Концепция человека в философской системе Канта. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия». У Истоков Немецкой Классической Философии Стоял И.кант(1724-...
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? и которые можно подвести под более широкий вопрос: что такое человек? Это тот философский каркас, на котором Кант строит свою философскую систему, делая акцент на теории познания и этике(философское учение о нравственности).
В творчестве Канта выделяют два периода: 1) «докритический» (до 1770г), когда он признавал познание вещей как они существуют сами по себе, т.е. был сосредоточен на объекте познания, вопросах естествознания; 2) «критический», когда он отрицал такое познание, переходя, как считается, на позиции агностицизма и обращаясь к субъекту познания.
Разрабатывая теорию познания в работе «Критика чистого разума»(1781), Кант исследует природу познания, его возможности и границы. Он делит знание на два вида : апостериорное(послеопытное, т.е.основанное на опыте, чувственном восприятии) и априорное – доопытное, т.е. то, которое не может быть выведено из опыта, а заключается в самом познающем субъекте(человеке), в его особых познавательных способностях.
Кант утверждал: всё начинается с опыта, но не исходит только из опыта. При этом он различает вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нашего познания («вещь в себе») и вещи, как они являются нам в процессе познания («вещь для нас»). «Вещи в себе», воздействуя на наши органы чувств, вызывают хаос ощущений, которые мы упорядочиваем, благодаря:
1) априорным формам чувственности – пространству и времени (это первая познавательная способность субъекта – чувственность, на которую опирается математика);
2) априорным формам рассудка (вторая познавательная способность) – категориям (качество, количество, отношение, причинность, необходимость и др.), благодаря которым мы обобщаем и понимаем опыт, подводя его под единство понятия. Т.е. категории – это схемы мышления, априорное содержание понятий. На них основывается теоретическое («чистое») естествознание.
Способностью к самому высокому обобщению обладает разум человека (его третья познавательная способность), который стремится к абсолютному, всеобщему знанию в форме метафизики. Такое абсолютное знание находит выражение в трёх идеях: 1) идее Космоса (мира в целом); 2)идее души, 3) идее Бога. Стремясь к постижению таких вещей, рассудок, побуждаемый разумом, выходит за пределы опыта, что недопустимо. В этом случае мы впадаем в заблуждение, полагая, что с помощью категорий мы способны познавать непознаваемое – внеопытные, сверхприродные «вещи в себе». Ведь идеям нашего разума не может соответствовать реальный предмет.
Об этом свидетельствуют неразрешимые антиномии (противоположные, но одинаково доказуемые) суждения нашего разума:
I. 1) мир конечен в пространстве и времени 2) мир бесконечен в пространстве и времени.
II. 1) в мире всё просто и неделимо 2) в мире всё сложно и делимо.
III. 1) в мире существует свобода 2) в мире нет свободы, им управляет необходимость.
IV. 1) Бог(первопричина мира) существует 2) Бог не существует.
Эти антиномии свидетельствуют о диалектическом (развивающемся через противоречия) характере нашего познания и в то же время говорят о несостоятельности отвлечённой метафизики, тогда как точные и естественные науки возможны и необходимы как синтез рационального (априорные формы рассудка) и чувственного (априорные формы чувственности): «чувства без понятий слепы, а понятия без чувств пусты».
Бог, по Канту, не может быть найден в опыте. Он закрыт и для чувственного опыта, и для рассудка, а потому он является предметом веры, а не науки или философии. Но вера в Бога необходима для нравственного ограничения человеческого произвола. Собственно Бог у Канта – это и есть абсолютный нравственный закон: «..мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».
Таким образом, утверждая, что мы познаём то, что сами конструируем ( априорные формы познания), Кант приходит к агностицизму и в то же время показывает активный, творческий характер познания.
Этика Канта изложена им в работе «Критика практического разума»(1788). Человек, согласно Канту, принадлежит одновременно и к миру необходимости ( природы), и к миру свободы. В мире свободы действует практический разум – самостоятельная и свободная воля человека, которая способна руководить его поступками и предписывать ему нравственный закон.
В качестве такого добровольного и всеобщего закона должен выступать категорический императив – безусловное нравственное повеление, которое носит характер нравственного долга и никак не связано с личным интересом или выгодой.
Основные положения категорического императива :
▪ относись к любому человеку как к цели самой по себе и никогда – как к средству;
▪ поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом : не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай сам; не хочешь, чтобы у тебя крали, не кради сам и т.д.
Но как существо не только рассудочное, а и природное, человек зачастую предпочитает удовлетворение своих естественных потребностей в противовес нравственному долгу – категорическому императиву. Это противоречие, по Канту – источник зла, то, что наносит ущерб человеку и обществу.
Все темы данного раздела:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
С
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Проблема человека в истории социально-философской мысли.
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Новости и инфо для студентов