рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА.

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ И.кант (1724-1804) – Основоположник Классической Немецкой Философии, Совершил...

И.Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение) и «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимается главным образом космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторическим образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта–Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности.

 

В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы; «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» разума Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знания явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам.

«Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и врем. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта, – это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверхчувственному познанию он назвал трансцендентальной апперцепцией. Это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

Философская система Канта носит также название критического трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere – переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по Канту, использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоретического разума.

Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются «автономная воля» и правила или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах.

 

 

1.Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2.В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность.

3.Все поступки должны делаться на благо обществу.

 

 

Этическое ученик Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом, вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И.Кант предлагал также, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общеХХХ

Мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант, сформулировав моральный закон – нравственный императив «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом», выдвинул также идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

 

 

_______

1Подробнее см.: Философия: Учебн. для вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М., 2001. – с.164.

 

 

Идеи Канта продолжать развивать философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. В процессе познания субъект выступает как активное и творческое начало. Процесс познания, по Фихте, проходит в три этапа:

 

 

1«Я» утверждает себя само, создает само себя;

2 «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;

3«Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

На естественный вопрос: «Существует ли объект без субъекта или нет?» - философия Фихте отвечает, что без субъекта нет объекта. То есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ КРУГ Е ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ СТАТУС.
До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. Русский историк и философ К. Д. Кавелин

Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
Таким образом, можно определить статус философии и отметить, что философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-и

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при эт

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Ст

ОНТОЛОГИЯ(от греч.ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии.
  Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических кате

ГНОСЕОЛОГИЯ(от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.
  Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способо

МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все ж

Методы теоретического познания.
1.Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч.axioma — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качестве бессп

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА.
Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. 1. Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне м

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами а

Как понимать эти основные положения буддизма?
«Четыре благородные истины»: - жизнь — это страдание; - причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удо

Характерные понятия индийской философии
- сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; - карма - предопределённость человеческой жизни и судьбы и воздаяние

Главные принципы конфуцианства.
· Принцип «жэнь», т. е, гуманность и человеколюбие, «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек пред

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Назовите, из чего, зачем, где возникает философия, перечислите экономические, социальные, политические предпосылки появления философии в Древнем мире

Особенности философии софистов.
· Критическое отношение к окружающей действительности. Неприятие опыта прошлых цивилизаций. Отрицание старых норм, законов и привычек.

Главные положения философии Аристотеля.
1. Наука об умопостигаемом ( т.е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю «первая философия» - метафизика, букв «то, что после физики» ). По Аристотелю, предмет науки – общее, по

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV в. до V в.н.э.) .
  После классической эпохи в развитии античной философии насту­пил период, получивший название эллинистического от наименова­ния греческого государства — Эллады. Особенность этого эта

Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным Писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 2.Философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания, была догматична и консерва

АПОЛОГЕТИКА И ПАТРИСТИКА (III-V вв.)
Средневековая философия начинается периодом так называемой апологетики (от греч. «апология» - защита) (І – ІІ/ІІІвз.), представители которой (Филон Александрийский, Ориген,

СХОЛАСТИКА(V-XV вв.)
Своего расцвета философия Средневековья достигает в схоластике (от греч. «скола» - школа). Основная идея схоластики – «рациональное» обоснование религиозных догм логическими метода

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Каковы характерные особенности философии средневековья? 2.Какие философские течения возникли в эпоху средневековья? 3.В чем суть сх

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
По мере перехода от Средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленному производству выявляется особая значимость человека, его сво

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ, Н. КОПЕРНИК, ЖД.БРУНО, Г. ГАЛИЛЕЙ)
Основные философские идеи Николая Кузанского(1401-1464) – теолога, церковно-политического деятеля (кардинала), ученого и философа, оказавшие большое влияние на философию и естество

ГУМАНИЗМ — ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ИДЕОЛОГИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения? 2.Какие философские направления во

Н. Коперник
Наиболее значительным событием стало открытие гелиоцентрической (греч. “helios” - солнце) системы Николаем Коперником ( 1473-1543 гг). Николай Коперник родился в 1473 г. в Польском городе

Галилео Галилей
Продолжил научное обоснование системы Коперника-Бруно великий итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642 гг). Родился Г. Галилей в городе Пиза, известной своей знаменитой наклонн

ЭМПИРИЧЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени можно считать Френсиса Бекона (1561-1626) – английского философа и государственного деятеля (лорд-канцлер). Все

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта,или Картезия. Основные сочинения Декарта

Основные идеи философии XVII в.
1. Принцип автономного мыслящего субъекта. 2. Принцип методологического сомнения. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально

Французкий материализм.
Автор нашумевшей в свое время книги «Человек-машина» Жюльен Офрэ де Ламетри(1709-1751) является представителем французского Просвещения XVIII в. Ламетри утверждал, что материальный

СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ.
  Г.Гегель (1770-1831) – один из самых выдающихся философов воего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мы

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенг

МАРКСИЗМ.
  Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс

ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ.
Субъективно-идеалистическое направлений философии в ХІХ в.было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. – положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
  Одним из ведущих направлений европейской философии ХХ в. стал экзистенциализм(от лат. existential – существование) – философия существования. В цент

ПСИХОАНАЛИЗ
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей. 2.В чем суть марксистской филосо

Яворский С. Философские произведения: В 2-х т. – К.: Научная мысль, 1993.
  ЛЕКЦИЯ   ПРОБЛЕМА БЫТИЯ Основная задача каждой философии заключается в решении

БЫТИЕ И ЕГО ФОРМЫ
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

БЫТИЕ – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим; природным, социальным и духовным.
Особое положение категории бытия в философской мысли обусловливается двумя обстоятельствами: - способностью охватить в себе весь окружающий челове­ка мир как некоторую целостность, нечто,

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ И СУБСТАНЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К БЫТИЮ
1.Представителисубстанционального направления, утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и яв­ляется как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действит

ВРЕМЯ - это форма существований материальных объектов, характе­ризующаяся последовательностью и длительностью.
__________________________________________________________________ Важнейшими свойствам времени являются одномерность, необра­тимость, однородность. Философское осмысление категор

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И СВОЙСТВАХ МАТЕРИИ
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

ДИАЛЕКТИКА
  Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. Dialektike – исусство вести спор, учебную беседу) вначале понимали такой способ в

ДИАЛЕКТИКА – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии.
С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки Х1Х-ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в её основных категориях, принципах и законах. Можно

Причины
Внутренние являются источником развития, внешние — двигающие силы. Противостояние и есть движущая сила — на этапе подобия, отличия — это противостояние. 1.На этапе о

Главное
3 измерения: Теория познания, Логика, Теория развития. Развитие — это изменение, движение, создающее новое качество. Движение — это противоречие, это единство противоположностей,

Альтернативы диалектики
  1. Метафизика — антипод диалектики; термин — из 2ух частей. а) мета — префикс характеризует промежуточное положение вещей. б) употребляется для обозначения сложных

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а так же метод познания, рассматри

Значение и понятия метафизики.
  1. Метафизика — это учение о сверхчувственных принципах, недоступных опыту. 2.Метафизика — это синоним философии. 3.Метафизика употребляется для обозначения абстра

ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.
  Принципы – это основные, исходные положения, основополагающие понятия, позволяющие объединить законы и категории в единую систему знаний.я законы диалектики. Для диалектики

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ
  В XIX в. Ф. Энгельс Назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в перв

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ.
  Сущностной характеристикой сознания является егоидеальность,которая выражается, в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами Сущностной характеристи

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философс

ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Познанием называют деятельность, направленную, на получен!знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящена проблемам познания мира, получила название теории познания,

ГНОСТИЦИЗМ — философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение о непознаваемости мира. Агностики (от греч. а — отрицательная приставка и познание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пре

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗНАНИЯ: ЕГО СТУПЕНИ, ФОРМЫ, ВИДЫ, ИСТИНЫ, РОЛЬ ПРАКТИКИ. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
  В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком. В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и

ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА.
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволитяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоя

Критерий прогресса – показатель степени развития общества.
Среди философов не единого мнения не только в вопросе о существовании общественного-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существуе

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ.
  В современной социальной философии теории, придерживаются прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогре

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ,
  Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом об

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. кул

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.
Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Социализация протекает исключительно в культурном окружении.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
  Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией исследующей естественно-историческое происхождение человека и чел

ФИЛОСОФИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИРОДЕ.
Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития обществ

СФЕРЫ (ПОДСИСТЕМЫ) ОБЩЕСТВА
Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или под-системами общества. Каждая из этих сфер, в свою очер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги