Основные черты практики. Основные формы практики. Духовная сторона практики

 

С гносеологической точки зрения важнейшими чертами практики являются:

1) целенаправленность;

2) предметно-чувственный характер;

3) преобразование материальных систем.

(1) Практика — как деятельность человека в активном взаимодействии с материальными системами, отличается от исполнительной деятельности механизмов тем, что в ней есть целеполагание. От деятельности животных, практика отличается тем, что она неотрывна от формирования идеальных моделей в сознании человека (цель), и от стремления их осуществить — это и есть целенаправленная деятельность.

(2) Своим предметно-чувственным характером практика отличается от других видов деятельности человека: познавательной, оценочно-ориентационной. Практика отличается от мыслительной, духовной деятельностей, которые непосредственно не сталкиваются с материальным сопротивлением объекта.

(3) Преобразование материальных систем. Практическими не могут быть бесцельные перестановки элементов системы, а только такие, которые преднамеренно изменяют качество системы, ведут либо к ее развитию, либо к разрушению, либо к созданию новой материальной системы.

Только все три признака вместе взятые образуют практику. Уточненное определение практики: практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем.

Формы практики:

— общественно-производственная;

— социально-политическая;

— научно-экспериментаторская;

— врачебная;

— педагогическая;

— семейно-бытовая;

— хозяйственная;

— художественная и проч.

В широком смысле значения слова, практика — это вся деятельность человека, включающая в себя и художественную практику, и практику познания, в том числе и теоретического.

Но в гносеологии этот термин имеет свое специфическое значение, противопоставленное терминам: «духовное», «теоретическое». Поэтому здесь к практике не относятся виды деятельности, не обладающие указанными выше тремя характерными признаками.

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к прогрессу: практика может быть созидательной либо разрушительной по своим результатам.

Духовная сторона практики включает в себя наиболее общие принципы действия субъектов, вытекающие из его мировоззрения. Например, принципы: «не навреди» или «после меня хоть потоп». Эта сторона практики со временем приобретает все большее значение, так как растут масштабы практической деятельности человека, которые без духовного регулирования могут привести к трагическим последствиям.