Место философии в системе культуры. - Лекция, раздел Философия, Предпосылки происхождения философии. Природа философского Вопрос О Месте Философии В Системе Культуры Связан, Прежде Всего, С Определен...
Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура».
В современной философской и культурологической литературе имеется множество определений культуры. Выделим наиболее важные из них.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный: а) в продуктах материального и духовного труда; б) в системе социальных норм и учреждений; в) в духовных ценностях; г) в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культуру можно также определить как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией. В этом смысле культура является способом социокультурного воспроизводства человека и характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей. Поэтому говорят о культуре мышления, культуре поведения и культуре деятельности, например, о культуре труда, культуре быта, художественной, политической культуре.
В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, молодёжная культура) или всего общества в целом.
Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (cultura от латинского глагола со1о - возделываю), такое, как обработка земли, выращивание садов и т. д., а также воспитание и обучение самого человека. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., однако более или менее сходные понятия могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами. Например, у древних греков было понятие «пайдейя», которое означало воспитанность, образованность. Именно греки и выработали впервые идеал образованности, отличающий культурного грека от варвара.
В Средние века смысл понятия культуры схватывался понятием “цивилизация», которым обозначали городской уклад социальной жизни.
В эпоху Возрождения культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, гуманистическим идеалом человека, а в эпоху Просвещения - с идеалом просветителей - победным шествием разума и просвещения.
В современном значении «культурный человек» - это человек воспитанный, образованный, с высокими нравственными качествами.
Известный советский философ Мераб Мамардашвиличасто повторял, что жизнь, бытие человека в культуре - это постоянное напряжённое усилие быть, усилие, направленное на то, чтобы состояться - состояться как человек, достойный других, достойный жизни в человеческом же обществе, состояться как профессионал, как мастер своего дела. Именно этому, в конечном итоге, и служит вся система культурных ценностей, выработанных обществом.
Человеческое, культурное бытие, по словам Мамардашвили, не существует само по себе, и тот, кто впадает в такое заблуждение, постепенно перестаёт быть человеком. Человеческое бытие нуждается в том, чтобы его каждый раз как бы создавали заново, творили. Быть человеком - значит постоянно прикладывать усилия, и в такой постоянной работе, в таких усилиях человек обретает всё новые жизненные смыслы, обретает свою философию. Мартин Хайдеггер, рассматривая место философии в культуре, утверждал, что «философия касается каждого».
Действительно, всем нам, в определённые периоды жизни, приходится решать самые предельные вопросы нашего бытия, совершать нравственный выбор, определять свою позицию. И в этих случаях не обойтись без общих понятий и представлений, ценностных ориентаций, на которые можно было бы опереться в решении смысложизненых проблем.
Культура в личностном аспекте представляет собой пространство человеческой свободы, давая каждому из нас возможность свободного выбора ценностей своего существования. Но тем самым культура накладывает на человека огромное бремя заботы и ответственности, поскольку осуществить этот выбор совсем не просто.
В этой связи задача философии помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и обоснованно осуществить их выбор. Это возможно в силу того, что философия задает предельные горизонты бытия человека, культуры, общества, на основе которых человек формирует свою жизненную позицию, свое отношение к миру, обществу, другим людям. От этого отношения зависит оценка человеком места в мире, представление о смысле собственной жизни и, как результат, общая направленность его социальной активности. Можно сказать, что таким способом философия способна повлиять на мир, на все сферы жизнедеятельности человека. У каждого человека в процессе его жизни на основе собственного опыта складывается та или иная философия. Он может быть оптимистом или пессимистом, стоиком или циником, материалистом или идеалистом. Изначальные мировоззренческие убеждения человека определяют его поступки, влияют на его отношения с другими людьми, с природой.
На это обращал внимание немецкий философ Г. Гадамер, отмечая, что культурное начало нашей жизни - это величайшая духовная упорядочивающая сила, которая должна противостоять хаосу. А хаос (духовный, рациональный, нравственный) - это то, что постоянно грозит человеку, подстерегает его. И в этой связи значение философии в том, что она является способом сохранения и приумножения культуры.
Обоснование определённой общей позиции человека по отношению к миру - это исходная потребность, вызвавшая философию к жизни, и конечный смысл всего её существования. На выполнение этой задачи «работают» все традиционные разделы философии - и учение о мире, и учение о познании, и учение о человеке, и учение об обществе и его истории.
Философия, отражающая предельно общие взгляды и убеждения индивида в отношении к обществу, к миру, к самому себе, таким образом, принадлежит к числу высших духовных ценностей, связанных с творческим началом в человеке, с раскрытием его нравственного и интеллектуального потенциала.
Философия, кроме того, выполняет задачу осмысления феноменов культуры и культурных процессов. Она постоянно осуществляет рефлексию по поводу культурных процессов и явлений. Именно философская мысль выработала представление о сущности, структуре и роли культуры в жизни человека и общества, именно философия вырабатывает и задаёт культуре систему понятий и категорий, в которых человек может осмысливать и познавать себя, общество, мир.
Современный французский философ Поль Рикер, рассматривая вопрос о том, какую роль играет философия и философы в современном обществе, выделил три наиболее актуальные задачи, которые стоят перед философией и которые она стремиться выполнять.
Во-первых, способствовать повышению уровня общественных дискуссий. Демократия основывается на публичном обсуждении важнейших проблем жизни общества. И в этом смысле философ обязан быть просвещённым гражданином и содействовать проведению таких публичных дискуссий, просвещая других.
Во-вторых, философия несёт ответственность за качество аргументации и точность политического языка. Язык политики риторичен, и мы постоянно подвергаемся риску впасть в софистику. Значение таких фундаментальных понятий, как «свобода», «равенство», «справедливость», «демократия» может быть искажено. Задача философии - научить участников дискуссий правильно употреблять слова и адекватно выражать свои мысли. Философы должны совершенствовать язык политики и помогать людям лучше понимать друг друга.
И, в-третьих, философия могла бы подать пример толерантности, свободы слова, плюрализма в политических спорах.
В заключении можно сказать, что философия есть специфический способ духовного освоения мира человеком, представляющий собой единство абстрактно-теоретического и ценностного знания. Это самосознание человека и эпохи, выраженное в теоретической форме. Определяя место философии в духовном развитии человечества, нельзя не вспомнить слова гениального немецкого философа Гегеля, который увидел ее значении в том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, эпохой, схваченной в мыслях, живой душой культуры.
Все темы данного раздела:
Лекция VI: Идеи иррационализма в западной философии
конца ХIХ – начала ХХ вв…………………………..128-136
1. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………...128-131
2. «Философия жизни» Ф.Ницше………………………………
Предмет философской антропологии. Типология антропологических
учений.
2. Религиозно-идеалистическая антропология.
З. Натуралистическая антропология.
4. Социальная антропология.
5. Экзистенциальная антропология.
Лек
Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
Лекция XIII-XIV: Введение в социальную философию...……………..201-246
1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.
1. Общество как система.
Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания.
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.
Предмет и структура философского знания.
Предметом философии является всеобщее.
Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.
Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях.
Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренч
Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития.
Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древн
Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики.
«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыс
Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение.
Как мы видели, первое, о чем размышляли «ранние» греческие философы, была природа. Но к середине V века до нашей эры происходит изменение предмета философских размышлений, своего рода «антропологич
Общая характеристика философии Средневековья
Средневековая философия представляет собой тот, достаточно длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией.
Период патристики: Аврелий Августин
Аврелий Августин (354 - 430гг.) был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви».
«Ты нас создал
Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 - 1274), несомненно, был крупнейшим мыслителем Средневековья. Его главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
В «Сумме тео
Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».
Еврейская традиция в философии Средневековья.
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета
Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Характеризуя этот период развития философии, нельзя не отметить того богатства имен, выдвинутых новых оригинальных идей и теорий, охватывающих практически весь спектр философской проблематики – онт
Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).
Особое место, среди онтологических проблем философии всегда (и это подтверждается всей историей развития философского знания) занимала проблема субстанции. Но в Новое время,
Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Помимо проблемы субстанции, не менее важными, в том числе для развития представлений о мире, становятся гносеологические проблемы.
Как правильно поз
Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк).
Философская «палитра» Нового времени и эпохи Просвещения была бы неполной и однообразной без анализа проблем политического устройства «нового», зарождающегося буржуазного об
Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Особое значение придавалось решению этих проблем в философии французских философов эпохи Просвещения – Клода-Адриана Гельвеция (1715-1771), Поля Гольбаха (1723-178
Философские взгляды Гегеля
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, и
Новая философия» Л.Фейербаха
Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха(1804-1872).
Философия А. Шопенгауэра
Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии.
С точки з
Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К дан
Своеобразие философской мысли в России.
Вопрос о своеобразии русской философии имеет более чем вековую историю. Примерно с 40-х годов прошлого века начали обсуждать: можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явл
Основные направления и идеи русской философии.
Рассматривая основные идеи и направления русской философии необходимо иметь в виду уже перечисленные нами ее особенности.
Русские философы, несомненно занимались и проблемами субстанции, и
Основные предпосылки и особенности философии ХХ века.
Современная западная философия – философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века.
Классическая философия основной задачей деят
Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика.
Особую роль в развитии философии ХХ века сыграл позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что «положительное» и истинное знание может быть получен
Прагматизм и педагогика
Еще одно направление философии ХХ века, прагматизм, возникло в 70-е года XIX века в США и получило широкое распространение в ХХ веке. Впервые идеи прагматизма были высказаны
Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта о
Религиозно-идеалистическая антропология.
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения.
При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр
Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв
Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.
Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можн
Проблема истины и ее критериев в философии.
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания результативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению поставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И
Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относительный критерий истинности знания.
Его абсолютность выражается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления агностицизма.
Его относительность в то
Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая
Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности.
Здесь, на что мы уже обращали вним
Общественный прогресс и его критерии.
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч
Глобальные проблемы и будущее человечества.
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция.
И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о
Новости и инфо для студентов