рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема соотношения познания и практики

Проблема соотношения познания и практики - раздел Философия, Введение в философию   Практика — Это Деятельность, Активное Взаимодействие Человека...

 

Практика — это деятельность, активное взаимодействие человека с материальными системами.

В системно-структурном плане любая практика складывается из следующих элементов: субъект практики, объект практики, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъекта, результат этой деятельности.

Практика и познание тесно связаны друг с другом. Особое внимание этому вопросу уделяется в материалистической философии, где практика считается основой и критерием познания. Рассмотрим основные черты этого подхода.

Процесс познания начинается с познавательной деятельности, с практики субъекта. Формируемый при этом познавательный образ, будет явлением идеальным (существующим только в сознании человека) в то же время он имеет свойства объективности (вытражает особенности внешнего мира), и субъективности (имеет черты, связанные с особенностями внутреннего мира познающего субъекта). С участием этого практического знания (эмпирического знания) формируется теоретико-позновательный компонент познания, имеющий гораздо большие возможности для своего развития, чем предметно-практическое знание. Поэтому на его основе может быть сформирован новый уровень практики и воплощен в более высокой форме практической деятельности.

 


Таким образом, мы можем говорить, что практика имеет познавательную сторону, а познание — практическую.

При этом познание ни в коем случае не сводится целиком к практики, а практика к познанию. Отметим гносеологические функции практики с точки зрения материалистической философии.

Практика есть:

1. Основа;

2. Движущая сила;

3. Критерий истины;

4. Цель познания.

(1) В качестве основы познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением.

Уже в простом созерцании субъект получает представление об объекте. Посредством практического взаимодействия с объектом субъект формирует понятия, дающие знания об общих и существенных сторонах объекта. Практика может помочь, точнее, выделить эти существенные стороны.

Теория выступает обобщением практики, обобщением информации об объекте на его сущностном уровне. Через практику субъект может познавать и законы действительности.

Тем не менее, большую часть знания человек получает не из практики, а опосредованно: например при получении знаний в готовом виде от других субъектов, через книги и прочее. Индивид может получать знания также путем выведения заключений, обобщений на основе законов логики из уже известного знания. Знания, получаемые индивидом непосредственно из опыта — называют апостериорными («после опыта»), знания, получаемые независимо от опыта — априорными (до опыта, «вне опыта»). Часто априорность оказывается относительной, а не абсолютной, как априорность по отношению к конкретному субъекту в определенный момент его бытия. Материалистическая философия утверждает, что в масштабах всей истории человечества в целом, любое знание в конечном счете своим главным источником имеет практику.

Но еще Кант утверждал, что хотя наши знания и начинаются с опыта, но не все они вытекают из опыта. Например, в математике утверждается, что «прямая линия между двумя точками — всегда есть кратчайшее расстояние». Это утверждение — априорно, говорит Кант, так как опыт не может нам подсказать, что каждая прямая линия между каждыми двумя точками — есть кратчайшее расстояние. Такое обобщение мы можем делать только интуитивно.

(2) Практика может быть движущей силой познания: например энергетические потребности и потребности военного характера стимулировали рост исследований в области атомной энергетики.

Но далеко не всегда открытия науке делались в непосредственной зависимости от потребностей производственно-экономической практики. Научные открытия часто опережают потребности производства и находят свое применение значительно позже времени их возникновения.

(3) Практика может быть критерием истины. Но практика может значительно отставать от развития теоретической мысли, тормозить ее, формировать, в силу своей ограниченности, разного рода заблуждения.

Цель познания — достижение истинного знания. Но познание может осуществляться и для других целей, в том числе и непосредственно практических. Концентрация на утилитарных целях познания может привести к снижению его теоретического уровня. Поэтому цель познания, как достижения истинного знания не должна непосредственно зависеть от практических потребностей.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что материалистическая оценка практики является относительной и применимой лишь в отдельных областях человеческой деятельности.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в философию

Дух и материя как философские проблемы Идеалистический монизм... ТЕОРИЯ... Мышление Левополушарное и правополушарное мышление...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема соотношения познания и практики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
  Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения».

Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
  Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. В европейской цивилизации ее генезис связывают со взлетом эллинской мысли. В других частях планеты первые философемы фиксируются в Веди

Основные вопросы философии. Категории философии
  Как уже было сказано выше, в разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи — выделялись различные проблемы, считающиеся главными. Исторически так сложилось,

Структура философского знания
  Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения м

Философия бытия (онтология)
1. Понятие Бытия, его соотношение с понятиями «действительность», «реальность», «существование». Онтология — как философское учение о Бытии. Категории онтологии  

Монизм, дуализм, плюрализм в трактовке Бытия. Картина мира. Субстрат. Субстанция. Развитие философского представления о субстанции
  В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: — монизм — дуализм — плюра

Идеалистический монизм
  Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и свое наивысшее развитие его светский вариант получает в системе объективного идеализма Гегеля.  

Материалистический монизм. Материя как субстанция
  Существует более сотни определений материи. Среди них такие: материя — это философская абстракция, понятие. посредством которого обозначается многообразие природных явлений

Проблема человека, как существа духовного, живущего в мире духовных и материальных ценностей
  Из бесконечного множества аспектов рассмотрения данной проблемы мы выберем лишь один, посвященный тому, как изменялся образ человека на протяжении четырех-пяти последних веков.

Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда
  Явления психики, которые мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера бессознательног

Теория познания. Специфика философского подхода к познанию. Проблема субъекта и объекта познания
  В предыдущих лекциях обсуждалась структура философского знания, в которой был выделен такой раздел философии, как гносеология (теория познания). В этом разделе изучается пр

Проблема истины в философии
  Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина я

Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ
  Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную — хотя они неразрывно связаны между собой Чувственное познание: — основано на познавательных спосо

Материалистическая концепция познания как отражения действительности
В философии нового времени процесс познания осмысливания как взаимодействие субъекта и объекта. Результатом этого взаимодействия является знание. Но характер этого взаимодействия в разумных концепц

Интуиция, ее роль в познании
  Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Ха

Знак. Язык как знаковая система
  Язык — это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная — значит система общения. Познавательная — значит средство познания. Что значит знаковая? Что такое знак?

Естественные и искусственные языки
  Различают языки естественные и искусственные. Естественный человеческий язык неразрывно связан с развитием и присутствием человека. Различают язык — как абстрактное предста

Язык и мышление
  Язык тесно связан с мышлением, но язык и мышление не составляют тождества. Мышление человека многокомпонентно, оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельност

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная — орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая — как говорит Выготский Л. С. — мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове.

Основные черты практики. Основные формы практики. Духовная сторона практики
  С гносеологической точки зрения важнейшими чертами практики являются: 1) целенаправленность; 2) предметно-чувственный характер; 3) преобразование материал

Понятие ценности. Состав ценностей
Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Смысл понятия ценность: «хорошо — безразлично — плохо». Ценность — понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость ка

Роль ценностей и оценок в познании. Роль производства
  Оценка складывается из акта сравнения и выбора того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формулирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги