рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия». - раздел Философия, Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт ...

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)

 

 

Кафедра философии и социологии

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Философия».

 

Составитель – к.ф.н., доцент кафедры философии и социологии Полубабкина Н.И.

 

 

«Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры от «___»_________2009 г. протокол № _______», 2009 г.

 

 

Раздел, тема Всего В том числе
лекции практи- ческие занятия
Раздел I. Предмет и специфика философского знания 1. Предмет и специфика философского знания            
Итого
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 2. Восточная философия 3. Античная философия 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры 5. Философия эпохи Возрождения 6. Философия Нового времени 7. Философия эпохи Просвещения 8. Немецкая классическая философия 9. Марксистская философия 10. Западная философия конца XIX – XX в. 11. Русская философия                 __ __   __ __ __ __ __ __ __
Итого
Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии 12. Проблема бытия 13. Философское понимание материи 14. Сознание как предмет философского анализа 15. Познание, его возможности и границы           __ __   __ __
Итого __
Раздел IV. Социальная философия 16. Общество как объект познания 17. Природные основы общественной жизни 18. Общество как целостная саморазвивающаяся система 19. Философские проблемы экономической жизни общества 20. Политическая жизнь общества 21.Правовая сфера жизни общества 22. Духовная жизнь общества 23. Смысл и направленность истории               __ __   __   __ __ __ __
Итого
Раздел V. Философская антропология 24. Философские проблемы человека 25. Ценности и личность       __ __
Итого __
Всего
       

 

Раздел I. Предмет и специфика философского знания

 

1.Наименование темы «Предмет и специфика философского знания», лекция, отведено 2 часа.

 

1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.

2. Философия как мировоззрение.

3. Предназначение философии.

 

1.1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.

 

Философия – одна из древнейших форм духовной культуры и человеческого знания. Она зародилась примерно в VI в. до н.э. одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае), но своей классической формы она достигла в Древней Греции. Само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение и означает «любовь к мудрости».

Её появление ознаменовало переход от мифологического, эмоционально – образного к теоретическому ( понятийному, системному, доказательному) освоению человеком мира. Но теоретически разработанные знания о мире дают и другие, так называемые, частные науки ( физика, химия, биология и др.). В чём же заключаются отличительные особенности именно философского знания?

Первое отличиепо происхождению: философское знание есть исторически первая форма теоретического знания. Она возникла на начальных стадиях развития древних цивилизаций, когда ещё не было чёткого разграничения между философией и другими науками. Последние в зачаточном состоянии существовали в лоне философии, предмет которой был в те времена предельно широк.

Отделение от философии других наук наметилось только в период поздней античности (Аристотель), но особую силу этот процесс стал набирать с XVII – XVIII в.в., а с XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно – научному знанию о частном. С того времени между философией и другими науками устанавливаются противоречивые отношения.

Второе отличие – по предмету: если каждая из частных наук изучает отдельную сторону действительности или отдельную сферу общественной деятельности, то философия стремится постичь совокупность общих отношений человека к миру, предельно общие основания бытия. Поэтому предметом философии является всеобщее в системе «человек – мир». Она ставит и решает т. наз. вечные, мировоззренческие вопросы: что есть мир? Что лежит в его основе? Каково место человека в мире? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Для их решения философия вырабатывает систему предельно общих понятий – категорий: бытие, материя, сознание, свобода, смысл жизни и др. При этом философское знание включает в себя не только теоретическое, познавательное, но и духовно – практическое, ценностно-смысловое отношение человека к миру. По словам Н.А.Бердяева, философию (в отличие от науки) интересует не данность мира как такового, а истина мира и смысл мира.

Третье отличие – по способам познания: если частные науки опираются на конкретные факты, имеют свою эмпирическую базу, то философии присуще стремление выйти за пределы наличного опыта, т.к. она умозрительно постигает мир как целостный универсум, пытается понять его единое первоначало, а также то, какое место занимает в нём человек.

Наконец, ещё одно отличие философского знания – его место в системе культуры: философию многое сближает не только с наукой (теоретический характер знания, любовь к истине, обращение к разуму человека), но и с другими формами духовной культуры и, прежде всего, с искусством, религией, нравственностью.

С искусством её роднит уникальный характер философского творчества (во многом оно несёт на себе отпечаток личности и мышления конкретного философа), отсутствие общепризнанных истин, обращение к чувству человека. С религией её сближает вера (философ верит в исходные принципы своего учения), но если религиозная вера авторитарная, догматическая, она не требует доказательств, то философская вера опирается на разум, доказательства, объективные знания, формулирует свои выводы в рациональной форме. С нравственностью философию сближает обращённость к практическому разуму человека, т.к. ей присуще стремление к выработке нравственных принципов человеческой жизни.

На этом основано различие таких форм философствования, как: научное (Пифагор, Аристотель, Бруно, Декарт, Рассел, Маркс и др.), религиозное (Августин Блаженный, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.), художественно-литературное (Платон, Кар, Кьеркегор, Сартр, Камю и др.), моральное (Будда, Сократ, Христос …). В целом же философия, объединяя ценности истины, красоты, веры, добра, выражает полноту жизни и духовных запросов человека, находясь в соотнесении с наукой, искусством, религией, нравственностью.

И если наука, например, стремится к истине, а истина одна, то философия хочет приблизиться к познанию истины, добра, красоты, иначе говоря, к мудрости. Термин «философия» встречается уже у древнегреческого мыслителя Пифагора (580-500г.г.до н.э.), а в качестве названия особой области знания о бытии, человеке, познании он был введён Платоном (428/27-347г.г.до н.э.).

Как «любомудрие», философия постоянно настроена на диалог в историческом пространстве и времени, её проблемы не имеют окончательного и однозначного решения. Отсюда – плюрализм идей и мнений, равно претендующих на истину в решении одних и тех же философских вопросов. Несмотря на это, в философии наблюдается преемственность, которая выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики.

Всё многообразие философских проблем можно условно свести в пять больших групп, формирующих ядро философии, т.к. отношение человека (1) к миру (2) проявляется в его (мира) познании (3), оценивании (4) и преобразовании (5). Соответственно имеем следующие основные группы проблем:

антропологическая, решение которой связано с пониманием человека, его сущности, предназначения и места в мире;

онтологическая, связанная с пониманием бытия в его основных проявлениях, с соотнесением бытия и небытия:

гносеологическая, ориентированная на решение вопросов о том, познаваем ли мир, каковы пути, формы, методы познания истины, каков её критерий; ставя и решая такие вопросы, философия обращается к разработке логики – науки о законах правильного мышления («отец» формальной логики – Аристотель);

аксиологическая, которая касается происхождения и природы ценностей, того, как соотносится сущее и должное в нашей жизни;

праксиологическая, ориентированная на осмысление того, как действовать в мире, каковы цели, правила и принципы практической жизни человека.

Наличием этих групп проблем определяется внутренняя структура философского знания, его основные разделы, которые фокусируются на антропологической проблематике. Некоторые философские школы и направления, в том числе в их историческом развитии, тяготели к решению определённого круга проблем, что влияло на их предметную направленность.

Кроме рассмотренных выше основных групп проблем, в структуре философского знания выделяются области исследования, соотносимые с определёнными аспектами реальности, с конкретными фрагментами культуры: философия природы, социальная философия (учение об обществе), философия истории, этика (учение о морали), эстетика (учение о прекрасном), философия науки, философия техники, философия политики, философия права, философия религии, философия культуры. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, выдвигаемые в «ядре» философского знания – антропологии, онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии.

Среди обозначенных выше проблем в качестве главной марксистское учение выделяет так называемый основной вопрос философии (О.В.Ф.), который, согласно Ф.Энгельсу (1886г.), представляет собой вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи. Этот вопрос, имеющий, по Энгельсу, две стороны: 1) что первично – материя или сознание? и 2) познаваем ли мир? имеет в виду, по сути, два аспекта универсальных отношений в системе «человек – мир» - онтологический и гносеологический. В зависимости от способа их интерпретации выделяют различные философские направления.

В решении онтологической (бытийной) стороны О.В.Ф. философы разделяются на два основных направления: материализм и идеализм.

Материализм – философское направление, исходящее из первичности материи и вторичности, производности сознания. Согласно ему, материя является единственным основанием всего сущего, в том числе, явлений духовного порядка. Материализм существовал в исторически сменяемых формах:

▪ стихийный материализм древних мыслителей (чарваки в Древней Индии, Фалес, Демокрит, Эпику р);

▪ механистический материализм XVII-XVIII в.в. (Ф.Бэкон, Б. Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах);

▪ диалектический материализм, усматривающий источник всякого развития в материи, природе, практически-преобразовательном отношении человека к миру (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

Идеализм – философское направление, исходящее из первичности сознания и вторичности материи, считающее, что основу бытия составляет духовное первоначало. Но поскольку оно понимается по-разному, идеализм подразделяется на две основные формы: объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомизм и др.) принимает за первичное надличностное, объективно существующее духовное первоначало, порождающее из себя материальный, вещественный мир.

Субъективный идеализм (Д.Беркли, И.Г.Фихте, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) за первичное принимает индивидуальное сознание, т.е. сознание отдельного человека, субъекта, сводя мир к его ощущениям и восприятиям.

В рамках названных форм идеализма возможны две его разновидности:

рационалистический (Гегель), утверждающий, что основу бытия и его познания составляет разумное, целеустремлённое духовное начало;

иррационалистический (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), согласно которому основу бытия и его постижения составляют такие внерациональные явления, как: инстинкт, вера, интуиция, воля, разумное же, логическое познание действительности невозможно.

Кроме того, выделяют такие, исторически обусловленные учения, которые выступают как формы сопряжения материализма и идеализма. Это были, например:

гилозоизм, представители которого (Д.Бруно, Б.Спиноза), считая материю одухотворённой, не противопоставляли материю и дух;

пантеизм (Н.Кузанский, Д.Бруно), который, по существу, отождествлял бога с природой;

деизм (Ф.М.Вольтер, Ж,-Ж.Руссо), согласно которому бог, единожды сотворив мир, в дальнейшем не принимает в нём какого-либо участия.

Ещё одно основание разделения философских учений с точки зрения онтологии – вопрос о первоначалах бытия. В зависимости от его решения выделяют:

монизм, согласно которому мир имеет в своей основе одно начало и который может быть как материалистическим (диалектический материализм), так и идеалистическим (Гегель);

дуализм (Р.Декарт), сторонники которого в основу бытия клали две равноправные субстанции – материальную и духовную;

плюрализм (Г.Лейбниц), согласно которому существует множество исходных оснований бытия.

В решении второй, гносеологической стороны О.В.Ф., все философы делятся на два основных направления:

гносеологический оптимизм, представители которого признают познаваемость мира, но в случае как последовательного материализма, так и последовательного идеализма по-разному трактуют мир как объект познания;

гносеологический пессимизм – как правило, это умеренный агностицизм (античные софисты, киники, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант), утверждающий, что вопрос об истинности знания не может быть решён окончательно. А если познание реальности и возможно, то только на уровне нашего чувственного опыта. Агностицизм тесно связан с родственным учением – скептицизмом (Пиррон, М.Монтень), который выражает сомнение в возможности достоверного знания, т.к. его исходный пункт – наши субъективные и ненадёжные чувственные восприятия.

В понимании главного источника познания философы также разделяются на представителей:

эмпиризма (основатель – Ф.Бэкон), считающего, что в основе познания лежит опыт; близким к нему учением является сенсуализм, считающий источником познания чувственные данные, ощущения и приводящий при известных условиях к материализму (П.Гольбах, К.Гельвеций, Л.Фейербах), либо к субъективному идеализму (Д.Беркли) и

рационализма (основатель – Р.Декарт), утверждающего, что истинное знание может быть выведено из разума и, по существу, не зависит от чувственного опыта.

Принципиально важной для философии является также проблема метода. Метод есть система правил, приёмов, регулятивных идей – принципов, направляющих людей в их познавательной и практической деятельности. В отличие от других наук, философские методы носят универсальный (а не локальный) характер, задавая общие принципы человеческого познания во всех его формах.

Поскольку философские методы имеют фундаментальное значение, то их можно рассматривать как методы целостного миропонимания, ориентированные на вопрос о том, в каком состоянии находится мир и наши представления о мире. Соответственно тому, что мир может трактоваться как находящийся либо в состоянии развития, либо как неизменный в своих основах, в философии исторически сложились два предельно широких метода познания – диалектика и метафизика.

Диалектика есть такой философский метод, который рассматривает явления действительности во всеобщей связи, становлении, развитии, противоречивости; одновременно она выступает как всеобщий метод познания и мышления. В историческом развитии диалектики выделяют следующие основные этапы:

▪ стихийная, наивная диалектика античности, которая уже тогда приобретает форму диалектики субъективной (в школе Сократа – Платона она понималась как искусство спора, диалога, как способ выяснения понятий), либо диалектики объективной (у Гераклита текуч и изменчив сам объективный вещественный мир);

▪ идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг и особенно Гегель, разработавший целостную систему принципов, законов и категорий диалектики как теории и метода познания);

▪ материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин), понимаемая как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Метафизика – философский метод, трактуемый, начиная с Гегеля, как антипод диалектики, как способ познания, отрицающий всеобщую связь и развитие явлений, когда они рассматриваются обособленно, статично, однозначно.

Этот метод мышления был исторически обусловлен самой логикой развития научного познания, господствуя в нём в XVII – XIX в.в. Но постепенно, под напором научных фактов и открытий второй половины XIX в., метафизика стала терять свои позиции, хотя в некоторых случаях продолжает проявляться в обновлённой форме: не отвергая всеобщую связь и развитие явлений, она истолковывает их односторонне. Это, например:

▪ эклектика (произвольное вычленение отдельных сторон предмета, явления и их механическое соединение) и софистика («гибкость понятий, применённая субъективно»);

▪ «плоский» эволюционизм (абсолютизация количественных изменений) и «катастрофизм» (абсолютизация качественных изменений).

Все обозначенные выше философские направления, учения, методологические принципы получат свою дальнейшую конкретизацию в ходе рассмотрения исторического развития философской мысли.

 

Философия как мировоззрение

Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений, идеалов, которые… Философское знание носит мировоззренческий характер, составляет ядро мировоззрения, но понятие «мировоззрение» шире по…

Предназначение философии.

▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, не связанные между собой мировоззренческие… ▪ гносеологическая функция связана с обобщённо-рациональным… ▪ аксиологическая функция, поскольку философия вырабатывает ценностный подход к явлениям объективного мира,…

Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли

 

2. Наименование темы: «Восточная философия», лекция, отведен 1 час.

 

1. Философия Древнего Востока: общие особенности.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

 

2.1. Философия Древнего Востока: общие особенности.

 

Философия формируется практически одновременно в середине первого тысячелетия до н.э. сразу в трёх очагах древней цивилизации: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Две первые культуры объединяются под именем восточной философии, а Древнюю Грецию относят к философии западной.

Согласно немецкому философу Ясперсу, и та, и другая философия зарождаются в осевое время истории (около 500г.до н.э.), в период тех духовных событий, которые происходили между 800 и 200-ми г.г.до н.э. на всём протяжении от Запада до Востока. В это время начинается закат мифологической эпохи, происходит мировоззренческий кризис, закладываются основы мировых религий, возникает борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время.

Как следствие, между философскими воззрениями Востока и Запада отмечается много схожего:

▪ и на Востоке, и на Западе философия зарождается в лоне мифологии;

▪ и там, и там начала философии били связаны с возникновением классовых обществ и государства;

▪ оба типа философии обращены к общечеловеческим проблемам и ценностям: соотношение добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, смысла жизни и др.;

▪ и там, и там присутствуют учения идеалистические, материалистические, а также те, которые нельзя считать однозначно материалистическими, либо только идеалистическими.

Однако на Востоке развитие философской мысли осуществлялось в условиях деспотических государств, а потому её генезис отличается от западного. Эти отличия были отмечены, например, в знаменитом эссе К.Юнга «Различие восточного и западного мышления» (1939).

В целом восточная философия: религиозная, мистическая, духовно-практическая, малосистемная, интуитивная, интровертная – обращённая к внутреннему миру человека, ориентированная на его духовное самосовершенствование. То есть для восточной философии более характерно самопознание, нежели попытка выработать универсальные методы познания, как в философии западной.

Таким образом, вся духовная культура и философия цивилизаций Востока основана на обращении к бытию личности, её самосознанию, самоуглублению и самосовершенствованию, которые осуществляются с помощью ухода от мира внешнего, материального.

 

Философия Древней Индии.

История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪ Классическийили брахмано – буддистский (с V в.до н.э. по X в. н.э.).

Философия Древнего Китая.

Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность,… Одно из приоритетных периодизаций китайской философии – её деление на… ▪ периода Чуньцю (VIII –Vв.в.до н.э.) – Чжаньго (V-III в.в.до н.э.);

Общие особенности и периодизация античной философии.

Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от… Иным образом зарождалась и развивалась философия в Древней Греции, которая… В результате западная философия отличается следующими особенностями: она – светская, системно – рациональная,…

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.

Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и… Августин Блаженный (354-430), работы: «Исповедь», «О граде Божьем» и др. – к… Бог, с точки зрения Августина – наивысшая сущность, он сотворил мир и продолжает его творить. При этом всё существует…

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных… Это касалось и философской мысли. Например, натурфилософия (=философия природы… Но главная черта культуры и философии Возрождения – её антропоцентризм, поскольку центральным предметом интереса…

Теория познания в философии Нового времени.

1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых… Эти открытия приводят к бурному развитию опытного естествознания, к коренному… На первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания. Наибольшую остроту приобрёл вопрос: какой…

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.

Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного… 1. «Призраки рода» - ошибки, вызванные ограниченностью всего человеческого… 2. «Призраки пещеры» вызваны ограниченностью каждого отдельного человека, подверженного определённым привычкам,…

Философия французского Просвещения.

1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного… Просвещение как широкое движение общественной мысли возникло во Франции, где и… Основоположниками французского Просвещения явились Ж.М.Вольтер(1694-1778) и Ш.Л.Монтескье(1689-1755), которые…

Философия английского Просвещения.

Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704).… В своей теории познания Локк, продолжив линию английского эмпиризма, идущую от… Далее по Локку: посредством сочетания простых идей наш разум образует идеи сложные и общие. Дружба, например – это…

Концепция человека в философской системе Канта.

В творчестве Канта выделяют два периода: 1) «докритический» (до 1770г), когда он признавал познание вещей как они существуют сами по себе, т.е. был… Разрабатывая теорию познания в работе «Критика чистого разума»(1781), Кант… Кант утверждал: всё начинается с опыта, но не исходит только из опыта. При этом он различает вещи, как они существуют…

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе… Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в… В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени :

Антропологический материализм Фейербаха.

Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах подверг… Религия возникла, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности посредством присвоения Богу тех свойств, которые…

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.

Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов… Теоретическими источниками философии диалектического материализма явились… Первоначально Маркс и Энгельс находились под влиянием гегелевской философии, были идеалистами. С 1843г. под…

Марксизм и опыт XX века.

Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого… Отношение к марксизму и в нашем обществе сегодня неоднозначно: от полного его… Вместе с тем, вторая половина XX века показала, что марксизм имеет историческую ограниченность:

Философия жизни.

Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую… Исходное понятие для него - «жизнь», которую он понимает, как вечное движение,… Наиболее естественным и свободным образом "воля к власти" утверждается, считает философ, в мертвом,…

Философия и психоанализ.

Каковы основные идеи классического психоанализа З.Фрейда? Его ядро образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах… С 20-х г.г. XX в. вся психическая динамика человека выводится Фрейдом из… Наше "Я", таким образом, испытывает давление со стороны требований "Оно", "Сверх - Я" и…

Экзистенциализм.

Центральная для этого направления философской мысли категория - экзистенция (существование). Существование человека понимается ею как эмоционально и… Согласно атеистическим экзистенциалистам, человек случайно заброшен в мир,… Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема отчуждения и связанная с ней проблема свободы.…

Философская герменевтика.

Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние… Его линию продолжил немецкий философ В. Дильтей (1833 – 1911), представитель… Науки о природе ориентированы на внешний опыт, науки о духе – на внутренний, и в этой связи для философии незаменимой…

Постмодернизм.

Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении,… Постструктурализм выступил философской основой постмодернизма, важнейшим… По существу постмодернисты свели на нет прежнюю философскую проблематику: единого, сущего, объекта, истины и т.д.…

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.

Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания… Как самостоятельное сциентистское направление в философии позитивизм сложился… Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце XIX – начале XX в.в. Его создатели Э. Мах (Германия), Р.…

Современная религиозная философия.

Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия… Широкое распространение в Европе получил неотомизм, основанный на учении Ф.… Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки,…

История русской философии и ее своеобразие.

1. XI - первая половина ХVIII в.в., развивалась в религиозной форме (Илларион, Филофей, Максим Грек, Аввакум, Ю. Крижанич и др.); 2. Вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.в., эпоха Просвещения в… 3. Вторая четверть XIX - первая половина XX в.в.

Материалистические идеи в русской философии.

Новый взлёт русского материализма наблюдается с середины XIX в., что было связано с быстрым развитием отечественного естествознания, опытных наук… Среди ярких представителей материализма XIX века - А.И.Герцен (1812-1870). В… Критически перерабатывая Гегеля, Герцен резко с ним расходится в обла­сти философии истории: историю он (Герцен)…

Философия всеединства.

У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной… Философию он определял как учение об Абсолютном (положительном единстве) или… История есть, утверждал В.Соловьев, богочеловеческий процесс, конечной целью которого должно стать единение человека с…

Русский экзистенциализм.

Как мыслителя экзистенциального склада его волновала тема взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира. По Достоевскому человек не может быть… Но что есть свобода для человека? Это - свобода выбора между добром (жизнью… Но в рассуждениях Великого Инквизитора («Братья Карамазовы») проводится мысль: свобода, проповедуемая Христом и…

Русский космизм.

Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся… Отец русского космизма Н.Ф.Федоров (1829-1903) создал философию "общего… Размышляя на эту тему, Н.Федоров особо выделил два вопроса: 1 людская разобщенность, индивидуализм и 2. память об…

Судьбы России в философии XX в.

Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных… С позиций идеологии неомонархизма, Ильин выдвигал правовое обоснование… В истинно правовом государстве, на его взгляд, «власть фактически не может и не должна осуществляться всем народом…

Современное понимание бытия.

Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики… Бытие – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь… Важнейший признак бытия состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно разнокачественно, разнообразно,…

Структурные уровни материи.

При этом неорганическая и органическая природа, а также социум представляют собой самоорганизующиеся системы разного уровня, которые связаны…  

Движение, пространство, время

Как формы существования материи.

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя… Движение – свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности… Как универсальное свойство материи, движение обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Важнейшие из…

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в… Представители диалектико-материалистической философии, например, А.Г. Стиркин,… ٠ когнитивную (познавательную);

Познание как предмет философского анализа.

Структура процесса познания. Формы познания.

Проблема истины в гносеологии.

Познание как предмет философского анализа.

Главное внимание в гносеологии уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах научного знания, способах его получения и критериях… Познавательный оптимизм– философское учение, утверждающее, что мир… Познавательный пессимизмили агностицизм – философское учение о непознаваемости мира.

Структура процесса познания. Формы познания.

Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение… Уже в античности наметилось противостояние между философами в вопросе о том,… Сенсуализм – философское направление, утверждающее, что все знание производится на основе ощущений, поэтому…

Проблема истины в гносеологии

Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о… ٠ В античности была выдвинута концепция соответствия. Истину видели в… ٠ В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

Раздел IV. Социальная философия.

 

16. Наименование темы: «Общество как объект познания», лекция, отведен 1 час.

 

16.1. Предмет, стороны и функции социальной философии.

16.2. Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.

 

Предмет, стороны и функции социальной философии.

Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный… Общество в широком смысле есть устойчивое самодостаточное объединение людей,… Общество как сверхсложная, динамично развивающаяся система является объектом социального познания в лице множества…

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.

С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с… Марксизм, в зависимости от решения основного вопроса философии, разделяет эти… Принимая во внимание эти классификации, и учитывая их условность, обратимся к краткому рассмотрению основных подходов…

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.

Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё… Общество есть обособившаяся часть природы, которая выделилась в самостоятельную, социокультурную реальность в…

Воздействие общества на природу.

Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет три вида ресурсов. Это:… Понятно, что вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии, а вещество и энергия…

Общество как система, структура общества.

Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой,… Учитывая распространённый в социальных исследованиях подход к анализу общества… Вопрос: «Что такое общество и как оно устроено?» является исходной проблемой социальной философии, т.к. он отражает…

Динамика общества и его развитие.

С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с… Осмысление динамики общества осуществляется при помощи таких понятий, как… Процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Возможны различные виды процессов: касающиеся отдельного…

Факторы развития общественного производства.

Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам… ▪ непрерывный рост потребностей (личных и самого производства); ▪ научно-технический прогресс;

Политическая культура

Политическая деятельность

 
 

 


Политические нормы

Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальных групп по реализации ими своих интересов и целей… В ходе разнообразных форм политической активности между большими социальными… В свою очередь, политические отношения между людьми, объединенными в большие социальные группы, регулируются особыми…

Роль государства в политической жизни общества.

Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих… Что же такое государство? Как и почему оно возникло? Каково его соотношение с…    

Политическое бытие общества и политическое сознание.

Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем… • высокая степень выражения и отражения в нем социально-классовых интересов; … • активное влияние на другие формы общественного сознания.

Право и правосознание.

Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без… Уже в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались… В любом случае, важнейшим для философии права вопросом является выяснение сущности и природы права, который и сегодня…

Правовое состояние общества.

В процессе развития буржуазного общества утверждались формально-всеобщие равенство и свобода, что имело общечеловеческую ценность. Немецкий философ… Правовой принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным… Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Следовательно, и здесь…

Духовная жизнь общества и ее структура.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества… Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание… В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты…

Основные виды духовного освоения мира.

а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность… 1. система ценностных ориентаций (что «благо», что «зло», что «справедливо» а что «несправедливо» и т.д.);

РВ

 

В основе всего этого комплекса - религиозная вера (РВ).

Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию и идеологию (теологию); религиозный культ - обряды, молитвы, т.е особые символичные действия; религиозные организации-религиозные общины, Церковь, молельные дома, секты и т.д. По спорному вопросу происхождения религии существует два подхода:

1) богословский (теистический): идея Бога внушена людям самим Божеством путем откровения;

2) атеистический: религия - чисто «земное» явление, порожденное либо страхом и невежеством людей, либо сознательным обманом (18в.), либо самоотчуждением сущности самого человека (Л. Фейербах), либо олицетворением природных и социальных сил, подавляющих человека (марксизм). Последнее учение связывает появление религии с определенными социальными (подавленность человека стихийными силами природы и общества), гносеологическими (неспособность объяснить реальную природу господствующих над человеком сил + способность человека к образованию общих представлений) и психологическими (чувство страха, подавленности, бессилия, скорби, одиночества и та.) причинами.

Религия исторически изменялась: первобытные верования (фетишизм, тотемизм; магия, анимизм)->политеизм или многобожие (Др. Греция, Др.Рим)-> монотеизм, т.е. единобожие. В настоящее время наряду с национальными религиями (иудаизм, индуизм, синтоизм), наибольшее распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, с 6-5 вв. до н. э. (хинаяна, махаяна, ламаизм); христианство, с 1в. н. э. (католицизм, православие, протестантизм + секты); ислам, с 7в. (суннизм, шиизм). Мировые религии объединяет принцип всеобщего равенства людей перед Богом - одна из причин их широкого распространения.

Выделяют следующие социальные функции религии:

1) «душеспасительная» (по отношению к личности):

• религия способствует иллюзорному восполнению (компенсации) практического бессилия человека перед лицом возникающих жизненных проблем, утешая слабых, помогая им пережить горе и страдания;

• она формирует у человека религиозное мировоззрение, обращает человека к высшим идеалам, к божественному к раздумьям о «спасении души»;

• религиозная общность дает человеку сознание его принадлежности к своей группе верующих, ощущение, что он не одинок.

2) «духовная» (по отношению к культуре)

• религия способствует интеграции разных областей духовной культуры;

Однако всевластие религии, особенно в Средневековье ограничивало свободу науки, противоречиво влияло на искусство;

• религия является общедоступной формой развития личности через иконопись, скульптуру, религ. музыку, архитектуру и т.д.;

3) «мирская» (по отношению к обществу): религия регулирует социальные отношения при помощи определенных идей, нравственных норм, выражаемых в формах заповедей, т.е. она выступает как духовная сила, направленная на создание и поддержку существующего общественного порядка, либо против него, за создание нового порядка. Иначе говоря, религия может играть как позитивную, стабилизирующую, так и негативную роль, порождая, например, конфликты в обществе, призывая к борьбе с еретиками, иноверцами и т.д. После революции 1917г. в нашем обществе в качестве господствующей идеологии утвердился маркситстско-ленинский атеизм. С началом глубокого его реформирования был восстановлен принцип свободы совести. Она означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 18 Конституции РФ). Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется усилением влияния различных религиозных конфессий и, прежде всего, Русской православной церкви.

 

г). Наука.

В XX веке все более расширяется сфера использования науки. Она начинает играть все большую роль в управлении социального развития, в выборе путей этого развития. То есть наука превращается в серьезную социальную силу. Философия и методология науки (эпистемология) занимается выяснением того, что такое научное знание, какова его структура, каковы формы и методы научного познания и т.д.

Тезисно напомним основные положения, которые рассматривались при изучении курса КСЕ.

Наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, законов, гипотез, теорий, научных картин мира (формы научного познания). Мир науки начинает формироваться около 2,5 тыс. лет назад.

Отличаясь от обыденного познания, наука выполняет в общественной жизни множество функций, но важнейшие из них – объяснительная и практически-действенная. По глубине постижения действительности в научных дисциплинах выделяют два уровня: 1) эмпирический, где используются методы наблюдения, описания, предметного моделирования, и, главное, эксперимент; 2) теоретический (гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, системный и др. методы). Наряду с особенными методами эмпирического и теоретического познания, существуют и общие для них методы: абстрагирование, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция. Эти два уровня научного познания тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга, обеспечивая историческое развитие науки, которое осуществляется не только под воздействием социальной практики, но и по своим, внутренним законам.

Выясняется, что развитие науки идет через смену эволюционных и революционных периодов, что находит осмысление в двух ведущих концепциях – парадигмальной (Т. Кун) и концепции научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Принято выделять три научных революции– 1) аристотелевскую (VI – IV в.в. до н.э.), ньютоновскую (XVI – XVIII в.в.) и эйнштейновскую (рубеж XIX – XX в.в.). В настоящее время формируется новая, эволюционно-синергетическая парадигма в науке.

Подытожим. Духовная жизнь общества во всем многообразии ее уровней и форм – важнейшее условие решения задачи выживания и совершенствования человечества, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

 

 

23. Наименование темы: «Смысл и направленность истории», лекция, отведен 1 час.

 

23.1. Философские концепции исторического процесса.

23.2. Направленность и смысл истории.

 

Философские концепции исторического процесса.

Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстракции. В… Этот вопрос находился в центре внимания многих мыслителей, особенно с Нового… Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический…

Направленность и смысл истории.

В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику по принципу:… 2) теории прогресса:исторические оптимисты утверждают, что в истории общества преобладает прогресс, т. е. переход от…

Раздел V. Философская антропология.

24. Наименование темы: «Философские проблемы человека», лекция, отведен 1 час.

 

24.1. Проблема человека в истории социально-философской мысли.

24.2. Человек, индивид, личность.

 

Проблема человека в истории социально-философской мысли.

Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В… В античной философии человек понимался как часть космоса, как некий микрокосм,… Христианская философия, господствовавшая в эпоху средневековья, трактовала человека как венец и цель божественного…

Человек, индивид, личность.

В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие свойства и черты,… Задержим внимание на вопросе о природе и становлении человека. Его научное изучение началось в XIX в., когда возникает…

Понятие и природа ценностей.

Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его… Все сказанное равно характеризует как индивидуальное, так и общественное… Формирование аксиологических знаний прошло долгий путь, равный развитию всей философии. Различные исторические эпохи и…

Личность в ценностном измерении.

Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е.… В действительности ценности биологически не наследуемы, они приобретаются в… Конечно, влияние социальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным, возможно…

– Конец работы –

Используемые теги: Конспект, лекций, дисциплине, Философия0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

По дисциплине Теория организации Краткий конспект лекций по дисциплине
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный университет...

Конспект лекционного курса по дисциплине Философия Конспект лекцій
Українська інженерно педагогічна академія... ФІЛОСОФІЯ Конспект лекцій...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам