рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Судьбы России в философии XX в.

Судьбы России в философии XX в. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».   Русская Философия Xx В. Продолжила Разработку Темы Судьбы Рос...

 

Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое внимание этой теме посвятил другой русский религиозный философ и публицист И.А.Ильин(1882 — 1954), но акцент он сделал на роли государственных начал в развитии России. Основные труды: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силой» и др.

С позиций идеологии неомонархизма, Ильин выдвигал правовое обоснование «сильной власти». Существование же права обусловлено наличием соответствующего правосознания, которое зиждется на «истинном патриотизме», на «чувстве государственности». По мнению Ильина, именно патриотическое единение людей, имеющее «в корне духовную природу», составляет опору государства, что, в конечном счете, и делает возможным осуществление права.

В истинно правовом государстве, на его взгляд, «власть фактически не может и не должна осуществляться всем народом сообща», а должна «осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу». В реальном воплощении эти идеи сильной власти приводили к монархии, с которой Ильин связывал «грядущую судьбу» российской посткоммунистической государственности.

Философ не скрывал своего отрицательного отношения к идее введения демократии в России. Не будучи противником демократии вообще, он допускал её возможность лишь в особых случаях. В России же власть слабая,

то есть, собственно, демократическая, «развалит и погубит» страну, ввергнет в коррупцию, безобразную смуту, гражданскую войну. При этом Ильин принципиально отличал «сильную власть» от тоталитарной, деспотической, вроде утвердившейся под видом коммунизма, власти большевиков.

Сильная власть, или монархия, несводима к жёсткой централизации: она самодержавна, но не деспотична. Отличительная черта «новой монархии» - «сильный центр, децентрализирующий всё, что можно децентрализировать без опасности для единства России». Все государственные дела окажутся разделёнными на две категории: центрально-всероссийские, верховные и местно-автономные, низовые. То есть Ильин был абсолютно убеждён, что монархия совместима с общественным самоуправлением, если между ними не будет никаких парламентарных, демократических ограждений.

В ином ключе, в духе метафизики всеединства В. С. Соловьева, проблема судеб России разрабатывалась в начале XX в. Е. Н. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход, обосновывавшийся группой русских философов-эмигрантов (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Л. Красавин) получил известность как концепция евразийства. Название течения связано с географическим именем континента Евразия, поскольку оно стремится объяснить историческое и культурное своеобразие, особый путь России особенностями ее местоположения.

В центре концепции евразийства был тезис о том, что Россия – особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру.

Размышления и дискуссии на тему исторических судеб России, ее места в мировой цивилизации, ее будущности не прекращаются и сегодня.

В целом изучение русской философии может помочь в более глубоком и полном понимании русской культуры, ее особенностей, ее исторического развития.

Круг идей отечественной философии может помочь также в поиске человеком духовных, социально-жизненных истин, в решении сегодняшних нравственных и социальных проблем, в постижении настоящего и предвидении будущего.

 

 

Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии.

 

 

12. Наименование темы: «Проблема бытия», лекция, отведен 1 час.

 

12.1. Проблема бытия в истории философской мысли.

12.2. Современное понимание бытия.

 

 

12.1. Проблема бытия в истории философской мысли.

 

Бытие – одна из главных философских категорий. Изучение бытия осуществляется в таком разделе философского знания, как онтология (от греч. – «бытие» и «учение»). Ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» (1613 г.) немецкого философа Р. Гоклениуса. Сама же онтологическая проблематика возникла гораздо раньше: еще в античной философии.

Оговоримся: необходимо различать понятия «бытие» и «субстанция», которые иногда отождествляют. Понятие субстанции (от лат. – «сущность») означает первооснову всего сущего, которая не зависит ни от чего другого. Но: хотя эти понятия тесно связаны, пересекаются, однако отражают различные аспекты жизни человека в мире. Категория бытия помогает человеку оценить свои собственные возможности, «меру своего присутствия» в мире, границы и смысл своего собственного существования. Категория субстанции помогает человеку «обжиться» в окружающем мире, установить исходные принципы структурной организации мира, связи единого и многого, генезис всего существующего.

Предельно широкое философское понятие – «бытие» по-разному трактовалось в истории философской мысли. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит), затем – атомов (бытия) и пустоты (небытия) (Демокрит). В более абстрактной форме проблема бытия была поставлена элеатами. Основной тезис Парменида, исходившего из тождества бытия и мышления таков: бытие есть, а небытия нет. Его последователи развивали эти идеи и доказывали, что бытие едино, непротиворечиво и неподвижно. У Гераклита же, напомним, бытие текуче, противоречиво и изменчиво.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия – с другой, Платон разработал собственную онтологическую систему: истинно сущим, вечным, неподвижным и совершенным бытием является иерархически упорядоченный мир эйдосов, идей, которым противостоит мир небытия – материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо оно временно, изменчиво и преходяще. Аристотель разрабатывает концепцию о четырех причинах всего сущего, проводя идею бытия в действительности и бытия в возможности.

В средневековой философии истинным бытием является Бог. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частицу истинного бытия.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени, озабоченной гносеологическими проблемами, бытие впервые отождествляется с субстанцией. Поиск субстанциальных основ бытия привел к формированию разных представлений о нем. Это – монизм (Спиноза), дуализм (Декарт), плюрализм (Г. Лейбниц).

В философии Просвещения также сохраняется представление о бытии как субстанции, но все ее свойства приписываются вещественной материи, которая существует в трехмерном пустом пространстве, линейном однородном времени и подчинена законам механики.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается только в рамках классической немецкой философии. Для И. Канта вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла: оно (бытие) зависит от познавательных способностей человека, упорядочивающих хаос реальности. Поэтому антропология, а не онтология становится ведущей подсистемой философского учения Канта. У Г. Гегеля субстанцией и первоосновой мира становится абсолютная идея. Исходная точка ее движения – бытие, как нечто неопределенное, бескачественное, неустойчивое. Следующим этапом является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления.

Марксистская философия отождествила бытие с материей, понимаемой как объективная, существующая вне и независимо от сознания, реальность. Правда, возникший в XX в. на основе трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, диалектический материализм использует понятие бытие в широком и узком смысле. Бытие в широком смысле – это весь вечно существующий, непреходящий, бесконечный во времени и пространстве мир, который включает в себя все формы существования – и материальные (вещи), и духовные (идеи).

В узком же смысле понятие бытия отождествляется с материей, которая несотворима и неуничтожима. Поэтому невозможно абсолютное небытие, оно может быть лишь относительным, когда одни материальные состояния и формы переходят в другие. Сознание же, которое содержательно отражает материальное бытие и не существует без материального носителя, есть вторичный род бытия – идеальное.

В конце XIX – начале XX в.в. происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или с природой, а с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Это либо бессознательная и свободная воля (А. Шопенгауэр), либо воля к власти (Ф. Ницше), либо исторические процессы духа (В. Дильтей) и т.д. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни.

В философии постмодернизма, сформировавшейся в последние десятилетия XX в., бытие предстает как многоплоскостная вселенная умножающихся смыслов. Человек в такой вселенной становится интерпретатором и множителем смыслов, одним из которых является его собственная жизнь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Философия».

Кафедра философии и социологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Судьбы России в философии XX в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги