рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История русской философии и ее своеобразие.

История русской философии и ее своеобразие. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия». Русская Философия Xix - Первой Половины Xx В.в. Является Органической Частью ...

Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русской православной культуры. В ее развитии выделяют три этапа:

1. XI - первая половина ХVIII в.в., развивалась в религиозной форме (Илларион, Филофей, Максим Грек, Аввакум, Ю. Крижанич и др.);

2. Вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.в., эпоха Просвещения в России (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и др.);

3. Вторая четверть XIX - первая половина XX в.в.

С 1922 года начинается «эмигрантский» период в развитии русской философии, когда она оказывается в чуждой культурно-исторической среде и постепенно угасает. Время с последней трети XIX в. до 1922 г. именуют «серебряным веком» русской философии. Это было время религиозно-философского ренессанса, культа творчества, свободы духа, обостренного интереса к тайнам человеческой души, господства мистического начала в культуре – то, что отразилось и на русской философии того времени, давшего целый каскад оригинальных идей, имен, характеров. Эта, третья историческая форма русской философии отличается наибольшим своеобразием, и в то же время – связью с западноевропейской философией (влияние неоплатонизма, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и т.д.), т.е. в ней переплелись – западный рационализм с восточным интуитивным, мистическим мироощущением, принявшим форму русского самосознания и православия.

Ведущие темы для нее: 1. тема исторической судьбы России (ее прошлого, настоящего, будущего, ее роли и места в мировой цивилизации), 2. тема человека, его творчества, свободы, нравственных основ его жизни. В анализе этих тем в Русской философии преобладают гуманизм, нравственно-практическая направленность, тесно связанная с православным миросозерцанием и русским национальным самосознанием.

Начиналась оригинальная русская философия с постановки вопроса об исторической судьбе России. Поставил этот вопрос П.Я. Чаадаев (1791-1856), который написал цикл из восьми "Философических писем". Когда в 1836 году первое из них было опубликовано в журнале Телескоп", в просвещенном обществе разразился скандал. Николаем I Чаадаев был объявлен сумасшедшим и на год отдан под надзор полиции и врачей. Впоследствии написал работу "Апология сумасшедшего".

Суть его взглядов: Божественный разум направляет развитие народов к царству Божию. Народы Европы движутся в этой, подлинной истории, руководствуясь идеями долга, справедливости, права, порядка, которые утверждаются под дисциплинирующим влиянием католической церкви. Существование же России лишёно смысла в мировой истории, ибо Божественное провидение покинуло русский народ. В тоже время Чаадаев не отрицал великого будущего России, ибо: русский народ обладает свободой духа, и не проявил еще своей творческие силы.

Чаадаев пробудил русскую философскую мысль и стимулировал ее раскол на два полюса: славянофильство и западничество.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) проводили идею тотальности, цельности, коллективности и выступали с обоснованием самобытного пути развития России, отличного от пути западного. Это отличие они видели в православной вере и соборности (по Хомякову это – свободное единство православных верующих, основанное на бескорыстной любви к Христу) русского народа, в крестьянской общине. Воплощение и развитие этих начал русской культуры должно, по мнению славянофилов, дать миру идеальную форму человеческого общества на принципах братства, любви и цельности внутреннего мира человека. Для них было характерно понимание нации, как духовного явления и органический взгляд на общество,

Западники (ранним западником считается Чаадаев) подчеркивали приоритет индивидуально-личностного начала в общественной жизни и ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Западничество не было однородно и включало в себя три тенденции: .

1. русский (умеренный) либерализм (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) выступали за либеральные реформы, сверху во имя, "начал личности" установление "самодержавной республики";

2. революционные демократы (В.Г.Белинский, А.Н. Герцен, затем
Н.Г. Чернышевский и др.) выступали за крестьянскую революцию и «русский социализм» (Герцен), основанный на русской общине;

3. анархизм, представленный М.А.Бакуниным, который утверждал, что необходимо разрушить государство, ибо оно угнетает народ и подавляет личность. На его развалинах, нужно построить безгосударственный социализм ("анархизм"), основанный на началах народного самоуправления.

При всех различиях славянофилов и западников ("друзей - врагов") объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование ее демократизации.

Непосредственными продолжателями славянофильской традиции в 60-70 е.е. г.г. XIX в. выступали почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев), которые развивали идеи о национальной почве, как основе социального и духовного развития России. Они обличали: 3апад за бездуховность и разлагающее влияние его материалистических, революционных, социалистиче­ский идей, не отвергая при этом лучших достижений европейской культуры.

Религиозное чувство смирения сочеталось у почвенников с идеей об особой миссии русского народа, призванного дать человечеству "новые формы жизни и искусства" (А.Григорьев). По Достоевскому, русский народ - "народ-богоносец, - душа которого проникнута святыми идеалами христианства, который способен к "всемирной отзывчивости" и может стать поэтому духовной основой единения людей.

В 70-х – 80-х г.г. XIX в.в. России получает развитие народничество, идеологами которого явились П.Л.Лавров (1823-1900) и Н.К.Михайловский (1842-1904) – создатели субъективного метода социологии. По Лаврову историю делают свободные в своих действиях люди, которые, руководствуясь своими идеа­лами, борются за прогресс общества, т.е. его социалистическое переустройство. Н.К. Михайловский считал, что история существует для человека, который является высшей ценностью и высшим критерием общественного прогресса. Поэтому в анализе исторических событий нет абсолютной истины, но есть истина для человека. Она предполагает опору и на факты ("правда - истина"), и на их нрав­ственную оценку ("правда - справедливость"), т.е. ценностно-оценочное отношение к объективной истине.

Как реакция на усиление – влияния западных идей, в России начинает заявлять о себе русская национальная мысль, принявшая форму консерватизма (выступает за сохранение (консервацию) исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни). Среди его видных представителей – Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) в книге "Россия и Европа" утверждал, что не существует единой общечеловеческой цивилизации, а есть различные культурно-исторические типы народов (самобытные цивилизации), подобные различным типам живых организмов. Их он насчитывает 11, при этом нельзя говорить, согласно Данилевскому, о превосходстве той или иной культуры, хотя будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу (его сердце-Россия), который должен прийти на смену романо-германской (западноевропейской) цивилизации, переживающей упадок.

Чтобы соответствовать этой исторической миссии, Россия должна сохранять свои устои (православие, самодержавие, община), осознав себя единым народом вместе со всем славянством. Отстаивая свое право на историческое творчество, она не должна механически заимствовать европейские формы жизни.

К.Н.Леонтьев (1831-1891 г.г.) написал двухтомную работу «Восток, Россия и славянство». Восприняв идею цикличности развития культур Данилевского, Леонтьев утверждал, что каждая культура, подобно живому организму, проходит через три этапа: 1. "первичной простоты", когда она только формируется и не проявила еще всех своих возможностей; 2. "цветущей сложности", когда она внутренне дифференцируется и в то же время укрепляет свое единство; 3. "вторичного смесительного упрощения" или умирания вследствие исчерпанности своих возможностей к развитию. Западная Европа, говорит Леонтьев, вступила на путь умирания: в жажде материальных благ, немедленных демократических свобод и уравнительных прав (прогресс по-европейски), люди вступают за них в борьбу, проникаясь ненавистью, злобой и теряя индивидуальность. На этот гибельный путь может вступить и Россия.

Чтобы продлить свое историческое существование, Россия должна изолироваться от Европы – сблизиться с Востоком, стремясь к сохранению византийского идеала, включающего самодержавие, православие, сословность.

В русской философии второй половины XIX – XX в.в. выделяется множество направлений: позитивизм, неокантианство, гегельянство, интуитивизм, материализм, религиозная философия и т.д. Выделим и рассмотрим наиболее влиятельные и самобытные. Это:

материалистические идеи в русской философии (А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин);

философия всеединства (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.);

русский экзистенциализм(предтеча – Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов и близкий к экзистенциализму В. В. Розанов);

русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История русской философии и ее своеобразие.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги