рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Своеобразие философской мысли в России.

Своеобразие философской мысли в России. - Лекция, раздел Философия, Предпосылки происхождения философии. Природа философского Вопрос О Своеобразии Русской Философии Имеет Более Чем Вековую Историю. Приме...

Вопрос о своеобразии русской философии имеет более чем вековую историю. Примерно с 40-х годов прошлого века начали обсуждать: можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явлении, или же более правильно говорить о философии в России, т.е. о существовании в России философских идей, корни которых лежат не в России, а за ее пределами, в России же они лишь распространяются, но не рождаются.

Итак, на протяжении более полутора веков эта проблема постоянно актуализировалась, обозначив по крайней мере три основные позиции, к которым примыкают те или иные историки русской философии.

Суть первой заключается в следующем: в мире вообще нет национальных философских школ, ибо вся история философии свидетельствует о невозможности развития мысли без опоры на все богатство идей, существующих в мире. Так, один из ярких представителей «западничества» Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1858) утверждал, что "мы (русские) не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума».

Свою лепту в отрицании своеобразия русской философии внесли и русские марксисты. Их логика такова: философская мысль наднациональна, всемирна, в ней особое значение имеют лишь наивысшие достижения, ведущие к вершине философской науки, а именно - к марксизму. Русская классическая философия положительной роли в этом процессе играть не могла. Эта идея после Октябрьской революции была реализована практически: в 20-е годы за пределы страны десятки были высланы многие русские мыслители, не принявшие марксизм и революцию - Н. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов, С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, П.В. Сорокин и др.), многие из которых приобрели мировую известность.

Второй позиции придерживаются авторы, которые наоборот, настаивают на уникальности русской философской школы, объясняя ее национальные особенности характером народа, его хозяйственным укладом и культурными традициями, географическим положением и даже выпавшей на долю народа божьей благодатью (Эта мысль приводится в работах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского).

Особенно ярко указанные позиции проявились в споре славянофилов и западников. Первые (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) настаивали на коренном различии исторических путей России и Запада, основанном на "неодинаковости" внутренних начал русской и западно-европейской жизни, которое кроется, прежде всего, в формах религиозного мировоззрения. Истинным христианством они считают православие, поскольку только оно способно обеспечить гармонию духовного начала с индивидуальной религиозностью членов церковного объединения людей.

Сущностью третьей позиции является "золотая середина": с одной стороны, уважение к западно-европейским философским традициям, понимание их значимости для формирования многих школ, направлений в русской философии, а с другой стороны, обоснование самобытности русской философской мысли посредством выделения своего поля проблем, своего образа философии, своеобразного толкования места и значения философии в духовной жизни человека и общества.

Говоря о русской философии, практически все исследователи считают, что русская философия обладает своим неповторимым и ярко выраженным самобытным характером и особенностями.

Среди них, в первую очередь выделяются связь русской философии с религиозным мировоззрением.

На эту особенность русской философии указывал, например, Н. Лосский, полагая, что начало самостоятельной философской мысли в России связано со стремлением "опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства». Причем христианства в его православной интерпретации.

Следующей особенностью русской философии, которую признают историки философии всех направлений (не только представители религиозного, но и философии материалистического направления), является ее историософичность, внимание к проблемам развития истории - что есть Россия и какова ее судьба, в чем «смысл и конец истории», что «замыслил Творец о России» и т. д.

Антропоцентричность, внимание к проблемам человека еще одна отличительная черта русской философской мысли. Это размышления о судьбе человека, смысле его жизни, свободе, счастье и т.д. При этом апоцентричность носит не только теоретический характер. Она нацелена на решение практических проблем, что особенно характерно для 40-80 годов ХIХ века.

Практическая нацеленность русской мысли и отсюда ее склонность к философской публицистике, а не к системосозиданию, вытекает именно из ее антропоцентричности, из ее внимания к проблемам человеческого существования. Отсюда же, заметим, и ее ранние экзистенциальные мотивы, наметившиеся уже на рубеже ХХ столетия.

Из антропоцентричности русской философии вытекает и еще одна ее особенность – панморализм, когда любая обсуждаемая русскими философами проблема имеет моральный аспект или контекст. На этот момент указывают практически все историки философии, подчеркивая, что ориентация на мораль («моральная установка») является одним из «самых действенных и творческих истоков русского философствования» (А.А. Зеньковский Н.О. Лосский).

Хотелось бы отметить еще одну особенность русской философии, которая характеризует не только религиозную мысль, но и материалистические направления, - это слабый интерес к проблемам гносеологии.

Конечно, в России были очень серьезные исследования в области теории познания. Достаточно назвать одного Н. Лосского, чтобы отвергнуть мысль об отсутствии в России крупных работ по проблемам гносеологии. Однако в России, за исключением небольшой группы неокантианцев (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, П.И. Новгородцев, Г.И. Челпанов, С.И. Гессен и др.), никто не считал теорию познания главной проблемой, образующей именно философское знание.

Об онтологизме русской философии писали многие историки философии, отмечая, что в центре многих философских исканий были проблемы сущего, бытия, поиск абсолюта, смысла жизни. Западную же философию преимущественно интересовали проблемы познания, особенно со времен Канта. И это не удивительно, ибо присущий западноевропейской мысли рационализм с неизбежностью ведет к гносеологизму, т.е. к приоритету проблем познания над всеми другими проблемами философии. Русская же философия принципиально онтологична, примат она отводит не познанию, не идее, не познающему субъекту, а бытию. Оно, по убеждению подавляющего большинства русских философов, дано изначально, до познания, и лишь затем становится возможным его познание чувствами и разумом. И в материалистических учениях материя, бытие рассматриваются как априорная предпосылка существования и человека, и его познания.

Нельзя обойти молчанием и такую особенность русской философии как "органицизм".

Идея целостного организма, действительно, была присуща большинству философских учений в России как идея соборности или положительного всеединства, а в материалистических учениях нашла отражение в идеях солидарности, взаимопомощи и т.п.

Вспомним хотя бы как отнеслась русская мысль к дарвинизму. В России не нашлось ни одного мыслителя, который бы смирился с принципом борьбы за существование как фактора эволюции. Даже такие горячие сторонники дарвинизма, как Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, П.А. Кропоткин, К.А. Тимирязев, критиковали Дарвина, подчеркивая, что и в природе и в обществе фактором эволюции является не столько борьба за жизнь, сколько взаимопомощь и солидарность. Идеи общинности,коллективизма, антииндивидуализма были очень характерны для русской мысли, и они во многом объясняют увлечение идеей социализма в русском освободительном движении.

Можно назвать еще одну характерную черту русской мысли, тесно связанную с ее антииндивидуализмом, коллективистскими, "соборными" настроениями, стремлением к целостности, единению, общинности. Это - антибуржуазность, которая была свойственно многим направлениям русской мысли. Против буржуазности выступали и религиозные мыслители, и их непримиримые противники - материалисты. Очень и очень немногим русским мыслителям хватило прозорливости увидеть в буржуазии тот класс общества, который идет на смену феодализму и сословности.

Одним из первых русских мыслителей, увидевших в буржуазии будущее России, был В.Г. Белинский. В какой-то мере правильно оценивали роль буржуазии в движении общества от феодализма и сословности к свободе и экономическому процветанию В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Д.И. Писарев, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, Д.И. Менделеев, П.Н. Милюков и некоторые другие.

Подавляющее же большинство русских мыслителей, ученых и общественных деятелей оценивали роль буржуазии весьма односторонне. Русские философы видели в буржуазности некую усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Н. Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (А. Герцен), приоритет материальных ценностей над духовным (Ф. Достоевский). Для русского человека труд чаще всего воспринимается как наказание, позорное занятие, которое и делает трудящегося рабом; труд считают унижением, божьей карой, а отнюдь не главным смыслом жизни.

Буржуазность наиболее точно выражает религия протестантизма, что прекрасно показали в своих работах М. Вебер и М. Шелер. Это убеждение в том, что путь к спасению - это путь веры и личного усердия в служении ближнему. Русские же религиозные мыслители видели в протестантизме только искажение христианского вероучения, только отход от ценностей истинного христианства и потому совершенно не способны были оценить подлинную социальную роль протестантизма в становлении и укреплении духа предпринимательства, личной инициативы, пафоса трудовой деятельности.

Догадки о великой преобразующей, творческой роли труда мы находим у М. В. Ломоносова (но он и происходил из трудящейся части населения, причем трудящейся свободно, на себя, а не на барина), у В. Десницкого (но он был учеником Адама Смита и впитал в себя "заразу" буржуазности), у П. Пестеля (но он был лютеранином и самой религией уже был подготовлен к такому пониманию труда).

А вот дворянская часть русских философов даже не задумывалась о труде как главном смысле жизни, средстве формирования личности, средстве обретения личной независимости и свободы. Мы можем найти размышления о свободе, творчестве, Царствие Божием, богочеловечестве, о самых различных областях духовной деятельности, но вот о труде как смысле жизни мы находим рассуждения только у революционеров-разночинцев (к ним надо отнести и Писарева, Лаврова, Михайловского, они хоть и были из дворян, но принадлежали к одному с разночинцами-народниками движению и потому дворянские предрассудки им были глубоко чужды), а из дворянских мыслителей, пожалуй, только у Льва Толстого.

К сожалению, тот антибуржуазный дух, который пронизывал всю общественную мысль России в течении ХХ и начала ХХ в., оказал весьма негативное воздействие на развитие России в веке ХХ. И это тоже результат своеобразия русской философии, которое затруднило приобщение России к столбовой дороге развития мировой цивилизации и почти на столетие затормозило ее движение по пути прогресса. Постоянное подчеркивание своеобразия русского исторического развития привело к тому, что в массовом сознании закрепилась мысль, что Россия должна проложить свой особый путь в истории. Эта мессианская идея об особом предначертании России реализовалась в идее построения социализма в отдельно взятой стране. Идея эта потому так легко и легла в основание всей политики советского государства, что мысль об особой роли России в этом мире, о России как "третьем Риме" жила в массовом сознании и активно подогревалась философскими рассуждениями о своеобразии русского менталитета.

Из сказанного выше вытекает и следующая особенность развития русской философии - это идея несовместимости внутренней свободы с подчинением внешней необходимости.

Противопоставление их друг другу мы находим уже у И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Подчеркивая примат свободы, исходящей из внутренних убеждений человека, они рассматривали как сугубо негативное внешнее ограничение человеческой свободы, подчинение человека господству внешних обстоятельств. Такое подчинение человека внешней необходимости славянофилы видели на Западе, где глубокие корни пустило римское право, регламентация индивидуальной деятельности навязанным и извне нормативами. Подлинная свобода человека, по мнению славянофилов, заключается в его свободе от внешней необходимости. Человек должен руководствоваться в своем поведении нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога, поступать по совести, а не под давлением внешних обстоятельств.

В этом убеждении славянофилов и других русских религиозных философов был, конечно, здравый смысл: нельзя оправдывать свое поведение давлением внешней среды, нужно иметь в душе убеждения, которые бы противостояли давлению обстоятельств.

Однако противопоставление совести внешним условностям, правовому регулированию, привело, в конечном счете, к правовому нигилизму.

Можно вспомнить немало свидетельств в художественной литературе о глубоко засевшей в русском сознании мысли о преимуществах совести перед правом, о стремлении поступать не в соответствии с законом, а как бог на душу положит.

У А.Н.Островского в пьесе "Горячее сердце" есть блестящая сцена, иллюстрирующая отношение народа к закону: выходит городничий Градобоев к арестованным накануне горожанам и спрашивает: "Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне бог на сердце положит?" И арестованные хором отвечают: "Суди по душе, будь отец, Серапион Мардарьич". И подобное отношение к закону, к правовому регулированию человеческой деятельности сохранилось в нашем обществе до сих пор.

Наконец, остановимся еще на одной особенности русской философии - литературной форме ее существования.

В России наиболее глубокие и значительные мысли и идеи были высказаны не в систематичных научных работах, а в литературе, публицистике, литературной критике, поэзии, проповеди. Классическая русская художественная литература (Тютчев, Гоголь, Достоевский, Толстой) пронизана глубоким философским восприятием жизни, сущности и существования человека. Можно с полным правом сказать, что истоки таких модных в ХХ веке направлений в развитии западноевропейской философии как экзистенциализм, философия жизни, психоанализ и некоторые другие, зародились именно в русской философской культуре.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предпосылки происхождения философии. Природа философского

Введение... Лекция Философия в системе культуры... Предпосылки происхождения философии Природа философского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Своеобразие философской мысли в России.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция VI: Идеи иррационализма в западной философии
конца ХIХ – начала ХХ вв…………………………..128-136 1. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………...128-131 2. «Философия жизни» Ф.Ницше………………………………

Предмет философской антропологии. Типология антропологических
учений. 2. Религиозно-идеалистическая антропология. З. Натуралистическая антропология. 4. Социальная антропология. 5. Экзистенциальная антропология. Лек

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
  Лекция XIII-XIV: Введение в социальную философию...……………..201-246 1. Социальная философия: предмет и основные проблемы. 1. Общество как система.

Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания.
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

Предмет и структура философского знания.
Предметом философии является всеобщее. Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.

Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях. Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренч

Место философии в системе культуры.
Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура». В современной философской и культурологической литературе имеется множество определени

Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития.
  Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древн

Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики.
«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыс

Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение.
Как мы видели, первое, о чем размышляли «ранние» греческие философы, была природа. Но к середине V века до нашей эры происходит изменение предмета философских размышлений, своего рода «антропологич

Общая характеристика философии Средневековья
  Средневековая философия представляет собой тот, достаточно длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

Период патристики: Аврелий Августин
Аврелий Августин (354 - 430гг.) был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви». «Ты нас создал

Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 - 1274), несомненно, был крупнейшим мыслителем Средневековья. Его главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме тео

Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».

Еврейская традиция в философии Средневековья.
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета

Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Характеризуя этот период развития философии, нельзя не отметить того богатства имен, выдвинутых новых оригинальных идей и теорий, охватывающих практически весь спектр философской проблематики – онт

Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).
Особое место, среди онтологических проблем философии всегда (и это подтверждается всей историей развития философского знания) занимала проблема субстанции. Но в Новое время,

Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
  Помимо проблемы субстанции, не менее важными, в том числе для развития представлений о мире, становятся гносеологические проблемы. Как правильно поз

Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк).
Философская «палитра» Нового времени и эпохи Просвещения была бы неполной и однообразной без анализа проблем политического устройства «нового», зарождающегося буржуазного об

Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Особое значение придавалось решению этих проблем в философии французских философов эпохи Просвещения – Клода-Адриана Гельвеция (1715-1771), Поля Гольбаха (1723-178

Философские взгляды Гегеля
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, и

Новая философия» Л.Фейербаха
Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха(1804-1872).

Философия А. Шопенгауэра
  Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии. С точки з

Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К дан

Основные направления и идеи русской философии.
Рассматривая основные идеи и направления русской философии необходимо иметь в виду уже перечисленные нами ее особенности. Русские философы, несомненно занимались и проблемами субстанции, и

Основные предпосылки и особенности философии ХХ века.
Современная западная философия – философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деят

Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика.
Особую роль в развитии философии ХХ века сыграл позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что «положительное» и истинное знание может быть получен

Прагматизм и педагогика
Еще одно направление философии ХХ века, прагматизм, возникло в 70-е года XIX века в США и получило широкое распространение в ХХ веке. Впервые идеи прагматизма были высказаны

Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта о

Религиозно-идеалистическая антропология.
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можн

Проблема истины и ее критериев в философии.
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Общественный прогресс и его критерии.
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч

Глобальные проблемы и будущее человечества.
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция. И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги