рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Социализирующая Функция. Социализацией Называется Про...

Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Социализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологиии социальной психологии имеет также понятие «девиация» - отказ от социально одобренных норм поведения.

Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура — продукт савместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоянно изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

Знакомо куммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты», является знаками, несущими символическое значение. Особенность человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы. Культуру, таким образом, можно рассматривать как систему символов.

Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная творческая деятельность людей, в основе которой лежит состязательные и развлекательные моменты (например, празднества, соревнования, карнавалы). Понятие «игра» активно используется в современных исследованиях, поскольку позволяет глубже понять особенности человеческой деятельности.

Для знакомства с игровой функцией культуры можно рекомендовать следующую литературу: (Прочитайте : Хейзинга Й, Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Спб., 1995.) каково место личности в культуре? В философии существуют следующее положение: человек — это субъект и объект культуры. Действительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его. Культура — это и способ внутренней регуляции, требующий рефлекции, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит разширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

О культуре можно говорить на многих уравнях. В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом, тогда речь идет о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации (тогда выделяют, например, западную и восточную цивилизации), отдельные общества (соответсвенно, немецкая или чешская культуры). В обществе тожно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, професиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносится как часть и целое, они являются взаимопроникающими. По сути дела, речь идет о двух ракурсах рассмотрения жизни людей. Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество». Категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют , что создают и передают от поколения к поколению.

Как соотносятся понятия культура и цивилизация? При многозначности определений того и другого понятия данный вопрос не имеет однозначного ответа. Познокомимся с имеющимися определениями понятия «цивилизация».

З.ПОНЯТИЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Цивилизация (от лат. Civilis – гранданский, государственный):

1) синоним культуры;

2) определённая ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;

3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий не только в философии, но и в гуманитарных науках, и в публицистике. Многозначность понятия «цивилизация» объясняется и его давностью. Уже в XVIII в. это понятие прочно вошло в различные философские теории. Тот же процесс продолжается и в наши дни. Новые теории не вытесняют старые, а продолжают существовать параллельно.

Понятия культура и цивилизация иногда употребляются как синонимы (что характерно, например, для антропологического подхода). Цивилизация может рассматриваться и как уровень развития и археологии. Цивилизацией они считают лишь ту культуру, которой существуют городские поселения, государство и письменность. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь торжественными одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизциях, античной цивилизации и т. д. В таком случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира, необходимая для их изучения. Н.Я. Данилевский называл их «культурно-историческими типами». О. Шпенглер - «высокими культурами», А. Тойнби - «цивилизациями», П.Сорокин - «социокультурными суперсистемами», Н.Бердяев - «великими культурами».

Понятие «цивилизация» как социокультурная целосность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась различными авторами. Н.Я.Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций, или историю-культурных типов:

1) египетский;

2) китайский;

3) ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;

4) индийский;

5) иранский;

6) еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) новосемитический, или аравийский;

10) германо-романский, или европейский;

11) мексиканский;

12) перуанский.

Каждый из этих типов, по мнению Н.Я.Данилевского, существует изолированно, так как культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой. Такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций.

Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов: во первых, каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану, во-вторых, он предложил, что жизнь цивилизаций имеет свой предел и что одна цивилизация сменяет другую, и в-третьих, он считал, что сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Понимание цивилизации завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О.Шпенглером (в 2008г. будет отмечаться 90-летие со дня издания его работы «Закат. Европейци»). По его мнению, культура — это творчество, а цивилизация — повторение, воспроизведение и тиражирование. Уделяя основное внимание переходу культуры в цивилизацию, Шпенгер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью.

О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем.

1.египетская;

2.китайская;

3.вавилонская;

4.китайская;

5.греко-римская;

6.майя;

7.магическая (византийско-арабская);

8.фаустовская (западно-европейская).

В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую.

Шпенглер исходил из идеи существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах.

Под цивилизацией понимается и культурно-историческиц тип со свойственной ему единой ралигиозной системой (например, при таком подходе выделяются христианская, будистская, мусульманская цивилизации). Такая трактовка понятия «цивилизация» была предложена английским историком А.Тойнби, посвятившим исследованию причин развития и упадка цивилизаций многотомный труд «Постижение истории». Тайнби особо выделяет синтезирующую роль религии. Как

и Шпенглер, Тойнби исходил из факта множественности культур. Его теория локальных цивилизаций позволяет изучать общества, занимающие определенные территории и имеющие особенности социально-экономического, культурного, религиозного развития. Цивилизации могут совпадать с традициями общества (например, китайская цивилизация). Типологический подход А. Тойнби основан на сравнительном анализе. Тойнби не классифицирует цивилизации как культуры, если под культурой понимать определенные модели. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными образованиями, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Цивилизации Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной общности.

Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, «Севера» и «Юга»; «Запада» и «Востока». Еще более широким, чем понятие «цивилизация», является понятие «цивилизационного типа». В качестве таковых выделяются Запад и Восток (иногда для краткости говорят просто о западной и восточной цивилизациях). Термины Восток и Запад – не географические, а культурологические и философские. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество. Запад же – это новационное общество, техническая цивилизация. В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке можно выделить целый ряд принципиальных отличий.

1.Если для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, то на Западе преобладало новаторство и существовали высокие темпы исторического развития.

2.Восток – это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой. Человек не может изменить своего социального положения, он принадлежит к той социальной группе, в которую был включен самим фактом рождения. Для Востока характерна деспотия как форма правления. Западное общество – это общество нетрадиционного типа, открытое и мобильное. Человек имеет возможности для изменения своего статуса, такие как образование, карьера, бизнес. Именно на Западе возникают такие формы правления, как демократия и республика.

3.На Востоке преобладает образное мышление, а картину мира формируют религиозно-мифологические системы. На Западе развивается рациональное мышление, высшим выражением которого становится наука, претендующая на то, чтобы формировать собственную картину мира.

4.На Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего стали экологические проблемы ХХ в.

Запад и Восток как цивилизационные типы являются теоретической абстракцией, во многом помогающей понять различие путей развития общества. Безусловно, что в начале ХХI в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации.

Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны», Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Более сложным оказывается путь Индии с ее религиозной системой индуизма. Самые же большие сложности ожидают на пути модернизации страны мусульманской культуры.

К какому же из этих цивилизационных типов, к Западу или Востоку, принадлежит Россия? В истории русской философии проблема «судьбы России» (метафора Н. А. Бердяева) была одной из центральных. Русские мыслители разделились по вопросу о понимании типа российского развития на два направления: западников и славянофилов. Первые из них считали, что Россия идет по западному пути, но с некоторым отставанием. Вторые же утверждали, что Россия – это особая цивилизация. Позицию во многом близкую к славянофилам занимал Н.Я.Данилевский. Он рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа. Данное понятие Данилевский трактовал как единство религиозного, промышленного, социально-бытового, политического и художественного планов развития. По сути дела, в книге Данилевского впервые была представлена теория культурно-исторических типов (локальных цивилизаций, как назвал их позднее А. Тойнби).

Славянофилы связывали особенность России как цивилизации с такими ее чертами, как тип христианства (православие), существование в деревне общины, самодержавием как формой власти. Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и русской истории, начиная с истоков и заканчивая возможностью осуществления христианского идеала соборности в самой жизни. Западники, считая российский народ европейским, поланали, что русская культура развивается в общеевропейском русле, но идет своим несколько замедленныи путем.

Современные исследования России, особенностей ее культурного и цивилизационного развития выводят на проблему русского национального характера. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, в национальном характере русского народа, странным образом сочетаются совершенно противоположные черты доброта с жестокостью, душевность и грубостью, альтруизм с эгоистом, самоунижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарствот. Наличие противоположностей получило название «бинарности» русской культуры.

Бинарность русской культуры — ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик.

БИНАРНОСТЬ составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного конфликта между культурой и социольной структурой. Бердяев связывал противоречивость и сложность русской души (т. е. русского национального характера) с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодейтвие два потока мировой истории — Восток и Запад. В русской душе, по мнению философа, всегда боролись два начала, восточное и западное. (Прочитайте: Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.)

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ КРУГ Е ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ СТАТУС.
До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. Русский историк и философ К. Д. Кавелин

Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
Таким образом, можно определить статус философии и отметить, что философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-и

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при эт

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Ст

ОНТОЛОГИЯ(от греч.ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии.
  Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических кате

ГНОСЕОЛОГИЯ(от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.
  Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способо

МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все ж

Методы теоретического познания.
1.Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч.axioma — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качестве бессп

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И РАЗЛИЧИЯПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА.
Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. 1. Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне м

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами а

Как понимать эти основные положения буддизма?
«Четыре благородные истины»: - жизнь — это страдание; - причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удо

Характерные понятия индийской философии
- сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; - карма - предопределённость человеческой жизни и судьбы и воздаяние

Главные принципы конфуцианства.
· Принцип «жэнь», т. е, гуманность и человеколюбие, «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек пред

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Назовите, из чего, зачем, где возникает философия, перечислите экономические, социальные, политические предпосылки появления философии в Древнем мире

Особенности философии софистов.
· Критическое отношение к окружающей действительности. Неприятие опыта прошлых цивилизаций. Отрицание старых норм, законов и привычек.

Главные положения философии Аристотеля.
1. Наука об умопостигаемом ( т.е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю «первая философия» - метафизика, букв «то, что после физики» ). По Аристотелю, предмет науки – общее, по

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (IV в. до V в.н.э.) .
  После классической эпохи в развитии античной философии насту­пил период, получивший название эллинистического от наименова­ния греческого государства — Эллады. Особенность этого эта

Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным Писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 2.Философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания, была догматична и консерва

АПОЛОГЕТИКА И ПАТРИСТИКА (III-V вв.)
Средневековая философия начинается периодом так называемой апологетики (от греч. «апология» - защита) (І – ІІ/ІІІвз.), представители которой (Филон Александрийский, Ориген,

СХОЛАСТИКА(V-XV вв.)
Своего расцвета философия Средневековья достигает в схоластике (от греч. «скола» - школа). Основная идея схоластики – «рациональное» обоснование религиозных догм логическими метода

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Каковы характерные особенности философии средневековья? 2.Какие философские течения возникли в эпоху средневековья? 3.В чем суть сх

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
По мере перехода от Средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленному производству выявляется особая значимость человека, его сво

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ, Н. КОПЕРНИК, ЖД.БРУНО, Г. ГАЛИЛЕЙ)
Основные философские идеи Николая Кузанского(1401-1464) – теолога, церковно-политического деятеля (кардинала), ученого и философа, оказавшие большое влияние на философию и естество

ГУМАНИЗМ — ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ИДЕОЛОГИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения? 2.Какие философские направления во

Н. Коперник
Наиболее значительным событием стало открытие гелиоцентрической (греч. “helios” - солнце) системы Николаем Коперником ( 1473-1543 гг). Николай Коперник родился в 1473 г. в Польском городе

Галилео Галилей
Продолжил научное обоснование системы Коперника-Бруно великий итальянский учёный Галилео Галилей (1564-1642 гг). Родился Г. Галилей в городе Пиза, известной своей знаменитой наклонн

ЭМПИРИЧЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени можно считать Френсиса Бекона (1561-1626) – английского философа и государственного деятеля (лорд-канцлер). Все

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта,или Картезия. Основные сочинения Декарта

Основные идеи философии XVII в.
1. Принцип автономного мыслящего субъекта. 2. Принцип методологического сомнения. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально

Французкий материализм.
Автор нашумевшей в свое время книги «Человек-машина» Жюльен Офрэ де Ламетри(1709-1751) является представителем французского Просвещения XVIII в. Ламетри утверждал, что материальный

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА.
И.Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Гл

СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ.
  Г.Гегель (1770-1831) – один из самых выдающихся философов воего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мы

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенг

МАРКСИЗМ.
  Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс

ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ.
Субъективно-идеалистическое направлений философии в ХІХ в.было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. – положительный) – философское течение, предлагающее ограничить процесс

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
  Одним из ведущих направлений европейской философии ХХ в. стал экзистенциализм(от лат. existential – существование) – философия существования. В цент

ПСИХОАНАЛИЗ
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1.Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей. 2.В чем суть марксистской филосо

Яворский С. Философские произведения: В 2-х т. – К.: Научная мысль, 1993.
  ЛЕКЦИЯ   ПРОБЛЕМА БЫТИЯ Основная задача каждой философии заключается в решении

БЫТИЕ И ЕГО ФОРМЫ
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

БЫТИЕ – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим; природным, социальным и духовным.
Особое положение категории бытия в философской мысли обусловливается двумя обстоятельствами: - способностью охватить в себе весь окружающий челове­ка мир как некоторую целостность, нечто,

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ И СУБСТАНЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К БЫТИЮ
1.Представителисубстанционального направления, утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и яв­ляется как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действит

ВРЕМЯ - это форма существований материальных объектов, характе­ризующаяся последовательностью и длительностью.
__________________________________________________________________ Важнейшими свойствам времени являются одномерность, необра­тимость, однородность. Философское осмысление категор

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ И СВОЙСТВАХ МАТЕРИИ
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

ДИАЛЕКТИКА
  Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. Dialektike – исусство вести спор, учебную беседу) вначале понимали такой способ в

ДИАЛЕКТИКА – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии.
С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки Х1Х-ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в её основных категориях, принципах и законах. Можно

Причины
Внутренние являются источником развития, внешние — двигающие силы. Противостояние и есть движущая сила — на этапе подобия, отличия — это противостояние. 1.На этапе о

Главное
3 измерения: Теория познания, Логика, Теория развития. Развитие — это изменение, движение, создающее новое качество. Движение — это противоречие, это единство противоположностей,

Альтернативы диалектики
  1. Метафизика — антипод диалектики; термин — из 2ух частей. а) мета — префикс характеризует промежуточное положение вещей. б) употребляется для обозначения сложных

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а так же метод познания, рассматри

Значение и понятия метафизики.
  1. Метафизика — это учение о сверхчувственных принципах, недоступных опыту. 2.Метафизика — это синоним философии. 3.Метафизика употребляется для обозначения абстра

ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.
  Принципы – это основные, исходные положения, основополагающие понятия, позволяющие объединить законы и категории в единую систему знаний.я законы диалектики. Для диалектики

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ
  В XIX в. Ф. Энгельс Назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в перв

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ.
  Сущностной характеристикой сознания является егоидеальность,которая выражается, в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами Сущностной характеристи

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философс

ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Познанием называют деятельность, направленную, на получен!знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящена проблемам познания мира, получила название теории познания,

ГНОСТИЦИЗМ — философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
АГНОСТИЦИЗМ — философское учение о непознаваемости мира. Агностики (от греч. а — отрицательная приставка и познание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пре

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗНАНИЯ: ЕГО СТУПЕНИ, ФОРМЫ, ВИДЫ, ИСТИНЫ, РОЛЬ ПРАКТИКИ. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
  В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком. В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и

ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА.
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволитяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоя

Критерий прогресса – показатель степени развития общества.
Среди философов не единого мнения не только в вопросе о существовании общественного-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существуе

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ.
  В современной социальной философии теории, придерживаются прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогре

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ,
  Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом об

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. кул

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
  Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией исследующей естественно-историческое происхождение человека и чел

ФИЛОСОФИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИРОДЕ.
Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Предметом социальной философий является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития обществ

СФЕРЫ (ПОДСИСТЕМЫ) ОБЩЕСТВА
Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или под-системами общества. Каждая из этих сфер, в свою очер

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги