то образом связано с мозгом. Но как? Что значит мозг, рассматривае

Сознание и отражение. Самосознание
Высший уровень отражения – сознание человека – способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает пре

Общественное сознание и его структура
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общем виде общественное сознание это совокупность социально значимы

Диалектика индивидуально и общественного сознания
Важнейшим видом связи общественного сознания является его связь с индивидуальным сознанием. Эта связь за последние годы выступает предметом специальных исследований. При этом выясняются общие черты

Формы общественного сознания
Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Проблема познания в философии
Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Теория познания (или гносеология, фи

Структура процесса познания
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное по

Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания, к которой направленная вся гносеологическая проблематика. Поэтому все философские направления и школы во все времена старались сформулироват

Проблема творчества в философии
Творчество – высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия, способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансф

Специфика научного познания.
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. Их главные различия: 1. Наука ориентирована на познание

Методы и методология познания.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность п

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.
Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории. Элементарной формо

Научная картина мира
Научная картина мира (НКМ) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных до

Вненаучные формы познания
К вненаучным формам относятся мифологическое, религиозное, обыденное, паранаучное. Мифологическое познание - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяс

Лекция 12. Культура и цивилизация
1. Общее понятие культуры 2. Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток 3. Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многооб

Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток
Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация. Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому м

Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многообразие культур и цивилизаций
До сих пор мы рассмотрели три значения понятия цивилизации: цивилизация как синоним культуры вообще, как этап развития человеческой культуры, следующий за варварством, и как сосуществующие одноврем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги