рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Натуралистическая антропология

Натуралистическая антропология - Лекция, раздел Философия, Предпосылки происхождения философии. Природа философского Бурное Развитие Натуралистической Антропологии В Рамках Философии Начинается ...

Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в первую очередь, эволюционное учение Ч. Дарвина(1809-1882), одной из важнейших идей которого явилась идея о том, что человек - это продукт длительной эволюции природы, он произошел от обезьяны на основе действия естественного и полового отбора.

Одним из ярких представителей натуралистической антропологии этого периода был, на что мы уже указывали ранее, немецкий философ Л. Фейербах.

Философский образ человека и антропологический принцип философии как методологическая установка философствования формируются у него в процессе критики идеалистической философии Гегеля и христианской теологии. В своих работах «К критике философии Гегеля» (1839) и «Сущность христианства» (1841)Фейербах рассматривал человека не только как конечную цель, но и исходный пункт философствования.

Данное обстоятельство существенно повлияло на содержание всей философской антропологии мыслителя, на решение ее принципиальных проблем. Прежде всего, это ключевой вопрос всякой антропологии – вопрос о сущности человека.

Фейербах считал, что сущность человека включает в себя несколько компонентов, но при этом приоритет отдается человеческому телу, что и дает основание отнести Л. Фейербаха к приверженцам натуралистической антропологии. «Тело входит в мою сущность», - писал философ: «Тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность».

В качестве телесного существа человекявляется продуктом природы. От природы он наделен чувственными потребностями, среди которых важнейшую роль играет половая потребность. Именно половое различие, половая потребность, порождающие половую любовь, стремление к единству Я и Ты, мужчины и женщины, вызывают, по Фейербаху, необходимость в общении и, в конечном счете, являются основой всех общественных связей.

Поэтому не случайно вторым важнейшим компонентом сущности человека Фейербах рассматривает человеческое общение.

Человеческое в человеке, считает он, формируется и раскрывается только в общении людей друг с другом: «Человек, возникший непосредственно из природы, и был лишь чисто природным существом, а не человеком». Только в общении человека с человеком, основанном на любви, формируется мораль, возникает религия как духовная связь между людьми, а также все другие общественные отношения.

Третьим компонентом сущности человека Фейербах считает его духовную деятельность, мышление, волю, чувства и т. д. При этом он доказывает, что сознание в строгом смысле есть только у человека, оно отлично от психической деятельности животного. Вместе с тем, он подчеркивает, что тело - субъект, а мышление - предикат, оно не может существовать отдельно от тела, а тем более порождать мир, как это следовало из объективного идеализма Гегеля, у которого абсолютная идея предшествует миру и творит его.

Таким образом, при взгляде на человека, принимаемого за отправную точку философского учения, Фейербах придерживался натуралистической парадигмы. Исходя из эмпирически наблюдаемого факта, что люди не существуют вне общества, он видел основу социального общения, в конечном счете, в биологических особенностях человеческой телесности. «0тдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты», - подчеркивал Фейербах. Касаясь вопроса о трудовой деятельности, он утверждал, что она также естественна для человека, как сбор нектара для пчелы. Главное различие между человеком и животным Фейербах видел лишь в том, что функции человека одухотворены, тогда как функции животных носят бессознательный характер.

Идея бессознательного функционирования не только животных, но и человека нашла своего активного и талантливого разработчика в лице австрийского врача-невропатолога и психиатра, создателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Под влиянием своей психотера­певтической практики он обратил внимание на роль бессознательных влечений в регуляции психической деятельности и поведения чело­века,определил их место в структуре психики, показал ее расщепленность и конфликтность, развил идею "репрессивности" культуры и общества по отношению к природе человека.

В созданнойим модели внутренней структуры личности, Фрейд указал на иерархичность и функциональную специфичность составляющих ее элементов.

Наиболее глубинный слой - "Оно", представляет собой совокупность бессозна­тельных влечений, в основе действия которых лежит "принцип удо­вольствия".

Второй слой - "Я", это сфера сознания, подчиняющаяся "принципу реальности". "Я" находится в конфликтном отношении с "Оно", стремясь подчинить его требованиям общества, культуры.

Тре­тий слой - "Сверх-Я" – усвоенные личностью требования культуры, ее нормы и ценности. Это своего рода критическая инстанция, выполняющая роль моральной цензуры, совести, формирующая чувство вины, ответствен­ности.

Среди всех бессознательных влечений человека особое значение Фрейд придавал сексуальному инстинкту (Эрос) и инстинкту агрессии, разрушения (Танатос). Опираясь на разработанную им теорию сублимации, он рас­сматривает их как конечную причину социальных явлений, художест­венного творчества, войн, всей человеческой истории. Фрейд считал, что сущность человека, его самость образуется скрытым от внешнего мира "Оно", т.е. бессознательным. В этом проявляется неправомерная абсолютизация роли биологического в социальных процессах.

Вместе с тем нельзя также и недооценивать роль биологического в становлении и разви­тии личности и общества.

Большая заслуга Фрейда состояла в том, что он приоткрыл завесу над ролью бессознательного в процессе становления и развития психики человека, его характера, механизма развития некоторых психических заболеваний. Для педагогики важное значение имеет прослеженное им влияние на ста­новление характера ребенка, его мотивационной сферы, переживаний, испытанных в детские годы, особенно связанных с отношениями в семье.

Много сделал Фрейд и для изучения причин и механизмов возникновения чувства тревожности, неполноценности, вины, тенденции к агрессивности у детей, ухода от реаль­ности. Придавая особое значение роли сексуальных переживаний и их трав­матическому воздействию на психику, он показал важность и необходимость правильного полового воспитания. Нельзя не отметить и заслуги в ведении в научный оборот таких новых понятий как либидо, сублимация, идентифи­кация, рационализация, вытеснение и другие.

Тем самым идеи Фрейда оказа­ли большое влияние на последующие течения философской, психоло­гической и педагогической мысли, положив начало особому направлению философско-антропологической мысли, получившего название неофрейдизм, видными представителя которого былиК. Юнг(1871-1961), А.Адлер(1870-1937)и др.

К натуралистической антропологии следует отнести также концепции Г. Плеснера(1892 – 1985) и А. Гелена(1904-1976), которые продолжили развитие биологически-ориентированной концепции человека в рамках философской антропологии как особого течения философии, возникшего в Германии в 20-х годах XX столетия.

Это течение немецкой философии отразило характерный для тогдашней западноевропейской мысли поворот к антропологической пробле­матике. Оно выступило с претензией на теоретическое осмысление и обобщение современного знания о человеке, на достижение нового философского понимания его природы.

Основателем этого течения явился уже упомянутый нами немецкий философ М. Шелер, который предложил обширную программу развития философской антропологии на основе имеющихся данных наук о человеке. Однако сам он являлся приверженцем религиозной антропологии, считая, что человек отличается от животных не интеллектом, а наличием духа, который не зависит от его витальной сферы.

Сторонник натуралистической парадигмы Г. Плеснер строит свою антропологию на сравнении че­ловека и животного, отмечая подготовленность последнего для жизни в природе и неподготовленность человека. В силу своей эксцентричности, неустойчивости в природе человек каждый раз вынужден приспосабливаться к но­вой ситуации, выходя за свои пределы, постоянно совершенствуясь и изменяясь. Общественную жизнь он выводит из человеческих чувств, придавая особое значение чувству тревоги перед чужим. Из него проистекает стремление людей объединяться, воля к власти, политика.

Еще один представитель натуралистической антропологии А. Гелен , развивая биологическую антропологию, отталкивался от положения Ф. Ницше о человеке как "еще не определившемся животном", а также представления Фрейда о доминирующем значении инстинктивно -бессознательной сферы человеческого бытия.

В отличие от Шелера, Гелен рассматривает духовность не как некое внежизненное начало, а как заложенное в самой витальной природе человека, которая возникает путем длительной эволюции живой природы. Биологическая неприспо­собленность делает человека «открытым миру», наделяет удивительной способностью к обучению. Природасама предопределяет человека как деятельное существо, способное создавать новые условия, новую среду, пригодную для своего существования.

Пружинами социального поведения, по мнению Гелена, являются инстинкты человека и главный среди них - инстинкт взаимности, на основе которого строятся все отношения между людьми в общест­ве. Он считал, что и правовые, и моральные нормы имеют инстинктивно-витальное происхождение. Социальные институты также рас­сматриваются Геленом как формы институционализации инстинкта взаимности. Он утверждал, что инстинкт заботы о дитеныше порождает этос гуманитарности, инстинкт восхищения и сострадания – этос потребительства и инстинкт безопасности – этос государственности. Таким образом, и сам человек, и его история, и социальные институты рассматриваются как порождения витальной сферы, инстин­ктивных устремлений человека.

Современные сторонники натуралистически-ориентированной концепции человека проповедуют идеи генетической закодированности личностных качеств. Так, например, профессор Гарвардского универ­ситета Б.Ф. Скиннер(1904-1990) утверждал, что генетически предопределены не только умственные способности, интеллект, но и нравственные качества, склонность к альтруизму или эгоизму.

Отдельные представители социобиологии - современного течения западной философии (Вилсон, Рьюз), высказывают идею о существовании особого "культур-гена", ответственного за уровень культурного развития, который может присутствовать или отсутствовать в генотипе отдельного че­ловека, нации или народности. Особое значение придается познавательной способности, которая, с точки зрения данной теории, обладает врожденным характером и в силу этого - постоянным объемом, поэтому роль воспитания и образования в ее изменении оценивается невысоко. Более того, с позиций биологического детерминизма и другие социокультурные образования (государство, общественные ин­ституты, войны и т.д.) рассматриваются как результат действия инстинктов человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предпосылки происхождения философии. Природа философского

Введение... Лекция Философия в системе культуры... Предпосылки происхождения философии Природа философского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Натуралистическая антропология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция VI: Идеи иррационализма в западной философии
конца ХIХ – начала ХХ вв…………………………..128-136 1. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………...128-131 2. «Философия жизни» Ф.Ницше………………………………

Предмет философской антропологии. Типология антропологических
учений. 2. Религиозно-идеалистическая антропология. З. Натуралистическая антропология. 4. Социальная антропология. 5. Экзистенциальная антропология. Лек

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
  Лекция XIII-XIV: Введение в социальную философию...……………..201-246 1. Социальная философия: предмет и основные проблемы. 1. Общество как система.

Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания.
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

Предмет и структура философского знания.
Предметом философии является всеобщее. Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.

Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях. Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренч

Место философии в системе культуры.
Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура». В современной философской и культурологической литературе имеется множество определени

Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития.
  Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древн

Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики.
«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыс

Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение.
Как мы видели, первое, о чем размышляли «ранние» греческие философы, была природа. Но к середине V века до нашей эры происходит изменение предмета философских размышлений, своего рода «антропологич

Общая характеристика философии Средневековья
  Средневековая философия представляет собой тот, достаточно длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

Период патристики: Аврелий Августин
Аврелий Августин (354 - 430гг.) был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви». «Ты нас создал

Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 - 1274), несомненно, был крупнейшим мыслителем Средневековья. Его главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме тео

Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».

Еврейская традиция в философии Средневековья.
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета

Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Характеризуя этот период развития философии, нельзя не отметить того богатства имен, выдвинутых новых оригинальных идей и теорий, охватывающих практически весь спектр философской проблематики – онт

Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).
Особое место, среди онтологических проблем философии всегда (и это подтверждается всей историей развития философского знания) занимала проблема субстанции. Но в Новое время,

Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
  Помимо проблемы субстанции, не менее важными, в том числе для развития представлений о мире, становятся гносеологические проблемы. Как правильно поз

Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк).
Философская «палитра» Нового времени и эпохи Просвещения была бы неполной и однообразной без анализа проблем политического устройства «нового», зарождающегося буржуазного об

Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Особое значение придавалось решению этих проблем в философии французских философов эпохи Просвещения – Клода-Адриана Гельвеция (1715-1771), Поля Гольбаха (1723-178

Философские взгляды Гегеля
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, и

Новая философия» Л.Фейербаха
Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха(1804-1872).

Философия А. Шопенгауэра
  Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии. С точки з

Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К дан

Своеобразие философской мысли в России.
Вопрос о своеобразии русской философии имеет более чем вековую историю. Примерно с 40-х годов прошлого века начали обсуждать: можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явл

Основные направления и идеи русской философии.
Рассматривая основные идеи и направления русской философии необходимо иметь в виду уже перечисленные нами ее особенности. Русские философы, несомненно занимались и проблемами субстанции, и

Основные предпосылки и особенности философии ХХ века.
Современная западная философия – философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деят

Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика.
Особую роль в развитии философии ХХ века сыграл позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что «положительное» и истинное знание может быть получен

Прагматизм и педагогика
Еще одно направление философии ХХ века, прагматизм, возникло в 70-е года XIX века в США и получило широкое распространение в ХХ веке. Впервые идеи прагматизма были высказаны

Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта о

Религиозно-идеалистическая антропология.
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можн

Проблема истины и ее критериев в философии.
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Общественный прогресс и его критерии.
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч

Глобальные проблемы и будущее человечества.
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция. И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги