Роль ценностей и оценок в познании. Роль производства

 

Оценка складывается из акта сравнения и выбора того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формулирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности, необходимости или ненужности того, что оценивается.

Ценностно-оценочное отношение субъекта к объекту по своему существу отличается от познавательного. При познавательном подходе объект выявляется сам по себе, в абстракции от познающего субъекта, в своих собственных измерениях. При ценностно-оценочном подходе выявляется отношение предмета или процесса к S, отношение к ним S. Здесь субъект не отвлекается от своих переживаний, эмоций, а наоборот, стремиться их учесть; в эмоциях S как бы сливается с О.

Дифференцированность оценок может проявиться у одного и того же субъекта в связи с переоценкой явлений либо в связи с изменением обстоятельств, либо под влиянием накопленного личного опыта.

Во всех случаях познание и переоценка взаимосвязаны: познание может выявить ценность предмета, а иногда, при недостатке информации, приходится оценивать явление приблизительно (на первый взгляд), а затем более полно изучать его, чтобы подтвердить или опровергнуть первичную оценку.

 

 

Рассмотрим подробнее роль ценностей и оценок в естественнонаучном познании.

Для ученых непосредственным внутринаучными ценностями являются: информация, имеющаяся в соответствующей области знания, истинность её содержания, научная картина мира или господствующая научная парадигма, стиль научного мышления, методы проведения экспериментов и прочее.

Но для ученого важны и ценности вне научного плана, так как он является частью человеческого сообщества, цивилизации. Поэтому ему свойственна система социальных ценностей: этических (добро, справедливость), эстетических, политических, и проч.

В ХХ веке особенно понятной стала огромная роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки (проблема клонирования, экологические аспекты). Поэтому особенно важно, чтобы в познании субъект ощущал себя не противопоставленным объекту — миру — а частью его. Пронизывая с помощью техники толщу земли и океана (водного и воздушного) — человек должен помнить, что этим он разрушает и себя — как часть мира. Ценностная ориентация субъекта, сопровождая процесс познания, определяет важность для науки той или иной идеи и способна определять стратегию исследований в науке.

В то же время, неверные оценки чреваты серьезными последствиями для науки. Некоторые ученые подчеркивают, что в естествознании лучше переоценить, чем недооценить новые идеи. Они считают, что вред от новаторства не может быть большим.

Иногда возникает вопрос о том, что, не проще ли в познании ориентироваться только на истину, как единственную ценность. Безусловно что было бы проще: но, во первых, истина далеко не всегда дается сразу в чистом виде. И на пути к ней, в условиях недостатка информации, ученый выдвигает многочисленные предположения и гипотезы, на формирование которых все равно влияет ценностная ориентация субъекта. Ценностная позиция может совпадать с научностью и содействовать раскрытию истины, но может и противодействовать этому. Возможны ситуации, когда система ценностей просто обязана предотвратить какие-либо научные открытия, с которыми человечество пока еще не в состоянии справиться. Философское осмысление мира и его ценностей должно предшествовать поиску частных научных истин.

Роль производства

В настоящее время выделяют три основных типа производства: материальное, информационное и духовное. Роль второго — непрерывно растет, но, к сожалению не за счет первого, а за счет духовного.

Зависит от иерархического расположения следующих элементов:

 

(1) пример — практика развивается ради человека, его развития. Главная ценность — жизнь. Следовательно, производство ни в коем случае не вредит жизни

(2) пример — Производство ради производства — безудержное наращивание товаров потребления — в ущерб здоровью (нравственному, психическому и физическому) человека

 

Новые тенденции — опережающее развитие информационного производства по отношению к материальному производству, еще больше обостряют проблему необходимости доминирования духовных и ценностных отношений по сравнению с экономическими.

Размещено на Allbest.ru