рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет и структура философского знания.

Предмет и структура философского знания. - Лекция, раздел Философия, Предпосылки происхождения философии. Природа философского Предметом Философии Является Всеобщее. Поэто...

Предметом философии является всеобщее.

Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.

Отсюда философское мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметом практического опыта и предметом других наук.

Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), связывал специфику философии со стремлением разума уловить всеобщие сущности, которые мерцают в просветах конечного бытия.

Уже ранняя греческая философия дала высокие образцы рационального мышления. В ней теоретической критике и логическому обоснованию были подвергнуты различные идеи и учения. При этом разумное сомнение не отвергает философскую веру, которая предполагает существование универсальных сущностей и целостность мира, веру в авторитет учителя, но оберегает ее от догматизации. Это означает первенство разума над верой в области философии, что принципиально отличают философию от религии.

От науки философское мышление отличает то, что оно носит универсальный характер, так как стремиться постигнуть предельные основания бытия в целом и всех его составляющих. Предметом философской рефлексии становятся обыденное сознание и познание, наука, миф, религия, искусство, язык. Предметом рефлексии для философии становится и сама философия.

В связи с этим философские категории являются предельно общими (бытие, мир, человек, душа, дух, сознание, сущность, явление, содержание форма, материя, пространство, время и т. д.).

Однако существуют и метафорические образы, которые широко используются в некоторых течениях современной философии, наиболее близких к художественному и религиозному восприятию мира (экзистенциализм, философия жизни др.). Вода, огонь, воздух, число, рассматривавшиеся древними философами как первоосновы мира, представляют собой также метафоры, которые нельзя понимать буквально.

Еще одна особенность философии состоит в том, что, наряду с абстрактно-теоретическим знанием, в философию включается и ценностное знание. Это размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д.

Специфика философии проявляется и в специфике философских проблем, которая сводится к следующему:

1. Философские проблемы противостоят здравому смыслу.

Об этом свидетельствуют многие известные высказывания древних философов: «Философия начинается с удивления» (Аристотель); «Ожидаю неожиданное» (Гераклит); «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ); «Летящая стрела покоится; Ахилл не догонит черепаху» (Зенон); «Бытие постижимо только разумом» (Парменид). Ставя подобные вопросы, философия решает задачу вырваться из пут обыденного мышления и преодолеть тяготение чувственной реальности.

2. Метафизический характер философских проблем.

Аристотель определил метафизику как то, что находится за физическим, т.е. позади природы. Это невидимые духовные сущности, постигаемые только разумом. Они и являются предметом философии. Философское мышление выводит человека за грань видимого мира и позволяет представить универсум в виде сети категорий. Конструирование такой картины мира без опоры на факты выдающийся испанский философ ХХ в. Ортега-и-Гассет назвал «интеллектуальным героизмом» философии.

3. Вечный характер философских проблем и отсутствие однозначных решений.

Философия на протяжении всей своей истории ставит и решает одни и те же проблемы. При этом каждый выдающийся философ вносит свой вклад в их постановку и решение. Величайшая заслуга философии состоит именно в выдвижении и обосновании проблем, в их обобщении до универсальности, синтезе всех возможных вариантов рассмотрения и решения проблемы.

4. Антропологический характер философских проблем.

Философия занимается поиском предельных оснований человеческого существования. Поэтому ее интересует не мир как таковой, а мир в его отношении к человеку и человек в его отношении к миру, к Богу, другим людям. Центральное место в философии занимают вопросы о происхождении человека, его месте и роли в мире, сущности человека и формах его бытия, теле, душе и духе, их соотношении и значении для понимания человека. Именно от решения антропологических вопросов зависят и способы философствования.

Способы философствования определяются теми предельными основаниями, которые задают смысл и цельность человеческого существования.

В качестве таких предельных оснований в различных философских учениях выступают природа, Бог, общество, индивид. В зависимости от принятого основания формируется свой способ философствования, решения проблемы человека, его сущности, места в мире, смысла существования, иерархии ценностей. К ним относятся натуроцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Все они зародились в Древней Греции и нашли свое дальнейшее развитие в более поздней философии.

Натуроцентризм (Ф. Ницше, А. Бергсон, У. Джемс, З. Фрейд, О. Шпенглер, А. Уайтхед, Г. Плесснер, А. Гелен и др.) - это такой способ философствования, который исходит из понимания человека как творения природы. Человек - венец природы, либо «больное животное с ослабленными инстинктами» (Ф. Ницше), его «самость составляет его бессознательное» (З. Фрейд). Культура в своей сути репрессивна по отношению к человеческой природе.

Теоцентризм (П.А. Флоренский, Ж. Маритен, Э. Мунье, Р. Гвардини, К. Барт, П. Тиллих и др.) - способ философствования, исходным основанием которого является Бог как творец мира и человека. Поэтому основой существования человека является Бог и все, что с ним связано. Вера выступает предельным основанием знания, истина - то, что от Бога. По Флоренскому, культура сакральна, ибо ее основой является религия.

Социоцентризм (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Г. Гадамер, А.Ф. Лосев и др.) рассматривает человека как продукт социальной среды. Предельным основанием человеческого существования является человеческая деятельность, человеческое общение, в процессе которых возникают человеческие качества, мышление, сознание и язык. Сущность человека, по Марксу, составляет «не ее борода, не ее кровь, а ее социальное качество». Культура социальна, ее субстанцию составляет человеческая деятельность.

Антропоцентризм (Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, М. Шелер, Н.А. Бердяев и др.). Здесь человек - продукт самосозидания, он самоценен и самодостаточен. По мнению Сартра, человек – это реализация своего собственного проекта. Он сам выбирает себя и мир вокруг себя. Он заброшен в мир, чтобы понять истину своего бытия. Культура субъектна, ее субстанцией является творческий дух индивида.

В основание структурирования философского знания могут быть положены два принципа: исторический и проблемный.

С точки зрения исторического подхода в философии можно выделить исторические этапы ее развития, каждый из которых имеет свои особенности и внес свой вклад в развитие философской мысли:

1. Философия Древнего мира. Охватывает период в Европе с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.

2. Философия средних веков - с V по XIV вв.

3. Философия Эпохи Возрождения - с середины XV до середины XVI вв.

4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения - c середины XVI - по XVIII век.

5. Философия XIX века.

6. Философия XX века.

С точки зрения проблемного подхода в философии выделяются следующие разделы:

1.Онтология, или философское учение о бытии.

В этом разделе философии рассматриваются вопросы о том, что такое мир, как он устроен, существует ли первооснова мира, что может быть его первоосновой, что есть сущность и что есть существование, виды бытия. Философия утверждает, что кроме чувственной реальности, существует сверхчувственная реальность, обладающая устойчивостью, вечностью и неизменностью. Чувственные же вещи неустойчивы и вечно текучи. Так возникла метафизика как учение о сверхчувственном мире. Отсюда ее стремление обнаружить скрытую сущность вещей, недоступную непосредственному наблюдению.

2. Гносеология, или философское учение о познании.

В гносеологии ставятся и обсуждаются вопросы о том, как человек познает окружающий мир, каковы этапы или ступени познания, какова роль чувств и разума в этом процессе, что такое истина, каким образом она достижима, каковы ее критерии? Способен ли человек познать мир и существует ли предел познаваемости мира? Рассматриваются вопросы о роли науки и вненаучных форм знания в постижении мира.

3. Философская антропология.

В центре внимания этого раздела философии - универсальные характеристики человека как особого рода сущего. Осмысливаются проблемы человеческой природы, человеческой сущности и существования, человеческого предназначения, места в мире, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Как особая область знания философская антропология складывается в ХV111 в. Наибольшее развитие получает в философии ХХ столетия.

4. Социальная философия.

В этом разделе философского знания изучаются наиболее общие характеристики общественной жизни в ее статике и динамике.

Общество - это совместное бытие людей. Каковы основы этого бытия? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни, что такое общество, какова его структура, при каких условиях общество сохраняет свою целостность, в чем специфика социального бытия, как соотносятся общественное и индивидуальное бытие - все эти вопросы являются предметом социальной философии.

Предельные основания бытия общества в его динамике изучает философия истории. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл и цель истории, роль личности в истории и др.

5. Аксиология, или учение о ценностях.

В этот раздел включаются: этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; эстетика, или философское учение о красоте, прекрасном и безобразном, о смысле и назначении искусства. В аксиологию входят также учения о других видах ценностей: религиозных, политических и т.д., даются различные классификации ценностей, выстраиваются их иерархии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предпосылки происхождения философии. Природа философского

Введение... Лекция Философия в системе культуры... Предпосылки происхождения философии Природа философского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет и структура философского знания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция VI: Идеи иррационализма в западной философии
конца ХIХ – начала ХХ вв…………………………..128-136 1. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………...128-131 2. «Философия жизни» Ф.Ницше………………………………

Предмет философской антропологии. Типология антропологических
учений. 2. Религиозно-идеалистическая антропология. З. Натуралистическая антропология. 4. Социальная антропология. 5. Экзистенциальная антропология. Лек

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
  Лекция XIII-XIV: Введение в социальную философию...……………..201-246 1. Социальная философия: предмет и основные проблемы. 1. Общество как система.

Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания.
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях. Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренч

Место философии в системе культуры.
Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура». В современной философской и культурологической литературе имеется множество определени

Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития.
  Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древн

Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики.
«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыс

Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение.
Как мы видели, первое, о чем размышляли «ранние» греческие философы, была природа. Но к середине V века до нашей эры происходит изменение предмета философских размышлений, своего рода «антропологич

Общая характеристика философии Средневековья
  Средневековая философия представляет собой тот, достаточно длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.

Период патристики: Аврелий Августин
Аврелий Августин (354 - 430гг.) был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви». «Ты нас создал

Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 - 1274), несомненно, был крупнейшим мыслителем Средневековья. Его главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме тео

Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».

Еврейская традиция в философии Средневековья.
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета

Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Характеризуя этот период развития философии, нельзя не отметить того богатства имен, выдвинутых новых оригинальных идей и теорий, охватывающих практически весь спектр философской проблематики – онт

Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).
Особое место, среди онтологических проблем философии всегда (и это подтверждается всей историей развития философского знания) занимала проблема субстанции. Но в Новое время,

Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
  Помимо проблемы субстанции, не менее важными, в том числе для развития представлений о мире, становятся гносеологические проблемы. Как правильно поз

Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк).
Философская «палитра» Нового времени и эпохи Просвещения была бы неполной и однообразной без анализа проблем политического устройства «нового», зарождающегося буржуазного об

Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Особое значение придавалось решению этих проблем в философии французских философов эпохи Просвещения – Клода-Адриана Гельвеция (1715-1771), Поля Гольбаха (1723-178

Философские взгляды Гегеля
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, и

Новая философия» Л.Фейербаха
Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха(1804-1872).

Философия А. Шопенгауэра
  Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии. С точки з

Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К дан

Своеобразие философской мысли в России.
Вопрос о своеобразии русской философии имеет более чем вековую историю. Примерно с 40-х годов прошлого века начали обсуждать: можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явл

Основные направления и идеи русской философии.
Рассматривая основные идеи и направления русской философии необходимо иметь в виду уже перечисленные нами ее особенности. Русские философы, несомненно занимались и проблемами субстанции, и

Основные предпосылки и особенности философии ХХ века.
Современная западная философия – философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деят

Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика.
Особую роль в развитии философии ХХ века сыграл позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что «положительное» и истинное знание может быть получен

Прагматизм и педагогика
Еще одно направление философии ХХ века, прагматизм, возникло в 70-е года XIX века в США и получило широкое распространение в ХХ веке. Впервые идеи прагматизма были высказаны

Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта о

Религиозно-идеалистическая антропология.
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можн

Проблема истины и ее критериев в философии.
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Общественный прогресс и его критерии.
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч

Глобальные проблемы и будущее человечества.
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция. И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги